Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:41, курсовая работа
Цель работы заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий формирования информационной культуры личности.
Гипотеза исследования. Эффективность формирования информационной культуры личности значительно повысится, если будут реализованы следующие условия:
- определены и дифференцированы задачи обучения информатике в соответствии нового образовательного приоритета – формирование информационной культуры личности;
- уточнено и структурировано содержание учебной программы по информатике для обоснования этапности осуществления определенной новой образовательной задачи;
- использованы современные информационно-коммуникационные технологии при изучении различных учебных дисциплин, как в среднем образовании так и высшем.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Научно-практические подходы к проблемам информационной культуры личности……………………………………………………………….5
1.1 Информация как составляющая современного информационного общества……………………………………………………………………….…..5
1.2 Информационная культура личности………………………………………. 9
ГЛАВА 2. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: методика обучения……………………………………………….21
2.1 Роль и место школьной библиотеки в формировании информационной культуры учащихся разных возрастных категорий…………………………...21
2.2 Методика обучения основам информационной культуры личности в библиотеках общеобразовательных учебных заведений……………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….32
Таким образом, проведенный анализ научной литературы позволил определить информационную культуру личности как составляющей общей культуры, которая предполагает способность воспринимать и анализировать новую информацию, свободно ориентироваться в современном информационном среде и готовность к применению современных информационных и коммуникационных технологий в процессе реализации профессиональных функций.
Содержание информационной культуры личности содержит следующие составляющие: общеобразовательную (знания и навыки эффективного использования информации; знание возможностей современных информационных и коммуникационных технологий (СИКТ); знание и понимание основных направлений применения СИКТ в обществе и перспективы их развития), мировоззренческую (понимание сути информации и информационных процессов, их роли в процессе познания окружающей действительности; способность человека предвидеть последствия собственных действий, умение приспосабливать свои интересы до тех норм поведения, которые необходимо соблюдать в обществе), профессиональную (понимание целей и направлений применения СИКТ в профессиональной деятельности).
ГЛАВА 2. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: методика обучения
2.1 Роль и место школьной библиотеки в формировании информационной культуры учащихся разных возрастных категорий
Современные ученые и практики считают, что общее состояние информационной культуры учащейся молодежи нельзя признать удовлетворительным. На уроках с одного предмета они не умеют применять знания, полученные на уроках по другим предметам. Как правило, выпускники школ оказываются беспомощными, развязывая типовые информационные задачи: не знают состав библиотечных каталогов и картотек, их специфических особенностей во время поиска информации, не знакомые с алгоритмами решения поисковых задач, не владеют методикой выполнения информационных запросов, не способны грамотно оформить результаты поиска и т.д. Наиболее тревожным симптом, который характеризует низкий уровень информационной культуры школьников, является то, что они не признают собственной некомпетентности в области информационной деятельности, не представляют ценности специальных знаний и навыков информационного самообслуживания, не понимают, какую реальную помощь эти знания и навыки могут предоставить им в различных сферах практической деятельности: учебной, научно-исследовательской, самообразовательный, на досуге.
Академик Украинской
академии информатики профессор. Семенюк
считает, что на индивидуальном уровне
в области информационной культуры
наиболее типичными являются следующие недостатки:
• неумение работать с книгой
и нежелание учиться - отсюда у многих
отсутствие настоящего профессионализма;
• слабая ориентация в современной системе
социальной информации и ее средствах,
незнание путей поиска информации;
• убеждение в том, что можно хорошо
прожить и без особых знаний (и даже, что
легче живется тем, кто знает меньше). Этот
недостаток логично обусловлена распространением
в обществе психологии утилитаризма и
корыстолюбия, абсолютного примата вульгарно-материальной
выгоды;
• как следствие очень ограниченных
знаний - склонность к суеверий и предрассудков;
• аналогичная примитивность
и в сфере художественной культуры (по
возможности восприятия художественно-эстетической
информации, вкусов и предпочтений, а также
- в связи с этим - низкий уровень культуры
чувств и т.д.).
Итак, принципиальное
значение имеет привитие молодежи собственного
внутреннего стремления к знаниям. Нужно
научить ее оперировать современной информацией.
Традиционные курсы „Основы библиотечно-библиографических
знаний” требуют пересмотра содержания,
форм и методов преподавания.
В наше время, через стремительное
увеличение объемов информации, школьные
пособия с любого предмета не могут
вместить все имеющиеся сведения.
Более того, информация быстро устаревает,
и не стоит рассчитывать на то, что приобретенные
знания будут актуальными на протяжении
нескольких десятилетий, "багажом на
всю жизнь".
