Информационная культура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий формирования информационной культуры личности.
Гипотеза исследования. Эффективность формирования информационной культуры личности значительно повысится, если будут реализованы следующие условия:
- определены и дифференцированы задачи обучения информатике в соответствии нового образовательного приоритета – формирование информационной культуры личности;
- уточнено и структурировано содержание учебной программы по информатике для обоснования этапности осуществления определенной новой образовательной задачи;
- использованы современные информационно-коммуникационные технологии при изучении различных учебных дисциплин, как в среднем образовании так и высшем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Научно-практические подходы к проблемам информационной культуры личности……………………………………………………………….5
1.1 Информация как составляющая современного информационного общества……………………………………………………………………….…..5
1.2 Информационная культура личности………………………………………. 9
ГЛАВА 2. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: методика обучения……………………………………………….21
2.1 Роль и место школьной библиотеки в формировании информационной культуры учащихся разных возрастных категорий…………………………...21
2.2 Методика обучения основам информационной культуры личности в библиотеках общеобразовательных учебных заведений……………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Информационная культура личности.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)


КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ  КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Выполнила:

,

                                                                   группы РАИР-10 3 курса ОЗО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа защищена:

«____» __________________ 2013 г.

Оценка ___________________

 

 

 

Краснодар, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3  

ГЛАВА 1. Научно-практические подходы к проблемам информационной культуры личности……………………………………………………………….5

1.1 Информация как составляющая современного информационного общества……………………………………………………………………….…..5

1.2 Информационная культура личности………………………………………. 9

ГЛАВА 2. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: методика обучения……………………………………………….21

2.1 Роль и место школьной библиотеки в формировании информационной культуры учащихся разных возрастных категорий…………………………...21

2.2 Методика обучения основам информационной культуры личности в библиотеках общеобразовательных учебных заведений……………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной работы «Информационная культура личности». В данной работе мы рассмотрим теоретический и практический аспекты вопроса. В теоретической части мы рассмотрим мнения ученых, которые занимались данным вопросом, попробуем дать понятие информационной культуре, выясним, что же представляет в современном мире информационная культура, её значение и необходимость на данный момент. В практической части мы рассмотрим методику преподавания информационной культуры, выясним вопросы, которые перед ней ставятся, и обоснуем её необходимость.

Актуальность данной темы исследования обусловлена потребностями  социальной практики, в частности  необходимостью трансформации образовательной  парадигмы на принципах, адекватных современному цивилизационному бытию. Одним из таких принципов является информатизация как тенденция общественного развития, и именно она определяет сегодня ведущие идеи совершенствования образования в целом и высшего образования в частности, а вместе с этим также воспитания культуры.

Объект данной работы - информационная культура личности. 
         Предметом работы являются  педагогические условия формирования информационной культуры личности.

Цель работы заключается  в теоретическом обосновании  и экспериментальной проверке педагогических условий формирования информационной культуры личности.

Гипотеза исследования. Эффективность формирования информационной культуры личности значительно повысится, если будут реализованы следующие  условия:

  - определены и  дифференцированы задачи обучения информатике в соответствии нового образовательного приоритета – формирование информационной культуры личности;

- уточнено и структурировано содержание учебной программы по информатике для обоснования этапности осуществления определенной новой образовательной задачи;

- использованы современные информационно-коммуникационные технологии при изучении различных учебных дисциплин, как в среднем образовании так и высшем.

Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие  задачи:

  - определить сущность, содержание и структуру информационной культуры личности;

  - определить, обосновать и обобщить педагогические условия формирования информационной культуры личности; 
         - обосновать этапы и формы организации учебного процесса в соответствии с поставленной цели;

-  разработать модульную структуру программы по информатике, методику ее внедрение и критерии оценки эффективности учебной деятельности; 
         - экспериментально проверить определены педагогические условия формирования информационной культуры личности.

Методологической основой исследования выступают психолого-педагогические и социально-философские положения относительно сущности и структуры культуры личности, закономерности и способы ее формирования; относительно влияния информатизации общества на личность и изменение требований к ней; относительно особенностей современного стиля мышления и мировоззрения; научные положения современных наук об информации; дидактические принципы построения содержания образования, положения дидактики технологического обеспечения организации учебного процесса.

 

 

ГЛАВА 1. Научно-практические подходы к проблемам информационной культуры личности

1.1 Информация как составляющая современного информационного общества

Информацию всегда считали  важной, неотъемлемой составляющей жизни  человека. Однако к середине ХХ в. эта категория не была объектом пристального общественного внимания и анализа с точки зрения ее влияния на личность и государство. Только с вхождением общества к новой социальной стадии развития, когда экономическое лидерство начало сознательно отождествляться с наукоемкой продукцией, глубокими знаниями, умением быстро накапливать профессиональный потенциал благодаря умелой обработке информационных материалов, сформировалось принципиально новое отношение человечества к информации. С того времени ее стали признавать стратегическим ресурсом, который стоит в одном ряду с природными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами развития общества и государства.

