Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 08:43, курс лекций
Тема 1. Наука как общественное явление. Предмет философии науки.
Тема 2. Основные концепции философии науки.
Тема 3. Наука в культуре современной цивилизации.
Базисные ценности:
а) ориентация на поиск научного знания;
б) создание новых видов и способов деятельности;
в) ориентация на научную рациональность. Рациональность может быть научной и ненаучной. Научная рациональность характеризуется тем, что опирается на научную теорию, на точные понятия, на логику, доказательства, на эксперимент (в то время, как донаучная рациональность опирается на созерцание).
2. Особенности и структура научного знания.
Наука – творческая духовная деятельность людей, направленная на получение истинного научного знания. Критерии (особенности) научного знания, отличия его от ненаучного:
1) Цель науки – открытие объективных законов действительности, а в конечном счете для получения истинных знаний.
2) Системность
– всякое научное знание
3) Объектами научного знания являются не предметы сами по себе, а их идеализированные аналоги.
4) Логическая выводимость одних знаний из других.
5) Использование научного метода исследования и строгие требования к методу познания.
6) Возможность
контроля над самой процедурой
получения знания и
7) Однозначность языка описания исследовательских процедур.
8) Строгая
доказательность и
9) Опытная
проверяемость (
10) Непротиворечивость
элементов системы научного
Одной из важнейших целей научного познания является предвидение, предсказание изменений действительности.
Структура научного знания.
1) Субъект научного знания (индивид, группа, коллектив, научное сообщество, все человечество в целом).
2) Объект и предмет научного знания.
3) Методы познания, которые объясняются спецификой самой науки и предмета познания.
4) Средства познания (микроскопы и т.д.).
5) Специфический язык.
Общая модель развития научного знания.
Всякая наука проходит некоторые этапы в своем развитии:
1) Достоверно установленные факты, взятые из эмпирических наблюдений.
2) Первоначальное обобщение совокупности фактов и создание гипотез.
3) Формирование
научной теории, включающей ряд
или систему закономерностей,
описывающих или объясняющих
определенные явления
4) Создание
научной картины мира, т.е. обобщенного
образа всей реальности, в котором
сведены воедино основные
3. Наука и философия.
Можно выделить два основных аспекта:
1) Является ли сама философия наукой?
В общем
и целом философия не является
наукой, но в философии имеются
и научные философские
2) Взаимодействие философии и частных наук. Здесь можно выделить 2 направления:
а) частные науки воздействуют на развитие философского знания;
б) влияние философии на частные науки, особенно на общественные науки. Философия выступает как методология для частных наук, дает ценностную ориентацию для частных наук.
Различия между философией и частными науками:
1) Частные
науки служат конкретным целям,
2) Предмет
исследования частных наук
Философия призвана сформировать самосознание науки, она помогает науке понять свои возможности, перспективы, определяет развитие науки.
4. Наука и искусство.
1) Искусство
– это форма общественного
сознания, которая отражает мир
посредством художественного
2) Целью искусства является поиск художественного идеала, поиск прекрасного, воспитание художественного вкуса.
3) Искусство
имеет более исторический, более
конкретный характер, чем науки.
Оно носит личностно-
4) Ценность
произведений искусства
И наука,
и искусство носят
Существует взаимосвязь между наукой и искусством. Наука, особенно в настоящее время, оказывает значительное влияние на искусство, она дает новые средства, новую реальность.
В искусстве важна субъективная оценка, в науке – объективность.
5. Функции науки в жизни общества.
1) Синтезическая: наука всегда объединяет знания в целостную систему.
2) Объяснительная:
наука выявляет причины и
3) Герменевтическая:
общее понимание в
4) Предсказательная или прогностическая функция – предвидение новых событий.
5) Методологическая – всякая наука разрабатывает систему методов исследования действительности.
6) Мировоззренческая.
7) Наука
как производительная сила
8) Наука
как социальная сила общества
– через социально-
9) Эвристическая
– всякое научное знание
10) Аксеологическая
– наука сама выступает как
ценность и сама оценивает
различные теории и концепции.