Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:18, реферат
Платоном был создан и разработан один из двух основных, главных типов философского мировоззрения. Платон-создатель философского идеализма. Материализм был развит и осознан как принципиальное философское воззрение старшим современником Платона Демокритом, гениальным греческим мыслителем и энциклопедическим ученым конца V-начала IV в. до н. э. Идеализм же как учение и мировоззрение, принципиально противоположное материализму, был осознан и развит впервые только Платоном. С этого времени вся последующая история философии оказывается историей борьбы материализма и идеализма.
Под материальным миром
Платон понимает мир
Космология Платона
Переосмыслив предшествовавшую ему философскую традицию, Платон увидел в основе космоса 3 разнородных начала – это:
– это Бог-Демиург (творец; букв.: ремесленник, мастер) – активное начало,
– идеи (эйдосы) – качественное начало, и
– материя-“хора” (телесное, бесформенное, изменчивое, но восприимчивое начало, букв.: пространственность) – телесное начало.
Схема его замысла: Демиург, имея материю и «эйдосы» (идеи), создает чувственно-конкретный космос, придавая ему совершенную, сферическую форму.
Посредником между миром вечно тождественных идей и видимым миром становления в учении Платона выступает Мировая Душа. Она объединяет мир идей и мир вещей, в т. ч. и человека. Душа мира заставляет вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах. Она является источником разума в душе человека, что делает возможным познание интеллигибельного мира, мира идей. В целом она обеспечивает целесообразность и. закономерность косм. строя.
Душа мира творится Демиургом
из тождественного, иного и сущности
(или смеси тождественного и иного).
По принципу симпатии (частный случай
которого – “подобное познается
подобным”) тождественное соответствует
идеям, иное – материи, а вещам
соответствует смесь
При этом статусом подлинного бытия Платон наделяет мир идей, материя же в силу ее бескачественности и пассивности объявляется небытием, а мир чувственно-конкретных вещей – миром вечного становления. Он подлинно существует в той степени, в какой в нем воплощаются идеи. Он несовершенен, поскольку несовершенен материал, послуживший для его создания, и поскольку он существует во времени.
Время, по Платону, творится вместе с космосом, оно есть «движущееся подобие вечности».
Свое учение о мироздании, о возникновении мира и Вселенной Платон изложил в диалоге «Тимей». Этот диалог оказался единственным, который получил большое распространение в эпоху средневековья, и многие знакомились с философией Платона прежде всего по диалогу «Тимей». Диалог необычен тем, что изложение ведется от лица не Сократа, а Тимея, рассказывающего Сократу и собеседникам миф, который сам он недавно услышал. Сократ одобряет этот миф и благодарит Тимея за доставленное удовольствие.
Сами по себе эти 2 факта – то, что учение о мироздании излагается не Сократом, а Тимеем, и то, что оно излагается в форме мифа, а не в форме рассуждения, – позволяют предположить, что Платон излагает не знание, а мнение. Но в этом нет ничего удивительно, поскольку по воззрениям самого Платона истинное знание можно иметь лишь об истинном бытии, т. е. либо о мире идей, либо о душе. О мире же чувственном, который включает в себя материю, т. е. небытие, может быть только мнение, а не знание.
Создатель мира сего – Бог, вечный, благой. По своей благости Он захотел создать мир, возможно лучший, подобный Ему Самому. Мы до сих пор встречались у Платона лишь с идеями и материей, а в этом диалоге находим новое начало – Бога, царящего над двумя вышеуказанными. Многие историки думали, что это лишь удобный образ для объяснения строения мира; но на деле мы имеем основание думать, что Платон признавал единого верховного Бога, отожествляя его с идеей Блага, выше которой ничего быть не может, так как она сама выше бытия, служит конечной причиной и первым началом всего сущего и не обусловливается никакою иною высшею идеей или началом.
Самое создание природы описывается следующим образом.
Демиург (творец мира)
создал Душу Мира из смеси
пребывающего идеального и
Затем, разделив ее
сообразно основным
В этом фантастическом образе духовное смешано с вещественным.
