Что есть истина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:33, реферат

Описание

Для своего реферата по философии я выбрала тему «Критерий истины» и этот выбор был не случаен. В любые времена человек пытается определить для себя, что такое истина и я, естественно, не исключение. Сколько раз я пыталась определить правдивость, истинность того или иного суждения, высказывания и столько же раз сталкивалась со сложностью этого вопроса. Именно по тому, что проблема истины, так насущна и важна, я решила обратиться к мнению различных учёных, представляющих разные философские школы.

Содержание

I ВВЕДЕНИЕ
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Концепции истины
Истина как процесс
Заблуждение, ложь
Критерий истины
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

реф философ.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

  Процесс постижения истины всегда сопровождается оперированием заблуждениями. Принимая за истинное то, что на самом деле не соответствует реальности, люди впадают в заблуждения.

  Заблуждение есть непреднамеренное несовпадение нашего понимания какого-либо объекта (выраженного в соответствующих суждениях или понятиях) самому этому объекту. Свойство непреднамеренности отличает заблуждения от лжи, о которой речь пойдет ниже. Осуществляя в ходе познания поиск истины, человек пользуется возможностями свободы выбора, и именно это неизбежно приводит его к заблуждениям.

  Заблуждения — неизбежные спутники научного познания. Поэтому распространенная обыденная  точка зрения, будто наука оперирует  только истинами, не соответствует  действительности. Известный ученый-физик XX в. Луи де Бройль писал по этому поводу: «Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что науки всегда дают абсолютно достоверные положения; эти люди считают, что научные работники делают свои выводы на основе неоспоримых фактов и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ошибки или возврата назад. Однако состояние современной науки, также как и история наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так».

  Научная истина не лежит «на поверхности», ее нельзя достичь, оставаясь на уровне внешних явлений. Для постижения истины необходимо углубиться в сущность изучаемых предметов, процессов. Будучи диалектически связанными между собой, сущность и явление непосредственно не совпадают. Если бы они совпадали, тогда можно было бы ограничиться восприятием внешней стороны предметов, процессов и отпала бы необходимость в научном познании.

  На  пути движения от явлений к сущности неизбежно возникают всякого рода предположения, гипотезы. Такое гипотетическое знание (которое требует последующей проверки) часто бывает сопряжено с ошибками, заблуждениями.

  «Науке  свойственны ошибки, поскольку она  создана человеком» - Карл Поппер.

  Роль  заблуждений в науке неоднозначна. С одной стороны, они (заблуждения) уводят в сторону от истины, мешают ее постижению. Поэтому ученый, как правило, не идет сознательно на выдвижение каких-то заведомо неверных предположений; обычно он убежден в истинности своих построений. Но, с другой стороны, заблуждения нередко способствуют созданию проблемных ситуаций, которые играют полезную роль: они могут стать отправным пунктом для дальнейшего развития науки.

  История науки показывает, что путь к истине нередко лежал через заблуждения, которые, в конечном счете, оказывались необходимыми ступеньками, по которым научное познание продвигалось к истине.[2, с. 321-322]

  Истине  в познании противостоит не только заблуждение, но и ложь. Ложь – преднамеренное искажение истины в чьих-то корыстных интресах. [3, с. 416] Она предполагает сознательное, преднамеренное искажение действительности, целью которого является обман. Разумеется, ложь не в состоянии вырасти в истину, служить ее достижению. Ложь может основываться как на знании, так и на незнании, она искажает знание или подменяет его незнанием.

   Среди вариантов использования лжи  весьма распространенными являются попытки искажения действительности путем сокрытия фактов, различных недомолвок и т. д. Такая «ложь умолчанием», используемая на государственном уровне, может нанести большой ущерб обществу. Достаточно вспомнить о тяжелых последствиях длительного сокрытия истинной информации, касавшейся беспрецедентной техногенной катастрофы в Чернобыле. [2, с. 322-323] 

  1. Критерий истины

  Отделить  истину от заблуждения, оградить от последствий неточностей, просчетов, промахов познания, защитить от посягательств лжи позволяет ориентация на всесторонне обоснованный критерий истинности знания. История мировой философии свидетельствует о многочисленных попытках выявить такой критерий.

  Приверженцы рационализма полагали, что критерием  истины является само мышление в силу того, что оно ясно и отчетливо  мыслит объект. Этот взгляд отстаивали Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, некоторые философы XVIII века. Такой подход имеет неразрывную связь с признанием самоочевидности первоначальных истин, с убеждением, что они постигаются с помощью интеллектуальной интуиции.

