Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:18, реферат
Платоном был создан и разработан один из двух основных, главных типов философского мировоззрения. Платон-создатель философского идеализма. Материализм был развит и осознан как принципиальное философское воззрение старшим современником Платона Демокритом, гениальным греческим мыслителем и энциклопедическим ученым конца V-начала IV в. до н. э. Идеализм же как учение и мировоззрение, принципиально противоположное материализму, был осознан и развит впервые только Платоном. С этого времени вся последующая история философии оказывается историей борьбы материализма и идеализма.
Многоликая Любовь в соединении с космическим Умом образует единую жизненную силу мира. Этой силой творится мир, и она обеспечивает его единство и целостность. Эта универсальная Любовь проявляется в действиях Демиурга (Мастера) – устроителя мира, фактически Бога. Причиной творения мира является воля Демиурга, который пожелал, чтобы был мир, и чтобы «все вещи стали как можно более подобны ему самому». И это творение не из ничего, а творение «произведения» из материала мира. Этим произведением является универсальная космическая дружественность. Демиург – универсальный гармонизатор мира.
Мир в этом случае
оказывается видимым Богом и
простирается между двумя
б). Описание мироустройства
имеет у Платона два аспекта,
два облика: натуралистически-
Космическое тело определяется мировой душой и мировым умом. Причем в раннем творчестве Платона доминирует душа, а в позднем – ум. В целом же структурность Космоса, как сотворенного мира, возникает потому, что весь мир не мог оказаться столь же благостным как устроитель. Вследствие сопротивления материи к лучшему обращалось не все, что рождалось.
Лучшим созданием оказалась душа Космоса. Она творится первой, а потом заполняется телом и обеспечивает появление ума. Тем, как душа пронизывает и одухотворяет космическое тело, определяется пространственные характеристики мира, тем, как она познает Космос, создавая ум, проявляются временные, иерархические характеристики мира. При этом нулевым осуществлением ума является материя, а бесконечным его осуществлением является космос.
Такое устроение мира говорит о том, что для всего в нем предпочтительней быть одушевленным и понимающим, а не наоборот. Что порядок (космос), безусловно, лучше беспорядка (акосмии). Космос «нельзя унижать» предположением о несовершенстве, о том, что он творится как частное существо. Он творится как существо, совершенное по подобию совершенного Бога. Поэтому метафорой для его описания является «Пир» (как Платон и называет один из своих диалогов). Мир – это пиршество духа и потому пиршество природы. Пиры людей - попытка приблизиться к этому пиршеству. Все это приводит к созданию Платоном величественной мифологизированной диалектики космоса.
Ж). Творчество как фундамент мироздания. Высшей формой в таком мире является произведение, высшим искусством творчество. Творчество, так же как и любовь, всеохватное, космическое явление. Творчеством называется все, что вызывает переход из небытия в бытие.
Творческое искусство,
создающее произведение, определяет
в этом мире все. Определяя
его, мы можем его
Творчество божественное
(создание и действие), являясь совершенным,
создает совершенные
Поэтому творчество человека, постоянно балансирующее на грани подлинности и мнимости, может быть классифицировано «в глубину» как постепенно измельчающаяся в своих формах деятельность.
Каждый уровень человеческого
творчества имеет свои «полюса» удач
и неудач в создании произведений
(своеобразную диалектику удач и неудач).
Причем, если «полюс» удач составляют
полновесные результаты, то «полюс»
неудач открывает возможность
В размышлениях о
космическом и человеческом
Сам же Космос является порождением и воплощением трех феноменов: Творчества, Рациональности, Любви. Поэтому он – воплощенная Красота и символ Блага. Поэтому космологию Платона можно считать «теоретически организованной манифестацией совершенства мира, аксиоматической мифологией Красоты на почве безудержного субстанционального
Смещая акценты в объяснении
мира с мировой души к мировому
разуму, Платон делает свою систему
завершенным философским
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия Платона – абсолютный
объективный идеализм и потому, что
утверждает полное первенство идей в
мире, и потому что провозглашает
идеальность в качестве главного
пафоса человеческой жизни. Платон стремиться
охватить мир философским
Философия Платона оказалась важнейшим интеллектуальным достижением античной эпохи. В основанной Платоном школе был воспитан Аристотель, наряду с Платоном оказавший определяющее влияние на развитие западно-европейской философии. Последователи Платона в ранний и особенно поздний период истории античной философии (неоплатонизм) стали образцовыми и важными авторами, чтение которых до сих пор формирует основу философского образования.