Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:41, курсовая работа
Цель работы заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий формирования информационной культуры личности.
Гипотеза исследования. Эффективность формирования информационной культуры личности значительно повысится, если будут реализованы следующие условия:
- определены и дифференцированы задачи обучения информатике в соответствии нового образовательного приоритета – формирование информационной культуры личности;
- уточнено и структурировано содержание учебной программы по информатике для обоснования этапности осуществления определенной новой образовательной задачи;
- использованы современные информационно-коммуникационные технологии при изучении различных учебных дисциплин, как в среднем образовании так и высшем.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Научно-практические подходы к проблемам информационной культуры личности……………………………………………………………….5
1.1 Информация как составляющая современного информационного общества……………………………………………………………………….…..5
1.2 Информационная культура личности………………………………………. 9
ГЛАВА 2. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: методика обучения……………………………………………….21
2.1 Роль и место школьной библиотеки в формировании информационной культуры учащихся разных возрастных категорий…………………………...21
2.2 Методика обучения основам информационной культуры личности в библиотеках общеобразовательных учебных заведений……………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….32
Важно определить, какие знания и навыки должно вступить ученик на данном уроке. Только так можно работать для достижения определенной цели и результатов работы.
Знание методики обучения
основам информационной культуры -
это свидетельство
Понятно, методика
не существует сама по себе, она является
составной частью учебно-воспитательного
процесса образовательного учреждения.
Поэтому важно, чтобы школьный библиотекарь
работал в тесном контакте с учителями
различных дисциплин. Он должен знать,
чего ждут преподаватели от ученика, чего
и как его учат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационная культура личности - это комплексная характеристика
личностных и профессиональных качеств,
которые отвечают требованиям общественной
и профессиональной деятельности, где
определяющим фактором является комплексная
информатизация. Структурно информационная
культура содержит две составляющие: универсальную
(информационно сориентирован мировоззрение,
системно-информационный стиль мышления,
навыки коммуникативной культуры) и инструментальную
(знания, умения, навыки практической работы
с применением информационной культуры
личности и информационных технологий).
Взаимосвязи и взаимовлияния между указанными
составляющими создают определенную целостность
информационной культуры личности, что
устраняет возможность технократических
воздействий.
Формирование информационной
культуры личности детерминируется такими
педагогическими условиями:
- уточнение задач и содержания учебного процесса по информатике, в соответствии с нового образовательного приоритета - формирование информационной культуры личности, путем их дифференциации в виде модели поэтапного осуществления этой задачи;
- модельное представление учебной базы для формирования информационной культуры личности;
- профильная конкретизация общетеоретических
знаний и инструментальных навыков, полученных
во время изучения курса информатики как
основы перехода от реализации задач “базовой”
модели информационной культуры личности
к реализации задач “профессионально
ориентированной” модели информационной
культуры личности;
- согласование
задач и содержания учебного процесса
по информатике с другими дисциплинами,
включенными в учебный процесс вузов,
с целью определения междисциплинарного
взаимодействия, что создаст целостную
систему учебных и воспитательных мероприятий
по реализации определенного задания;
- индивидуализация учебного процесса
по информатике за счет использования
новейших педагогических информационных
технологий и модульной организации содержания
учебного материала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атаян, А.М. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества [Текст]: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01.\А.М.Атаян. – М. – 2001. – 177 с.
2. Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры [Текст]\Э.А.Баллер. – М.: Наука, 1985. – С. 5-7.
3. Бешенков, С.А., Матвеева Н.В., Власов Ю.Ю. Два пути в школьном курсе информатики [Текст]\С.А.Бешенков, Н.В.Матвеева, Ю.Ю.Власов// Информат. и образов. – 1998. – № 2. – С. 17-18.
4. Блюменау, Д.И. Система „сознание – информация”[Текст]: теоретико-методологический анализ\Д.И.Блюменау // Мир библиографии. – 2004. – №1. – С. 12-18.
5. Бургин, М. Информация как природный и технологический феномен [Текст]\М.Бургин // Информация и новейшие технологии. – 1966. – №1. – С. 2-5.
6. Гендина, Н.И. Информационная культура и информационное образование / Информационное общество [Текст]: культурологические аспекты и проблемы\Н.И.Гендина. – Краснодар / Новороссийск, 1997. – 103 с.
7. Гендина, Н.И. Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Кузбасса Кемеровской государственной академии культуры и искусств как центр формирования информационной культуры личности в регионе [Текст]\Н.И. Гендина // Школьная библиотека. – 2002. – №5. – С. 3-13. – Библиогр.: 13 назв.
8. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века [Текст]\Б.С.Гершунский. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 608 с.
9. Деденева, А.С. Как формируется информационная культура студента [Текст]\А.С.Деденева // Мир библиографии. 2007. - № 2. - С. 44 - 46.
10. Жафяров, А. Ж. Формулирование личности учащегося в контексте проблем профильного обучения / А. Ж. Жафяров, Н. В.Наливайко // Философия образования. - 2004. - № 3. - С. 216-222
11. Залеская, Л.В. К определению понятия «культура» [Текст]\Л.В.Залесская // Проблемы философии: Республиканский межведомственный научн. сб.– Киев. – 1978. – Вып. 43. – С. 36-44.
12. Зубов, Ю.С., Сляднева, Н.А. Человек в пространстве и времени [Текст]: информационный аспект проблемы\ Ю.С.Зубов, Н.А.Сляднева// Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. – Краснодар. – 1996. – С. 12-17.
13. Итпекова, Г.С. Методические аспекты подготовки учителя информатики [Текст]\Г.С.Итпекова // Информатика и образование. – 1998. – № 3. – С.40 - 43.
14. Колин, К. К. Информационная культура в информационном обществе [Текст]\К.К.Колин // Открытое образование. 2006. - № 6. — С. 50 - 57.
15. Межуев, В.М. Культура как философская проблема [Текст]\В.М.Межуев // Вопросы философии. – 1982. – №10. – С. 42-51.
16. Медведєва, Є.А. Визначення поняття інформації у точних і природничих науках [Текст] // Вісн. Харк. держ. акад. культури: Зб. наук. пр. / ХДАК; Відп. ред. Н.М.Кушнаренко. – Х.: ХДАК, 2001. – Вип. 7. – С. 100-108. – Бібліогр.: 14 назв.
17. Нестеров, А.В. Философия информации [Текст]\А.В.Нестеров // НТИ. -Сер.1. – 2000. – №2. – С. 1-9.
18. Ойзерман, Т.П. Существуют ли универсалии в сфере культуры[Текст]\Т.П.Ойзерман // Вопросы философии. – 1989. – №2. – С. 53-55.
19. Попкова, Е.В., Аранская О.С. Подготовка учителя естествознания к формированию информационно-компьютерной грамотности старшеклассников [Текст]\Е.В.Попкова, О.С. Аранская. – Витебск: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2003. – 189 с.: Схем. – библиогр: С. 138-150.
20. Стародубова, Г.А., Колкова, Н.И., Гендина, Н.И., Скипор, И.Л. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова. – М.: Школьная библиотека, 2002. – 288 с. – ( Проф. б-чка школ. библиотекаря).