Кроме того, многие отцы Церкви трактовали этот диалог так, будто в нем изложено учение о сотворении мира Богом, хотя здесь можно увидеть, что образец, на который Демиург взирает, это идеальный образец, уже существующий вместе с Богом, а с другой стороны, он имеет материю, из которой и творит мир. Таким образом, Бог-Демиург не творит в собственном смысле слова мир, а лишь создает его из имеющихся идей и материи.
Поскольку Демиург творит мир, взирая при этом на вечный праобраз (первообраз) идей, то мир – это еще и космос, естественная гармония.
В качестве посредника между умом космоса (идеальным образцом) и телом (материей) Демиург создает Мировую Душу – смесь того и иного, «силой принудив не поддающуюся смешению природу иного /материи/ к сопряжению с тождественным /образцом/».
Насильственное (демиургическое)
соединение в природе космоса
столь разнородных начал
Получив из трех одно целое, Демиург делит полученную уже смесь «на нужное число частей». Разделение целого тела космоса можно понять, только учитывая связь Платона с пифагорейской традицией символики чисел. Вот как описывает это Платон в “правдоподобно-мифологической” форме: « … рассекши весь образовавшийся состав по длине на две части, он (Демиург) сложил обе части крест-накрест наподобие буквы Х и согнул каждую из них в круг, заставив концы сойтись в точке, противоположной точке их пересечения.».
Интересно, что св. Ириней Лионский платоновские космогонические рассуждения воспринимал следующим образом: «то, что у Платона в Тимее говорится в физическом отношении о Сыне Божием, когда говорится, что Он (Бог) поместил Его во вселенной на подобие буквы Х, он заимствовал у Моисея. Ибо в Моисеевых писаниях рассказано, что в то время, как израильтяне вышли из Египта и были в пустыне, напали на них ядовитые животные, ехидны и аспиды и всякий род змей и истребляли народ; и Моисей по вдохновению и действию Божию взял мед и сделал образ креста и поставил его во святой скинии и сказал народу: если вы посмотрите на этот образ и уверуете, вы спасетесь через него. Вследствие того змеи, как написал Моисей, стали умирать, а народ через такое средство избежал смерти. Платон прочитал это, и не зная точно и не сообразивши, что было образ креста, в видя только фигуру буквы Х, сказал, что сила, ближайшая к первому Богу, была во вселенной на подобие буквы Х».
Смесь, из которой была образована Мировая Душа, разделена была Демиургом на 2 части, из которых были образованы 2 круга, – внешний и внутренний, верхний, соответствующий небу неподвижных звезд, и нижний, соответствующий сферам планет. Небо и планеты движутся силою Мировой Души и по ее законам совершают свои круговые движения, размеренные гармонически. Движение внешнего круга, или неба неподвижных звезд, направленное к западу, есть движение вечное, всегда одинаковое, и соответствует той части души, которая образована из стихии высшей; самостоятельное движение планет представляет собою низшую стихию: отсюда зависит их разнообразие их орбит и скоростей движения.
Движению неба соответствует и познание: мир движется и в своем движении познает идеальные и материальные начала; он познает себя самого, вечно возвращаясь к себе самому; он познает идеальные, сверхнебесные начала в движении высших сфер, в которых они отражаются, и он познает временное, чувственное бытие, которое заключается в его низшей области. Как человеческая мысль соответствует движению внутренних органов человека, так и совершенная мысль соответствует совершенному мировому движению. Земля шарообразна, неподвижна и помещается в центре мира. За землей следует сфера, или круг, к которому прикреплена Луна, затем – сферы Солнца, пяти планет, известных в древности, и, наконец, небо неподвижных звезд. [Феофраст сообщает, как передаст Плутарх, что под конец жизни, все более и более приближаясь к пифагорейцам. Платон признал подобно им центральный огонь, отказавшись, т. обр., от своей геоцентрической теории.].
