Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:41, курсовая работа
Цель работы заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий формирования информационной культуры личности.
Гипотеза исследования. Эффективность формирования информационной культуры личности значительно повысится, если будут реализованы следующие условия:
- определены и дифференцированы задачи обучения информатике в соответствии нового образовательного приоритета – формирование информационной культуры личности;
- уточнено и структурировано содержание учебной программы по информатике для обоснования этапности осуществления определенной новой образовательной задачи;
- использованы современные информационно-коммуникационные технологии при изучении различных учебных дисциплин, как в среднем образовании так и высшем.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Научно-практические подходы к проблемам информационной культуры личности……………………………………………………………….5
1.1 Информация как составляющая современного информационного общества……………………………………………………………………….…..5
1.2 Информационная культура личности………………………………………. 9
ГЛАВА 2. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: методика обучения……………………………………………….21
2.1 Роль и место школьной библиотеки в формировании информационной культуры учащихся разных возрастных категорий…………………………...21
2.2 Методика обучения основам информационной культуры личности в библиотеках общеобразовательных учебных заведений……………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….32
В философской литературе
сделана попытка раскрыть специфику
культуры на основе функционального подхода
и определить ее как способ деятельности
людей. В рамках этого подхода культура
существует и развивается как способ функционирования
общества, как основная форма осуществления
специфической человеческой деятельности,
привлечения
людей к взаимодействию с внешним миром
и реализации ими своих потребностей,
интересов, целей. По мнению Е. Маркарян,
культура выступает как особая “технологическая
основа человеческой деятельности, то
есть как совокупность средств и механизмов,
благодаря которым мотивируется, направляется,
координируется, реализуется и обеспечивается
человеческая деятельность” [1, с. 23].
Для нашего исследования
важно утверждение о том, что культура - не самостоятельная социальная
сфера, а сквозная характеристика всей
социальной сферы; сущность культуры проявляется,
прежде все, в деятельности. Наиболее интересным,
по нашему мнению, является концепция
В. Семенова, который считает, что в культурной
деятельности выражается социальная сущность
цивилизованного человека. Он выделяет
три основные формы проявления человеческой
культуры: во-первых, культурную, культуротворческую
деятельность; во-вторых, усвоение культурного
деятельности; в-третьих, личностное проявление
культуры в непосредственной культурной
реальности, то есть это является реализация
человека в повседневной деятельности,
в отношениях, в поведении, в образе жизни,
в быту усвоенных культурных достижений,
знаний, умений и навыков.
Следовательно,
главной смысловой единицей культуры,
ее интегрированным элементом и движущей
силой являются знания и умения. В этой
интегрированности оказывается глубокая
связь между уровнем знаний и умений общества,
с одной стороны, и состоянию и качественной
определенностью цивилизации в культуре
- с другой.
В современной научной
литературе можно найти еще множество
различных определений понятия “культуры”. Приведем
некоторые из них.
Культура - это
“...совокупность как материальных, так
и духовных ценностей, созданных и создаваемых
человеком в процессе трудовой деятельности,
направленной на преобразование природы
и общества. В понятие “культура” входят
не только сами материальные и духовные
ценности, но и характерные для каждого
этапа человеческой истории методы, способы
их создания и использования, то есть определенные
трудовые и учебные умения и навыки как
в сфере материального производства, так
и в сфере науки, искусства, образования,
воспитания и т.д.” [2, с. 5].
Культура - это “...вся система механизмов
и средств, которая актуализируется и
становится общепринятой (в рамках социальной
системы в целом или групп людей, которые
входят в ее системы) путем обучения, благодаря
своей способности закрепляться в традициях”
[1, с. 45].
Все эти определения не противоречат
друг другу, а лишь отражают тот факт, что
культура, будучи социальным, материальным
и психическим явлением, существует в
трех формах, которые переходят друг в
друга.
Прежде всего, культура
- приобретенное человечеством многогранное
духовное богатство, которое функционирует
в виде идей, знаний, умений, убеждений,
которыми обладают люди.
