Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:16, курсовая работа
Цель настоящего исследования – охарактеризовать взгляды К.Ясперса на исторический процесс и смысл истории.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ К. ЯСПЕРСА
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА И ПЕРИОДИЗАЦИИ
ГЛАВА 3. СМЫСЛ ИСТОРИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
9
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ К. ЯСПЕРСА
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА И ПЕРИОДИЗАЦИИ
ГЛАВА 3. СМЫСЛ ИСТОРИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Труды немецкого мыслителя Карла Ясперса пришли в Россию с большим опозданием. Во времена исторического перелома в жизни нашего общества их появления стало большим интеллектуальным событием, ведь именно в этот период стали широко вестись дискуссии о поисках исторического смысла и собственного пути развития. История нашей страны постоянно изобилует невероятными поворотами и зигзагами, которые, однако, не приводят пока к разрешению насущных проблем. В этой связи представляется актуальным изучение философского наследия немецкого мыслителя К. Ясперса.
На такие же трагические и переломные моменты в истории Германии (30-40-е века XX века) пришелся пик творческой активности Карла Ясперса. Осознание предстоящих социальных катаклизмов мирового масштаба сыграло определяющую роль в развитии его научного мировоззрения.
В этой атмосфере немецкий философ разрабатывает концепцию глобального единства человечества, его истории и общности жизненных ценностей. Эта концепция обосновывает бессмысленностью войн и социальных конфликтов в мире. Ясперс был убежден, что история, не имеющая единства, не может иметь и смысла.
Цель настоящего исследования – охарактеризовать взгляды К.Ясперса на исторический процесс и смысл истории.
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
1) Подобрать, изучить и систематизировать для изложения литературу по теме.
2) Охарактеризовать эпоху становления философских взглядов Ясперса и определить предпосылки формирования его научного мировоззрения.
3) Проанализировать особенности линейной теории мирового исторического процесса, сформулированной в трудах К. Ясперса.
4) Рассмотреть основные положения периодизации истории и проблему единства.
5) Определить содержание смысла истории и программы К. Ясперса о глобальном единстве мировой истории.
6) В заключении подвести итоги работы и представить выводы на основании изученного материала.
Предмет исследования – философское наследие К.Ясперса.
Объект исследования –
1) биография мыслителя и ее связь с формированием философских взглядов;
2) концепция всемирно-исторического процесса и ее роль в исторической науке.
Основным материалом для изучения вопросов, поставленных в исследовании, является массив учебной и научной литературы, авторефераты диссертаций [7, 13], опубликованные труды К. Ясперса (как основной источник), а так же материалы периодической печати [3, 11] и научных сборников [4, 6, 10, 14], посвященные исследуемой проблеме. Особый интерес представляет монография Ф.Б. Байдаевой [1], в которой анализируются ключевые проблемы теории Ясперса; показана связь проблем времени с необходимостью философского осмысления проблем современного человека.
Среди исследований, посвященных анализу концепции культурного времени Карла Ясперса, хочется отметить работу П. Гайденко «Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса» [18, вступит.ст.]. Обстоятельно и скрупулезно анализируя жизненный путь мыслителя, его переписку, статьи и монографии, Гайденко выстраивает четкую системы взглядов Ясперса с позиции историзма; дает социальную и культурологическую оценку различных аспектов его теории.
Основы экзистенциализма Ясперса глубоко исследованы в работе О. Больнова [2], здесь же излагается и анализируется историческая концепция мыслителя. Критический анализ взглядов Ясперса на религию представлен в работе А. Типсиной «Философия религии К. Ясперса» [12]. Исследуя понимание Ясперсом философской веры, автор называет Ясперса основоположником религиозного экзистенциализма.
Социально-политическим взглядам Ясперса посвящена статья профессора А. Борозняка [3] и небольшая работа С. Рящикова [9].
Анализ этих и других источников позволяет исследовать вопросы об идейных истоках исторической концепции Ясперса, а так же определить место и значение данной концепции в истории философии. Основной упор в настоящей работе мы постарались сделать на цитирование первоисточников – опубликованных на русском языке философских работ К. Ясперса [16, 17, 18, 19].
