Философская система Аристотеля и проблема эффективного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование философской системы Аристотеля и проблемы эффективного государства.
Реализация данной цели исследования предполагает выдвижение следующих задач:
Изучить «Метафизику» Аристотеля, выявить основные концептуальные положения.
Проанализировать концепцию морали в философии Аристотеля.
Рассмотреть проблему государства в философском наследии Аристотеля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......………3
1. МЕТАФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ………………………………………………..4
1.1 Предмет и задачи………………………………………………………………...4
1.2 Сущее и сущность……………………………………………………………….6
1.3 Четыре первых начала или причины. Теология……………………………...10
1.4 Критика теории идей Платона………………………………………………...12
2. КОНЦЕПЦИЯ МОРАЛИ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ………….….....14
2.1. Этика Аристотеля ………………………………14
2.2. Критика этического идеализма Платона……………………………………..16
2.3. Добродетель и виды добродетели. ………………………………..………….19
3. ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВА В ФИЛОСОФСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ АРИСТОТЕЛЯ…….23
Государство и его состав……………………………………..……………….23
Формы политического устройства, их классификация……………………...26
3.3 Социально - политический идеал Аристотеля. Назначение государства…..30
Влияние учения Аристотеля на последующую философскую и политико-правовую мысль32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………………………………36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 90.72 Кб (Скачать документ)

Также Аристотель считает, что  законодатель должен ориентироваться  на «средний» элемент не только в  политии, но также в олигархии и демократии. 

В отсутствии равенства Аристотель видит основную причину возмущений и 

переворотов.  А перевороты в свою очередь сопровождаются  соответствующей

сменой принципов государственных  форм.

3.3    Социально      политический      идеал      Аристотеля.      Назначение государства.

Политическое учение философа – не только описание того, что есть, как он это понимал, но и набросок должного. Это сказывалось уже в делении Аристотелем форм политического устройства по качеству, а также в том, как философ определял назначение государства. Цель государства не только в том, чтобы выполнять экономические и юридические функции, не позволяя людям учинять друг другу несправедливость и помогая им удовлетворить свои материальные потребности, но и в том, чтобы жить счастливо: «Цель человеческого общежития состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо». По Аристотелю, это возможно лишь в государстве. Государство для Аристотеля – «совершеннейшая форма жизни», «среда счастливой жизни». Но это относится только к правильным формам. [11, с.443]

Аристотель утверждает, что  общему благу служат монархия, аристократия и полития, а тирания, олигархия  и демократия – лишь частным интересам. Например, тирания – это та же монархия, но она имеет в виду выгоду только одного монарха.

Говоря о лучшем политическом устройстве, Аристотель различает абсолютно  наилучшую и реально возможную  формы. Но идеальное государство  Платона Аристотель не относит к  этим формам. Против этой доктрины Платона  Аристотель выдвинул три главных  соображения: Платон переступил пределы допустимого единства, так что его единство даже перестаёт быть государством, ибо единство государства – единство во множестве, а не единство как таковое; у Платона благо целого не предполагает блага частей, ведь он даже у своих стражей отнимает счастье; в отличие от Платона, который был коммунистом в той мере, в какой видел в частной собственности главный источник социальных зол и хотел её устранения.

    Аристотель – апологет частной собственности.

    Однако,    собственные    идеалы    Аристотеля    весьма    неопределенны. В

наилучшем государстве граждане счастливы, их жизнь совершенная  и вполне себе довлеющая, а так  как умеренное и среднее –  наилучшее, то там граждане владеют  умеренной собственностью. Такое  среднее сословие и устанавливает  наилучшую форму правления.  Казалось бы, что Аристотель – демократ, и  что он сторонник средних слоёв  населения, большинства. Однако это  и так и не так. Хитрость Аристотеля в том, что он остаётся на стороне  большинства или даже всех граждан, предварительно исключив из их большинство  жителей государства. Для этого  философ различает существенные и несущественные, но тем не менее  необходимые части государства. К необходимым, но не существенным частям государства Аристотель относит  всех трудящихся, а к существенным – лишь воинов и правителей.

Население лучшего государства  должно быть достаточным и легко  обозримым: граждане непременно должны знать друг друга. Территория лучшего  государства, которое мыслится Аристотелем  по образцу античного полиса, должна быть одинаково хорошо ориентирована  по отношению к морю и материку. Территория, кроме того, должна быть достаточной для удовлетворения умеренных поребностей. Природные  и географические свойства Эллады, соответствующие им черты характера  греков также содействуют, по Аристотелю, организации наилучшего государства. Собственно политическая жизнь, считает  Аристотель, возможна лишь у эллинской  народности. [3, с.242]

Аристотель говорит о  большом числе рабов в лучшем государстве. Физическим трудом занимаются и ремесленники, которые хотя и  свободны, но не имеют гражданских  прав. Не относится к числу граждан  и «толпа матросов»,  торговцы. Аристотель считает, что граждане лучшего государства  могут заниматься только делами военными, законосовещательными и судебными.

