Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 08:43, курс лекций
Тема 1. Наука как общественное явление. Предмет философии науки.
Тема 2. Основные концепции философии науки.
Тема 3. Наука в культуре современной цивилизации.
3). Принцип
фальсификации может быть
Следующий представитель постпозитивизма – Т. Кун (родился в 1922 г.). В лице Куна постпозитивизм главной проблемой философии науки делает следующие вопросы:
1). Каким образом развивается научное знание.
2). Как возникают научные теории.
3). Как
эта теория добивается
Одна из основных работ Т. Куна – «Структура научных революций».
Т. Кун
решительным образом
Т. Кун рассуждает следующим образом. Наука делается прежде всего научным сообществом. А каждое научное сообщество имеет свои специфические черты. Научное сообщество – это люди, признающие одну общую парадигму. Парадигма – это система убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научных традиций (часто под научной традицией подразумевается стиль мышления научного сообщества; собственную методологию научного сообщества).
Не следует смешивать понятия эпистемы и парадигмы.
Эпистема (эпистемология) – начиняет культурно-исторический срез познавательной деятельности (социо-культурный контекст познания); она предполагает всеобщие условия познания: экономические, политические, социологические, финансовые. Эпистемология призвана выяснить условия истинности познания. Она интересуется научным познанием. Она призвана выяснить общую природу познания.
Парадигма, в отличие от эпистемы, предполагает анализ внутренних способов и моделей познания. Характеристики парадигмы:
1). Парадигма
– это одна, или несколько фундаментальных
теорий, пользующихся всеобщим
2). Парадигма
воплощает бесспорное
Лекция №3 (19.12.07).
3). Парадигма определяет общее видение мира и тем самым формирует научную картину мира. Научная картина мира – совокупность господствующих в данный исторический период наиболее важных теорий, которые образуют парадигму (аристотелевская парадигма сформулировала свою научную картину мира, ньютоновская – свою, эйнштейновская – свою).
4). Парадигма
устанавливает допустимые
5). Парадигма
формирует свой собственный
6). Всякая научная парадигма включает в себя научное сообщество.
7). Парадигма всегда выступает как модель исторического развития науки (это и стиль мышления, и модель, и научный образец).
Было дано куновское понятие научной парадигмы.
Формы развития науки по Куну.
Развитие науки по Куну включает 2 основные формы (стадии):
1). Нормальная
наука – это период полного
господства той или иной
2). Научная революция. Совпадает с периодом распада существующей парадигмы и появлением новой парадигмы. Этот период выступает как научная революция в виде резкого скачка от одной научной парадигмы к другой (см. рис. 1).
С D
А В
Рис. 1. Структура развитии науки.
АВ, СD – нормальная наука; ВС – научная революция.
3). Заслуга
Куна состоит в том, что своей
теорией он дал критику
Точка зрения Куна состоит в том, что не факты судят теорию, а, наоборот, теория определяет, какие именно факты войдут в теорию. Другими словами, существует теоретическая нагруженность фактов. Ученые видят мир на основе определенной парадигмы, поэтому и факты они подбирают соответствующие (физикам нужны физические факты; представителям теологической парадигмы – соответствующие факты; экономистам – экономические факты).
Из этого следует, что различные исторические парадигмы несоизмеримы между собой в том смысле, что между ними нет исторических связей, отсюда следует еще один вывод, который заключается в том, что в развитии науки нет никакого прогресса. Прогресс есть внутри какой-то конкретной парадигмы (т.е. происходит накопление какого-либо знания).
По поводу прогресса у Поппера есть работа «Нищета историцизма», содержит критику маркситской теории прогресса общества).
Ценность любой науки в том, сколько проблем она может решить.
Понятие
прогресса – понятие
Работы Куна стимулировали развитие представлений о динамики науки, об историческом характере науки, о значении социальных и социально-психологических элементов науковедения. Развитие науки связано с научных обществом, с деятельностью ученых, а деятельность ученых предполагает наличие социальных и социально-психологических аспектов, которые тоже нужно учитывать в развитии науки.
Основные критические замечания к концепции Куна:
1). Абсолютизация Куном дискретности (в смысле отрицания преемственности) в развитии науки.
