Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:17, реферат
Нравственные требования формулируются в виде норм однотипного поведения в типичных обстоятельствах. Они усваиваются главным образом в процессе воспитания путем многократного повторения и в процессе межличностного общения методом «проб и ошибок».
Введение
Нравственные типы личности
Потребительский тип личности
Конформистский тип личности
Аристократический тип личности
Героический тип личности
Религиозный тип личности
Заключение
Список литературы
Оглавление
Введение
Нравственные типы личности
Потребительский тип личности
Конформистский тип личности
Аристократический тип личности
Героический тип личности
Религиозный тип личности
Заключение
Список литературы
Введение
Этика - это философская наука о морали. Мораль, нравственность - совокупность норм, регулирующих межличностные отношения. Моральный облик человека - это совокупность личных качеств человека, позволяющих ему совершать поступки определенного типа (вести себя определенным образом). На основе этих поступков мы делаем вывод о социальной значимости и ценности человека.
Нравственные нормы отвечают каким либо потребностям общества. Они вырабатываются обществом стихийно на основе культурных традиций и обычаев и, по сути, являются ограничением человеческого произвола в интересах самого же человека. Человек нравственен, культурен, если он осознал необходимость поступать в соответствии с требованиями морали, т. е. нравственные нормы и ценности, свойственные конкретному историческому моменту стали его личным убеждением.
Нравственные требования
формулируются в виде норм однотипного
поведения в типичных обстоятельствах.
Они усваиваются главным
Нравственные типы личности
В культурологии XX века не раз предпринимались попытки строить не столько классификации, сколько типологии. Как О. Шпенглер выделял архетипы различных культур (Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993), а К. Юнг - психологические типы (Юнг К. Психологические типы. М., 1992), такой же метод можно применить и к исследованию нравственных процессов. Преимущество подобного подхода заключается в том, что он стремится учесть все многообразие нравственного, не задавая однопланового критерия в анализе. Предлагаемые типы нравственности и соответствующие им типы нравственной личности не совпадают с исторической последовательностью, в каждую эпоху есть представители всех типов сразу. Они не имеют прямой связи с социальной средой, хотя большие социальные группы часто разделяют единый моральный стереотип. Хочется разграничить нравственные типы личности не по внешним морали критериям (историческим периодам, социальному происхождению, связи с идеологией), а по ее собственным сущностным признакам. Логика самой морали приводит к тому, что типы оказываются такими, а не иными. Хотя их разграничение не является строгим в научном смысле. В описании каждого нравственного типа личности мы постараемся показать:
Потребительский тип личности
“Потребительский” тип. ...Он
широко распространен, его логика понятна
даже ребенку. Мораль в его представлении
- это установление в обществе, которое
позволяет индивиду достигать счастья.
Она полезна и во многом приятна.
Как в примитивной схеме
Ориентация “потребителя”
закономерно является индивидуалистической.
Каждый стремится к счастью
Искомое счастье понимается “потребителем” как достижение: денег, славы, власти, благополучия семьи и т. п. А все это - ценности социальные. Да, потребительский тип хочет приобрести как можно больше для себя, но только в обществе и благодаря его содействию эти мечты могут сбыться. Вот почему такой человек может быть общественно полезным, приятным в общении, прекрасным семьянином. Кроме того, поскольку всего этого надо еще добиться, то этот тип деятелен, активен. А значит от него могут исходить и светлые идеи, и прогрессивные преобразования. Для деятельного человека на первый план в морали выдвигаются не мотивы, а поступки. Сложная моральная мотивация, как указывалось выше, здесь не нужна. Решительность его основана на убежденности в своей правоте.
Какому же источнику моральных правил доверяет такая личность? В первую очередь - самому себе. Применение же общих соображений зависит от ситуации, в которую я попал. И это второй источник нравственности. А поскольку ситуации бесконечно разнообразны, то и правила морали не вечны, а весьма относительны. На практике такой релятивизм может докатиться до полной безнравственности. Когда всякие нормы порядочности, забываются, ситуация и личная выгода позволяютмне с легкостью попирать права других.
Конечно, людям с другим типом нравственной организации потребительский образец может представляться и “мещанским”, и “деляческим”, и “хищным”. В ответ на эти обвинения “потребитель” может предъявить свои собственно моральные заслуги. Пусть идеалы не столь возвышенны, зато они воплощены в жизнь; пусть мы не очень бескорыстны, но жизнь наша налажена и в асоциальные крайности мы не впадаем; пусть мы несколько эгоистичны, зато заботимся о нуждах человека и не терзаем его невыполнимыми требованиями. За этими ценностными ориентациями просматривается образ активного человека, предпринимателя по роду деятельности, буржуа по социальной принадлежности, прагматика по стилю мысли, жизнелюба по мироощущению. Его можно обнаружить во все времена. Главной нравственной ценностью людей потребительского типа является счастье, мотивом - польза, ориентациями - индивидуализм, релятивизм, социальность и активность.
Конформистский тип личности
Конформизм (от поздне лат. conformis - «подобный», «сообразный») - пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т. д. Проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с изменением позиции большинства или самого большинства. Выделяют внешний конформизм, внутренний конформизм. Нонконформизм можно рассматривать как конформизм к нормам и ценностям меньшинства.