Любопытно объяснение Платона относительно природы самих стихий, из которых слагается тело Мировой Души. И здесь объяснение Платона – телеологическое. Чтобы все явления мира сделать доступными осязанию и зрению, Бог составил мир из земли и огня. Но, так как эти основные стихии взаимно противоположны по своим природным свойствам, то, чтобы связать их, Бог переложил огонь и землю воздухом и водой, с той целью, чтобы идеи могли явиться в вещественном мире, воплотиться в видимых, осязаемых формах.
Итак, вначале Демиург творит Мировую Душу. Сотворив ее, Бог творит чувственный мир из 4 элементов. Он берет их в качестве образца, который уже существует. Он берет
– огонь, чтобы этот мир был видимым,
– берет землю, чтобы мир был осязаемым,
– берет воду и воздух, чтобы они связывали этот мир, и таким образом возникает чувственный мир.
Мир есть блаженное, одушевленное, живое существо. В космологии Платона характерно постоянное стремление объяснить различные части мироздания из идеи Блага, из представления о благости Творца, который создает мир по Своему образу, по подобию идеи Блага, царящей в мире умопостигаемом. Рассматривая мироздание, Демиург находит его все более и более подобным вечным образам: мир есть живое существо, вечно блаженное, существующее в бесконечном времени, соответствующее идее жизни; мир есть чувственное божество, как его называет Платон.
Но для того, чтобы
придать созданию полноту,
Взирая на созданное Им живое существо, Бог захотел сделать его еще более подобным себе и с этой целью создал "подвижный образ вечности" – время. Оно родилось вместе с небом, вместе с движением светил и ими всецело определяется. Солнце служит как бы хронометром Вселенной.
Затем были созданы живые смертные существа, причем первым был создан человек. Душу Мира Демиург творит из тождественного, неделимого и делящегося в тела. Соединяет все это и получает некоторую сущность, из которой творит Душу Мира. К остаткам этой сущности он добавляет неделимое и делящееся в тела и из этого творит души людей. Число этих душ вполне определенно и равно числу звезд.
Создавая космос Демиург «начал с того, что упорядочил эти 4 ряда [стихий] с помощью образов и чисел» (Тимей 53 a-b). Образы, о которых здесь говорит Платон, – это математические телесные формы. Выделив правильные фигуры в качестве исходных при изучении физических объектов, Платон устанавливает количественное соотношение между 3-мя космическими элементами, образованными из одинаковых треугольников, а именно между огнем, воздухом и водой. Каждая грань тетраэдра, октаэдра – икосаэдра состоит из 6 треугольников особого типа, так что в «огне» не будет 6 х 4 = 24, в «воздухе 6 х 8 = 48, в «воде» 6 х 20 = 120 “первотреугольников”.
Рассматривая природу такого первоначала, как идея, Платон почти систематически закрепляет отделенность мира идей, сущностей, первоначал от чувственного мира природы и человеческой жизни. Но целостность космоса была для любого древнего грека аксиомой. Платон убежден, что в мире есть что-то, что обеспечивает эту космическую целостность. Это сила любви.
а). Он называет эту силу «средней» – средней между богами и смертными, поскольку любовь не есть Бог, но есть влечение к божественному. Размышления об этой силе составляют особую часть философии Платона – эротику. А эротика, в свою очередь, является фундаментом космологии.
Эротика Платона – это описание особого пути к Абсолюту. Это особая форма неинтеллектуального устремления к Благу. Это устремление рождают в людях два божества Эрот и Афродита, которые приходят в мир в двух ликах. Есть демонический и героический Эрот и божественно-прекрасная Афродита, а есть вульгарные и низменные Эрот и Афродита. Первые влекут людей к хорошему, совершенному и прекрасному самому по себе, а вторые – к приятному, красивому, присутствующим в вещах и телах. В целом любовь есть устремление к пределу, энергетически мощное устремление от обыденного к идеальному, преодоление «безрассудства тела» в пользу бестелесного прекрасного. (Именно такой смысл понимания любви образовал известное словосочетание «платоническая любовь»). В этом устремлении любовь возрастает по нескольким уровням: любовь к вещам и телам, любовь к душам и идеям, любовь к идее Красота и к Благу. Высшее проявление любви – философия.