Сегодня важно не столько заставить ученика
зазубрить определенный объем информации,
сколько научить его самостоятельно приобретать
новые знания, используя все многообразие
информационных ресурсов, в частности
печатное слово, аудио - и видео материалы,
электронные сети.
Курс по основам информационной
культуры должно быть самостоятельным
полноправным предметом школьной программы.
И преподавать его должны библиотекари
как специалисты в области информационных
ресурсов. Более того, именно библиотека
должна стать информационным центром,
вокруг которого будет развиваться школа
XXI века, ведь именно здесь сосредоточены
ресурсы, которые помогут качественно
изменить учебный процесс. Библиотеки
дают возможность в полной мере реализовать
связь информационной теории с практикой,
наглядно показать результаты эффективного
решения различных типов информационных
задач, почувствовать проблемы неподготовленного
потребителя информации во время работы
с ее реальными массивами.
Главная цель курса „Основы информационной
культуры” - подготовка ученика к самостоятельному
использованию традиционных и новых средств
и методов информационной деятельности
для реализации познавательно-практических
задач школьного и внешкольного программ
обучения на каждом из трех его ступеней
в системе общеобразовательных учреждений,
продуктивной познавательной деятельности,
успешной самореализации в условиях информационного
общества.
Основными задачами курса должны быть:
1. Формирование информационного
мировоззрения личности.
2. Приобретение учащимися
знаний и умений из информационного самообеспечения
их учебной, профессиональной или иной
познавательной деятельности.
Информационное мировоззрение
- это система обобщенных взглядов на информацию,
информационные ресурсы, информационные
системы, информационные технологии, информатизацию,
информационное общество и место человека
в нем, на отношение людей к окружающей
информационной среды, а также обусловленные
этими взглядами их убеждения, идеалы,
принципы познания и деятельности.
Информационное
мировоззрение является своеобразным
стержнем, что объединяет все компоненты
информационной культуры.
С усвоением информационных
знаний учащийся должен овладеть рациональными
приемами самостоятельного поиска информации
как традиционным (ручным), так и автоматизированным
(электронным) способами; освоить формализованные
методы аналитико-синтетической обработки
информации; использовать традиционную
и компьютерную технологии для подготовки
и оформления результатов самостоятельной
познавательной деятельности.
Результатом реализации
цели и задач курса является формирование творческой, свободной личности,
способной использовать конституционное
право человека и гражданина на доступ
к информации и использовать ее для своего
физического, духовного и интеллектуального
развития, а также в интересах общества;
личности, которая выбирает активную гражданскую
позицию, отвечает за свое взаимодействие
с информационной средой, уверенную в
значимости информации и знаний для решения
широкого круга социальных и личных проблем
[20, с.33-34].
Во время проведения
занятий по курсу „Основы информационной
культуры” с учащимися 1-11(12)-х классов
общеобразовательной школы важно учитывать
следующие дидактические принципы:
• Принцип преемственности,
системности и единства курса.
Предполагается, что независимо от класса
содержательная структура курса будет
единственной. Принцип преемственности
- это постепенное, от класса к классу,
усложнения материала с сохранением целостности
курса, призванного не только вооружить
учащихся совокупностью знаний и умений
по работе с информацией, но и сформировать
системное представление про информационную
картину мира, информационное мировоззрение.
• Принцип доступности,
согласно которому обучение строится
с учетом уровня подготовки учащихся,
их возрастных и индивидуальных особенностей.
Реализация принципа
доступности предусматривает соблюдение
как проблемной, так и когнитивной адекватности.
Проблемная адекватность - максимальное
отражение в содержании учебной программы
реальных жизненных проблем, актуальных
для данной возрастной группы, которые
непосредственно касаются курса „Основы
информационной культуры”. Когнитивная
адекватность - обязательное соответствие
содержания учебного материала и методических
приемов, языка общения с учениками во
время занятий особенностям возрастной
психологии восприятия и усвоения материала,
в том числе и игровой практике [7] .
2.2 Методика обучения основам информационной культуры личности в библиотеках общеобразовательных учебных заведений
Внедрить любую учебную
дисциплину невозможно без методики, без четкого ответа
на вопрос зачем? Что? Как?
