Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:11, контрольная работа
Индийская философская мысль – древнейшая в мире. Её история начинается с Вед (буквально «ведение», «знание»), возникших, между вторым и первым тысячелетием до н. э. и являющихся одним из древнейших литературных памятников человечества.
1. Общая характеристика философии Древней Индии.
2. Ортодоксальные школы философии
3. Неортодоксальные школы философии.
В учении Кришны имеется противоречие между стремлением обосновать необходимость социальной деятельности и требованием посвятить себя богу, однако в целом концепция «Гиты» довольно стройная и детально разработанная. Это произведение оказало огромное влияние на всю последующую социальную мысль Индии.
В «Махабхарате» наряду с религиозно-идеалистическими концепциями гораздо полное отражение, чем в Упанишадах, получили и материалистические по своей сути учения, среди которых выделяют учение Бхарадваджи о пяти элементах (бхуда-вада), о внутренней природе (свабхава-вада), учение мудреца Бали о времени (кала-вада). Вершиной материалистической мысли эпического периода можно считать, пожалуй, учение Пачашикхи, разработавшего материалистический вариант санкхьи, но сохранившего пессимизм её этики.
Древнеиндийская философия имеет некоторые общие черты, отличающие её от древнегреческой философии. Одна из этих отличительных черт состоит в том, что индивидуальное творческое начало в индийской философии выражено чрезвычайно слабо. Хотя источники и донесли до нас отдельные имена индийских философов, но их индивидуальный вклад в индийскую философию в значительной мере растворён в коллективном творчестве, принявшем форму того или иного направления или школы. Эта своего рода «безликость» индийской философии, характерная и для других сфер индийской духовной культуры, была в эпоху древности и средневековья прямым выражением могущества нивелирующей традиции, которая определялась устойчивостью социально-экономических форм индийского общества в эту весьма длительную историческую эпоху. Та же «безликость» философской мысли в Индии неразрывно связанна и с такой её чертой, как крайняя хронологическая неопределённость её памятников, иногда датируемых в диапазоне не только веков, но и целых тысячелетий. В духовной культуре Древней Индии почти отсутствовала историческая наука, столь богато представленная в греко-римском мире да и в Древнем Китае.
Другая отличительная черта индийской философии рассматриваемой эпохи - значительно меньшая, чем в Древней Греции, связь с собственно научной мыслью. Вообще говоря, вне отношения к научному знанию нет никакой философии, в том числе и философии древнего мира. Однако характер связи философии с конкретно - научным знанием был различен уже в древнем мире. Отдельные элементы естественно – научной мысли, отражавшие тысячелетний опыт человечества, были вкраплены в религиозно – мифологическую идеологию. Недаром жрецы, будучи профессиональными служителями религиозных культов, одновременно выступали в странах Древнего Востока главными носителями учёности и знаний. Только учитывая наличие такого рода знаний, основанных на общечеловеческом опыте (например, медицинских, наиболее характерных в этом отношении), можно понять тот факт, что исходным пунктом развития философской мысли в Древней Индии – да и в других странах древнего мира – стала религиозно – мифологическая мысль.
Особо важную роль в становлении философии как особой формы общественного сознания, её выделение из мифологического лона сыграла математика (в несколько меньшей степени астрономия). Математика в Древней Индии, особенно такие её разделы, как арифметика, а за тем и алгебра, достигла очень больших результатов, превзошедших то, что было сделано в этих областях в Древней Греции. Однако эти достижения относятся в основном к первым векам нашей эры, когда философская мысль существовала уже много веков и когда определилась зависимость её преобладающего идеалистического потока от религиозно – мифологической традиции. И хотя индийская философия древности не сводилась только к этому потоку, а заключала в себе и ряд материалистических идей, положений и учений, для которых характерна более или менее тесная связь с естественнонаучной мыслью. Но в целом по сравнению с античной, греко – римской философией такая связь для индийской философии менее показательна.
Предметом первых философских размышлений, естествен, становились не только явления природы, окружающей человека, но и мир самого человека и в его отношениях с окружающими людьми, и в его индивидуальном существовании. Отсюда понятно, что этико – социальная и этико – психологическая мысль не отделима от философии уже при самом её возникновении. В индийской же философии поток этико – психологической мысли был наиболее значительным. Философия Древней Индии отличается многосторонней и глубокой для своей эпохи постановкой психологической проблематики.
