Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:36, контрольная работа
1. “Экуменические процессы: их содержание и признаки”.
2. “ Барокко как художественное направление. Его происхождение, сущность и основные черты”.
1. Экуменические процессы: их содержание и признаки.
Выводы.
2. Барокко как художественное направление. Его происхождение, сущность и основные черты.
Выводы.
Список литературы.
Среди теоретиков можно назвать Джамбаттисто Марино Перегрини, Эммануэле Тезауро. Неаполитанский поэт Джамбаттисто Марино Перегрини, представитель так называемого "нового искусства", был ярчайшим представителем этого направления. Он считал, что пространственные и временные искусства родственны. Живопись есть немая поэзия, а поэзия – говорящая живопись. Идея синтеза искусств музыки и поэзии – идея барочная. Она оказалась очень плодотворной, благодаря ей родилась опера.
В этот период во Франции появляется такой мыслитель, как Паскаль. Он во многом не принимал рациональную парадигму и отказывался признавать мир устойчивым, жил на грани бытия и небытия, над пропастью. Паскаль ощущал связь красоты с самим воспринимающим субъектом. Он пытался соединить индивидуальность эстетического переживания с некими общими, объективными основами. Подчеркивал особую роль эстетического переживания, считал его необходимым элементом социальной жизни: «Это (красота) нечто, столь малое, что затрудняются его определить, движет землей, принципами, армиями, всем миром. Будь нос Клеопатры короче, лик земли был бы иным»[3].
Барокко – это пышность, декоративность, величие, замысловатость, текучесть, порыв, страсть, экстаз, артистизм, личностность. Оно было призвано возвеличивать католическую церковь и короля. Все в искусстве утверждало человека как частицу космоса. Не прошли даром идеи Дж.Бруно, Кампанеллы, успехи физики, астрономии. Доминирующими видами искусства выступали изобразительное – архитектура, скульптура, живопись.
Стиль дворцовых построек создал абсолютизм. Дворец уже не крепость, как в средние века, а, как пишет Э.Фукс, «низведенный на Землю Олимп, где все говорит о том, что здесь обитают боги. Обширная передняя, огромные залы и галереи. Стены покрыты сверху донизу зеркалами, ослепляющими взоры. Без зеркал не могут обойтись ни поза, ни жажда представительствования… Сады и парки – сверкающие поляны Олимпа, вечно смеющиеся и вечно веселые»[3].
Искусство барокко – это величие, помпезность, одна из постоянных его тем – тема божественного государя. Юпитер и Марс наделены государевыми чертами, античные мифы превращены в историю жизни королевской династии. «В его руках покоятся гром и молнии, и, сгорая от сладострастной истомы, рвутся к нему божественно прекрасные тела Данаи и Леды. От него родится новое поколение, и если блистательно возрождается век древних героев, то только благодаря ему (государю)»[3].
Искусство барокко – это, прежде всего, искусство католической религии. Барокко – порожденное кризисом Возрождения художественное направление XVI-XVII веков, к которому относятся Л.Ариосто, Т.Тассо (Италия), Г.Сакс, А.Грифиус, Г.Гриммельсхаузен (Германия), Лопе де Вега, П. Кальдерсон, Ф.Кеведо (Испания), Б.Джонсон, Дж.Уэбстер (Англия).
Торквато Тассо (1544-1595) выступает как поэт и как теоретик искусства в своей работе «Рассуждение о героической поэме». Теория, по мнению Тассо, должна выработать образец героической поэмы. Однако этот образец не заключается в каком-либо одном, даже лучшем поэтическом произведении – в таком, например, как «Илиада» или «Энеида», он может быть создан на основе теоретического изучения всех существующих поэм. В понимании сути поэзии Тассо, поэзия – подражание словом. О предмете подражания Тассо говорит о том, что поэзия – это словесное подражание действиям человеческим: если поэзия и выводит богов и животных, то приписывает им человеческие действия. Природа и ее явления служат только побочными украшениями, главное же в поэзии – человек и все человеческое. Оно возбуждает в нас приветливое участие и может служить назиданием нашей собственной жизни. Цель поэта, согласно Тассо, – идея прекрасного.
