Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 15:58, контрольная работа
В работе рассматривается предметное самоопределение философии,ее функции, назначение и основные этапы развития философии
Введение…………………………………………………………………………….….3
Глава 1. Предметное самоопределение философии, ее функции и назначение.....4
1.1. Истоки философствования……………………………………………..8
Глава 2. Основные этапы развития философии. Развитие понятии о предмете философии. Исторические типы и направления в философии…………………….10
2.1. Основные вопросы философии. Категории философии…………….…14
2.2. Структура философского знания…………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………...…17
Глоссарий………………………………………………………………………..…….17
Как уже было сказано выше, в разных философских направлениях и течениях, в различные эпохи — выделялись различные проблемы, считающиеся главными.
Исторически так сложилось, что долгое время философы решали проблему о соотношении материи и сознания: что первично — дух или материя? В зависимости от этого, как мы видели, выделились два направления — идеалистическое и материалистическое.
Параллельно с этим активно обсуждался вопрос о принципиальной познаваемости мира: познаваем ли мир? В зависимости от ответа на этот вопрос — выделялись агностики и реалисты.
Постепенно расширяется спектр вопросов, над которыми размышляют философы, все больше внимания уделяется человеку, его взаимоотношению с миром. Например, Иммануил Кант (1724-1804) в качестве основных вопросов выделял следующие: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?
Альберт Швейцер в книге «Культура и этика» спрашивает: В чем смысл жизни? Что тебе надо в мире? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь, героизм? И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?
До сих пор человек вновь и вновь задумывается над тем, как соотносятся дух (душа) и тело человека? Конечен или бесконечен мир? Каково место человека во Вселенной и как она развивается? Что есть истина и заблуждение? Что такое Добро и зло? В каком направлении движется история? и пр.
На многие из этих вопросов пытаются ответить различные науки: психология, социология, история, космология и пр. Но любые конкретные области знания рано или поздно подходят к краю своей компетенции, и тут то вступает в свои права философия, охватывающая проблемы в целом.
Для ведения философского дискурса необходимо владеть философским языком, существенной составляющей которого является категориальный аппарат. Категория (высказывание, признак) — предельно общее понятие, используемое в философии, культуре, науке и пр. Ее содержание выражает наиболее важные, существенные связи и отношения. Каждое философское направление использует свой набор категорий для разговора о своих важнейших вопросах. Для диалектического материализма важнейшими категориями являются: материя, сознания, качество, количество, сущность, явление, необходимость, случайность и т. д. Для идеализма это — Бытие, идея, мировой разум, трансценденция, творчество и пр. Для экзистенциализма — жизнь, свобода, смерть, существование и пр. Философская антропология исследует понятия человек, общение, любовь, добро, зло и пр.
Философия, в отличие от конкретных наук, изучает всеобщее в системе отношений «человек-мир». Но эти отношения — многообразны, поэтому в зависимости от того, какие именно отношения мы выделяем, и какие вопросы считаем главными — выделяют разделы философии, или разделы философского знания:
фундаментальные (Что есть мир?) — онтология
познавательные (Как познается мир?) — теория познания (гносеология)
ценностные (Что такое хорошо и что такое плохо?) — аксиология
этические (Что такое добро и зло?) — этика
эстетические (Что такое красивое, безобразное?) — эстетика
Практические (Как с этим миром взаимодействовать?) — праксеология
Ширится разворот философии к другим составляющим духовной культуры, возникают бинарные концептуальные образования: социальная философия, философия техники, философия искусства, философия истории, философия права, философия собственности и пр. То есть наряду с упрочением целостности в ней нарастает и многослойность.
Заключение
Итак, подведя итог всей работы, можно сделать выводы, что:
Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. В эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах.
Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.
Философия является неотъемлемой частью общества, его духовного развития и существования.
Список литературы:
1. Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд-во "Феникс", 2001.
2. Чанышев А.Н. Начало философии. - М.: Изд-во МГУ, 2006.
3. Введение в философию. Ч.1. (Отв. ред. И.Т. Фролов). - М., 2000.
4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 2008.
5. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? - М., 2000.
6. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии, 2002. № 9.
7. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М., 2000.
Глоссарий
Анализ – способ мысленного или реального расчленения объекта познания на части с целью выявления его структурных элементов и отношения между ними.
Антология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории сущего.
Антропология– система представлений о природе, обществе, мышлении.
Атомизм – учение о дискретном строении материи.
Бессознательное – совокупность психологических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.
Бытие – 1) обозначает весь мир(материалистическая философия). Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. Рассматривая материальность мира и его Б. как понятия тождественные, диалектический материализм отвергает идеалистическое представление о Б. как о существующем до материи и независимо от нее.
2) существование чего-либо вообще. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще. В этом случае Б. следует отличать от реальности, существования, действительности и т. д., как более конкретных и глубоких характеристик объективных процессов и явлений.
Абстракция - (от лат. abstractio — отвлечение) процесс мыслимого выделения одних и отвлечения от других свойств и связей предмета. Одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда предметов и отношений между ними и выделении какого-либо св-ва и отношения; обозначает и процесс такого отвлечения и его результаты.
Агностицизм - (от греч. agnostos — недоступный познанию) учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей, не может иметь достоверное знание о них.
