Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 02:11, контрольная работа
Неотъемлемой, органической частью любой философской системы является теория познания, или гносеология (от греч. gnosis – знание, logos– учение), или эпистемология (от греч. episteme - знание, logos – учение).
Процесс познания сопровождает всю нашу жизнь. Мы познаем вещи, явления, объекты, связи и отношения, самих себя и других людей. Но мы не часто задумываемся над вопросом: а как возможно само знание, каково его происхождение, структура, пределы, критерии достоверности?
1. Познавательное отношение человека к миру. Основные гносеологические концепции: оптимизм, скептицизм, агностицизм. 3
2. Объект и субъект познания. 7
3. Структура познания: чувственное познание, рациональное мышление, интуиция. 10
Хайдеггер М. Что значит мыслить? Разговор на проселочной дороге. 19
Конспекты. 23
Вл. С. Соловьев «Три силы» 23
К. Маркс «Предисловие к критике политической экономии» 28
Николай Бердяев "Человек и машина". 32
Фридрих Ницше "Так говорил Заратустра". 38
П.Л. Лавров «Три беседы о современном значении философии» 44
Сартр Ж.П. «Экзистенциализм – это гуманизм» 49
Ортега-и-Гассет Х. «Размышления о технике» 53
Белл Д. «Социальные рамки информационного общества» 55
Литература 59
Из этих рассуждений видно, что нет ничего несправедливее выдвинутых против нас возражений. Экзистенциализм – это не что иное, как попытка сделать все выводы из последовательного атеизма. Он вовсе не пытается ввергнуть человека в отчаяние. Но если отчаянием называть, как это делают христиане, всякое неверие, тогда именно первородное отчаяние – его исходный пункт. Экзистенциализм – не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что бог не существует. Скорее он заявляет следующее: даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило. Такова наша точка, зрения. Это не значит, что мы верим в существование бога, – просто суть дела не в том, существует ли бог. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство существования бога. В этом смысле экзистенциализм – это оптимизм, учение о действии. И только вследствие нечестности, путая свое собственное отчаяние с нашим, христиане могут называть нас отчаявшимися.
Ortega y Gasset Jose. Meditacion de la tecnica. Espasa-Calne, S. A. Madrid, 1965.
Что такое техника? Техника – это реакция человека на природу ила обстоятельства, в результате которой между природой, окружением, с одной стороны, и человеком — с другой, возникает некий посредник - сверхприрода, или новая природа, надстроенная над первичной. Подчеркиваю: техника – это отнюдь не действия, которые человек выполняет, чтобы удовлетворить потребности. Такое определение неточно, поскольку оно годится и для чисто биологического набора, животных актов. Техника – это преобразование природы, той природы, которая делает нас нуждающимися, обездоленными. И цель его – по возможности ликвидировать подобные потребности так, чтобы их удовлетворение не составляло ни малейшего труда. Если бы, всякий раз страдая от холода, человек тотчас же получал в свое время полное распоряжение огонь, он очевидно, никогда бы не испытывал потребности в тепле, как обычно мы не испытываем потребности в дыхании. Мы просто дышим. Только и всего. Именно это и делает техника: соединяет тепло с ощущением холода и тем самым практически уничтожает его как потребность, нужду, лишение и заботу. Техника - это производство избыточного и ныне, и в эпоху палеолита. Она, безусловно, служит средством удовлетворения потребностей; сейчас мы уже можем принять формулировку, которую еще недавно отвергли, поскольку знаем, что человеческие надобности объективно излишни и становятся потребностями только для того, кто нуждается в удобстве, для кого понятие «жить» имеет лишь смысл «хорошо жить». Нет человека без техники. Техника крайне изменчива и нестабильна, поскольку всецело зависит от представлений, которые в каждую историческую эпоху складываются у нас относительно благосостояния. Еще один вопрос, на который следует незамедлительно ответить: обладала ли техника прошлых эпох чем-то общим, т.е. была ли у ее разновидностей некая сквозная ветвь, развитие которой и давало новые открытия, хотя, разумеется, ценой немалых ошибок, регресса, потерь и забвения? Тогда можно было бы говорить о безусловном техническом прогрессе. Хотя и в таком случае исследователю грозит серьезная опасность оценить этот абсолютный прогресс с присущей ему самому технической точки зрения, а ведь последняя никак не абсолютная. Скорее всего, пока он высказывает се с безапелляционностью человека, якобы обладающего истиной в последней инстанции, человечество уже расстается с подобными воззрениями.
