Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 08:43, курс лекций
Тема 1. Наука как общественное явление. Предмет философии науки.
Тема 2. Основные концепции философии науки.
Тема 3. Наука в культуре современной цивилизации.
5) Отказ от кумулятивизма (концепции постепенного накопления научного знания).
6). Если
неопозитивисты еще допускают
прогресс (развитие в этом узком
смысле научного знания), то постпозитивисты
говорят об отрицании
Концепция постпозитивизма показала, что философия науки – далеко не наука и в ней не может быть общезначимых концепций. А концепция Фейерабенда пришла к философии интенциалного анархизма и плюрализма.
Проблемы постпозитивизма:
1) Проблема фальсификации.
2) Проблема правдоподобности научных теорий.
3) Проблема соизмеримости научных теорий.
4) Проблема рациональности.
На смену постпозитивизму пришел постмодернизм. Постмодернизм возник в 60 – 80-е гг. XX в. Сначала возник в литературе, искусстве, а потом оформился как некоторое философское направление. Постмодернизм возник из противопоставления себя модернизму.
На Западе различают 3 периода в развитии культуры: традиционализм, модернизм и постмодернизм.
Модернизм возникает в Новое время: время в мощь человеческого разума – это начинается с Декарта, его философию можно считать отправной точкой модернизма. Основные черты модернизма:
1) Стремление
управлять ростом научного
2) Унификация методов научного познания.
3) Объективный характер научного знания.
4) Попытка
освободить науку от религии,
иррационализма и мифологии (
5) Стремление к системной организации науки.
6) Провозглашение единых норм морали в науке.
Постмодернизм выступает против модернизма по всем пунктам. Предпосылки возникновения учения, называемого постмодернизмом: И. Кант «Критика чистого разума»: разум не всесилен, имеет свою область; когда сталкивается с антинонимами, он бессилен. К. Маркс и Ф. Энгельс также дали критику разума, главное в историческом процессе не идеи и теории, а производительные силы и производственные отношения и социальные революции. Ф. Ницше: нерациональные отношения и воля лежат в основе всего. Фрейд: разум – это прихожая человека, верхняя часть айсберга; человек не хозяин в своем собственном доме. Эйнштейн: все относительно, нет никаких абсолютных истин. Значительную роль сыграли также социальные потрясения (особенно во Франции): 1968 г. – молодежное движение во Франции. Основные представители: Жан Ринотар, Жак Бодрияр, Жак Дэвида, Ж. Денесс (все Франция); американец Ричард Рокки.
Лекция №4 (26.12.07).
Мир нелогичен по постмодернизму, его нельзя свести к каким-либо логическим схемам, т.е. он не систематизирован.Существуют тезисы, на которые ученые дать интерпретации, в итоге все теории представляют собой совокупность тезисов. Со временем тезисы теряют свою оригинальность, становятся анонимными, безличными. С позиции постмодернизма реален тот мир, который мы сами себе создаем (у художников – свой, у философов – свой), поэтому он субъективен. Нас окружают объективно существующие вещи – симутаторы, которые каждый воспринимает субъективно, поэтому мир состоит не из объективной реальности, а из симутаторов.
Отсюда вывод постмодернистов, что такие понятия, как ложь, истина – не более чем слова, они относительны. Главная задача ученых в дискурсе – ключевое мышление, главная задача философов – анализ текстов. Вся культура состоит из текстов. Задача философов – в интерпретации, в дикурсе этих текстов.
Еще одно важное понятие – деконструкция – способ чтения текстов, когда новые тексты создаются на основе уже существующих текстов.
Рокки: «Философия – это язык игр, каждый играет как может в силу своего сознания, опыта и т.д.» Сами научные тексты рассматриваются как рассказы, похожие на реальность. Наука у постмодернистов становится похожей с литературой, с мифом, с религией. Об истине здесь не идет и речи (на экзамене главное – понимание материала). На стадии постмодернизма, характеризующегося противоречивостью, философия приходит к самоотрицанию. Главный недостаток постмодернизма: самоотрицание философии, сведение ее к языковым играм, не предполагающим конкретные критерии. В то же время, сама научная практика не предполагает отрицание истины.
Положительные черты постмодернизма:
1) Его представители начали говорить об относительности всякого познания, хотя и довели ее до абсурда.
2) Подчеркнули
влияние идеологии,
По Канту
предметом философии также
Главная задача философии – развитие человека, его мышление.
2.1. Другие подходы к анализу науки.
Сциентизм и антисциентизм.
Сциентизм пытается освободить философию науки от недостатков. Он пытается:
1) Отделить науку от метафизики.
2) Редукция
(сведение) качественно-логических
структур к единому
3) Попытка очистить науку от влияния субъекта на объект познания (идеологии, психологии). Сциентизм возник в XX в. в связи с развитием естественных наук. Наиболее яркое выражение сциентизм получил в неопозитивизме (логическом позитивизме).
