В социальном плане в Средние
века человек провозглашается
пассивным участником божественного
порядка и является существом
тварным и ничтожным по отношению
к Богу. В отличие от античных
богов, как бы родственных человеку,
христианский бог стоит над
природой и человеком, является
их трансцендентным творцом и
творческим началом. Главная задача
для человека состоит в том,
чтобы приобщиться к богу и
обрести спасение в день страшного
суда. Поэтому вся драма человеческой
истории выражается в парадигме:
грехопадение — искупление. И
каждый человек призван реализовать
это, соизмеряя свои поступки
с Богом. В христианстве каждый
сам за себя отвечает перед
Богом.
Видным представителем средневековой
христианской философии является
Августин Блаженный. Не только
его онтология и учение о
боге как абсолютном бытии,
но и учение о человеке многое
берет от Платона. Человек —
это противоположность души и
тела, которые являются независимыми.
Однако именно душа делает
человека человеком. Это собственная,
имманентная субстанция его. То,
что Августин вносит нового
по этому вопросу, — развитие
человеческой личности, которое
он рассматривает в «Исповеди».
Она представляет автобиографическое
исследование, описывающее внутреннее
становление автора как личности. Здесь
мы находим и психологический самоанализ,
и показ противоречивого характера развития
личности, и указание на темные бездны
души. Учение Августина повлияло на последующее
формирование экзистенциализма, представители
которого рассматривают его как своего
предшественника.
В отличие от Августина Фома
Аквинский использует для обоснования
христианского учения о человеке
философию Аристотеля. Человек —
это промежуточное существо между
животными и ангелами. Он представляет
единство души и тела, но именно
душа является «двигателем» тела
и определяет сущность человека.
В отличие от Августина, для
которого душа является не
зависимой от тела и тождественной
с человеком, для Фомы Аквинского
человек есть личностное единство
того и другого. Душа — нематериальная
субстанция, но получает свое
окончательное осуществление только
через тело.
1.4.
Человек в философии
эпохи Возрождения.
Философская антропология эпохи Возрождения
формируется под влиянием зарождающихся
капиталистических отношений, научного
знания и новой культуры, получившей название
гуманизм.
Если религиозная философия Средневековья
решала проблему человека в
мистическом плане, то философия
эпохи Возрождения (Ренессанса) ставит
человека на земную основу
и на этой почве пытается
решить его проблемы. В противоположность
учению об изначальной греховности
человека она утверждает естественное
стремление его к добру, счастью
и гармонии. Ей органически присущи
гуманизм и антропоцентризм. В
философии этого периода Бог
не отрицается полностью. Но, несмотря
на пантеизм, философы делают
своим знамением не его, а
человека. Вся философия оказывается
проникнута пафосом гуманизма,
автономии человека, верой в его
безграничные возможности.
Так, согласно Пико делла Мирандоле
(1463—1494), человек занимает центральное
место в мироздании. Это происходит
потому, что он причастен всему
земному и небесному. Астральный
детерминизм он отвергает в
пользу свободы воли человека.
Свобода выбора и творческие
способности обусловливают то, что
каждый сам является творцом
своего счастья или несчастья
и способен дойти как до
животного состояния, так и
возвыситься до богоподобного
существа.
В философской антропологии этого
периода уже достаточно отчетливо
слышны мотивы приближающего
индивидуализма, эгоизма и утилитаризма,
связанные с нарождающимися капиталистическими
общественными отношениями и
господством частного интереса.
Так, Лоренцо Балла (1406 — 1457)
со всей определенностью заявляет,
что благоразумие и справедливость
сводятся к выгоде индивида, на
первом месте должны стоять
свои собственные интересы, а
на последнем — родины. И вообще,
по его мнению, сохраняет «свою
силу славнейшее изречение «там
для меня родина, где хорошо».
1.5.
Человек Нового времени
в европейской философии.