2). Абсолютизация психологии ученых в развитии науки.
3). Научные
революции по Куну носят
И. Лакатос (британский философ) также относится к постпозитивизму. Лакатос разработал методологию научно-исследовательской программы, которая во многом альтернативна куновской модели развития науки. Лакатос показал, что выбор научным сообществом той или иной научной программы должен быть рациональным, а не основан на вере, как у Куна. Модель развития науки осуществляет или включает в себя конкуренцию научно-исследовательских программ.
Всякая научно-исследовательская программа состоит из 3 элементов:
1) жесткое
ядро науки, куда входят
2) жесткое
ядро окружает защитный пояс,
который включает в себя
3) положительная и отрицательная эвристика.
Положительная эвристика – положения, связанные с тем, что надо делать, новые научные методы, которые можно разработать и т.д.
Отрицательная эвристика – то, что не надо делать, каких ошибок нужно избежать.
Но рано или поздно научно-исследовательские программы исчерпывают себя и потребуются новые научно-исследовательские программы. Вытеснение одной программы другой и есть научная революция. Однако при этом ученые вполне рационально (а не спонтанно) определяют преимущество той или иной программы.
Никаких
абсолютных ядер нет и быть не может,
они имеются только на конкретном
историческом этапе, но в дальнейшем
может сработать принцип
Фейерабенд (США). Родился в 1924 г. Продолжил критику неопозитивистов (логических позитивистов). Главная концепция: теоретический реализм. Основная позиция Фейерабенда состоит в критике неопозитивистов в вопросе соотношения фактов и теории. По его мнению, теория определяет факты, принятие некоторой теории обеспечивает детерминирование фактов, т.е. также речь идет о концепции теоретической нагруженности фактов.
Другое положение Фейерабенда состоит в том, что различные научные теории имеют равноправную (равную) силу с точки зрения воздействие на развитие человека. Теории, касающиеся разных областей, имеют равное отношение к человеку. Другими словами, нельзя отдать приоритет какой-либо научной или ненаучной теории с точки зрения влияния на человека. Т.е. Фейерабенд превозносил теоретический плюрализм. Таким образом, все научные и ненаучные, религиозные, рациональные и иррациональные теории имеют равное воздействие на человека, способствуют развитию личности, ее самосовершенствованию. Фейерабенд отмечает, что наука сделала столько иррационального, что ей нельзя отдать приоритет, т.е. поддерживает концепцию социального равноправия всех теорий.
С точки зрения постпозитивизма следует отметить следующие моменты:
1). Отрицание понятия истины как таковой, истина лежит за пределами философии науки.
2). Отсутствует
понятие критерия
3). У
Фейерабенда присутствует
4). Отрицание
Фейерабендом универсальных
Критические замечания:
Когда Фейерабенд говорит о значении эмпирических данных в отношении конкретной теории, следует отметить, что эмпирические данные могут влиять на различные теории, являясь критерием истинности познания.
Майкл Полани. Работа «Личностные знания». Критикует логический позитивизм. Основные положения: процесс познания всегда персонифицирован. Науку делают люди, обладающие определенным мастерством (мастера). Мастерству познания можно научиться только в непосредственном общении с мастером, который передает свое знание, верование, ответственность. В этом плане познание носит личностный характер, имея эмоциональную окраску, интересы и т.д.
Общие выводы по постпозитивизму.
1). Все
представители постпозитивизма
отказываются от анализа языка
науки (от логического
2). Если логический позитивизм обращал внимание на структуру научного знания, то постпозитивизм главное внимание уделяет развитию научного знания: как возникает, как добивается признания научное знание; являются ли соизмеримыми научные теории; как происходит рост и развитие научного знания. Следует обратить внимание, что развитие подразумевает прогресс и регресс, они носят качественный характер; рост, развитие – это наращивание; само качество может быть и со знаком «плюс» и со знаком «минус». Развитие в философском смысле – это движение. Неправильно понимать, что развитие – это всегда прогресс.
3). Отказ от жестких разграничительных линий между эмпирическим и теоретическим познанием, отказ от противопоставления фактов (эмпирии) и теории.
4). Отказ от жесткой деваркации (разграничения) между наукой и ненаукой, в том числе, метафизикой.