Два решающих признака любой техники, а именно: во-первых, она уменьшает, а зачастую и сводит на нет усилия, обусловленные обстоятельствами, и, во-вторых, добивается этого, так изменяя своим воздействием обстоятельства, что они принимают новые формы, облегчают жизнь. Итак, техника – это главным образом усилие ради сбережения усилий. Иными словами, это действия, которые мы предпринимаем, чтобы полностью или частично избежать неотложных забот и дел, навязываемых обстоятельствами. Человек – это прежде всего творец, техник. Жить – значит производить, творить, и лишь постольку, поскольку последние действия невыполнимы без теории, созерцания, только в силу этих причин и только вследствие последних жизнь также есть мысль, теория и наука. Техника подразумевает: во-первых, наличие существа, чье бытие прежде всего состоит в том, что еще нет, т.е. в чистом проекте, замысле, программе собственного бытия; а во-вторых, желание подобного существа реализовать себя самого. Три значительные стадии в технической эволюции: техника случая, техника ремесла, техника человека-техника. Техникой случая является техника, где в роли человека-техника выступает случайность, способствующая изобретению. Человек уже сознает, технику как нечто особое, специальное. Так, наблюдая работу ремесленника - сапожника, кузнеца, каменщика/шорника - человек приходит к пониманию техники через труд тех мастеров, которыми выступают для него ремесленники. Человек еще не подозревает о существовании техники как таковой, но уже знает: есть люди-техники, отлично владеющие своеобразным набором действий, которые при этом не являются общими и естественными для каждого. Такова первобытная техника и: доисторического человека, а также нынешних дикарей. Техника – живой, неиссякаемый источник человеческой деятельности, которая в принципе не ведает пределов.
Белл Д. «Социальные рамки информационного общества»
Bell D. The Social Framework of the Information Society. Oxford, 1980. На рус. яз.: Белл Д. Социальные рамки информационного общества.
В настоящем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества. Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции: переход от постиндустриального общества к сервисному обществу; решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций; превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений.
Осевым принципом
постиндустриального общества
Поскольку технология есть инструментальный способ рационального действия, я назвал эти новые разработки "интеллектуальной технологией", так как все они дают возможность поставить на место интуитивных суждений алгоритмы, то есть четкие правила принятия решений. Эти алгоритмы могут быть материализованы в автоматической машине, выражены в компьютерной программе или наборе инструкций, основанных на какой-либо статистической или математической формуле, представляющей собой способ формализации суждений и их стандартного применения во многих различных ситуациях. Поскольку интеллектуальная технология становится основным инструментом управления организациями и предприятиями, можно сказать, что она приобретает столь же важное значение для постиндустриального общества, какое для общества индустриального имела машинная технология.
Когда знание в своей
систематической форме
Хотя технологические революции идеальны в своих теоретических основаниях, их символами, чтобы не сказать носителями, являются все же некие материально-вещные формы, и в постиндустриальном обществе эта «вещь»- компьютер. Если, как сказал П. Валери, электричество было агентом трансформации общества второй половины XIX века, то компьютер - в качестве "аналитической машины" точно так же трансформирует общество второй половины XX века.
Компьютер является инструментом управления массовым обществом, поскольку он есть механизм обработки социальной информации, громадный объем которой растет почти экспоненциально в силу расширения социальных связей.
Основная социально-
Можно ли смоделировать общество? Моделировать можно лишь закрытую или конечную систему. Однако общество становится все более открытым и индетерминированным, и, по мере того как люди все яснее осознают свои цели, дебаты относительно решений обостряются. Решения по проблемам социальной политики становятся все в большей степени делом политической сферы, а в меньшей - совокупного рынка, а это опять-таки ведет к уменьшению наших возможностей моделировать общество.
В XIX и вплоть до середины XX века коммуникации существовали в двух различных формах. Первая - это почта, газеты, журналы и книги, т.е. средства, которые печатались на бумаге и распространялись методом физической транспортации или хранились в библиотеках. Вторая - это телеграф, телефон, радио и телевидение; здесь закодированные сообщения или речь передавались средствами радиосигналов или по кабельной связи от человека к человеку. Сейчас технологии, некогда существовавшие в разных областях применения, стирают эти различия, так что потребители информации получают в свое распоряжение множество альтернативных средств, что порождает и ряд сложных проблем с точки зрения законодательства.
Знания и информация
становятся стратегическими ресурсами
и агентом трансформации
Информация и теоретическое знание суть стратегические ресурсы постиндустриального общества.
Современная технология открывает
множество альтернативных путей
для достижения уникальных и вместе
с тем разнообразных
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.- 608 с.
2. Балашов Л. Е. Философия: Учебник.. — М., 2003. — 502 с.
3. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. Сост. А.Р. Абдуллин. – Уфа, 2003. – 439 с.