Ортодоксальные школы философии.
Основные ортодоксальные учения древнеиндийской философии Веданта («завершение вед»). Основные положения Веданты изложены Бадараяном в сочинении Веданта – сутры. Введантах существует два направления - адвайта и вишишта – адвайта. Основателем адвайты был Шанкара в 8 в. Согласно адвайте в мире не существует никакой другой реальности, кроме единой духовной сущности – Брахмана, который неопределим, необусловлен и бескачествнен. Представление о многообразии предметов и явлений вселенной является результатом неведенья – кроме бога все являются иллюзией. Основные методы познания, согласно адвайте, - это интуиция и откровение, а вывод и ощущение играют второстепенную роль. Цель человека – постижение того, что за всем многообразием стоит единое божество. Согласно вишишта – адвайты, основоположником которого является Рамануджи, существует три реальности: материя, душа и бог. Они находятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Без бога и душа и тело могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность. Цель человека – освобождение от материального существования, которого можно достичь путём духовной активности, знаний и любви к богу.
Миманса. Цель мимансы – оправдание ведического ритуала, но содержащиеся в Ведах философские и религиозные положения должны быть логически обоснованны. В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощённого состояния не может быть рационально объяснено, оно достижимо только с помощью знаний и сознательных усилий. Основное внимание должно быть направленно на неукоснительное соблюдение религиозного и общественного долга – дхармы, который заключается в выполнении обрядов и в подчинении запретам, налагаемым кастой. Следование дхарме приведёт индивида к конечному освобождению. Миманса признаёт существование материального и духовного начал во вселенной.
Санкхья. Данное учение признаёт существование двух первоначал во вселенной: материального - пракрити (материя, природа) и духовного – пуруши (сознание). Материально начало находится в постоянном изменении и развитии, подчинено закону причинно – следственной связи. Духовное начало – это вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в котором оно находится, так и процесс эволюции вселенной, взятой в целом. Все изменения материального начала зависят от того, в каком отношении в ней представлены тригуны (основные тенденции существования материального мира): саттва (ясность, чистота), тамас (инертность), раджас (активность). Сочетание этих гунн приводят к появлению всего многообразия природы. Контакт материального начала с духовным приводят к развитию индивида и вселенной. Каждое живое существо состоит из трёх частей: духовного начала , тонкого тела и грубого тела. Тонкое тело состоит из интеллекта, органов чувств и связанных с ними элементов и чувства «Я». Тонкое тело является средоточием кармы и следует за духовным началом, пока последнее не достигнет полного освобождения от воплощения в какое – либо существо. Грубое тело состоит из материальных элементов и гибнет со смертью существа.
Ньяя. Возникновение данного учения связанно с древним мифическим мудрецом Готамой. Согласно ньяе, существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание которых образует все предметы. Кроме того, во вселенной существует бесчисленное множество душ, которые могут быть связанны с материальными атомами, либо могут быть в свободном состоянии. Высшим духовным регулирующим началом является бог Ишвара. Бог не является создателем атомов, а только создаёт сочетание атомов и вызывает связь душ с атомами или освобождение душ от атомов. Учение признаёт четыре способа познания: ощущение, вывод, аналогию и свидетельство других людей.
Вайшешика. (с санскрита – «особенность»). Учение устанавливает семь категорий для всего существующего: субстанцию, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. «Субстанция», «качество», «действие» существуют реально. «Общность», «особенность» и «присущность» - продукты умственной деятельности. Категория «особенность» играет особую роль в учении, так как в ней отражается реальное разнообразие субстанций. Мир состоит из субстанций, обладающий качеством и действием. Вайшешика выделяет девять субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Атомы земли, воды, света и воздуха образуют все материальные объекты. Атомы вечны, неделимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все протяжённые тела. Соединением атомов управляет мировая душа. В результате постоянного движения атомов мир, существующий во времени, пространстве и эфире, периодически создаётся и разрушается. По качеству атомы разделяют на четыре рода, в зависимости от происхождения. Атомы вызывают четыре вида ощущений: осязание, вкус, зрение и обоняние.