Аристотель   считает,  что грек   не должен  быть ни   ремесленником,  ни

земледельцем,   ни   торговцем, но   эти   занятия в   государстве   совершенно

необходимы, и место эллинов  здесь должны занять варвары-рабы.

В лучшем   государстве  граждане, которые пользуются трудом  рабов и

ремесленников, относятся  к «зажиточному классу». Из этого  общества выходят военные, жрецы, судьи, охраняющие право и общий интерес.  Военную силу Аристотель считает  необходимой чертой лучшего государства.  Земля в лучшем государстве делится  на две части: первая – государственная, вторая находится в частном владении граждан.

Законодатель лучшего  государства должен стремиться к  тому, чтобы у граждан были мир  и досуг, так как «конечной  целью войны служит мир, работы – досуг». [3, с.244]

Аристотель подчёркивает, что наилучшее государство – логическое построение, и что к нему не должны предъявлять такой точности, как предъявляем к фактам и наблюдениям.

3.4   Влияние  учения   Аристотеля  на  последующую   философскую   и политико-правовую мысль.

    Аристотель с большим основанием мог бы применить к себе слова Горация «non omnis moriar» и их пушкинскую реплику «весь я не умру». [6, с.194]

Аристотель оказал громадное, трудно поддающееся учёту в деталях  и частностях влияние на всю последующую  философскую и политико-правовую мысль. В истории политических учений ни один из крупных мыслителей античности, средневековья и нового времени  не обошёл стороной творческое наследие Аристотеля,  не избежал того, чтобы  прямо или опосредованно не определить своё отношение к нему. Многое  сказанное о платоновском влиянии  в принципе справедливо было бы сказать  и применительно  к всемирно-историческому  влиянию Аристотеля.[7, с.212]

Влияние Аристотеля началось уже при его жизни, в частности, благодаря предподаванию в платоновской академии и своём Ликее, связям с  македонским двором, самим Александром  Македонским и его наместником  в Афинах Антипатром, а также благодаря  многочисленным публикациям его  философско-политических работ, основная часть которых по иронии судьбы как  раз и оказалась утерянной  для последующих поколений.

Вскоре после смерти Аристотеля, во время  правления в Афинах его ученика

Димитрия     Фалерского,    были   реализованы    некоторые      положения аристотелевского учения об умеренном политическом правлении. [7, с.213]

Полибий и Цицерон были двумя другими известными авторами, испытавшими влияние политического  учения Аристотеля. Они же сыграли  заметную роль в последующем распространении  его положений.

Многие положения учения Аристотеля были адаптированы и препарированы  христианской политической доктриной  отчасти через стоиков, отчасти  непосредственно. Уже Августин, следуя Платону и Аристотелю, настаивает на различии монарха и тирана и  говорит об истинном правлении, ограниченном правом.

Многие аспекты аристотелевского учения о формах государства и  особенно учения о праве разделял Фома Аквинский.

Что касается средневековья, Данте использует ряд положений  аристотелевского учения при обосновании  своего идеала всемирной монархии.

Ряд положений аристотелевского учения (о социальной структуре государства, месте и роли различных слоёв населения в политической жизни, роли закона и т.п.) воспринял и специфически трансформировал Марсилий Падуанский.

Новый поворот старой темы «Политики», отличающий позицию Данте  и Марсилия Падуанского, оформляется  у Николо Макиавелли в характерное  для нового времени самостоятельное, освобождённое от морали, учение о  политике. Обосновывая новые положения  в области политики, государства  и права, Макиавелли творчески использует достижения своих античных предшественников в освещении интересующих его  проблем, и особенно Аристотеля, чья  «Политика» к тому времени ( ХVІ в.) широко распространена и

обстоятельно комментируется. [там же, с.215-216]

«Светский» аспект учения Аристотеля о политике был воспринят и развит

также Жаном  Боденом, который во многом следует Аристотелю при анализе

 естественно - географичеких факторов, роли имущественного неравенства в

 государственных    переворотах,    специфики     государственной    власти   по

сравнению с другими видами власти, отличия от монархии и тирании  и т.п.

Ряд положений аристотелевского учения были развиты Ш. Л. Монтескье.

Существенное обновление подхода к учению Аристотеля и  к античной мысли вообще связано  с именами Руссо и Гегеля. Руссо и Гегель каждый по-своему и в разных направлениях возродили и развили этический аспект платоновско-аристотелевского учения о политике, отброшенный у Макиавелли, который в своих реально-политических установках и воззрениях склонялся в сторону софистов (особенно Фрасимаха) и обосновывал имморализм в политике.[7, с.217-218]

Также под большим влиянием идей Аристотеля развивалась философия  Канта, буржуазных авторов (Рем, Пельман  и др.). Они модернизировали ряд  положений политического учения Аристотеля с целью приблизить его  к актуальной проблематике своего времени. В связи с этим они нередко  отрывали это учение от античного  исторического контекста и усматривали  в нём обоснование конституционализма, правового государства, концепции разделения властей и т.п. [там же, с.219]

Весьма влиятельный среди  западных античников историк В. Ягер  приложил много усилий для возвышения политических идеалов Платона и  Аристотеля в качестве образцов для  современного преобразования государственности.

