Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:16, курсовая работа
Цель настоящего исследования – охарактеризовать взгляды К.Ясперса на исторический процесс и смысл истории.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ К. ЯСПЕРСА
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА И ПЕРИОДИЗАЦИИ
ГЛАВА 3. СМЫСЛ ИСТОРИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги работы.
Теория К. Ясперса относится к линейно-стадиальной схеме осмысления истории. В книге «Истоки истории и ее цель» автор отрицал марксистскую формационную схему за определяющую роль в ней материальных факторов. Он не отрицал их значения, но считал, что история в большей степени определяется факторами духовными, главными среди которых является самосознание человека. К. Ясперс считал, что история имеет единый путь развития и единое происхождение. Однако доказать это, как и противоположное, невозможно.
Немецкий философ выразил теорию осевого времени в истории. Европейская философия началом истории считала явление Христа. К. Ясперс считает, что начало истории – «ось» – должно иметь значение для всего человечества, в то время как явление Христа значимо только для христиан. Ось истории, по мнению К. Ясперса, это время рождения мировых религий.
Суть произошедших изменений состоит в неком духовном озарении (одухотворении): перед человеком открывается ужас мира и собственная беспомощность, он ищет новые ответы на вопросы, ранее принятые им на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы.
Человек существовал и до осевого времени. Но это не история, единой истории еще нет. История начинается тогда, когда появился человек современного типа, когда приходит конец мифологической эпохе, начинается борьба рационального опыта с мифом, вырабатываются основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время. Осевое время, по мнению К. Ясперса, знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. История у К. Ясперса делится на доосевой и послеосевой этапы.
Доосевой этап (предыстория) – время архаических цивилизаций. К архаическим цивилизациям относятся Древний Египет, Шумеры, цивилизации майя, ацтеков и др. Архаические цивилизации возникали благодаря, в первую очередь, фактору внешней среды (Древний Восток, Южная Америка). Неблагоприятные климатические условия сосредоточивали людей в местах оазисов. Для этих цивилизаций характерно государственное хозяйство. Обрядовые нормы, жертвоприношения, казались столь же нужными для жизни общины, как и любой общественно полезный труд. Но в этом обществе нет ценности жизни, нет места личному мнению. Власть божественна, собственность и право неразрывны. Неэффективное производство, проблемы экологии, падение авторитета царя-бога, всё это способствовало тому что архаические цивилизации не могли долго существовать. Государства исчезают полностью, не оставив за собой никаких традиций.
Послеосевой этап в истории – это время существования традиционных цивилизаций: арабо-исламской, индо-буддийской, китайско-конфуцианской, антично-средиземноморской, европейской, русской, после XVI века – северо-американской, южно-американской. По мнению К. Ясперса, послеосевые цивилизации – это философские цивилизации с ярко выраженным статусом индийской, китайской и начатой греками европейской традиций. Это цивилизации, где разрывается представление о власти как о божественном предназначении, но сохраняется неразрывность власти и права. Традиционные общества поддерживали традицию, поэтому, в отличие от архаических, которые не смогли донести свою культуру до современности, они, существуя тысячелетия, сохранили традиции. Таким образом, К. Ясперс понимает историю как единую линию развития, имеющую начало и конец. Началом подлинной истории человечества явилось появление мировых религий. Народы, не воспринявшие идей осевого времени, остаются на уровне «природного существования». Их жизнь не исторична.
Теория линейного развития истории представляют ее в виде бесконечного прогресса, пе-
рехода от одного этапа к другому. Появление мировых религий явилось началом подлин-
ной истории человечества. Прогресс в истории, по мнению К. Ясперса, определяется из-
менениями в духовной жизни. Становление основных мировых религий являлось началом
истории.
Престиж немарксистских концепций линейного развития мировой цивилизации (и, прежде всего, исторической концепции Ясперса) традиционно весьма высок на Западе. Современный линейный подход отличает отсутствие одностороннего экономического детерминизма, стремление учесть как объективные, так и субъективные факторы развития истории, акцентирование роли человеческой личности, а не только «масс». Карл Ясперс – наиболее авторитетный сегодня представитель данного методологического направления, главная ценность которого – в идее глобального единства человечества, их истории, общности их жизненных устремлений, обосновывающая дальнейшую бессмысленность войн и социальных конфликтов на планете. Отметим, что публикация именно его исторических работ на русском языке способствовала укреплению позиций сторонников линейного подхода в России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. Больнов, О.Ф. Философия экзистенциализма : Философия существования / Отто Фридрих Больнов ; Науч. ред.: д.ф.н., проф. А.С. Колесников, д.ф.н., проф. В.П. Сальников ; Пер. С.Э. Никулина ; Сост. Ю.А. Сандулов ; МВД России, С.-петерб. ун-т. - СПб. :Лань, 1999. - 222 с.
3. Борозняк А.И. «Неудобный господин Ясперс» или О политической ответственности интеллигенции. // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 5. – М., 2001.
5. История философии: Запад - Россия - Восток : Учеб. для студентов вузов Кн. 3: Философия XIX-XX в. / Н. В. Мотрошилова, А. Ф. Грязнов, А. Ф. Зотов и др. - М. : Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 1998. - 444 с.
6. Карл Ясперс : Сборник / Пер. Г. Лещинского. - М. : Изд-во Независимой психиатр. ассоц., 1995. - 128 с. – Прил. к «Независимому психиатр. журн.». – Содерж.: Философская автобиография; Ответ / К.Ясперс. Карл Ясперс как психопатолог / К. Колле.
11. Соболева, М.Е. Философия в Западной Германии во второй половине XX в. // ХОРА. – 2008. – № 2. – С. 30-47.