В качестве следующей формы существования культуры, которая может быть названа, деятельной, выступают разнообразные виды деятельности личности. Эти виды деятельности - проявления имеющейся у людей культуры с ее конкретными характеристиками.
И, наконец, так называемая
материальная культура, которая воплощена в созданных человеком
предметах, в которые они будто вкладывают
усвоенные ими в процессе своей жизни
и воспитания элементы духовной культуры.
При определении любой
категории или решении определенной научной
проблемы наиболее эффективным является
комплексный подход. Поэтому под культурой
в широком смысле будем понимать “исторически
определенный уровень развития общества,
творческих сил и способностей человека,
выраженный в типах и формах жизни и деятельности
людей, а также в созданных ими материальных
и духовных ценностях. Культура включает
в себя предметные результаты деятельности
людей (машины, сооружения, результаты
познания, произведения искусства, нормы
морали и права и т.п.), а также человеческую
силу и способности, реализуемые в деятельности
(знания, умения, навыки, уровень интеллекта,
нравственного и эстетического развития,
мировоззрения, способы и формы общения
людей)” [1, с. 58].
Некоторые авторы рассматривают
культуру как процесс творческой
деятельности.
Культура - это “...социально
значимая творческая деятельность и диалектическое
взаимодействие ее результативного (определенного
в нормах, ценностях, традициях, знаковых
и символических системах и т.д.) выражения
и ее процесуальности, которая предусматривает
усвоение людьми уже существующих результатов
творчества” [12, с. 303].
Соглашаясь с такими
утверждениями, отметим, что для
дальнейшего анализа сущности и специфики “информационной
культуры личности” будем придерживаться
точки зрения Л. Залеской, которая считает,
что
деятельность как способ развития культуры
включает в себя, прежде всего, творческую
деятельность, в ходе которой создаются
ценности культуры [11]. Для нас важен тот факт, что культура
рассматривается не просто как деятельность,
а как творческая деятельность. Вышесказанное
дает возможность расширить понимание
культуры и определить ее как целостное
образование, которое включает личностный
и деятельный аспекты.
Рассмотрев ключевое
понятие “культура личности”, перейдем
к анализу понятия “информационная культура
личности”. Опираясь на концепцию структуры
деятельности, выделяют такие стороны
культуры:
познавательную, коммуникативную, эстетическое,
нравственное, физическое, трудовое. При
этом познавательная деятельность формирует
познавательную культуру, мотивационная
деятельность - нравственную культуру,
художественная деятельность - эстетическую
культуру,
коммуникативная деятельность - коммуникативную
культуру, физическая деятельность - физическую
культуру. В последнее время возрастает
роль информационного компонента любого
вида деятельности человека, и поэтому
в этой системе культур особое место занимает
информационная культура.
Обратимся к некоторым
вопросам, которые способствовали возникновению
и распространению термина “информационная
культура”
непосредственно в отраслях информатики,
философии и социологии. В этой связи рассмотрим
понятие, смежные с данным термином.
Так, в начале 60-х
г. ХХ в. стал активно использоваться термин
“компьютерная грамотность”. Согласно
с мнением В. Оксмана, компьютерная грамотность
- это знание принципов работы и возможностей
компьютера, а также умение их применять
непосредственно в своей деятельности.
Н. Русакова определяет термин “компьютерная
грамотность” как совокупность знаний
и умений, необходимых каждому индивиду
для эффективного функционирования в
своей социальной группе во всех видах
деятельности, где компьютерные технологии
применяются прямо или косвенно [19, с. 16].
Различают три уровня компьютерной грамотности:
- компьютерная грамотность человека,
который не имеет компьютера, а знания
о нем получает из различных источников
информации;
- компьютерная грамотность, в которой
выделяют виды: бытовая компьютерная грамотность;
- профессиональная компьютерная грамотность,
в том числе умение программировать; овладение
компьютером как интеллектуальным средством,
что дает возможность доступа к базам
данных;
- компьютерная культура - ЭВМ
меняет стиль мышления и методология учебного
процесса.
