Курс лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 08:43, курс лекций

Описание

Тема 1. Наука как общественное явление. Предмет философии науки.
Тема 2. Основные концепции философии науки.
Тема 3. Наука в культуре современной цивилизации.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Часть 1 (декабрь).doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

5) Отказ  от кумулятивизма (концепции постепенного накопления научного знания).

6). Если  неопозитивисты еще допускают  прогресс (развитие в этом узком  смысле научного знания), то постпозитивисты  говорят об отрицании прогресса,  говоря об изменении научного  знания.

Концепция постпозитивизма показала, что философия науки – далеко не наука и в ней не может быть общезначимых концепций. А концепция Фейерабенда пришла к философии интенциалного анархизма и плюрализма.

Проблемы  постпозитивизма:

1) Проблема  фальсификации.

2) Проблема правдоподобности научных теорий.

3) Проблема  соизмеримости научных теорий.

4) Проблема  рациональности.

На смену  постпозитивизму пришел постмодернизм. Постмодернизм возник в 60 – 80-е гг. XX в. Сначала возник в литературе, искусстве, а потом оформился как некоторое философское направление. Постмодернизм возник из противопоставления себя модернизму.

На Западе различают 3 периода в развитии культуры: традиционализм, модернизм и постмодернизм.

Модернизм возникает в Новое время: время  в мощь человеческого разума – это начинается с Декарта, его философию можно считать отправной точкой модернизма. Основные черты модернизма:

1) Стремление  управлять ростом научного знания  из одного центра.

2) Унификация  методов научного познания.

3) Объективный  характер научного знания.

4) Попытка  освободить науку от религии,  иррационализма и мифологии (там  была идея прогресса).

5) Стремление  к системной организации науки.

6) Провозглашение  единых норм морали в науке.

Постмодернизм выступает против модернизма по всем пунктам. Предпосылки возникновения учения, называемого постмодернизмом: И. Кант «Критика чистого разума»: разум не всесилен, имеет свою область; когда сталкивается с антинонимами, он бессилен. К. Маркс и Ф. Энгельс также дали критику разума, главное в историческом процессе не идеи и теории, а производительные силы и производственные отношения и социальные революции. Ф. Ницше: нерациональные отношения и воля лежат в основе всего. Фрейд: разум – это прихожая человека, верхняя часть айсберга; человек не хозяин в своем собственном доме. Эйнштейн: все относительно, нет никаких абсолютных истин. Значительную роль сыграли также социальные потрясения (особенно во Франции): 1968 г. – молодежное движение во Франции. Основные представители: Жан Ринотар, Жак Бодрияр, Жак Дэвида, Ж. Денесс (все Франция); американец Ричард Рокки.

Лекция  №4 (26.12.07).

Мир нелогичен  по постмодернизму, его нельзя свести к каким-либо логическим схемам, т.е. он не систематизирован.Существуют тезисы, на которые ученые дать интерпретации, в итоге все теории представляют собой совокупность тезисов. Со временем тезисы теряют свою оригинальность, становятся анонимными, безличными. С позиции постмодернизма реален тот мир, который мы сами себе создаем (у художников – свой, у философов – свой), поэтому он субъективен. Нас окружают объективно существующие вещи – симутаторы, которые каждый воспринимает субъективно, поэтому мир состоит не из объективной реальности, а из симутаторов.

Отсюда  вывод постмодернистов, что такие  понятия, как ложь, истина – не более  чем слова, они относительны. Главная задача ученых в дискурсе – ключевое мышление, главная задача философов – анализ текстов. Вся культура состоит из текстов. Задача философов – в интерпретации, в дикурсе этих текстов.

Еще одно важное понятие – деконструкция  – способ чтения текстов, когда новые тексты создаются на основе уже существующих текстов.

Рокки: «Философия – это язык игр, каждый играет как может в силу своего сознания, опыта и т.д.» Сами научные  тексты рассматриваются как рассказы, похожие на реальность. Наука у постмодернистов становится похожей с литературой, с мифом, с религией. Об истине здесь не идет и речи (на экзамене главное – понимание материала). На стадии постмодернизма, характеризующегося противоречивостью, философия приходит к самоотрицанию. Главный недостаток постмодернизма: самоотрицание философии, сведение ее к языковым играм, не предполагающим конкретные критерии. В то же время, сама научная практика не предполагает отрицание истины.

Положительные черты постмодернизма:

1) Его  представители начали говорить об относительности всякого познания, хотя и довели ее до абсурда.

2) Подчеркнули  влияние идеологии, менталитета  на создание научных теорий, на  процесс познания. Цель языковой  игры – философии по постмодернизму  – это дискурс (философствование).

По Канту  предметом философии также является философствование.

Главная задача философии – развитие человека, его мышление.

2.1. Другие подходы  к анализу науки.

Сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм пытается освободить философию науки от недостатков. Он пытается:

1) Отделить  науку от метафизики.

2) Редукция (сведение) качественно-логических  структур к единому эмпирическому  основанию (верификация).

3) Попытка  очистить науку от влияния  субъекта на объект познания (идеологии,  психологии). Сциентизм возник в  XX в. в связи с развитием естественных наук. Наиболее яркое выражение сциентизм получил в неопозитивизме (логическом позитивизме).

