Патристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:06, доклад

Описание

Патристикой (от греч. πατηρ, лат. pater — "отец") обычно называют совокупность учений отцов христианской церкви II-VII вв. Понятие "отец церкви" формировалось на протяжении нескольких столетий. Первоначально "отцом" именовался духовный наставник, обладавший признанным учительским авторитетом. В дальнейшем развитие христианской догматики и доктринальные споры побудили уточнить это понятие.

Работа состоит из  1 файл

Патристикой.docx

— 64.99 Кб (Скачать документ)

  Друг  Василия Великого Григорий Назианзин (ок. 330-390) был сыном епископа города Назианз (откуда и прозвище Григория). Образование получил в Кесарии  Каппадокийской, Кесарии Палестинской (где была школа, основанная Оригеном) и наконец в Афинах — там  он познакомился с Василием. Став епископом  Кесарийским, Василий поставил своего друга в епископы небольшого города Сасимы. Но Григорий пробыл там недолго  и вскоре переехал в Константинополь. После второго Вселенского собора, на котором он председательствовал, Григорий из-за разногласий с местным  епископатом вернулся в Каппадокию, где и умер.

  Среди Каппадокийцев Григорий выделялся  поэтическим даром и удивительным мастерством красноречия, но при  этом славился и высокими теоретическими интересами (заслужив прозвище "Богослов"); подобно Василию, он вдохновлялся сочинениями  Оригена. Литературное наследие Григория состоит из сорока пяти речей (или  проповедей), стихов и писем. В теоретическом  отношении особенно важны пять теологических  речей, обычно называемых «Слова о Богословии»), в которых тринитарное учение обосновывается с помощью платонической диалектики и защищается от нападок еретиков.

  Несмотря  на то, что из трех Каппадокийцев  Григорий Богослов был натурой наименее "теоретической", ему принадлежит  заслуга окончательного оформления тринитарной теологии на Востоке. Именно этим объясняется его высочайший авторитет среди христианских богословов. Учение Григория в основных чертах сходно с теорией Василия Великого, но оно более последовательно. Если Василий избегал называть Святого  Духа Богом, то Григорий делает это  всюду и решительно. Бог един по родовой сущности (одно Божество, одна сущность, одна природа — нетварность), но троичен по Ипостасям, каждая из которых обладает особенным свойством (соответственно, нерожденностью, рожденностью, ниспосланием).

  Не  будучи систематическим мыслителем, Григорий Назианзин являет собой  образец ревностного христианского  платоника, сыгравшего важную роль в  развитии и упрочении традиций христианского  платонизма.

  Наиболее "философичным" среди Каппадокийцев  был Григорий Нисский (ок. 335-394). Христианским воспитанием и обучением Григория занимался Василий Великий, который  в 371 г. поставил младшего брата в  епископы каппадокийского города Нисы. Григорий Нисский участвовал в заседаниях второго Вселенского собора и  приобрел репутацию крупного теологического авторитета.

  По  методичности и систематичности  построений Григорий более всех напоминает Оригена, которого он ревностно почитал. Основные теоретические сочинения: «Большое катехетическое слово», «Против  Эвномия», «О душе и воскресении», «О творении человека», «Шестоднев», комментарии  на Св. Писание. В духе Александрийской  теологии Григорий стремится подкрепить веру разумом (хотя первенство веры не подвергается сомнению). Догматическая  система должна строиться рациональными  методами, а чисто научное знание может служить раскрытию Божественной истины. Строгие методы диалектики незаменимы в теологических рассуждениях.

  Вера  находит свое объяснение в мудром и целесообразном мироустроении. В  Боге присутствует Вторая Ипостась —  Сын-Логос, принцип и источник творения. По Логосу познается Бог-Отец, ибо  не существует разума без того, кто  им обладает. Подобным же образом обосновывается существование Третьей Ипостаси — Святого Духа, единосущного Отцу и Сыну. В христианской догматике  это одна из самых значительных попыток  обосновать учение о Святой Троице с помощью понятий о Божественных атрибутах и отношениях. Бог —  единая сущность в трех Ипостасях, но не три бога.

  Мир сотворен Богом не по необходимости, но из переизбытка любви. Сама возможность  творения материи Богом заключена  в том, что материя есть лишь единство бестелесных качеств. Человек, сотворенный  по образу и подобию Божьему, —  венец творения. Он причастен Божественной сущности, но благодаря свободе выбора способен склоняться ко злу, которое  Григорий Нисский понимает, подобно  Оригену и неоплатоникам, как "лишенность" блага, но не как самостоятельную  субстанцию. Ради восстановления падшего  человечества Бог принял человеческий облик. Антропология Григория излагается в трактатах «Против Эвномия», «О творении человека» и диалоге  «О душе и воскресении». Библейская история толкуется здесь посредством  платонической и перипатетической философии. Характерно выдержанное  в платоническом духе учение о  первочеловеке, который (в отличие  от позднейших людей) лишен пола и  бессмертен. Душа пронизывает все  тело и рождается вместе с ним, но является мыслящей чувствующей субстанцией. Учение Григория о непременном соединении всего мира и даже дьявола с  Богом напоминает соответствующую  теорию Оригена.