Первоначальное толкование понятия „информация”, которое сохранило свое значение более чем два тысячелетия, раскрывает понятие информация, как разъяснение, изложение, осознание, сообщения о некоем событии, деятельность, сведения, что их один человек передавала другой устным, письменным или любым другим способом, а также сам процесс передачи или получения этих данных и сегодня не потерял своего общеупотребительного значение. Но сфера научного познания требует более глубокого изучения этого понятия. Поэтому представители различных наук - библиографоведения, книговедения, журналистики, математики, физики, химии, биологии, психологии, кибернетики, социологии, информатики, культурологии, философии - начали изучать этот непростой феномен. Как результат, появилось много работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам информации и её природы, где информацию рассматривали с позиций отдельных наук, междисциплинарных и общенаучных исследований, философских категорий и глобальных проблем современности [16].

Один из авторов общей модели информации Г. Бургин отмечает: „Это понятие до последнего времени не имеет удовлетворительного определения. Определение, что существовали, были или слишком специальными, или слишком конкретными для такой важной и распространенной сущности как информация”[5]. По свидетельству других исследователей, такая ситуация сохраняется до сих пор. А. В. Нестеров пишет: „Есть много публикаций, которые противоречат друг другу, о сущности информации, однако проблема информации и до сих пор не решена”[17]. 
      Талантливый популяризатор научной информатики, ее теоретических и практических достижений профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Д. И. Блюменау предлагает такое определение информации: „Информация - актуализирована фаза функционирования индивидуального сознания лицу, которое возникает вследствие декодирования входного сигнала, дает возможность осознать себя как субъекта, и обеспечивает жизнедеятельность всех систем лицу и ориентацию ее в социальной среде” [4].

Следовательно, информацию следует рассматривать как феномен  общий и универсальный, что охватывает все грани и уровне реальности. 
Приоритет информации по сравнению с другими ценностями, приобретения  статуса стратегических определяются также к информационными ресурсами, которые присутствуют в любой сфере деятельности, в том числе экономической, политической, социальной, преимущество имеют те, кто обладает возможностью полного доступа к информации и соответствующими средствами получения, обработки, распространения и хранения. 
        Американский ученый А. Тоффлер выделил три главные типы цивилизации, возникшие во время глобальных социотехнологичнских революций: аграрно-ремесленный, индустриальный и информационно-компьютерный. Основой каждой из трех цивилизаций есть своя особая технологическая система, связанная, в соответствии, с материей, энергией и информацией [20, с. 8].

Все это обусловливает  необходимость относиться к информации как важному фактору, определяющего много направлений развития общества. Действие этого фактора усиливается благодаря росту количественных показателей информационных потоков в современном обществе. 
По утверждению специалистов, человечество сегодня достигло такого уровня познания, когда количество информации, поступающей в промышленности, управления и научного мира, достигает угрожающих масштабов. Общая сумма человеческих знаний до 1800 г. удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. - каждые 10 лет, к 1970 г. - каждые пять лет. Особенно динамично увеличивается объем научных знаний, удваиваясь каждые два-три года. По данным ЮНЕСКО, в начале XIX в. во всем мире выдавали окала 100 научных журналов, в 1850 г. - 1000, в 1900-м - свыше 10000, в настоящее время - более 100 тысяч. Книг за последние 25 лет издано столько, сколько за предыдущие 500 лет [20, с.9].

Лавинообразный рост объемов информации во второй половине ХХ в. повлек так называемый информационный взрыв, следствием которого является информационный кризис - противоречие между быстро растущими объемами потоков информации и ограниченными возможностями человека. Так, например, ученые, тратя на информационную деятельность около 50% своего рабочего времени, чтобы ознакомиться не более чем с 10 - 12 % публикаций, вышедших за год даже с самой узкой специальности. Вследствие этого существенно снижается эффективность использования информации как важного ресурса.

Процесс постоянного увеличения объемов информации и рост ее роли в обеспечении жизнедеятельности общества на протяжении всей истории человечества неизменно сопровождался развитием и совершенствованием информационной техники и технологии. В истории цивилизации произошло несколько кардинальных изменений в сфере обработки информации, которые получили название информационных революций. 
    Информационные ресурсы - это продукт интеллектуальной деятельности общества; имеющиеся запасы информации, зафиксированной на любом носителе и пригодной для сохранения и использования [20, с.8]. 
     Первая информационная революция - изобретение письменности - открыла новый способ фиксирования и передачи знаний от поколения к поколению, что радикально изменил общество, культуру и организацию деятельности людей.