Одновременно  с сциентизмом возник антисциентизм (т.е. с появлением тезиса появился антитезис).

1) Выступает  против понятия истины.

2) Выступает  против научного рационализма.

3) Пытается  уравнять науку с религией, мифом,  искусством.

Теоретические положения антисциентизма нашли  свое отражение в рамках постпозитивизма, постмодернизма.

Социологические подходы в развитии науки.

Реализуются в рамках социологии науки, которая исследует взаимоотношения науки (как социального института) и научного знания с социальной структурой общества. В наиболее развитом виде социологический подход к исследованию науки был осуществлен в теории Роберта Мертона. В рамках этого подхода Мертон выделил универсальные нормы науки, которые выполняют функции императивов (требований) для ученых и которые образуют «эпос науки».

«Эпос науки» включает следующие нормы:

1) универсализм;

2) коллективизм;

3) бескорыстность;

4) организованный  скептицизм (ученые должны понимать  принцип фальсификации).

Позже Мертон дополнил социальные науки следующими понятиями, которые касаются именно поведения ученых, определяют его:

5) мотивацию;

6) вклад  в науку;

7) оценка (научной теории);

8) признание;

9) карьера.

Эти принципы, сформулированные в 60 – 70-е гг. XX в. действуют и сейчас. Однако в последнее время формируется когнитивная социология науки. Для нее характерно:

1) сведение объективности знания к общезначимости на основе консенсуса (согласия) ученых между собой;

2) признание  влияния интересов, психологии, идеологии  ученых на процесс приобретения  знания;

3) включение  в понимание развития научного  знания гельменевтического аспекта  (гельменевтика – интерпретация,  понимание научного знания). Одно из основных положений гельменевтики: плох тот гельменевтик, который полагает, что ему принадлежит последнее слово.

Сегодня достигается понимание таких  черт науки, как:

1) гуманизация;

2) аксеологический  (ценностный) аспект;

3) «утечка  мозгов», уход ученых в бизнес;

4) культурологический  аспект:

а) всякая наука развивается под влиянием развития культуры;

б) философия  науки пытается и должна определить место и функции науки во всей культуре, обществе, цивилизации;

в) сама наука должна предлагать принципы этики науки;

г) сама наука должна утверждать гуманизм и  ценность науки.

Проблема  интернализма и экстернализма.

Приверженцы этих течений в философии науки  появились в XX в. Речь идет о том, какими способами идет развитие науки.

1). Интернализм. Основатель: Александр Койре (родился в России). Издание: Философия истории научной этики (Москва, 2004). Интернализм рассматривает науку как духовную деятельность, которая объясняется изнутри самой науки. Наука рассматривается как отдельный мир, поэтому в основу развития науки положены внутренние факторы:             1) внутренняя логика, понятия, категории; 2) внутренние традиции. При этом смена научной теории происходит в виде мутации, в виде определенных скачков, которые достаточно спонтанны.

2). Экстернализм. Появился в России. Основатель: Б.М. Гессен (репрессирован в 1936 г.). Работа: «Социально-экономические корни механики Ньютона» (1928). Речь идет о социально-экономических элементах механики, о внешних факторах, социальной механике. Главное в развитии науки – создание социально-экономических потребностей, развитие производительных сил общества. По Энгельсу, «экономические потребности в развитии общества двигают прогресс науки более, чем десятки университетов». Развитию науки способствуют следующие социально-экономические условия:

1) экономические;

2) политические;

3) культурологические;

4) социальные;

5) правовые.

Обе позиции  правильны, но они абсолютизируют свои концепции. И те, и другие факторы  влияют на развитие науки в разной степени, но сложно сказать, какой из них более важный. 

Тема 3. Наука в культуре современной цивилизации.

1. Традиционалистский  и техногенный типы цивилизационного  развития. Их базисные тезисы.

2. Особенности  и структура научного знания.

3. Наука  и философия.

4. Наука  и искусство.

5. Функции науки в жизни общества. 

1. Традиционалистский  и техногенный  типы цивилизационного  развития. Их базисные  тезисы.

Проблема  заключается в том, что понятие  цивилизации в достаточной степени  определено (условно).

В соответствии с одной из точек зрения, культура – это то, в чем мы живем, цивилизация – это то, посредством чего мы живем (в техногенном аспекте). Различают 2 типа цивилизаций в философии науки: традиционалистский и техногенный.

1). Традиционалистский  тип характерен для традиционного  общества, которое характеризуется следующими чертами:

а) господство традиций;

б) неравномерное  социально-экономическое развитие;

в) господство религии;

г) преобладание сельского хозяйства.

Базисные  ценности:

а) сохранение в неизменном виде прежнего опыта;

б) ориентация на здравый смысл, на обыденное сознание.

2) Основные  черты техногенных цивилизаций  (возникли в 16 – 17 вв. в Западной  Европе (с переходом к капитализму)):

а) быстрые  темпы социально-экономического развития, основанного на технике;

б) внедрение  науки в производство и превращение науки в непосредственную производительную силу общества.

в) на первый план выдвигается наука (а не религия).

Информация о работе Курс лекций по "Философии"