Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:06, доклад
Патристикой (от греч. πατηρ, лат. pater — "отец") обычно называют совокупность учений отцов христианской церкви II-VII вв. Понятие "отец церкви" формировалось на протяжении нескольких столетий. Первоначально "отцом" именовался духовный наставник, обладавший признанным учительским авторитетом. В дальнейшем развитие христианской догматики и доктринальные споры побудили уточнить это понятие.
Патристикой (от греч. πατηρ, лат. pater — "отец") обычно называют совокупность учений отцов христианской церкви II-VII вв. Понятие "отец церкви" формировалось на протяжении нескольких столетий. Первоначально "отцом" именовался духовный наставник, обладавший признанным учительским авторитетом. В дальнейшем развитие христианской догматики и доктринальные споры побудили уточнить это понятие. Установлены четыре существенные характеристики "отца церкви": 1) святость жизни, 2) древность, 3) ортодоксальность учения и 4) официальное признание церкви. Все прочие христианские авторы (согласно западной традиции) назывались "церковными писателями" (script-ores ecclesiastic! — термин предложен Иеронимом). Совершенно очевидно, что далеко не все значительные (и даже выдающиеся) христианские авторы могли быть признаны "отцами" — как, например, Тертуллиан или Ориген, учения которых не отвечали требованиям ортодоксальности. Нужно учитывать к тому же, что западные авторитеты не всегда признавались таковыми в восточной (православной) традиции, например Августин.
Таким образом, патристика — название собирательное и достаточно условное, ибо в ее границах мы непременно рассматриваем целый ряд выдающихся авторов, которые по тем или иным критериям не подходят под определение "отец церкви". Итак, мы должны понимать, что с точки зрения самих отцов патристика — это не "набор" и даже не "совокупность" отдельных учений, но единое учение, раскрываемое и излагаемое различными отцами церкви с различной полнотой и глубиной.
Как
историко-философский феномен
Несомненно,
христианство нуждалось в средствах,
способных выявить в Откровении
всеобщее и вечное содержание, сделать
его понятным для эллинского мироощущения.
Разумеется сама понятийная структура
греческой философии
Поэтому
великий синтез в принципе не мог
быть полным и законченным. Христианское
учение, в которое вживлялись понятия
эллинского мышления, приобрело парадоксальную
биполярность в стремлении соединить
несоединимые до конца элементы —
сокровенный "Иерусалим" и сокровенные
"Афины". Между этими полюсами
(которые с гениальной глубиной ощутил
Тертуллиан) бьются сердце и мысль
христианских отцов. На одном полюсе
— всепоглощающая вера, великая
покорность Высшим решениям; она не
желает разумного определения своих
оснований, не считает его возможным,
но не способна совершенно обойтись без
него. На другом — потребность познать
Творца в Его творении, представить
сущее как гармоническую
На
первом полюсе концентрируется то,
что делает религию религией и
схематически может быть представлено
как "материя" христианского
Но
при этом мы никогда не должны забывать,
что идеи и понятийный язык греческой
философии служат хотя и необходимым,
но вспомогательным и в
Одна
из основных родовых особенностей патристики
как специфического способа философствования
— решительная смена
Итак,
основная задача христианского философствования
— перевод глубинных интуиции
религиозного мироощущения на язык понятий.
Античная философская традиция предоставляла
богатый набор герменевтических
средств для решения этой задачи.
Такова прежде всего "техническая
герменевтика" в узком смысле
слова. Аллегорический метод толкования
мифов, Использованный еще Платоном,
был усовершенствован перипатетическими
и стоическими мифографами и
применен Филоном Александрийским
(ум. ок. 50) к тексту Ветхого Завета.