  Несмотря  на общий рационалистический тон, учение Григория по существу было глубоко  апофатическим и прямо предполагало сверхразумный путь Богопознания. Григория Нисского можно считать одним  из основателей христианской мистики, говорящей о непосредственном, "экстатическом" созерцании Бога. В этом отношении  Григорий — прямой предшественник Псевдо-Дионисия Ареопагита.

  Наряду  с Каппадокийцами вершину святоотеческой литературы представляет Иоанн Хрисостом ("Златоуст") (ок. 344-407). Он происходил из образованной семьи и учился в  Антиохии у знаменитого ритора Либания. С 381 г. он - пресвитер в Антиохии, а с 398 г. — епископ Константинопольский. В 404 г. вследствие интриг местного духовенства  Иоанн был сослан на Восток, где и скончался. В глазах всего христианского мира Иоанн остался образцом высокой честности и личной скромности.

  Иоанн Златоуст — не столько богослов-теоретик, сколько непревзойденный христианский мастер красноречия. Большинство его  сочинений — проповеди, записанные слушателями и отредактированные (число их приближалось к тысяче). Теоретическая часть проповедей — толкования на книги Ветхого  Завета, Послания ап. Павла, группа бесед  «О священстве». В области тринитарной  догматики Иоанн следовал Каппадокиицам («Против аномеев»). Но главные достижения Иоанна - риторически безупречная  христианская герменевтика и развитие практической морали.

  С Каппадокийцами высокая теология на Востоке обрела классическую завершенность. Прочие восточные  авторы этой эпохи не имеют столь  большого значения, но многие из них  являются вполне самостоятельными и  достойными внимания — каковы прежде всего монашествующие богословы  Макарий Египетский и Евагрий  Понтийский, сыгравшие значительную роль в развитии христианкой мистики  и аскетики.

  В проповедях Макария Египетского (ум. ок. 390) (его  авторство, правда, порой отрицается) заметно сильное влияние стоицизма. Все сущее, кроме Бога, — вещественно. В душе, подобии Божьем, есть еще  одна, небесная душа. Единение с Богом  и освобождение от греха — это  восстановление печати Святого Духа благодатью при содействии человеческой воли, результатом которого становится полное просветление, созерцательный экстаз.

  Евагрий Понтийский (ум. ок. 399) был другом Каппадокийцев  и начал свое служение в Константинополе, откуда в 385 г. уехал в Палестину  ради монашеского уединения. Основные сочинения Евагрия — «Практик», «Гностик», «О молитве» — посвящены  философскому обоснованию аскетизма  при особом внимании к очищению души в "умной" созерцательной молитве.

  Далее следует упомянуть Синесия, епископа Киренского (ум. ок. 413), неоплатоника, ставшего христианином в зрелом возрасте. В  речах Синесия неоплатонические мотивы порой превалируют над  христианскими. Современник Синесия  Немесий, епископ Эмесский, использовал  в своем труде «О природе человека»  платовескую, перипатетическую и стоическую философии. Вслед за Платоном он признавал  предсуществование душ и вечность мира, но отрицал фатализм. В психологии Немесий опирался на Аристотеля и  оказал влияние на Иоанна Дамаскина. Труд Немесия является ценным источником по истории греческой философии.

  Наконец, Восток дал еще немало вполне самостоятельных, хотя и нe первостепенных богословов, каковы, например, Аполлинарий Лаодикийский, Евстафий Антиохийский, Дидим Александрийский, Макарий Магнесийский и др.

Литература:  
Столяров А.А. Греческая патристика./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 - с.266-271

Латинская патристика.

  Вершина латинской патристики — творчество Августина, которое в Целом ряде отношений можно считать философской  кульминацией всей патристики вообще. Появление Августина подготовлено предшествующим развитием христианской мысли и, особенно, латинской традицией. Непосредственными предшественниками  Августина были Иларий Пиктавийский, Марий Викторин и Амвросий Медиоланский.