Наиболее значительным и известным в период итальянского барокко был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680), он прославлял и абсолютизм и католицизм. Это был человек огромной творческой энергии, который поражал разнообразием дарований: архитектор, скульптор, декоратор, живописец, рисовальщик. Он из тех редких художников, кто прожил долгую и безбедную жизнь. Фактически на протяжении всей жизни Бернини был диктатором римской художественной жизни, его авторитет был непререкаем. С одной стороны его творчество – отражение требований церкви, а церковь всегда покровительствовала его таланту, с другой – оно расширило возможности пространственных, пластических видов искусства. С одной стороны он составил славу католического искусства, с другой – он же «развратил» церковную пластику, создал скандальный, вертлявый, неприлично кокетливый тип религиозных статуй, которые стали каноном на целый век.
Одна из знаменитых скульптур
Бернини – Давид. Он представлен совсем
по-иному, чем у Микеланджело. Там – покой,
здесь – экспрессия, чувство, порывистое
движение. То же отражено и на лице: оно
искажено гримасой гнева и ярости. В отличие
от монументальности возрожденцев, Бернини
стремится к конкретности изображения
события.
Действие, динамика – стержень решения
композиций Бернини «Похищение Прозерпины»,
«Аполлон и Дафна». Этот художник после
античных скульпторов одним из первых
сумел подойти к проблеме передачи движения
пространственным видом искусства.
Особенно выразительно это представлено
в его скульптуре «Аполлон и Дафна», давшую
слово сохранить целомудрие и остаться
безбрачной. Она обратилась за помощью
к богам, и боги превратили ее в лавровое
дерево. Тщетно Аполлон обнимал его, назад
в Дафну оно не превратилось. А лавр стал
с этих пор излюбленным растением Аполлона.
Бернини удивительно точно передал момент
метаморфозы тела нимфы в корни, ветви
дерева. Камень передает и нежность кожи
Дафны, и легкость волос, и поверхность
появляющегося дерева.
Бернини сумел подойти к жанру
скульптурного портрета. Портрет
кардинала Шипионе Боргезе
Бернини создал ряд замечательных так
называемых парадно-романитечких портретов.
Например, портрет Франческо д’Эсте изображает
истинного властелина, суверена. Одним
из самых характерных произведений Бернини
в этом жанре является портрет Людовика
XIVв. Даже не зная, чей это портрет, можно
по повороту головы, парадному одеянию,
кудрям парика догадаться, что это король.
Бернини показывает наряду с величием
и аристократическую спесь, пустое высокомерие,
эгоизм. Э.Фукс в «Иллюстрированной истории
нравов» пишет об эпохе барокко как о «художественном
отражении княжеского абсолютизма, художественной
формуле величия, позы, представительности…
Выше монарха ни в идее, ни на практике
нет никого… В лице абсолютного государя
на земле шествует само божество. Отсюда
великолепие, золотом сверкающая пышность,
в которую облекается абсолютный монарх...
чопорный, до мельчайших подробностей
продуманный церемониал, которым обставлена
каждая услуга, оказываемая ему с момента
пробуждения и до минуты его погружения
в сон »[3].
В скульптурных работах Бернини захватывают патетика чувств, зрелищное великолепие, живописные эффекты, сочетание разных по фактуре и по цвету материалов, использование света. Папские надгробья – фактически театральные мизансцены, все в них создано так, чтобы вызвать шквал эмоций. Не оставил Бернини без внимания и излюбленные культовые сюжеты XVII века – мученичества, экстазы, видения, апофеозы. Так, сюжетом его знаменитой скульптурной композиции «Экстаз святой Терезы» послужило одно из писем испанской монахини XVI века, в котором она рассказала, как увидела ангела, посланного ей Богом. Бернини удалось передать внутреннее состояние этой монахини, чего не приходилось сделать еще никому из художников.
Творчество Бернини отличается еще и тем, что он ищет для усиления выразительности новые приемы, обращается к синтезу искусств скульптуры и архитектуры. К прекраснейшим созданиям Бернини принадлежат фонтаны, исполненные огромной динамической силы. Здесь интересен союз скульптуры и воды. Например, знаменитый фонтан Тритон, фонтан «четырех рек». Фонтаны Бернини стали неотъемлемой частью архитектуры Рима.
Бернини остался в истории как
знаменитый архитектор. В зодчестве барокко
исчезает гармония форм, присущих архитектуре
Возрождения. Вместо равновесия частей
– их борьба, контрасты, динамическое
взаимодействие. Усложняется рельеф стены,
формы повышенно пластичны, как бы подвижны,
они «порождают» и продолжают друг друга.