Влияние господства частного
интереса на Представления о
человеке, мотивы его ведения
и жизненные установки со всей
очевидностью выражены в концепции
Т. Гоббса. В противоположность
Аристотелю он утверждает, что
человек по природе своей —
существо не общественное. Напротив,
«человек человеку — волк»
(homo homini lupus est), а «война всех против
всех» является естественным
состоянием общества. Его методологический
индивидуализм и номинализм тесно
связаны с социологическим и
этическим индивидуализмом. Глубинной
же основой такого состояния
является всеобщая конкуренция
между людьми в условиях новых
экономических отношений. Сам
он в этой связи пишет:
Человеческая жизнь может быть
сравнима с состязанием в беге...
единственная цель и единственная
награда каждого из участников,
это — оказаться впереди своих
конкурентов.
Влияние развития науки на
представления о человеке и
обусловленный им антропологический
рационализм ярко обнаруживаются
в философских взглядах Б. Паскаля,
который утверждал, что все
величие и достоинство человека
«в его способности мыслить».
Однако основателем новоевропейского
рационализма вообще и антропологического
рационализма в частности по праву считается
Р. Декарт. Согласно ему, мышление является
единственно достоверным свидетельством
человеческого существования, что вытекает
уже из его основополагающего тезиса:
«мыслю, следовательно, существую» («cogito
ergo sum»). Кроме того, у философа наблюдается
антропологический дуализм души и тела,
рассмотрение их как двух разнокачественных
субстанций, имевших большое значение
для разработки психофизической проблемы.
Согласно Декарту, тело является своего
рода машиной, тогда как сознание воздействует
на него и, в свою очередь, испытывает на
себе его влияние.
Этот механистический взгляд
на человека, рассматриваемого в
качестве машины, получил широкое
распространение в тот период.
Знаменем такой концепции может
служить название работы Ж.
Ламетри — «Человек-машина», в
которой представлена точка зрения
механистического материализма
на человека. Согласно ему, существует
лишь единая материальная субстанция,
а человеческий организм —
это самостоятельно заводящаяся
машина, подобная часовому механизму.
Подобный взгляд характерен для
всех французских материалистов
XVIII в. (Гольбах, Гельвеции, Дидро).
Другая, отличительная черта их
философской антропологии — рассмотрение
человека как продукта природы,
абсолютно детерминированного ее
законами, так что он «не может
— даже в мысли выйти из
природы». Стоя на принципах последовательного
механистического детерминизма, они,
конечно, не могли ни в какой
мере признать свободу воли
человека. Еще одна характерная
черта этих мыслителей состояла
в том, что, критикуя христианскую
догматику об изначальной греховности
человека, они утверждали, что человек
по своей природе изначально
добр и не греховен.
1.6.
Немецкая классическая
философия
Основоположник немецкой классической
философии И. Кант ставит человека
в центр философских исследований.
Для него вопрос «Что такое
человек?» является основным вопросом
философии, а сам человек —
«самый главный предмет в мире».
Подобно Декарту, Кант стоит
на позиции антропологического
дуализма, но его дуализм —
это не дуализм души и тела,
а нравственно-природный дуализм.
Человек, по Канту, с одной
стороны, принадлежит природной
необходимости, а с другой —
нравственной свободе и абсолютным
ценностям. Как составная часть
чувственного мира явлений он
подчинен необходимости, а как
носитель духовности — он свободен.
Но главная роль отводится
Кантом нравственной деятельности
человека.
Кант стремится утвердить человека
в качестве автономного и независимого
начала и законодателя своей
теоретической и практической
деятельности. При этом исходным
принципом поведения должен быть
категорический императив — формальное
внутреннее повеление, требование,
основанное на том, что всякая
личность является самоцелью
и самодостаточна и поэтому
не должна рассматриваться ни
в коем случае как средство
осуществления каких бы то
ни было даже очень благих
задач.
Человек, пишет Кант, «по природе
зол», но вместе с тем он
обладает и задатками добра.