Русский философ B.C. Соловьев считал центральным в установлении истины моральный аспект: ее критерий (мерило) предполагает добросовестную работу мышления, Он полагал, что «мерило истины переносится из внешнего мира в самого познающего субъекта, основанием истины признается не природа вещей и явлений, а разум человека».

  Согласно  взглядам немецкого неокантианца Э. Кассирера, критерием истины является внутренняя непротиворечивость самого мышления. Представители конвенционализма (А. Пуанкаре, К. Айдукевич, Р. Карнап) считают, что в основе научных теорий лежит соглашение (конвекция) между учеными, их выбор обусловлен соображениями удобства, простоты. Конвенциалисты считают критерием истины формально-логическую согласованность суждений науки с этими соглашениями (исходными или позднее введенными).

  Все более важную роль в научном познании играет формально-логический критерий истины. Он применим к аксиоматически-дедуктивным теориям и предполагает соблюдение требований внутренней непротиворечивости (это основное требование), полноты и взаимозависимости аксиом. Иногда утверждают, что этот критерий соперничает с практическим. Это, однако, не так: названный критерий позволяет провести проверку формально-логической правильности теорий, но он не служит свидетельством в пользу их истинности в плане соответствия связям и отношениям в объективной реальности. К тому же, его нельзя назвать самостоятельным. Известно, что логическая непротиворечивость (рассматриваемая как правильность) производна от операции выполнимости, реализуемой на практике.

  Действие  практики как критерия истинности знаний отнюдь не стихийно и небеспроблемно; оно основано на сознательном, целенаправленном процессе проверки конкретных теоретических положений. Успешность его проведения требует часто немалой затраты времени и усилий. Характерной чертой проверки истины практикой служит произошедшее за последние десятилетия усложнение этой процедуры, включающей широкое использование теории, подтвержденной практически. [2, с. 323-324] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    III ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Вопросы о том, «Что есть истина?» и «Каковы способы избавления от заблуждений?» всегда интересовали людей. Категории истины и заблуждения — ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны единого процесса познания, каждая из которых имеет свою специфику.

   Обычно  истину определяют как соответствия знанию объекту. Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством  его чувственного и интеллектуального  постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.

  Ученые  дают разные определения понятию  истины. Так, например, Карл Поппер на вопрос: «Что есть истина?» отвечает просто и убедительно: утверждение, суждение или мнение истинно, если и только если оно соответствует фактам. Однако при этом надо точно оговорить условия для применения предиката «истинно» к данному высказыванию и добиваться более полного соответствия. Тем самым истина объективна и есть важнейший стандарт, регулятив познавательного процесса. Понятие истины — как образца, которого мы в ряде случаев можем и не достигнуть — соотносится у Поппера с понятием заблуждения. Последнее — следствие того, что познание — дело рук человеческих, а потому «погрешимо», подвержено ошибкам, — значит мы не застрахованы от заблуждений в различных их формах (ложь, ошибка и др.). [3, с. 421- 422]

   Заблуждение – это содержание сознания не соответствующее  реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждение следует отличать от лжи.

   Ложь  – это искажение действительного  состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление.  
      Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием для отличения истины от заблуждения и ошибок?

   Для ответа на этот вопрос ученые и философии  пытались найти критерий истины.

   Так Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений. Пример такой истины – «квадрат имеет четыре стороны».

   Несомненно, что психологически важны не только ясность и очевидность мыслимого, но и уверенность в его достоверности. Однако и эта уверенность не может служить критерием истинности.

   Выдвигался  и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует  мнению большинства. Однако ещё Демокрит заметил, что вопрос об истинности не разрешается большинством голосов.

   Существует  множество вариантов того, что считать критерием истины, но все они не исключают друг друга, а только дополняют.

  Истина  — это адекватное отражение действительности, воспроизведение ее такой, какова она на самом деле. Иными словами, истина представляет собой соответствующее действительности содержание наших знаний о ней.

 

     IV СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов / В.А. Канке – М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2002. – 344с.
  2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: Учебник для вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко – Ростов н/Д: Феникс, 2006. -506, [1] с.
  3. Кохановский В.П. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / В.П. Кохановский – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 576 с.
  4. Фролов И.Т. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2ч. Ч.2 / И.Т. Фролов, Э.А. Араб – Оглы, Г.С. Арефьева – М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1989. – 639 с.
  5. Губин В.Д.  Философия: Учебник / В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатова - М.: Русское слово, 1996. - 432 с.

Информация о работе Что есть истина