Наряду с понятием
“компьютерная грамотность”, “информационная
грамотность”. По мнению С. Маркова, информационная
грамотность - это совокупность знаний,
умений и навыков, овладение которыми
позволяет подготовиться к работе с информацией,
в том числе с применением компьютера
в практической деятельности [19]. Как справедливо
считают В. Геройменко, А. Лазаревич, Л.
Титаренко, будущим специалистам недостаточно
владеть компьютерной грамотностью. У
них должна быть сформирована компьютерная
культура, которая предусматривает не
только сформированность собственной
компьютерной грамотности, то есть знание
компьютера и умение с ним работать, но
и потребность получать с его помощью
необходимую информацию и знания [19].
Отдельные ученые и практики
отождествляют понятия “
Однако в ряде исследований
подчеркивается, что эти понятия
нельзя путать. Например, Н. Розенберг подчеркивает,
что понятие “компьютерная культура”
относительно понятия “информационная
культура” находится в
подчиненном отношении, то есть компьютерная
культура является компонентом информационной
культуры [19, с. 34].
Б. Гершунский понимает “грамотность” и “культуру” как характеристики различных уровней подготовленности личности, а именно: через понятия “грамотность” он обозначает некоторый образовательный минимум, а через понятие “культура” наивысшее проявление человеческой образованности [8, с. 291].
Впервые проблема информационной культуры была поднята А.Сухановым
в 1988 году. Очевидно, имея такую короткую
историю, на сегодняшний время она недостаточно
исследована, поскольку содержит ряд дискуссионных
вопросов, начиная с самого понятия информационной
культуры.
Анализ научной литературы
позволяет сделать вывод о том, что существует
ряд концептуальных подходов к осмыслению
сущности этого феномена. Основными из
них являются: технологический, культурологический,
императивный, личностный, аксиологический
и креативный подходы. При этом наиболее
распространенным является первый. Как
справедливо отмечает Н. Гендина, “информационная
культура преимущественно ассоциируется
с технико-технологическими аспектами
информатизации, овладением навыками
работы с персональным компьютером. Преобладает
монодисциплинарний подход, в результате
которого формирования информационной
культуры заключается в обучении основам
компьютерной грамотности” [6, с. 103]. Сторонники
этого подхода (К. Колин, Ю. Брановський)
описывают сущность информационной культуры
формуле: “быть культурным - это уметь”;
уметь пользоваться средствами современных
информационных технологий, иметь представление
о все то, что создано человечеством в
этой области. По мнению К. Колени, информационная
культура - это готовность не только использовать
последние достижения информационной
техники, а и умение воспринимать новую
информацию [1]. Ю. Брановський описывает
информационную культуру как определенный
уровень эффективности создания, хранения,
переработки, передачи, сбора и использования
информации, который обеспечивает целостное
видение мира и предусматривает последствия
принятия решений [1].
Представители культурологического
подхода считают, что информационная
культура находится на одном уровне с культурой труда, быта,
поведения, речи, а также профессиональной,
нравственной культурой. Она своими элементами
включена во все виды этих культур. При
этом информационную культуру рассматривают
как качественную
характеристику результата развития общества
и личности в области производства, передачи,
хранения и переработки информации, а
также сам процесс деятельности в названной
сфере.
Исходя из определения
информационной культуры, можно выделить
ее содержание. Примечательно высказывание Г. Итпековой:
“На современном этапе перехода от компьютерной
грамотности к информационной культуры
первоочередной задачей... становится
приобретение навыков использования новых
информационных технологий в своей жизнедеятельности”
[13, с. 40]. Такого же мнения придерживается
и Н. Каменовска, которая считает, что совокупность
знаний, умений и навыков, необходимых
для существования в мире информации,
является важной составляющей информационной
культуры личности. Таким образом, принимая
во внимание приведенные мнения, можно
понять, что “информационная культура”
содержит, как составляющую, “компьютерную
грамотность” [1].