Йога. Йога опирается на Веды и является одной из ведических школ. Йога означает «сосредоточение», её основателем считается мудрец Патанджали . Согласно учению, основной целью поступков человека должно быть полное освобождение от материального существования. Два условия такого освобождения – войрагья ( бесстрастие и отрешённость) и йога (созерцание). Первое основано на убеждении бесплодности мирской жизни, исполненной зла и страданий. Йога – есть индивидуальный путь спасения, предназначенный для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для сознания собственного единства. При успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений и сосредоточенности). Кроме этого, йога включает в себя и правила приёма пищи. Пища делится на три категории соответственно трём гуннам материальной природы, к которой она относится. Например, пища в гуннах невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего это мясо).Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям.
Неортодоксальные школы философии.
Джайнизм. Джайнистская школа возникла в 6 веке до нашей эры. Философия джайнизма получила своё название по имени одного из основателей – Вардхамана по прозвищу победитель («Джина»). В основе Джайнизма лежит учение о таттвах – сущностях, являющихся исходным материалом, из которого строится мир, и вместе с тем фундаментальной истиной, из которой строится знание. Две главные таттвы – это джива (душа), основное свойство которой сознание, и аджива (всё, что не является душой). Материя- одна из разновидностей адживы, обладающая качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна и доступна органам чувств, изменяема, не имеет начала и конца и не является результатом божественного творчества. Единой души, или высшего бога, не существует. В мире существует огромное и неизменное количество душ, воплощённых в живые существа или невоплощённых. Души, как материя, никем не созданы, и существуют изначально и всегда. Всякая душа всеведуща, всепроникающа и всемогуща, но её возможности ограничены телом, в котором она живёт.
Цель учения джайнизма – достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это от того, что душа склонна отождествлять себя с телом. И несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности её безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несёт в себе также бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души – в её привязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи. Это знание передаётся учителями, которые победили (отсюда Джина – Победитель) собственные страсти и способны научить этому других. Знание – это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма.
Буддизм. Зародился в 5 – 6 вв. до нашей эры, в 3 веке до нашей эры провозглашён официальной религией. Основатель учения – Сиддхартха, прозванный Буддой (просветлённым). Выдвинул три положения : жизнь исполнена страданий, существует причина возникновения страданий, есть возможность избавления от страданий. Проповедует избавление от страданий путём отказа от желаний и достижение «высшего просветления» - нирваны. Нирвана - состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от мыслей, внешнего мира. Единого бога не существует. Душа как особая сущность не существует. Существует лишь поток постоянно сменяющихся состояний сознания. Всё существующее в мире временно.
Локаята(Чарвака). Возникновение данного учения связывают с мифическим мудрецом Брихаспати, ряд постулатов приписывают Чарваке (поэтому иногда это учение называют «Чарвакой»).
В основе Локаяты лежит учение о том, что все предметы состоят из четырёх элементов: земли, огня, воды и воздуха. Элементы существуют вечно и являются неизменными. Все свойства предметов зависят от того, сочетанием каких элементов они являются, и от пропорций, в которых эти элементы сочетаются. Сознание, разум и органы чувств тоже возникают в результате сочетания этих элементов. После смерти живого существа это сочетание распадается, его элементы присоединяются к элементам соответствующей разновидности неживой природы. Единственный источник познания – ощущение. Органы чувств могут воспринимать предметы, так как они сами состоят из тех же элементов, что и предметы. На этом основании учение отрицает существование внечувственных объектов, и прежде всего бога, души, воздаяния за дела, рая, ада и т.д. То есть отрицает существование какого – либо другого мира, кроме материального.
Литература:
1. Индийская философия: энциклопедия/отв. ред. М.Т. Степанянц; Институт философии РАН. – М.: Восточная литература, 2009. – 950с.
2. Антология мировой философии. М.,изд. «Мысль», 1962.
3. Бауер В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. М., «Кронпресс», 1995.
4. Боги, брахманы, люди. Перев. с чешск. М., изд. «Наука», 1969.
5. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963.
6. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., «Аревазун», 1996.
7. Рудой В.И. Была ли философия в древней и раннесредневековой Индии? // Восток: философия, религия, культура. Труды теоретического семинара. – СПб., 2001. – с.53-63.
8. Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья. Учебное пособие. – М., 2008. – 255с.
9. Чаттержи С., Датта Д. Индийская философия. Пер. с анг. – М.,1994. – 416 с.
1