Одновременно с сциентизмом возник антисциентизм (т.е. с появлением тезиса появился антитезис).
1) Выступает против понятия истины.
2) Выступает против научного рационализма.
3) Пытается уравнять науку с религией, мифом, искусством.
Теоретические положения антисциентизма нашли свое отражение в рамках постпозитивизма, постмодернизма.
Социологические подходы в развитии науки.
Реализуются в рамках социологии науки, которая исследует взаимоотношения науки (как социального института) и научного знания с социальной структурой общества. В наиболее развитом виде социологический подход к исследованию науки был осуществлен в теории Роберта Мертона. В рамках этого подхода Мертон выделил универсальные нормы науки, которые выполняют функции императивов (требований) для ученых и которые образуют «эпос науки».
«Эпос науки» включает следующие нормы:
1) универсализм;
2) коллективизм;
3) бескорыстность;
4) организованный скептицизм (ученые должны понимать принцип фальсификации).
Позже Мертон дополнил социальные науки следующими понятиями, которые касаются именно поведения ученых, определяют его:
5) мотивацию;
6) вклад в науку;
7) оценка (научной теории);
8) признание;
9) карьера.
Эти принципы, сформулированные в 60 – 70-е гг. XX в. действуют и сейчас. Однако в последнее время формируется когнитивная социология науки. Для нее характерно:
1) сведение объективности знания к общезначимости на основе консенсуса (согласия) ученых между собой;
2) признание
влияния интересов, психологии, идеологии
ученых на процесс
3) включение
в понимание развития научного
знания гельменевтического
Сегодня достигается понимание таких черт науки, как:
1) гуманизация;
2) аксеологический (ценностный) аспект;
3) «утечка мозгов», уход ученых в бизнес;
4) культурологический аспект:
а) всякая наука развивается под влиянием развития культуры;
б) философия науки пытается и должна определить место и функции науки во всей культуре, обществе, цивилизации;
в) сама наука должна предлагать принципы этики науки;
г) сама наука должна утверждать гуманизм и ценность науки.
Проблема интернализма и экстернализма.
Приверженцы этих течений в философии науки появились в XX в. Речь идет о том, какими способами идет развитие науки.
1). Интернализм. Основатель: Александр Койре (родился в России). Издание: Философия истории научной этики (Москва, 2004). Интернализм рассматривает науку как духовную деятельность, которая объясняется изнутри самой науки. Наука рассматривается как отдельный мир, поэтому в основу развития науки положены внутренние факторы: 1) внутренняя логика, понятия, категории; 2) внутренние традиции. При этом смена научной теории происходит в виде мутации, в виде определенных скачков, которые достаточно спонтанны.
2). Экстернализм. Появился в России. Основатель: Б.М. Гессен (репрессирован в 1936 г.). Работа: «Социально-экономические корни механики Ньютона» (1928). Речь идет о социально-экономических элементах механики, о внешних факторах, социальной механике. Главное в развитии науки – создание социально-экономических потребностей, развитие производительных сил общества. По Энгельсу, «экономические потребности в развитии общества двигают прогресс науки более, чем десятки университетов». Развитию науки способствуют следующие социально-экономические условия:
1) экономические;
2) политические;
3) культурологические;
4) социальные;
5) правовые.
Обе позиции
правильны, но они абсолютизируют свои
концепции. И те, и другие факторы
влияют на развитие науки в разной
степени, но сложно сказать, какой из них
более важный.
Тема 3. Наука в культуре современной цивилизации.
1. Традиционалистский
и техногенный типы
2. Особенности и структура научного знания.
3. Наука и философия.
4. Наука и искусство.
5. Функции
науки в жизни общества.
1. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития. Их базисные тезисы.
Проблема
заключается в том, что понятие
цивилизации в достаточной
В соответствии с одной из точек зрения, культура – это то, в чем мы живем, цивилизация – это то, посредством чего мы живем (в техногенном аспекте). Различают 2 типа цивилизаций в философии науки: традиционалистский и техногенный.
1). Традиционалистский
тип характерен для
а) господство традиций;
б) неравномерное
социально-экономическое
в) господство религии;
г) преобладание сельского хозяйства.
Базисные ценности:
а) сохранение в неизменном виде прежнего опыта;
б) ориентация на здравый смысл, на обыденное сознание.
2) Основные черты техногенных цивилизаций (возникли в 16 – 17 вв. в Западной Европе (с переходом к капитализму)):
а) быстрые темпы социально-экономического развития, основанного на технике;
б) внедрение науки в производство и превращение науки в непосредственную производительную силу общества.
в) на первый план выдвигается наука (а не религия).