Несмотря на то, что навыки использования
СИКТ является необходимой предпосылкой
успешной деятельности человека в информатизированном
обществе, как было доказано многочисленными
исследованиями, они, однако, не исчерпывают
всего многообразия требований к личности,
обусловленных разноплановыми изменениями,
которые повлекли качественно новое состояние
общественной жизни. Такого мнения придерживается,
в частности, и С. Бешенков, который отмечает
существенные потери психологического
и социального характера при сохранении
действенности приоритетов технократического
подхода, что “преувеличивает значение
информационных сведений и представляет
компьютер как инструмент быстрого реагирования
на изменения в окружающей среде. Человек
же уподобляется устройства для переработки
информации. Девальвирует ценность знания
как системного представления о мире.
А потому обучать владению суперсовременными
программными средствами еще не означает
готовить человека, который ориентируется
в
море информации” [3, с. 17]. Таким образом,
важнейшей задачей современности является
содействие становлению личности. Однако
не вызывает сомнения, что содержание
требований относительно культуры личности
в значительной степени меняется в результате
существенных изменений общественной
жизни, а именно информатизацией общества.
Относительно
требований целенаправленного влияния
на формирование культуры личности и ее
составляющей - мировоззренческой
культуры, то больше всего авторы настаивают
на важности проработки проблемы включения
в мировоззрение такой важной на сегодняшний
день его доли, как знания о феноменах
информации и информационного общества.
Не детализируя проблему, ученые отмечают,
что неудовлетворительное ограничения
контекста технико-технологической
деятельности или контекстом ресурсной
концепции, хотя они и дают достаточно
содержательные представления о закономерностях
информационных процессов.
Мировоззренческое овладения феноменом информации в любом объеме имеет не только значение построения определенного теоретического каркаса мировоззрение, которое является неотъемлемой характеристикой духовной культуры личности; они имеют непосредственную связь с инструментальными навыками, необходимыми современному человеку, создавая основы понимания того, что человек умеет делать и делает.
Поэтому можно констатировать,
что мировоззренческая составляющая культуры
предусматривает развитие культуры мышления.
Определение возможных изменений относительно
характера умственной деятельности человека
и ее мышления вследствие внедрение СИКТ
весьма разнообразны: от “освобождения
от рутинности в интеллектуальной деятельности”,
“творческое мышление”, “критическое
мышление”, что переводится как “умение
выбирать информацию”, “ориентация на
саморазвитие и самообучение” и др., -
к ожиданий принципиального изменения
“самого мышления как элемента общей
культуры человека” [3]. Некоторые ученые
обосновывают важность системного типа
мышления, по условию овладение которым
качественно меняются представления о
мире. А системное видение человеческой
среды жизнедеятельности, в свою очередь,
влияет и на видение человеком самого
себя, своего места в естественном,
социальном, информационном окружении.
В этом усматривается возможность избежать
негативных последствий информатизации
всех сфер общественной жизни, прежде
всего, потери реального связи с миром
и замены его “виртуальной реальностью”.
Мировоззренческая культура предполагает умение общаться, что в наше время входит в число ведущих характеристик культуры личности вследствие того, что коммуникация является определяющим фактором человеческого существование в информационном обществе. Однако, позитивные последствия коммуникации с помощью СИКТ сочетаются с такими, которые имеют нежелательный для человека и общества негативное влияние. Примером этого является интернет-зависимость, которая в настоящее время пока не признана болезнью, но это реально существующий феномен. Таким образом, такая характеристика ИК как культура общения должен быть соответствующим, то есть предусматривать формирование навыков относительно предупредительных мероприятий. В таком плане возрастает степень свободы выбора, а современный человек, обладая высокой ИК, должна уметь выбирать из многих возможных вариантов такие, которые являются безопасными для нее.
Поэтому, подытоживая
осуществлен анализ составляющих ИК, можно прийти к выводу,
что в имеющихся характеристиках представлено
два уровне понимания основ ИК. Один уровень
понимания связанный с раскрытием содержания
совокупности знаний, навыков, умений,
которые непосредственно отвечают деятельности
человека в информационном
среде посредством СИКТ. Второй уровень
понимания связан с характеристикой необходимых
изменений мировоззренческой культуры
личности (мировоззрения, мышления, общения,
сосуществования с другими людьми и др.).