Концепция развития научного знания К. Поппера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 14:45, реферат

Описание

В западной философии философско-методологические проблемы науки разрабатывались в рамках самых разнообразных направлений, течений, школ и т. п. Центральное место они занимали в постпозитивизме – течении философско-методологической мысли XX века, пришедшим в 60-х гг. на смену неопозитивизму (логическому позитивизму). Постпозитивизм исторически восходит к работам «позднего» К. Поппера и последующих представителей «философии науки» (Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, Ст. Тул-мина и др.).

Работа состоит из  1 файл

123.docx

— 61.23 Кб (Скачать документ)

Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание для  науки есть доказательное знание. Знание должно быть подтверждено фактами.

 Научное познание  есть сложный, противоречивый  процесс производства и воспроизводства  новых знаний, образующих целостную  и развивающуюся систему понятий,  теорий, гипотез, законов и других  идеальных форм, – закрепленных  в языке Процесс непрерывного  самообновления наукой своего  концептуального и методологического  арсенала - важный показатель (критерий) научности. (наука же выходит за ее рамки); во-вторых, понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом. Наука же не может положиться на такой контроль, поскольку она преимущественно имеет дело с объектами, не освоенными в обыденной практической деятельности. Чтобы описать изучаемые явления, она стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения.

Обыденное познание существовало с самого зарождения человечества, доставлявшее элементарные сведения о  природе и окружающей действительности. Основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, несистематический  характер. Является исходным пластом  всякого познания. Обыденное знание: здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции.

Его особенностью является то, оно используется человеком практически  неосознанно и в своем применении, не требует предварительных систем доказательств.

Другая его особенность  — принципиально бесписьменный  характер. Ученый, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком.

Особую форму вненаучного знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. Народная наука существует и транслируется в бесписьменной форме от наставника к ученику. Можно выделить конденсат народной науки в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр.

Как подчеркивал  Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод - это совокупность правил поведения и требований к  деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной  реальности. Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте.  

методы  научного познания

Существуют различные  типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и  способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.

Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов  на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические. Эмпирические методы не вытекают из сущности объекта, а поэтому содержат в себе много  субъективных моментов. Но они таковы только в том случае, если не входят как необходимый момент в сферу  действия системы методов теоретических, которые построены на единстве предмета и метода. Поскольку теоретические методы выступают способом организации субъектом своей деятельности в соответствии с сущностью предмета, то эмпирические методы, вовлеченные в сферу действия теории, получают внутри нее направленность и объективность.

Познание начинается с наблюдения. Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.

Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.

Метод моделирования  основан на создании модели, которая  является заместителем реального объекта  в силу определенного сходства с  ним. Главная функция моделирования, если брать его в самом широком  понимании, состоит в материализации, опредмечивании идеального. Построение и исследование модели равнозначно исследованию и построению моделируемого объекта, с той лишь разницей, что второе совершается материально, а первое - идеально, не затрагивая самого моделируемого объекта. Из этого вытекает вторая важная функция модели в научном познании - модель выступает программой действия по предстоящему построению, сооружению моделируемого объекта.

Анализ  и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.

Индукция  и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах ("Все лебеди - белы"), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы. 

критерии  и нормы научного познания

Критерии научности  знания – это правила оценки продуктов  познания на их соответствие стандартам науки. Рассмотрим содержание некоторых  из них.

Непротиворечивость. Логика различает четыре смысла непротиворечивости [см.: 2, с.38], два из которых – следующие:

a) непротиворечивость относительно отрицания: теория непротиворечива в данном смысле, если в ней одновременно не доказываются утверждения А и;

b) семантическая непротиворечивость: теория семантически непротиворечива, если всякая ее теорема является всегда истинной.

То есть первое –  когда утверждения не противоречат одно другому; второе – не противоречат истине. К б) естественнонаучная теория стремится, но противоречия в смысле а) недопустимы.

Полнота. «С формально-логической точки зрения система считается полной, если:

1) все истинные  утверждения, которые формулируются  в ее языке, могут быть доказаны (семантическая полнота);

2) присоединение  к ней в качестве аксиомы  какого-то недоказуемого в ней  утверждения ведет к противоречию (синтаксическая полнота)» [2, с. 39].

Опытная оправдываемость означает «принципиальную эмпирическую опробуемость систем знания» [2, с.56]. Этот критерий имеет две разновидности: верифицируемость и фальсифицируемость.

