Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:06, доклад
Патристикой (от греч. πατηρ, лат. pater — "отец") обычно называют совокупность учений отцов христианской церкви II-VII вв. Понятие "отец церкви" формировалось на протяжении нескольких столетий. Первоначально "отцом" именовался духовный наставник, обладавший признанным учительским авторитетом. В дальнейшем развитие христианской догматики и доктринальные споры побудили уточнить это понятие.
Первая группа — философская теология, учение о тринитарной структуре абсолютной личности как чистого Я (трактат «О Троице»). Здесь заметно влияние неоплатонизма, особенно в рассуждениях о субстанциальном единстве трех "персон" — Ипостасей Святой Троицы (тринитарная формула Августина: „одна субстанция, или сущность, три Лица" — напоминает формулу Каппадокийцев) и о просветленном восхождении души к Первоначалу, когда душа не только познает себя, но и очищается. "Истина, — повторял Августин вслед за ап. Павлом, — обитает во внутреннем человеке" (Об истинной религии 39, 72); здесь находит свое обоснование тезис о первенстве веры над знанием. На эмпирически-психологическом уровне трансцендентное единство являет себя как единство ума, памяти и воли в конкретном человеке. Августин предвосхитил знаменитый тезис Декарта: „Я мыслю, значит, я существую".
Вторая
группа проблем — моральная личность
и ее религиозно-психологические
характеристики. Эти проблемы привлекали
Августина более всего, и здесь
его достижения особенно велики. Проблематика
моральной личности рассматривается
в диалоге «О свободном решении»,
«Исповеди» (с которой начинается
жанр психологической автобиографии)
Третья группа проблем — теология и антропология в их историческом измерении. Путь к новому человечеству, эсхатология, учение о церкви и государстве — предмет обширного трактата «О Граде Божием». Град земной и Град Небесный (тождественный Незримой Церкви) — это символическое выражение двух видов "любви": эгоистической любви к себе и бескорыстной любви к Богу. Моральную историю человечества Августин начинает с грехопадения Адама и рассматривает как поступательное движение к нравственному совершенству, в котором человек обретает "невозможность грешить". Так в философский обиход вводится идея морального прогресса. Сообщество праведных и будет тем Градом Божиим, который не от мира сего. Реальные земные государства Августин признавал лишь родом необходимого зла. Цель истории свершается не на земле.
Наконец, четвертую группу проблем составляет то, что мы называем христианской герменевтикой. Здесь Августин развивает традицию Александрийской школы, рассматривая текст Писания как совокупность "знаков", имеющих теологическое, историческое, моральное значения. Способы их толкования — тема трактата «О христианском учении», обширных комментариев на книгу Бытия и трех заключительных книг «Исповеди». К числу герменевтических средств Августин относит и так называемые свободные науки: риторику, диалектику, музыку, математику.
Августин создал целостное и завершенное (хотя и не очень стройно изложенное) учение, которое на тысячу лет стало образцом для мыслителей Запада.
Из современников Августина должен быть упомянут многогранный и плодовитый писатель Иероним Стридонский (ок. 340-420). Иероним составил обширные комментарии почти на все Писание, опираясь в основном на труды Оригена (многие из которых он перевел на латинский язык). Перу Иеронима принадлежат многочисленные полемические трактаты, в которых опровергаются различные ереси. Основные достижения Иеронима — исторический труд об отцах церкви первых четырех веков («О знаменитых мужах») и перевод Писания на латынь — так называемая Вульгата, — признанный Западной церковью образцовым.
Литература:
Столяров
А.А. Латинская патристика./История
философии. Запад-Россия-Восток.
Книга первая. Философия
древности и средневековья.-
М.:Греко-латинский кабинет, 1995 -
с.271-275
Этот
период не принес крупных новаций. Основные
интересы концентрируются в области
систематизаторства и комментаторства.
Влияние неоплатонизма и
Христологические
споры (полемика о соотношении двух
природ во Христе сначала с несторианами,
а затем с монофизитами) не оказали
столь заметного влияния на философское
содержание патристики, как предшествовавшие
им тринитарные формы. Тем не менее
христологическая проблематика, остававшаяся
в центре внимания еще добрые два
века после третьего Эфесского и
четвертого Халкедонского Вселенских
соборов, в известной мере способствовала
развитию христианской антропологии.