Аллегорическая экзегеза позволяла
рассматривать текст как
В связи
с историческим развитием патристики
от истоков к универсальным
Два
наиболее общих метода обращения
с этими парадигмами таковы. В
христианской теологии Бог столь
же непостижим для человеческого
ума, как в неоплатонической теологии
— запредельное единое (притом разумеется,
что Бог христиан решительно отличается
от абсолютно безличного первоначала
неоплатоников). Поэтому в конечных
своих основаниях и христианское,
и неоплатоническое философствование
имеет отчетливо выраженный апофатический
("отрицательный") характер: выясняя
прежде всего, чем Бог, не может являться,
такое философствование всегда есть
попытка описать неописуемое
и выразить невыразимое. Конечное основание
бытия принципиально недоступно
разуму: к Богу приближает только вера.
Здесь коренятся важнейшие
Перечисленные
общие особенности объединяют патристику
со схоластикой, которая в большинстве
отношений может считаться
Перечисленные
особенности нужно учитывать
и при традиционном делении патристики
на греческую и латинскую, или (что
несколько более условно) на восточную
и западную. Помимо чисто языкового
критерия (который применим не во всех
случаях), мы должны иметь в виду,
что греческой патристике, опиравшейся
на изощренную платоническую метафизику,
свойственно большее внимание к
высокой теологии. Для латинского
Запада, исторически и географически
удаленного от крупных центров греческой
философии, характерен интерес к
проблемам христианского
Наконец,
особый круг вопросов связан с хронологическим
делением патристики. Обычно она делится
на раннюю (II-III вв.), зрелую (IV-V вв.) и
позднюю (конец V-VIII вв.). Будучи переходным
периодом между античной и средневековой
философией, патристика как внутренне
цельное духовное течение почти
лишена (в отличие от социально-экономических
явлений этого периода) признаков
"промежуточности", "переходности"
и разделяет со схоластикой основные
особенности средневекового образа
мышления. Поэтому к патристике с
известными основаниями можно отнести
большинство христианских авторов
вплоть до Х или даже до XII в. на Западе,
а на Востоке — еще более
поздних. Вместе с тем, патристику и
схоластику можно рассматривать
как два больших периода
Литература:
Столяров
А.А. Патристика.Понятие
о патристике и ее основные
особенности./История
философии. Запад-Россия-Восток.
Книга первая. Философия
древности и средневековья.-
М.:Греко-латинский кабинет, 1995 -
с.246-252
Ранняя патристика (II-III вв.).
Ранний период патристики
отчетливо подразделяется на два
этапа. К первому этапу (нач. II —
нач. III вв.) относится группа христианских
авторов, заложивших важнейшие основы
будущей догматики. Второй этап (кон.
II-III вв.) — переход к построению
универсальных теологических
Свое
историческое бытие патристика начинает
в трудах так называемых апостольских
отцов (это название стало использоваться
с XVII в.), к числу которых обычно
относят пять авторов первой половины
II в.: Варнаву, Климента Римского, Игнатия
Антиохийского, Поликарпа Смирнского
и Герму. Апостольские отцы считались
либо прямыми учениками апостолов,
либо учениками их учеников и по
духу своему еще целиком пребывали
в границах апостольского учения.
В сочинениях апостольских отцов (по
большей части это послания к
христианским общинам различных
городов; исключение составляет «Пастырь»
Гермы) христианская доктрина преподносится
еще в "чистом", евангельском виде.
Однако именно здесь начинает формироваться
основная проблематика христианского
философствования, подобно тому, как
в насыщенном растворе протекает
первичная кристаллизация. Перечень
этих проблем намечен еще самими
апостолами (Ин. 1, 1 ел:; Деян. 17, 22-34): 1) Бог
и его Существо; 2) Христос как
Логос и посредник между Богом
и миром; 3) человек и его отношение
к Богу; 4) Мир и его устроение;
5) история и ее цель. Доктринальный
элемент у апостольских отцов
не играет заметной роли. Но в некоторых
сочинениях (особенно в посланиях
Варнавы и Игнатия
К середине
II в. немногочисленные еще христиане
жили в обществе, весь культурный уклад
и древние традиции которого резко
противостояли христианскому