Эмпирическое  подтверждение (верификация). Считают, что «если теория (Т) имеет наблюдаемые следствия (О), то решение вопроса об истинности Т сводится к поиску О» [2, с. 57].

Эмпирическое  опровержение (фальсификация). Если из Т дедуцируется О и на практике О не наблюдается, то по modus tollens получаем опровержение теории [см.: 2, с. 59; 1]:

Интерсубъективность. «... результаты наблюдений или экспериментов должны быть воспроизводимыми, т. е. чтобы любой (курсив мой. – В.О.) ученый соответствующей области знания мог получить их, а это означает, что результаты не должны зависеть от субъекта, т. е. должны быть интерсубъективными» [3, с. 12]. «...Объективность научных высказываний основана на возможности их интерсубъективной проверки» [4, с. 68].

В самом деле, последние  два критерия призваны защитить науку  от положений, неадекватно отражающих действительность. Например, пролистав  книгу одного академика под названием  «Астральное тело», мы обнаруживаем схему строения астрального тела и ни одного намека на результаты измерений. По данным экспертов, этот ученый «ничего  не мерил». Нет гарантий, что упомянутая схема не является лишь плодом его  воображения.(Если упомянутая работа связана с верованием, то это дело личное. Но тогда мы не имеем права брать ее под эгиду науки).

Как и всякая деятельность, научное исследование регулируется определенными правилами, образцами, принципами, которые выражают идеалы и нормы, принятые в науке на определенном этапе ее исторического развития. В их системе выражены ценностные ориентации и цели научной деятельности, а также общие представления  о способах достижения этих целей. Например, для всех научных знаний является обязательным критерий непротиворечивости либо принципиальной проверяемости их суждений, теорий и других структур знания.

Среди идеалов и  норм науки можно выделить два  взаимосвязанных “блока”: а) собственно познавательные установки, которые  регулируют процесс воспроизведения  объекта в различных формах научного знания; б) социальные нормативы, которые  фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития, управляют  процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ  и учреждений друг с другом и с  обществом в целом и т.д.

Эти два аспекта  идеалов и норм науки соответствуют  двум аспектам ее функционирования: как  познавательной деятельности и как  социального института.

Идеалы и нормы  научного познания регулируют становление  и развитие специальных картин мира различных наук. Они целенаправляют также их синтез в общую картину мира. Причем идеалы объяснения и описания, в соответствии с которыми создавались специальные картины мира лидирующих отраслей науки, приобретают универсальный характер и выступают в качестве основ построения общей научной картины мира.

Идеалы и нормы  науки регулируют становление и  развитие не только картины мира, но и связанных с ней конкретных теоретических моделей и законов, а также осуществление наблюдений и формирование исторических фактов. Они как бы запечатляются в соответствующих образцах знания и таким путем усваиваются исследователем. В этом случае исследователь может не осознавать всех применяемых в поиске нормативных структур, многие из которых ему представляются само собой разумеющимися. Он чаще всего усваивает их, ориентируясь на образцы уже проведенных исследований и на их результаты. В этом смысле процессы построения и функционирования научных знаний демонстрируют идеалы и нормы, в соответствии с которыми создавались научные знания.

В системе таких  знаний и способов их построения возникают  своеобразные эталонные формы, на которые  ориентируется исследователь.

Идеалы и нормы  научного объяснения должны способствовать расширению области применения научного закона или теории, т.е. обеспечить охват  возможно большего количества объясняемых  фактов. Обычно теоретические законы выступают в рамках определенной системы теоретического знания, обеспечивая  тем самым наиболее полное и глубокое объяснение изучаемой области реального  мира. Именно поэтому стремление каждой науки к построению целостной  системы теоретического знания служит для нее идеалом организации  научного познания.

Другими важнейшими идеалами научного объяснения служат адекватность и эффективность полученных результатов. Адекватность достигается  с помощью логических, эмпирических и методологических норм исследования. Логические нормы объяснения требуют, чтобы объясняемый факт был, во-первых, логическим следствием объясняющего его  закона или обобщения, во-вторых, тех  начальных условий, которые относятся  к объясняемому факту. Эмпирические нормы требуют, чтобы все посылки  объяснения были истинными. Наконец, методологические нормы должны обеспечивать возможность  независимой проверки знания, чтобы  убедиться в адекватности объяснения.

Информация о работе Концепция развития научного знания К. Поппера