Время – форма бытия материи, выражающая длительность её существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем; мера изменчивости, небытия.
Гипотеза – 1) обоснованное (не полностью) предположение о причинах явления;
2) процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обосновании (неполном) и доказательстве/опровержении.
Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его познания, отношения знания к реальности.
Движение – способ существования материи, её всеобщий атрибут, это всякое взаимодействие материальных объектов.
Дедукция – метод рационального сознания, состоящий в извлечении необходимо выводимых следствий из совокупности исходных утверждений.
Действительность – объективная реальность вообще во всей её конкретности, совокупность природных и общественно-исторических явлений, то, что реально существует и развивается, что содержит свою сущность.
Детерминизм– представление, в соответствии с которым для всякого явления существуют причины, при наличии которых это явление с необходимостью имеет место.
Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального.
Единичное – качество определённого предмета, его индивидуальность, своеобразие.
Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений в природе и обществе, обуславливающая их упорядоченное изменение.
Идеализм – это общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, духовное первично, основоположно, а материя, физическое вторично, производно.
Индукция – умозаключение, в котором посылки лишь подтверждают заключение (? – сам не понял, что написал:-).
Интеллект –способность мышления, рационального познания, «ум»; в схоластике – высшая познавательная способность.
Иррационализм– философское течение, где основное внимание уделяется чувствам, эмоциям, внутреннему миру человека.
Категории – наиболее общие понятия и принципы, описывающие структурную организацию природы, общества и рассудочной деятельности.
Качество – категория, выражающая существенную определённость объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным.
Количество – категория, выражающая внешнюю определённость объекта, его величину, число, объём, степень развития свойств.
Логика – формальная наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой отрасли знаний.
Материализм– решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия и рассматривает духовное сознание, мышление как свойство материи (в противоположность идеализму).
Материя – 1) объективная реальность, отражаемая человеком в его чувствах и мыслях; форма объективного бытия.
2) философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях.
Мера – категория, выражающая диалектическое единство качества и количества объекта, указывает предел, за которым изменение количества влечёт за собой изменение качества объекта и наоборот.
Метафизика –философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия (метафизика H философия H онтология).
Метод – способ построения и обоснования системы философского знания.
Методология– философское учение о методах познания и преобразования действительности.
Мировоззрение– это система взглядов на объективный мир и место в нём человека, а также жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания, ценностные ориентации.
Мироощущение – целостное осознание и переживание, воздействие на человека реальности в форме ощущений, эмоций.
Покой – результат или способ движения.
Практика – целеполагающая деятельность людей, освоение и преобразование действительности.
Представление– чувственное отражение объекта, позволяет воспроизвести предмет мысленно при его отсутствии.
Пространство– форма бытия материи, характеризующая её протяжённость, структурность, взаимодействие элементов.
Пространство и время – всеобщие формы бытия материи.
Противоположность – одна из сторон диалектического противоречия, которая представляет и
исключает другую противоположность; крайняя степень неодинаковости в чём-то сходном; наличие внутреннего единства противоположных сторон.
Противоречие– утверждение об одновременной истинности и ложности какого-либо высказывания.
Развитие – существенное, необходимое движение, изменение чего-либо во времени.
Различие – несходство, несовпадение, неодинаковость в предметах или явлениях.
Рационализм– (от лат. – «разум») это учение, согласно которому все наши знания выводятся из разума (основатель - Рене Декарт).
Реальность – бытие вещей в его сопоставлении с небытием, а также с другими формами бытия.
Самосознание– осознание и оценка человеком самого себя как личности и как субъекта практической и познавательной деятельности.
Синтез – понятие, противоположное анализу, характеризующее способ соединения различных элементов в целое.
Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определённую целостность, единство.
Скачок – коренной перелом в развитии предмета или явления в результате качественных изменений
Смысл – это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных индивидов; конкретизация значений предмета.
Стихийный материализм – несознаваемое, неоформленное, философски бессознательное убеждение в объективной реальности внешнего мира.
Сознание – субъективное отражение объективной реальности, высший уровень духовной активности человека как социального существа.
Софизм – логически неправильное рассуждение, выдаваемое за правильное.
Субъект – 1) логический термин, относящийся к структуре суждения и обозначающий то, о чём идёт речь, что составляет предмет высказывания;
2) истинно сущее, субстанция вещи;
3) источник предметно-практической и познавательной активности, направленной на объект.
Суждение – мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел.
Существование – всё многообразие изменчивости вещей, их связей и взаимодействий.
Сущность – смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе.
Сущность и явление – диалектические взаимосвязанные характеристики предмета.
Схоластика – тип религиозной философии, характеризующийся подчинением теологии.
Сцентеизм – течение философии, которое абсолютизирует роль науки в системе культуры и жизни общества.
Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий новые материальные и духовные ценности.
Теория – сложная и наиболее развитая форма организации научного знания, представляющая целостную и логически согласованную систему, дающую всеобъемлющее представление о существенных свойствах определённого явления или области действительности.
Тождество – категория, выражающая равенство, одинаковость предмета с самим собой или равенство нескольких предметов.
Информация о работе Философия - общая теория мира и человека в нем