Методика учебного
предмета предполагает обязательное определение
его целей и задач, их места в общей системе
образования. Следовательно, поиск ответа
на вопрос „зачем?” неразрывно связан
с формированием мотивации обучения, выбором
арсенала методов, средств побуждения
учащихся к продуктивной познавательной
деятельности для активного освоения
содержания курса „Основы информационной
культуры”. Именно поэтому преподаватель
должен предусматривать различные формы,
методы и средства обучения и так их сочетать,
чтобы стимулировать активность и самостоятельность
школьников, в частности отстаивать собственное
мнение, участвовать в дискуссиях и обсуждениях,
находить несколько вариантов возможного
решения познавательной задачи, комплексно
применять известные им способы выполнения
задания и т.п.
Формировать устойчивую мотивацию важности повышения информационной культуры невозможно также без вдохновенного преподавания, показывание возможного практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентации школьников, использования новых и нетрадиционных форм и методов обучения, их чередование. Особую роль в освоении курса „Основы информационной культуры” должен сыграть обучения с помощью компьютера, использование мультимедиа систем, интерактивных компьютерных средств.
В контексте реформирования
образования актуальной является концепция
так называемого доступного для
обучения момента (teachable moment). Согласно
выводам К. Дюзенбьюри и Б. Пиз
доступен для обучения момент - это оптимальное
время, когда тот, кто учится, готов к усвоению
материала, и лучшее время, иногда единственно
возможный, когда обучение может быть
осуществлено. Современная школьная библиотека
- место, где моменты, которые требуют вмешательства
библиотекаря как педагога, наступают
довольно часто. Исследовательские интересы
школьников усложняются, что обуславливает
потребность в активном использовании
всех информационных ресурсов. На школьных
библиотекарей ученики не без оснований
смотрят как на экспертов из информационных
ресурсов. Момент, когда пользователь
не может получить информацию, которая
ему нужна, наиболее благоприятный для
его обучения. В отличие от традиционных
форм библиотечно-библиографического
обучения, ориентированного на то, чтобы
ученик сейчас отвечал на вопросы, которые,
возможно, возникнут у него в будущем,
благодаря благоприятному для обучения
моменту библиотекарь вооружает школьника
привязанными к конкретной информационной
потребности знаниями и навыками, в полезности
которых он убеждается сразу.
Формируя мотивацию,
библиотекарь, параллельно с выполнением
главной своей задачи - преподавание основ
информационной культуры и вооружение
учащихся знаниями и умениями на соответствующем
учебной программе уровне - должен помогать
школьникам понять, что овладение ими
информационной культурой делает их более
уверенными в себе, лучше подготовленными
к любого вида познавательной деятельности,
обеспечивает готовность жить в информационном
обществе.
Поиск ответа на вопрос „что?” предусматривает определение
содержания учебного предмета (курса),
научное обоснование учебных программ.
Так, например, авторы учебно-методического
пособия „Формирование информационной
культуры личности в библиотеках и образовательных
учреждениях” выделяют в структуре курса
пять разделов: „Информационные ресурсы
общества и информационная культура”,
„Основные типы информационно-поисковых
задач и алгоритмы их решения”, „Аналитико-синтетической
обработки источников информации в учебной
и научно-познавательной деятельности
учащихся”, „Структура, правила подготовки
и оформления результатов самостоятельной
работы учащихся во время учебной и научно-познавательной
деятельности”, „Информационная культура
и новые информационные технологии”.
Их включения в учебный курса авторы объясняют
тем, что в совокупности они формируют
системное, целостное представление о
информационную культуру, дают учащимся
знания и умения для поиска, обработки
и использования информации как в традиционном,
так и в компьютерном вариантах.
Ответ на вопрос
„как?” предусматривает выбор организационных
форм и методов обучения, которые отвечают
цели и содержания курса „Основы информационной
культуры” и дифференцированы в зависимости
от возраста школьников. Нужно получить
ответы на такие вопросы:
● Во время преподавания, какого либо
материала по основам информационной
культуры целесообразно использовать
практический, наглядный, словесный методы?
· Какие темы курса можно раскрыть с помощью
разъяснительно-
· Как меняется функциональная пригодность
различных методов обучения основам информационной
культуры от младших до старших классов?
● Когда лучше изучать и применять коллективные,
групповые, микрогрупповые и индивидуальные
формы обучения?
· Какие типы и структуры уроков целесообразнее использовать во время изучение конкретного раздела, темы?
· Которые внеурочные формы занятий нужно предусмотреть для повышения информационной культуры личности?
· Важно также определить, каким является уровень сформированности информационных умений, интересов, предпочтений учащихся в настоящее время (для этого следует использовать такие интерактивные технологии, как незаконченные предложения, письмо к самому себе, интервью. Кроме того, на подготовительном этапе можно воспользоваться тестами, анкетами и опросом); сколько продлится занятия и где оно будет происходить: в библиотеке, в классе или еще где.