Курс лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 08:43, курс лекций

Описание

Тема 1. Наука как общественное явление. Предмет философии науки.
Тема 2. Основные концепции философии науки.
Тема 3. Наука в культуре современной цивилизации.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Часть 1 (декабрь).doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

Проф. Ратников В.П.

Лекция  № 1 (05.12.07).

Тема 1. Наука как общественное явление. Предмет  философии науки.

  1. Многообразие форм знания.
  2. Основные стороны бытия в науке.
  3. Предмет дисциплины «Философия науки».
 
  1. Многообразие  форм знания.

  Формы знания весьма многообразны и каждое знание связано с познанием. Познание – это процесс приобретения знаний и это познание имеет определенную структуру. Всеобщие элементы познавательного процесса:

  1. объект познания;
  2. субъект познания;
  3. методы познания;
  4. средства познания.
  5. Объект познания имеет разные формы: материальную, идеальную, абстрактную.
  6. Субъекты познания: индивиды, научные коллективы, общности, все человечество.
  7. Методы познания: эмпирические, теоретические, рациональные, иррациональные, индукция, дедукция.
  8. Средства познания: многообразие элементов познания и многообразие самого мира обусловливает многообразие средств познания – это объективный факт.

    Необходимо  выделить научное и ненаучное  познание.

  1. Научное познание (на его основе возникает наука). В общем смысле научное познание определяется как процесс получения объективных знаний о действительности. Объективный – не зависящий от сознания. Конечная цель научного познания – достижение истины. Непосредственная цель научного познания состоит в описании, объяснении и предсказании явлений и процессов действительности на основе открываемых им законов. Научное объяснение означает указание (вскрытие) причин. Цель познания также состоит в открытии законов. Закон – это совокупность необходимых, существенных, всеобщих и повторяющихся связей между явлениями и процессами действительности. Законы бывают двух типов: динамические и статистические.
    1. Динамические законы – те, выводы которых носят однозначный характер. Наука опирается, прежде всего, на динамические законы (ньютоновские – до конца 19 в.).
    2. Статистические закономерности характеризуются вероятностным характером (с конца 19 в. – со вторжения науки в микромир). Синергетика исходит из того, что все явления характеризуются статистическими закономерностями.
  2.    Ненаучное познание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках. Как и научное, ненаучное познание может быть теоретическим, но в основу такого познания, как правило, положены заведомо ложные положения. Можно выделить следующие формы ненаучного познания:

1). Исторические:

а) мифология (миф всегда содержит в себе суждение, рассматриваемое как истинное, но на самом деле таковым не являющееся); миф всегда носит антропогенный  характер и принимается как истина, ритуалы связаны с жизненно важными  положениями, люди в них верят, хотя они заведомо ложные;

б) религиозная  форма познания, основным элементом  которого является вера в сверхъестественное;

в) философская  форма познания, заключающаяся в  исследовании наиболее общих принципов  бытия, мышления;

г) художественно-образное (связано с эстетическим);

д) игровое  познание: игра, как необходимая  форма познания, основополагающая в  развитии культуры, игры предполагают правила («деловые игры»);

е) обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский  опыт): опирается на индивидуальный опыт.

2). Иррациональное (внерациональное) познание:

а) магия;

б) мистика;

в) колдовство;

г) эзотерическое  знание;

д) переживание, ощущения;

е) народная наука (экстрасенсы, целители, знахари).

Вненаучное  познание характеризуется:

    1. недостаточной обоснованностью;
    2. частой недостоверностью;
    3. иррационализмом.

Крайние выражения вненаучного знания: антинаука  – враждебное отношение к науке (эпоха Средневековья); лженаука (понятие, содержащее противоречие внутри себя, сознательное противопоставление науке); псевдонаука (квазинаука) – мнимая наука (астрология).

К вненаучному  знанию относится также паранаука (околонаука) – знание, которое не поддается объяснению с точки  зрения современной науки, но заставляет задуматься (телекинез и т.д.), например, передвигание предметов на расстоянии (телекинез).

Существование вненаучного знания обусловлено  многосторонностью человека, его  интересов (любовь, религия), человека нельзя загнать в строгие научные  рамки, нормальному человеку научных  знаний недостаточно. Наука не всесильна, вненаучное знание появляется раньше научного, но главным критерием истины является научное знание.

Философия – это учение (не наука), это систематизированное  учение о наиболее общих принципов  бытия. Отдельные концепции философии  близки к научным, поскольку стремятся опираться на науку (марксизм), но это не значит, что остальные философские концепции менее ценные. Ненаучная философия может играть колоссальную роль (религиозная философия). Философия науки не является наукой, поскольку имеет свою систему категорий, свой язык и т.д., но это общественная наука. Даже естественная наука не содержит однозначных истин (концепция Ньютона в развитии Эйнштейна). 

2. Основные стороны (аспекты) бытия в науке.

1. Наука,  как познавательная деятельность. Наука всегда выступает как форма познавательной деятельности, направленная на объективное знание действительности (мира в целом, природы, общества), это получение истинных знаний о сущности законов, в ее задачи входит предвидение, предсказание событий.

2. Наука  как система истинных знаний. Наука выступает как результат познавательной деятельности.