В этой связи могут быть упомянуты
епископы Кирилл Александрийский (ум.
444) и Феодорит Киррский (ум. после 458).
В то же время сочинения многих
авторов этой эпохи, не выделяясь
особой оригинальностью, представляют
собой ту среду, где элементы неоплатонизма
и аристотелизма органически
сочетаются с элементами христианской
догматики. Довольно упомянуть авторов
конца V — начала VI вв. Прокопия и
Энея из Газы, Захария Митиленского,
известного грамматика и комментатора
Аристотеля Иоанна Филопона, крупного
полемиста Леонтия
Высшую
степень синтеза
Сочинения
Псевдо-Дионисия написаны под большим
влиянием Прокла, вслед за которым
автор трактатов различает две
теологии — катафатическую и апофатическую.
В русле первой теологии перечисляются
всевозможные наименования Высшего
начала, раскрывающие Его триединую
сущность. В русле второй провозглашается
сверхразумность Высшего
Бог — сверхсущее единое, содержащее в себе принцип всякой множественности. Поэтому, будучи монадой, Бог одновременно является и триадой. Но никакое имя не в силах полностью раскрыть недоступную уму сущность, которая есть источник всякого блага.
Космологическая
теория излагается преимущественно
в трактате «О небесной иерархии». Мир
предстает в нем как
Зло
традиционно понимается как ничто,
как умаление блага и бытия. Сущее
порождает из себя жизнь, или Божественную
Мудрость, Софию. Так неоплатоническое
учение об эманации соединяется с
христианской идеей творения, ибо
мир понимается как создание Высшей
воли. Церковная иерархия есть зеркальное
отражение небесной. Примечательно,
что Христология Псевдо-
Несмотря на большой "вес" неоплатонических элементов, а может быть благодаря ему, трактаты Псевдо-Дионисия оказали огромное влияние на средневековую схоластику и мистику, долгое время служили образцом для изучения и подражания, о чем свидетельствуют многочисленные комментарии и переводы.
На Востоке они весьма скоро были признаны образцовыми текстами, чему во многом способствовал Максим Исповедник (ок. 580-662), в творчестве которого догматическая строгость сочеталась с глубокой мистической религиозностью (основные сочинения: «Мистагогия», «О душе», «Вопросо-ответы к Фелассию», комментарии к трактатам Псевдо-Дионисия). Обладая первоклассным теоретическим умом и вкусом к систематизаторству, Максим создал стройное учение о творении мира, в котором полемизировал с Оригеном. Большое внимание он уделил проблеме зла, считая его порождением превратно использованной свободы. Особенно много Максим сделал для развития христианской аскетики и мистики. Сочинения Псевдо-Дионисия приобрели широкую известность в VII в. главным образом благодаря интерпретации Максима Исповедника.
Завершителем
традиций патристики, крупным систематизатором
и вместе с тем связующим звеном
между патристикой и
В творчестве
Иоанна гармонично соединились два
философских направления
Методика Дамаскина во многом предвосхищала приемы европейской схоластики, на которую его труды оказали заметное влияние. Особенно высоким авторитетом Дамаскин пользуется в православной традиции. Латинские переводы трудов Дамаскина (XII в.) служили источником канонических формул и способствовали переориентации средневековой философии на аристотелизм.
Последним латинским великим отцом церкви был папа Григорий Великий (ок. 540-604). Он родился в Риме в знатной состоятельной семье и получил блестящее образование. Поначалу (подобно Амвросию и Августину, которых Григорий глубоко почитал) он избрал светскую карьеру и в 573 г. занял должность префекта Рима. Затем, однако, он удалился в монастырь, а в 590 г. был избран папой.
Высочайшее
уважение, которым Григорий пользуется
в католической церкви, объясняется
не столько его теологическими достижениями,
сколько пастырской и организаторской
деятельностью. Но несомненно, что в
лице Григория латинская патристика
обрела талантливого писателя, много
сделавшего для утверждения тех
форм, в которых латинская
Прочие
латинские авторы этого периода
обычно рассматриваются в рамках
истории средневековой