  Иларий (ок. 315-368) родился в галльской  Пиктаве (ныне Пуатье) в знатной семье. Крестился в 35 лет и в 353 г. был  избран епископом. Почти единственный из западных богословов (как поначалу Афанасий — среди восточных) он не симпатизировал арианству и был  сослан во Фригию (Малая Азия). При  императоре Юлиане Иларий вернулся на родину. Тринитарные воззрения Илария суммированы в трактате «О Святой Троице», написанном в защиту Никейского Символа веры. Особая заслуга Илария — согласование греческой тринитарной  терминологии с гораздо менее  развитой латинской и определение  принципов перевода греческих терминов: προσωπον, υποστασις и ουσια латинскими persona, substantia и essentia.

  Известный ритор Марий Викторин обратился  в христианство уже в зрелом возрасте (ок. 355). Знаток неоплатонизма, он во многом содействовал его утверждению на латинской почве. Главные сочинения  Викторина — «О Троице против Ария», комментарии на Послания ап. Павла, переводы и комментарии «Введения» Порфирия, «Категории» и «Об истолковании»  Аристотеля — отличаются высокой  теоретичностью. Неоплатоническая диалектика ипостасей прилагается в них  к учению о Святой Троице. Прежде всего это касается проблем единосущности  и троичности Бога, которые Викторин решает с помощью неоплатонической теории эманации. Бог — полнота  бытия, избегающая прочих определений. Рожденный от Бога Логос есть источник жизни и движения, творец мира. Энергия  Логоса тождественна Святому Духу. Конечные вещи причастны не запредельной Божественной сущности, а только ее энергии. В трактатах Викторина  намечено учение о предопределении, которое приобрело большое значение у Августина.

  Амвросий, епископ Медиоланский (ок. 340-397) родился  в христианской семье (отец его был  префектом Галлии) и получил юридическое  образование. Поначалу Амвросий избрал светскую карьеру, занимал крупный  пост в Медиолане (Милан). В 374 г. он неожиданно для себя самого был избран епископом  Медиоланским и вскоре приобрел репутацию  выдающегося духовного авторитета, каким его воспринимал молодой  Августин. О твердости и непреклонности Амвросия ходили легенды. Рассказывали, например, что, когда император Феодосии разрушил Фессалонику, Амвросий закрыл перед ним двери церкви. Основные сочинения Амвросия — «О вере», «О Святом Духе», «О благе смерти», «Об  Исааке, или о душе», «Шестоднев» (в большинстве своем — талантливые  проповеди) — показывают хорошее  знакомство с неоплатонизмом; вместе с тем они свидетельствуют  о нравственно-практической ориентации всей мысли Амвросия. В «Шестодневе» он развивает традицию Василия Великого и использует аллегорический метод  для толкования Писания. Трактат  «Об обязанностях священнослужителей»  написан под несомненным влиянием Цицерона и стоической традиции.

  Деятельность  Илария, Мария Викторина и Амвросия, способствовавшая развитию латинской  теологии и теологической лексики, укоренению неоплатонических идей, подготовила  появление Августина. Аврелий Августин (354-430) родился в Тагасте (Северная Африка), получил хорошее риторическое образование и испытал большое  влияние матери-христианки. Августин был натурой впечатлительной  и тонкой, но вместе с тем порывистой и энергичной. Поначалу он избрал для  себя риторическое поприще и думал  о карьере адвоката. В молодости  ему пришлось пережить увлечение  манихейством (дуалистическим учением, напоминающим гностицизм). Со временем, однако, внутренние перемены и внешние  обстоятельства привели Августина  к христианству. В середине 80-х  годов IV в. он слушал проповеди Амвросия, не без влияния которого вскоре стал христианином. В Медиолане и Риме Августин познакомился с некоторыми сочинениями неоплатоников в  переводе Мария Викторина. В 386-388 гг. появились его первые философские  сочинения — «Против академиков», «О порядке» и др., — еще очень  рассудочные и проникнутые уважением  к античной мудрости. Вернувшись в  Африку, Августин принял сан священника, а с 395 г. до конца жизни был  епископом приморского города Гиппон.

  Вероятно, самый универсальный представитель  патристики, Августин соединил высокие  теологические интересы Востока  с традиционным вниманием Запада к человеческому индивидууму. Таким  образом, в его творчестве гармонически слились два "полюса" христианства, — традиция Тертуллиана и традиция Оригена. При хорошем знании христианских авторов Августин был осведомлен в греческой философии и особенно ценил платонизм. Далекий от строгого систематизма (в отличие от Оригена, Григория Нисского и даже Мария Викторина), Августин, тем не менее, подчинял все  свои построения одной общей идее — идее личности, взятой в абсолютном и конкретно-эмпирическом измерении. Основная интуиция его сочинений  — восхождение просветленной  личности к Богу, "новый" человек  в отношении к Творцу и миру. Все богатство августиновских теорий можно условно разделить на четыре группы.

Информация о работе Патристика