Вторая информационная революция - изобретение книгопечатания (середина XV в.) - способствовала существенному  качественному и количественному  увеличению источников информации, обеспечила формирование „памяти человечества”.

Третья информационная революция - изобретение электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио (конец XIX в.) - дала возможность накапливать и оперативно передавать информацию на расстоянии. 
       Последняя, четвертая информационная революция - изобретение микропроцессорной техники и появление персонального компьютера ( 70-е годы ХХ ст. ) - открыла новую эру в развитии общества, реализовав принцип "информация здесь и сейчас", усилив интеллектуальные возможности человека и общества в целом [20, с. 9-10].

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Информационная культура  личности

В настоящее время  процесс информатизации является неизбежным этапом в развитии каждого общества. В России этот процесс происходит наряду с другими сложными социально-экономическими преобразованиями, которые, возможно, более важные, чем внедрение средств информационных технологий в различные сферы жизни людей. Однако, способность каждого общества и его институтов собирать, обрабатывать, анализировать, систематизировать и накапливать информацию с помощью современных информационных и коммуникационных технологий (СИКТ) становится 
ключевой предпосылкой социального и технологического прогресса. Для социальной адаптации человека в новых условиях возникает необходимость не просто приспособиться к ним, но и гармонично развиваться. Этому способствует информационная культура (ИК) личности, которая позволяет не только свободно ориентироваться в информационном среде, но и участвовать в его формировании и преобразовании. 
        В современных научных исследованиях уделяется значительное внимание вопросу формирования информационной культуры личности. В частности, исследованием данной проблемы занимаются такие ученые, как Н. Джинчарадзе, В. Безпалько, Г. Уильямс, Д. Джонассен, В. Зинченко, Ю. Зубов, А. Ершов, В. Латышев, В. Морозов, В. Михайловский, М. Сараф, А. Суханов, Н. Талызина, Н. Угринович, А. Урсул, В. Шолохович и др. 
         Однако анализ трудов ученых свидетельствует, что проблема формирования информационной культуры личности исследуется преимущественно в контексте формирования умений использовать информационно-коммуникационные технологии в будущей профессиональной деятельности. Значительно меньше внимания в современных исследованиях уделяется проблеме дифференциации культуры, выделение в ее системе информационной культуры, а также определение ее содержания  и составляющих.

Поскольку информационная культура является одним из видов  человеческой культуры, проанализируем суть понятия “культура”. 
       Понятие “культура” возникло в античном мире и первоначально означало обработку почвы, подготовку к посеву.

Постепенно значение слова расширялось и “культуру” стали толковать как преобразование, улучшение, которое осуществляется человеком в процессе целенаправленной деятельности для удовлетворения материальных и духовных потребностей.

По мнению российского  философа Т. Ойзермана, “культурой является то, что делает человека человеком” [18, с. 55].

       В его понимании культура личности - это результирующая характеристика определенного этапа развития индивида, его гармоничного движения в различных, но взаимосвязанных между собой областях жизнедеятельности. Заметим, что слово “движение” подчеркивает возможность достижения наивысших уровней культуры. Такого же мнения придерживается В. Межуев. Он рассматривает культуру как уровень развития человека - “только по уровню культуры мы можем утверждать о том, кем мы есть в этом мире, которые границы и масштабы нашего существования в нем, что вообще означает быть человеком” [15, с. 44]. 
        По мнению П. Флоренского “культура - это среда, в которой растет и питается личность, поскольку она, создавая культуру, творит саму себя как субъекта социокультурного процесса” [1, с. 35]. Эта идея поддерживается, развивается и в современных исследованиях М. Кагана, Л. Когана, Е. Соколова и других, где культура личности трактуется как специфическая генетическая, не наследственная совокупность средств, способов, форм, 
модели, ориентиров взаимодействия человека со средой обитания. В социологии культура личности определяется как сложное целостное образование, которое включает систему создания, усвоение, сохранение и распространение духовных, культурных ценностей, знаний, идей и представлений, взаимопонимания людей в разных социокультурных ситуациях. 
        Соглашаясь с вышеуказанным, отметим, что культура личности здесь проявляется как единство внутренних (ценности, знания, идеи, взаимопонимания) и внешних (различные социокультурные ситуации) 
составляющих. Но вполне очевидно, что сам человек и его личностные качества могут проявляться и развиваться только в деятельности и через деятельность. Эта идея нашла свое отражение и при определении термина культуры личности.

Информация о работе Информационная культура личности