3. Наука  как социальный институт со  своей организацией, инфраструктурой,  научными учреждениями, финансами,  эпосом науки, этическими принципами. Этические принципы, которые принимаются научным сообществом образуют эпос науки. Другими словами, институциональность науки предполагает формализацию отношений и связей внутри науки, т.е. в науке имеется определенная организация иерархия (Академия наук), регулирование отношений внутри науки на основе законодательства о науке, санкции.

Наука как социальный институт возникает  в Западной Европе в 16 – 17 вв. Именно в это время ученые и научные  сообщества приобретают определенную самостоятельность. До этого она  существовала в монастырях и т.д., не имела самостоятельности. В 16 – 17 вв. начинается становление научной практики, наука начинает действовать в интересах буржуазии, до этого наука носила созерцательный характер.

4. Наука  как особая сфера элемент культуры  в широком смысле – и материальная, и духовная культура. Существуют различные определения культуры, одно из наиболее ярких определений культуры дал К. Маркс: культура – это очеловеченная природа. Культура – это все, что создано человеком. Наука как культурный феномен имеет 2 аспекта:

1) влияние культуры и общества на науку;

2) влияние  науки на культуру и общество.

1). Всякий  этап в развитии науки обусловлен  развитием культуры и общества. Общество влияет на науку через  власть, законодательную деятельность, финансы, путем экономических  потребностей. По Энгельсу потребности производственной деятельности толкают науку в десятках университетов. Наука может развиваться, исходя из собственной логики; при этом потребности общества ускоряют развитие науки.

2). Наука  влияет на общество и культуру, поскольку наука выступает стержнем (этой) культуры, стержнем развития общества. Говоря о соотношении науки и культуры, следует иметь в виду, что это различные понятия. Культура шире науки, возникает раньше науки, на различных исторических этапах развития общества взаимодействие науки и культуры неоднозначно. В условиях первобытного общества науки как таковой не существовало; в период античности роль науки была велика; в средневековье роль науки была низкой; в Новое время роль науки в жизни общества усилилась, и продолжает играть большую роль и в современном обществе. 

3. Предмет философии науки.

Философия науки как дисциплина возникает  во второй половине ХХ в. Необходимость  данной дисциплины обусловлена ролью  науки в жизни современного общества, которая оказывает все большее влияние на разные стороны общественной жизни. Существует множество разных определений философии науки. Одно из определений дано человеком, стоящим у истоков данной дисциплины: предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятая в их историческом развитии и рассматриваемая в исторически меняющемся социокультурном контексте.

Часто употребляемое по смыслу понятие  формулируется следующим образом: философия науки есть аналитическая эпистемология (ранее употреблялись термины гносеология, онтология). В дословном определении это познание, но в него вкладывается смысл понятия системы. В гносеологию вкладывается смысл акта познания (элементарного познания). Эпистемология связана с культурно-историческими аспектами познания (первоначальное представление). Сегодня эпистемология представляет из себя раздел философии, изучающей проблемы природы познания, отношения знания и реальности, всеобщие предпосылки познания, условия истинности, социально-культурный контекст познания. Не следует путать эпистемологию с гносеологией.

Философия науки связана именно с эпистемологией. Не следует путать понятия эпистемологии  и парадигмы.

Парадигма говорит о внутренних, внутринаучных способах и моделях познания (например, господствующая маркситская парадигма).

Эпистема  говорит о культурных аспектах познания.

Философия – это историческое социокультурное  знание, которое включает в себя следующие вопросы:

1) изучение  общих принципов динамики развития науки;

2) изучение  научных методов исследований;

3) изучение  того, как возможно достижение  истинного знания;

4) исследование  вопроса, что такое истина;

5) изучение  критериев научного знания и  научных теорий;

6) «логика  и рост научного знания» (у Поппера есть такая работа);

7) каковы  модели развития научного знания.

3.1. Основные  подходы и этапы развития философии  науки в 20 – 21 вв.

1). 30 –  50 –е гг. Логико-эпистемологические  подходы. Представлен логическим  позитивизмом, или неопозитивизмом, основной предмет исследования которого заключается в анализе языковых форм знания (анализа языка науки). Представители: Шмидт, Карнат, Нейрат.

2). 60 –  70 –е гг. Постмодернизм. Главные  проблемы: отказ от анализа истины. Основные представители: французы  Лиотар, Бодрийяр, Делез, Рорти (критики постмодернистов?).

Философия науки – это часть (определенная отрасль) философии (стоит в ряду с философией религии, права и  т.д.). Философия вообще – не наука (философия религии, идеализм, абсолютный разум Гегеля). В смысле достижения объективных истин – философия не наука. Но она имеет свои знания, язык и т.д. Философию можно назвать общественной наукой, но это не объективная истина.

Наука, ставящая своей задачей отыскание  истины пользуется абстрактным мышлением  – в этом смысле она участвует в достижении истины. Абстрактное познание – это понятия, суждения. Мышление начинается с абстракций.

Лекция  №» 2 (12.12.07).

Тема 2. Основные концепции  философии науки.

Наука зарождалась в Новое время (на основе учений Коперника, Бруно, Галилея). В этот период образуется фундаментализм – главная проблема, интересующая философию науки, для него характерен поиск методов научного познания, вопрос стоит: как должна развиваться наука и на каких фундаментах (основаниях).

Информация о работе Курс лекций по "Философии"