Структура работы: Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введение обосновывается актуальность, ставятся цель, задачи; конкретизируются предмет и объект исследования. В первой главе анализируются предпосылки становления личности и научного мировоззрения К.Ясперса в контексте исторического времени, представляется характеристика основных периодов его научной деятельности. Во второй главе представлена ясперсовская периодизация истории, характеристика понятий «осевого времени» и «оси мировой истории», а так же рассматриваются, поставленные ученым проблемы единства истории и пути развития. В третьей главе речь идет о прогнозах Ясперса на будущее мировой истории и раскрывается сущность его взглядов на смысл истории. В заключении представлены выводы и обобщающий материал по исследуемой проблеме. Список использованной литературы, состоящий из 20 источников, завершает работу.
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО
МИРОВОЗЗРЕНИЯ К. ЯСПЕРСА
Невозможно себе представить человека, чья система мировоззрений была бы «оторвана» от окружающей его действительности, оттого, что в совокупности формирует различные стороны его реальной жизни. И, разумеется, изучение системы научного мировоззрения того или иного мыслителя диктует необходимость изучения его жизненной и творческой биографии. Это дает возможность комплексного и наиболее объективного анализа его научных воззрений, а так же способствует выявлению основных причин их трансформации.
В чрезвычайно сложной для народа Германии обстановке формировалось мировоззрение выдающегося немецкого ученого Карла Ясперса. Время его активной творческой деятельности приходится на 20-50-е годы ХХ столетия, когда Германия переживала самые трагические этапы своей истории, в силу чего основные идейно-теоретические выкладки ученого несут в себе отчетливые характеристики эпохи.[1]
Карл Ясперс родился 23 февраля 1883 г. в городе Ольденбург одноименного герцогства (территория современной нижней Саксонии), близ побережья Северного моря. Его отец (1850-1940), юрист, а впоследствии – директор банка, происходил из торгового и крестьянского рода.[2] Отец, в воспоминании Ясперса, предстает перед ним как человек незаурядный, ненавидевший рутину, доктринерство, ханжество. Он приучал детей с раннего возраста к самостоятельным и ответственным поступкам и суждениям. Ясперс с большой любовью и признательностью вспоминал своих родителей.
В 1901 году юный Ясперс окончил классическую гимназию и поступил в Гейдельбергский университет, где в течение трех семестров изучал право, после чего, окончательно охладев к юриспруденции, перешел на медицинский факультет, который окончил в 1908 году.
Чем, однако, объясняется такой резкий поворот, разочарование в избранной изначально профессиональной карьере? Вероятнее всего причина заключалась в том, что он разуверился во всем, что считается бесспорной основой любого цивилизованного государства – в законе, который казался Ясперсу абстракцией от жизни общества, совершенно чуждой будущему мыслителю. Он не был доволен ни собой, ни состоянием германского общества, ни фикцией общественного мнения. «Основное ощущение, - пишет он, - было таково: что-то неладно в мире людей и во мне самом».[3] Таким образом, налицо факт нежелания отстаивать в качестве юриста тогдашние законы немецкого общества, устоев которого он не понимал и не желал понимать. А, учитывая особенности его бескомпромиссной натуры, невозможно даже предположить саму вероятность его дальнейшего обучения на юридическом факультете.
Однако теперь предстояло выбрать в жизни определенную дорогу и двинуться по ней. Он хотел знать все, что только возможно; как ему представлялось, медицина открывала широкие горизонты, потому, что была связана со всеми естественными науками, а предметом своим имела человека.
Став врачом, он надеялся найти признание в обществе. Интерес к медицине, помимо прочих мотивов, сформировался у молодого Карла из-за его врожденной болезни: он страдал неизлечимым заболеванием бронхов, постоянно провоцировавшим сердечную недостаточность.
На факультете молодой Карл подружился с одним достаточно одаренным студентом Эрнстом Майером, братом своей будущей супруги Гертруд Майер. Характерно, что и брат, и сестра Майер живо интересовались философией, причем Гертруд изучала философию профессионально. Карл познакомился с ней в 1907 году, а спустя три года они поженились. С тех пор одиночество больше не мучило Ясперса: в жене он нашел не только любящую душу, но и близкого по внутреннему миру человека.
Таким образом, профессиональный интерес к общественным наукам у молодого естествоиспытателя – ведь медицина принадлежит к естественным наукам – развился не без влияния его жены и «философствование на уровне экзистенции», о котором впоследствии так много писал Ясперс, составляло одну из самых больших радостей его семейной жизни.