Учение Аристотеля о праве  и справедливости, его обоснование частной собственности и критика общности имущества (платоновского «коммунизма») акцептируются и таким видным среди западных исследователей политико-правового учения Аристотеля автором, как В. Зигфрид. В политических конструкциях Аристотеля он, кроме того усматривает «правовое государство»

и своего рода «общественный договор». [7, с.221]

Таким образом, наиболее разработанной  областью философии Аристотеля является сфера политических отношений. Управление обществом возлагается им на среднезажиточные слои населения (средний класс). Рабовладельческое  устройство общества Аристотель рассматривал в качестве вечного, а деление  на рабов и рабовладельцев - соответствующим  самой природе человека. (Раб - тот, кто не способен управлять собой.) Государство - логически наиболее развитое состояние общества, которое сменяет  др.естественные формы общения людей: семью и поселение. Человек как "животное политическое" не может  жить вне государства, формами организации  которого являются монархия, аристократия и "полития" (правильные формы), им соответствуют "испорченные" формы: тирания, олигархия, демократия. Критерием  их различения он считал цель правления, в правильных формах политическая власть используется для блага государства, в испорченных формах власть используется в интересах правителей. Лучшая форма  правления - полития, худшая - демократия, неизбежное вырождение которой приводит к тирании. Для наиболее эффективной  организации общественной жизни  государства д.б. небольшими, а его  граждане обязаны принимать активное участие в политической деятельности. Основой социально-политической теории стала исследованная им реальная история политики античных полисов, устройство которых он пытался рационализировать с позиции сформулированных им политических принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характеризуя взгляды  Аристотеля, следует сказать, что  вначале он находится под сильным  влиянием учения Платона, но постепенно освобождается от него, затем подвергает его критическому анализу и создает  собственное философское учение. Идея этого учения просматриваются в сочинении Аристотеля, в настоящее время известного нам как «Метафизика». В отличие от Платона, рассматривавшего в качестве всего сущего лишь идеи, Аристотель с других позиций трактует соотношение в бытии общего и единичного, материального и идеального. Он не противопоставляет и не разделяет их, как это делал Платон, а объединяет. Сущность, а также то, чьей сущностью она является, не могут, согласно Аристотелю, существовать раздельно. Сущность находится в самом предмете, а не вне его и они составляют единое целое. Сущностью, считает Аристотель, является то, что лежит в основе: в одном смысле – это материя, в другом – понятие и форма, а на третьем месте – то, что состоит из материи и формы.

Рассмотрение концепции  морали в философии показало, что  этикой Аристотель назвал науку, которая  была призвана изучать добродетели, выявлять достоинство того или иного  характера человека. Целью этики  провозглашалось преобразование личности, ее нравственное возвышение. Добродетели, согласно Аристотелю, воспитываются. Но человек, совершенно не предрасположенный  к восприятию этического знания, будет  глух к учению. Но этика, считает  Аристотель, может принести огромную пользу тем, кто обладает жизненным  опытом, способен владеть собой, подчинять  свои действия определенной цели. Он считает, что стремление к счастью это самое простое и понятное желание человека. Но путь к счастью указывает этика. Человек, согласно античному мыслителю, должен контролировать свою чувственность, стремиться избежать сильных страстей, так как они уводят от должной меры  и приближают к пороку, т.е. к крайности. В расхождениях между Платоном и Аристотелем отразилось одно из коренных противоречий — противоречие между идеалом и действительностью, между должным и сущим.

Анализ проблемы государства  в философском творчестве Аристотеля показал, что наиболее разработанной  областью философии Аристотеля является сфера политических отношений. Управление обществом возлагается им на среднезажиточные слои населения (средний класс). Рабовладельческое  устройство общества Аристотель рассматривал в качестве вечного, а деление  на рабов и рабовладельцев - соответствующим самой природе человека (раб - тот, кто не способен управлять собой.) Государство - логически наиболее развитое состояние общества, которое сменяет другие естественные формы общения людей: семью и поселение. Человек как "животное политическое" не может жить вне государства, формами организации которого являются монархия, аристократия и "полития" (правильные формы), им соответствуют "испорченные" формы: тирания, олигархия, демократия. Критерием их различения он считал цель правления, в правильных формах политическая власть используется для блага государства, в испорченных формах власть используется в интересах правителей. Лучшая форма правления - полития, худшая - демократия, неизбежное вырождение которой приводит к тирании. Для наиболее эффективной организации общественной жизни государства д.б. небольшими, а его граждане обязаны принимать активное участие в политической деятельности. Основой социально-политической теории стала исследованная им реальная история политики античных полисов, устройство которых он пытался рационализировать с позиции сформулированных им политических принципов.                   

Информация о работе Философская система Аристотеля и проблема эффективного государства