Архитектура барокко как бы втягивает
человека в свое пространство. К творениям
Бернини относится церковь Сант Андреа
аль Квиринале: фасад словно изгибается,
ограда вогнутой формы, полукруглые ступени,
в основе плана церкви очертания эллипса,
интерьер обходят капеллы – ниши, а колонны,
пилястры, скульптура видна в сложных
ракурсах, что создает впечатление их
бесконечного разнообразия. Интересно
и решение купола: кессоны расположены
уменьшающимися в размерах к центру, что
создает иллюзию особенной легкости купола
и особой устремленности его ввысь.
Очень интересно и решение «Королевской
лестницы» в Ватикане. Различными перспективными
приемами Бернини создает иллюзию ее огромного
масштаба и протяженности. Во дворце Барбенини
помещения расположены анфиладой, по одной
оси, и это постепенное раскрытие, своеобразное
«движение» пространства задавало приподнято-величавый
ритм праздничным церемониям. Площадь
перед собором св. Петра – одно из великих
творений Бернини. Две галереи, переходящие
в колоннаду, охватывают пространство
площади, «подобно распростертым объятиям»,
по выражению Бернини. Центр площади
отмечен обелиском, фонтаны по сторонам
от него определяют ее поперечную ось.
Площадь перед собором особенно отчетливо
выявляет архитектурный гений Бернини,
его способность моделировать пространство.
Он добился впечатления композиционного
единства собора – здания, строившегося
различными мастерами на протяжении двух
столетий. Фасад собора вырастает перед
идущим в момент непосредственного приближения
к нему, но грандиозная площадь уже психологически
настраивает человека на это восприятие.
Площадь перед собором считается лучшим
архитектурным ансамблем Италии XVII в.
Все это вместе взятое, усиливало настроение
религиозной патетики.
Особое место в направлении барокко занимает также и Питер Пауль Рубенс. Этот фламандский художник многими искусствоведами относим к барочному направлению в искусстве.
Барокко проявило себя в архитектуре (Дж.Л.Бернини), в музыке (А.Вивальди), в живописи (М.Караваджо, П.П.Рубенс), в литературе (П.Кальдерон).
Внутри барокко как направления
развивался ряд течений и школ:
маньеризм (Италия), гонгоризм (Испания),
прециозная литература (Франция, метафизическая
школа (Англия), вторая силезская школа
(Германия). Порожденное эпохой опустошительных
войн, духовных и материальных кризисов,
социальной разобщенности, барокко сменяется
классицизмом, опирающемся на общество,
в котором произошла консолидация социальных
сил под эгидой сильной королевской власти.
Выводы
Искусство барокко получило наибольшее распространение в Италии. Под барокко подразумевалось нечто вычурное, даже уродливое. Это название было в насмешку дано эстетами XVIII века искусству XVI и XVII веков, оно было унаследовано и художественной критикой XIX века, считалось упадком красоты и хорошего вкуса. Поэтому до сих пор критики часто используют термин барокко, характеризуя завершение или упадок определенного стиля. Но историческое барокко – это XVII век. Со временем термин «барокко» утерял негативный подтекст и стал использоваться применительно к скульптуре, живописи, музыке и литературе.
Художественная концепция
Теоретическая мысль барокко отходит и от той возрожденческой мысли, что искусство, особенно изобразительное – это наука, что оно основано на законах логического мышления, что искусство вызвано задачами познания. Барокко подчеркивает тот факт, что искусство глубоко отличается от логики науки. Остроумие есть признак гениальности, а художественный дар дается Богом, и никакая теория не в состоянии помочь его обрести.
В эпоху барокко мировоззрение человека не только было расколото как в эпоху Возрождения самоутверждение и трагизм, но окончательно потеряло цельность и гармоничность. Мировоззрение, мироощущение человека постигло глубину, внутреннюю противоречивость бытия, человеческой жизни, мироздания.
Список литературы:
1. Аммиан Марцеллин. Римская история. С.-Пб., 1996г., с. 19.
2. Гергей Е. История папства. М., 1996г., с. 24.
3. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М., 1994г., с.13.
4. Э.Фукс «Иллюстрированная истории нравов». М., 1998г., с. 43.