В бытовом использовании слова «конформизм», «конформный» имеют, чаще всего, отрицательную окраску, акцентирующую внимание на негативной роли конформизма. Из-за образующейся ложной дилеммы, нонконформизму часто приписывают отсутствие негативных качеств, свойственных для конформизма, и положительные качества, отсутствующие у конформизма.
“Конформистский” тип. ...Главная ценность конформистского типа - это чувство общности с социальной средой. Будь то родная деревня, нация, класс или просто круг знакомых, именно социальная группа является для такой личности источником нравственных норм и представлений. Если в окружении укоренились высокие требования к поведению, человек вырастает прекрасно воспитанным. Может быть, даже с излишней строгостью.
Мало того, что личность
здесь социально ориентирована,
ее устремления носят
“Конформистский” тип нравственной личности в равной степени может сложиться и в среде дворянства, и в среде крестьянства, и в любой другой среде. В плане сознания эта личность пассивна, ибо все нормы выработаны давным-давно. Но при внутренней пассивности критерием нравственности здесь являются поступки. Поведение предписано обычаем, грань между моральным и привычным может почти стираться. Поведение приличное становится синонимом хорошего, а нравственная непохожесть изгоняется. Если “потребительский” тип наивно верит, что все люди одинаковы, то “конформистский” хочет, чтобы все были одинаковы - похожи на него. Отсюда - нетерпимость к другим моральным системам, но достаточная снисходительность к нарушителю внутри своей среды. Если только он нарушает правила, но не отвергает сами нормы. Грешник может раскаяться и вновь будет принят “в лоно”.
Итак, основная нравственная ценность конформистского типа - это коллективное счастье. Такая социальная ориентация предполагает любовь к традициям, приспособление к ним, желание поступать “как все”, ориентацию на дела в сочетании с непоколебимой верой в основы нравственности.
Аристократический тип личности
“Аристократический” тип. Название говорит само за себя. Аристократизм первоначально считался достоинством, передаваемым по наследству. И раз ты от рождения принадлежишь к сословию, которое выше других, то честь его нельзя ронять. Знать может обеднеть, попасть в опалу, быть свергнута революцией, но чувство своей “особости”, которая не зависит от переменчивости земной судьбы, остается.
Чувство собственного достоинства,
которое нельзя отнять - вот отличительная
черта нравственного
Мораль особых социальных групп противостоит обыденным нравам своей эпохи. А нравственная личность аристократического типа противостоит любым общественным условностям и правилам, если они не в согласии с ее совестью. Такой индивид неизбежно асоциален. Нет, он не обязательно будет разбойником или даже просто нарушителем порядка.
Но его мораль будет странной, непохожей. Его моралью. Естественно, что в своей основе такая ориентация индивидуалистична. Из всех специфических черт морали аристократический тип воплощает (и выпячивает) все то, что связано с автономией нравственной личности, самозаконодательством воли, свободой выбора.
Свобода - вот основная нравственная ценность этого типа. Потому отсутствие счастья или привычного социального положения не могут сломить человека с аристократическим духом. Была бы возможность оставаться самим собой. Свобода по отношению к внешним условиям делает “аристократа” несколько равнодушным к нравам окружающей среды. Если социальная среда и кажется этому типу недостаточно нравственной, он не стремится преодолеть ее косность, а предоставляет самой себе, пока она не посягает на его личную свободу. Это пассивный в поведенческом отношении тип. Он обожает свой внутренний моральный мир и действует сообразно своим убеждениям, не интересуясь практическими последствиями...
Внутренний голос совести является надежным источником нравственных правил. Но не следует забывать, что он может вводить в заблуждение. “Аристократ” полон духовных переживаний и устремлений, но их источник кажется ему иррациональным. Так нравственность делается сродни искусству, длянее тоже надо быть особо одаренным, творческим человеком.
Итак, главная нравственная ценность аристократического типа - это свобода быть самим собой, для этого он индивидуалистично сосредоточен на внутреннем мире, мотивах поведения, чистоте идеалов, следует духовным традициям. Поэтому же при общей асоциальной ориентации он пассивен по отношению к общественной среде, толерантен, а иногда и равнодушен.
Героический тип личности
В философско-этическом
“Героический” тип. Герой, по определению, всегда борется с обстоятельствами. Это могут быть исторические события, люди, идеи. Факт тот, что в глазах героя они являются недостаточно нравственными и он хочет эти обстоятельства преобразовать. Как и “аристократ”, “герой” выделяется на фоне социального окружения. Но противостоит ему не пассивно, а активно и наступательно. Он не желает примириться с миром, каков он есть. И не потому, что задеты его личные интересы. “Потребитель” тоже может быть прекрасным борцом за справедливость, если он сам обижен и надеется получить от этой справедливости некоторую пользу для себя. “Герой” противостоит всему тому, что не выдержало сравнения с идеалом, с идеей абсолютного добра. А поскольку в мире почти ничто не совершенно, то, начав борьбу с какой-нибудь частной несправедливостью, приходится потом сражаться со всем миром. Но “героя” это не смущает.