Ко времени, когда началась первая мировая война, Ясперс уже закончил медицинский факультет, и, получив профессию врача-психиатра, с 1909 по 1915 год работал научным ассистентом в психиатрической и неврологической клинике в Гейдельберге. Здесь он написал свою первую большую работу «Всеобщая психопатология» (1913), которую в последствии защитил в качестве диссертации. А затем получил степень доктора психологии.
После защиты диссертации он начал читать лекции по психологии в Гейдельбергском университете; среди его первых тем была психология характеров и дарований, а так же патография выдающихся личностей (актуальная в то время тема – гений и болезнь).
Изучение политических и социологических трактатов и знакомство с видными мыслителями того времени привели к тому, что Ясперс все более увлекался историей философии. В 1913 году он получает доцентуру на философском факультете Гейдельбергского университета.
В 1919 году Ясперс издает плод многолетнего труда – «Психологию мировоззрений», которая затрагивала уже собственно философские проблемы. Она принесла ему большую известность.
Самим Ясперсом признается тот факт, что «Психология мировоззрений» несет на себе печать влияния Макса Вебера, которому он во многом обязан как своей мировоззренческой – особенно политической ориентацией, так и своими методологическими подходами к анализу философских проблем. В своей «Философской автобиографии» Ясперс, в частности, писал: «Всем мышлением и всем существом своим Макс Вебер… глубоко влияет на мои взгляды, как не влиял ни один другой мыслитель».[4]
Для творчества Вебера было характерно сочетание серьезного научного интереса к истории с озабоченностью острыми политическими проблемами современности, а лейтмотивом его исследований является тема рациональности как исторической судьбы западного общества и организующего принципа познания. Вебер настаивал на том, что социальное и историческое познание, так же, как и естественные науки, должно быть свободно от субъективных оценок.[5]
Вероятнее всего, в учении Вебера Ясперса привлекало «жесткое разделение личностного мировоззрения с одной стороны, и научного исследования, с другой».[6]
Сближение Ясперса с Вебером был острый интерес к политике. Семья Ясперсов была не чужда политических интересов: дед и отец Карла, а так же два брата его матери были депутатами ландтага в Ольденбурге. Кроме того, отец философа в течение многих лет был председателем Ольденбургского магистрата. Поэтому, Ясперс, как и Вебер, с ранних лет в кругу семьи слышал обсуждение самых разных политических вопросов.[7]
Смерть Вебера была ощутимым ударом для Ясперса: «Когда в 1920 году Макс Вебер умер, - пишет он, - у меня было чувство, будто перевернулся мир.[8]
В монографии Ф. Байдаевой отмечается влияние на мировоззрение Ясперса философии Канта и Кьеркегора. Автор указывает, что «для К. Ясперса философия Канта была толчком к осознанию новой перспективы развития онтологии через обращение к человеческим смыслам бытия, к новому мышлению».[9] Проблема сознания в контексте проблемы времени, интересовавшая Канта, нашла свое отражение в философии Карла Ясперса.
Как и Кьеркегор Ясперс считает, что «историческому процессу нет никакого дела до людей, история — это только испытание, в котором проверяется и закаляется человечность».[10]
На 20-е годы приходится взлет творчества корифеев немецкой социально-политической и исторической мысли: Макса и Альфреда Веберов, Хейзинги, Шпенглера, Ранке и, разумеется, Ясперса.
Когда 1 апреля 1922 года Ясперс получил кафедру, став ординарным профессором в Гейдельберге. Он стал заниматься изучением общественных наук более основательно.
Начиная с середины 20-х, годов Ясперс становится одним из ведущих ученых Германии. Однако с установлением диктатуры национал-социалистов в жизни Ясперса наступает тяжелый драматический период. С 1933 года он был лишен возможности принимать участие в управлении университетом, поскольку был снят со всех постов, имевших отношение к университетской администрации. В 1937 году его окончательно отстраняют от преподавания и, наряду с профессурой, в 1938 году лишают права издавать в Германии свои работы. Одной из причин было то, что жена Ясперса – еврейка.[11] Будучи женатым на еврейке, Ясперс, таким образом, терял все права на своей родине.