Задача нравственного воспитания
и состоит в том, чтобы добрые
задатки смогли одержать верх
над изначально присущей человеку
склонностью ко злу. Хотя зло
изначально преобладает, но задатки добра
дают о себе знать в виде чувства вины,
которое овладевает людьми. Поэтому нормальный
человек, по Канту, «никогда не свободен
от вины», которая составляет основу морали.
Человек, который всегда прав и у которого
всегда спокойная совесть, такой человек,
не может быть моральным. Основное отличие
человека от других существ — самосознание.
Из этого факта вытекает и эгоизм как природное
свойство человека, но философ выступает
против эгоизма, в каких бы формах он не
проявлялся.
Антропологическая концепция Гегеля,
как и вся его философия,
проникнута рационализмом. Само
отличие человека от животного
заключается, прежде всего, в мышлении,
которое сообщает всему человеческому
его человечность. Он с наибольшей силой
выразил положение о человеке как субъекте
духовной деятельности и носителе общезначимого
духа и разума. Личность, в отличие от индивида,
начинается только с осознания человеком
себя как существа «бесконечного, всеобщего
и свободного». В социальном плане его
учение ярко выражает методологический
и социологический коллективизм, то есть
принцип приоритета социального целого
над индивидом. В отличие от немецкого
идеализма материалист Л. Фейербах утверждает
самоценность и значимость живого, эмпирического
человека, которого он понимает, прежде
всего, как часть природы, чувственно-телесное
существо. Антропологический принцип,
являющийся стержнем всей его философии,
предполагает именно такое понимание
человека. Антропологический монизм Фейербаха
направлен против идеалистического понимания
человека и дуализма души и тела и связан
с утверждением материалистического взгляда
на его природу. Но самого человека Фейербах
понимает слишком абстрактно. Его человек
оказывается изолированным от реальных
социальных связей, отношений и деятельности.
В основе его философской антропологии
лежат отношения между Я и Ты, при этом
особенно важными в этом плане оказываются
отношения между мужчиной и женщиной.
1.7.
Антропологическая
проблема в русской
философии.
В истории русской философии
можно в русской философии
выделить два основных направления,
касающихся человека:
1) материалистические
учения революционных демократов
(Белинского, Герцена, Чернышевского
и др.);
2) концепции
представителей религиозной философии
(Федорова, Вл. Соловьева, Бердяева
и др.).
В развитии философских взглядов
В.Г. Белинского проблема человека
постепенно приобретает первостепенное
значение. В письме к Боткину
от 1 марта 1841 г. он отмечает, что
«судьба субъекта, индивидуума, личности
важнее судеб всего мира». При
этом достижение свободы и
независимости личности он связывает
с социальными преобразованиями,
утверждая, что они возможны
только в обществе, «основанном
на правде и доблести». Обоснование
и утверждение необходимости
развития личности и ее защиты
приводят Белинского к критике
капитализма и религии и защите
идей утопического социализма
и атеизма.
Защиту идей «русского социализма»
исходя из необходимости освобождения
трудящегося человека, прежде всего
«мужика», предпринял А.И. Герцен.
Его антропология рационалистична:
человек вышел из «животного
сна» именно благодаря разуму.
И чем больше соответствие
между разумом и деятельностью,
тем больше он чувствует себя
свободным. В вопросе о формировании
личности он стоял на позиции
ее взаимодействия с социальной
средой. В частности, он писал,
что личность «создается средой
и событиями, но и события
осуществляются личностями и
носят на себе их печать; тут
взаимодействие».
В работе «Антропологический
принцип в философии» Н.Г. Чернышевский
утверждает природно-монистическую сущность
человека. Человек — высшее произведение
природы. На взгляды Чернышевского оказало
влияние учение Фейербаха, и многие недостатки
последнего свойственны также и Чернышевскому.
Хотя, в отличие от Фейербаха, он вводит
в учение о человеке социальные аспекты
человеческого существования, в частности
связывает решение проблемы человека
с преобразованием общества на социалистических
началах. Как и всем представителям натуралистического
направления философии человека, ему присуща
и натуралистическая трактовка духовной
жизнедеятельности человека.