16. Шумской В.С. О Карле Ясперсе и его книге. Вступительная статья // К. Ясперс. Куда движется ФРГ? - М.: Междунар.отношения, 1969.
[1] Минаков, В.Г. Антиномия история и историчности в философии К. Ясперса : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук : (09.00.03). - Рига, 1980. - 24 с.
[2] Ясперс К. Философская автобиография…– С. 20.
[3] Ясперс К. Философская автобиография. С.22
[4] Ясперс К. Философская автобиография… – С.46.
[5] Новейший философский словарь : Ок. 1400 ст. / Гл. науч. ред. и сост. Грицанов А.А. - Минск : В.М. Скакун, 1999. - 877 с
[6] Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса. // К. Ясперс. Смысл и назначение истории. – М., 1991. С.6.
[7] Рящиков, С.Н. Методологические основания социально-политической концепции в экзистенциализме Карла Ясперса / С.Н. Рящиков. – М. : Хроникер, 2006. - 61 с.
[8] Ясперс К. Философская автобиография… – С.50.
[9] Байдаева, Ф.Б. Человек, его время и бытие в экзистенциальной философии Карла Ясперса. – М. : МГУП, 2008. - 251 с
[10] Там же.
[11] Шумской В.С. О Карле Ясперсе и его книге. Вступительная статья // К. Ясперс. Куда движется ФРГ? - М., 1969. С.9.
[12] Борозняк А.И. «Неудобный господин Ясперс» или О политической ответственности интеллигенции. // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 5. – М., 2001. С.178.
[13] Шумской В.С. О Карле Ясперсе и его книге… С.9.
[14] Соболева, М.Е. Философия в Западной Германии во второй половине XX в. // ХОРА. – 2008. – № 2. – С. 30-47.
[15] См.: Ясперс, К. Философская вера. - М. : ИНИОН, 1992. - 150 с.
[16] См.: К. Ясперс. Куда движется ФРГ? - М.: Междунар.отношения, 1969.
[17] Ясперс К. Философская автобиография… С.135.
[18] Там же, С.136.
[19] См.: Чиндин, И.В. Экзистенциализм и современность : пограничные ситуации: Карл Ясперс. – М. : МАТИ, 2006. - 296 с.
[20] Байдаева, Ф.Б. Человек, его время и бытие в экзистенциальной философии Карла Ясперса . – М. : МГУП, 2008. - с.12.
[21] Ясперс К. Философская автобиография…, С. 145.
[22] Ясперс К. Философская автобиография… С. 46.
[23] Ясперс К. Истоки истории…С.59.
[24] Там же, С. 56.
[25] Ясперс К. Истоки истории…С.56.
[26] Там же.
[27] Ясперс, К. Всемирная история философии. Введение. - СПб. : Наука, 2000. С.96.
[28] Ясперс К. Истоки истории… С. 64.
[29] Там же, С.68.
[30] Ясперс К. Истоки истории…, С. 62.
[31] Ясперс К. Истоки истории…, С. 62.
[32] Там же. С.244
[33] Там же, С. 70.
[34] Ясперс К. Истоки истории…, С. 70.
[35] Ясперс К. Истоки истории. С.63.
[36] Там же, С. 72.
[37] Философия и психопатология: научное наследие Карла Ясперса : 4-й Российско-германский симп. (междунар. конф.), РГСУ, 1-3 июня 2005. – М. : Изд-во Российского гос. социального ун-та, 2006. - 461 с.
[38] Там же.
[39] Ясперс К. Истоки истории…, С. 72.
[40] Там же.
[41] Там же, С. 93.
[42] Ясперс К. Истоки истории…, С. 39.
[43] Там же, С. 31.
[44] Мотрошилова Н.В. Немецкий экзистенциализм: Карл Ясперс об истории и «осевом времени» // История философии: Запад – Россия – Восток. Кн.3. – М., 2000., С. 22.
[45] Ясперс К. Истоки истории… С. 32.
[46] Там же, С. 33.
[47] Ясперс К. Истоки истории…, С. 34.
[48] Чиндин, И.В. Экзистенциализм и современность : пограничные ситуации: Карл Ясперс. – М. : МАТИ, 2006. – с. 78.
[49] Сидоренко, И.Н. Экзистенциальный проект мировой истории К. Ясперса. – Мн: БГУ, 2004. – С. 26–28.
[50] Ясперс К. Истоки истории…, С. 50.
[51] Мотрошилова Н.В. Немецкий экзистенциализм: Карл Ясперс об истории и «осевом времени». – М., 2000., С. 25.
[52] Ясперс К. Истоки истории…, С. 52.
[53] Ясперс К. Истоки истории… С. 99.
[54] Там же.
[55] Там же, С. 85.
[56] Ясперс К. Истоки истории…, С.98.
[57] Ясперс К. Духовная ситуация времени. // Смысл и назначение истории. – М., 1991., С. 416.
[58] См.: Тукфатулина Султана Гильмидиновна ; Сев.-Осетин.гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. - Ставрополь, 2004. - 22 с
[59] Ясперс К. Истоки истории…С. 164.
[60] Там же.
[61] История философии: Запад - Россия - Восток. - М. : Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 1998. - 444 с.
[62] Ясперс К. Духовная ситуация времени… С. 418.
[63] Байдаева, Ф.Б. Человек, его время и бытие в экзистенциальной философии Карла Ясперса. – М. : МГУП, 2008. – с.11.
[64] Ясперс К. истоки истории… С. 253
[65] Там же, 254
[66] Там же, С. 257.
[67] Ясперс К. Духовная ситуация времени. // Смысл и назначение истории. – М., 1994., С. 417.
[68] Там же.