Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:06, доклад
Патристикой (от греч. πατηρ, лат. pater — "отец") обычно называют совокупность учений отцов христианской церкви II-VII вв. Понятие "отец церкви" формировалось на протяжении нескольких столетий. Первоначально "отцом" именовался духовный наставник, обладавший признанным учительским авторитетом. В дальнейшем развитие христианской догматики и доктринальные споры побудили уточнить это понятие.
Друг
Василия Великого Григорий Назианзин
(ок. 330-390) был сыном епископа города
Назианз (откуда и прозвище Григория).
Образование получил в Кесарии
Каппадокийской, Кесарии Палестинской
(где была школа, основанная Оригеном)
и наконец в Афинах — там
он познакомился с Василием. Став епископом
Кесарийским, Василий поставил своего
друга в епископы небольшого города
Сасимы. Но Григорий пробыл там недолго
и вскоре переехал в Константинополь.
После второго Вселенского
Среди
Каппадокийцев Григорий выделялся
поэтическим даром и
Несмотря на то, что из трех Каппадокийцев Григорий Богослов был натурой наименее "теоретической", ему принадлежит заслуга окончательного оформления тринитарной теологии на Востоке. Именно этим объясняется его высочайший авторитет среди христианских богословов. Учение Григория в основных чертах сходно с теорией Василия Великого, но оно более последовательно. Если Василий избегал называть Святого Духа Богом, то Григорий делает это всюду и решительно. Бог един по родовой сущности (одно Божество, одна сущность, одна природа — нетварность), но троичен по Ипостасям, каждая из которых обладает особенным свойством (соответственно, нерожденностью, рожденностью, ниспосланием).
Не
будучи систематическим мыслителем,
Григорий Назианзин являет собой
образец ревностного
Наиболее
"философичным" среди Каппадокийцев
был Григорий Нисский (ок. 335-394). Христианским
воспитанием и обучением
По
методичности и систематичности
построений Григорий более всех напоминает
Оригена, которого он ревностно почитал.
Основные теоретические сочинения:
«Большое катехетическое слово», «Против
Эвномия», «О душе и воскресении», «О
творении человека», «Шестоднев», комментарии
на Св. Писание. В духе Александрийской
теологии Григорий стремится подкрепить
веру разумом (хотя первенство веры не
подвергается сомнению). Догматическая
система должна строиться рациональными
методами, а чисто научное знание
может служить раскрытию
Вера
находит свое объяснение в мудром
и целесообразном мироустроении. В
Боге присутствует Вторая Ипостась —
Сын-Логос, принцип и источник творения.
По Логосу познается Бог-Отец, ибо
не существует разума без того, кто
им обладает. Подобным же образом обосновывается
существование Третьей Ипостаси
— Святого Духа, единосущного Отцу
и Сыну. В христианской догматике
это одна из самых значительных попыток
обосновать учение о Святой Троице
с помощью понятий о
Мир
сотворен Богом не по необходимости,
но из переизбытка любви. Сама возможность
творения материи Богом заключена
в том, что материя есть лишь единство
бестелесных качеств. Человек, сотворенный
по образу и подобию Божьему, —
венец творения. Он причастен Божественной
сущности, но благодаря свободе выбора
способен склоняться ко злу, которое
Григорий Нисский понимает, подобно
Оригену и неоплатоникам, как "лишенность"
блага, но не как самостоятельную
субстанцию. Ради восстановления падшего
человечества Бог принял человеческий
облик. Антропология Григория излагается
в трактатах «Против Эвномия»,
«О творении человека» и диалоге
«О душе и воскресении». Библейская
история толкуется здесь
Несмотря
на общий рационалистический тон, учение
Григория по существу было глубоко
апофатическим и прямо
Наряду с Каппадокийцами вершину святоотеческой литературы представляет Иоанн Хрисостом ("Златоуст") (ок. 344-407). Он происходил из образованной семьи и учился в Антиохии у знаменитого ритора Либания. С 381 г. он - пресвитер в Антиохии, а с 398 г. — епископ Константинопольский. В 404 г. вследствие интриг местного духовенства Иоанн был сослан на Восток, где и скончался. В глазах всего христианского мира Иоанн остался образцом высокой честности и личной скромности.
Иоанн
Златоуст — не столько богослов-теоретик,
сколько непревзойденный
С Каппадокийцами высокая теология на Востоке обрела классическую завершенность. Прочие восточные авторы этой эпохи не имеют столь большого значения, но многие из них являются вполне самостоятельными и достойными внимания — каковы прежде всего монашествующие богословы Макарий Египетский и Евагрий Понтийский, сыгравшие значительную роль в развитии христианкой мистики и аскетики.
В проповедях
Макария Египетского (ум. ок. 390) (его
авторство, правда, порой отрицается)
заметно сильное влияние
Евагрий Понтийский (ум. ок. 399) был другом Каппадокийцев и начал свое служение в Константинополе, откуда в 385 г. уехал в Палестину ради монашеского уединения. Основные сочинения Евагрия — «Практик», «Гностик», «О молитве» — посвящены философскому обоснованию аскетизма при особом внимании к очищению души в "умной" созерцательной молитве.
Далее
следует упомянуть Синесия, епископа
Киренского (ум. ок. 413), неоплатоника, ставшего
христианином в зрелом возрасте. В
речах Синесия неоплатонические
мотивы порой превалируют над
христианскими. Современник Синесия
Немесий, епископ Эмесский, использовал
в своем труде «О природе человека»
платовескую, перипатетическую и стоическую
философии. Вслед за Платоном он признавал
предсуществование душ и
Наконец, Восток дал еще немало вполне самостоятельных, хотя и нe первостепенных богословов, каковы, например, Аполлинарий Лаодикийский, Евстафий Антиохийский, Дидим Александрийский, Макарий Магнесийский и др.
Литература:
Столяров
А.А. Греческая патристика./История
философии. Запад-Россия-Восток.
Книга первая. Философия
древности и средневековья.-
М.:Греко-латинский кабинет, 1995 -
с.266-271
Вершина
латинской патристики — творчество
Августина, которое в Целом ряде
отношений можно считать
Иларий (ок. 315-368) родился в галльской Пиктаве (ныне Пуатье) в знатной семье. Крестился в 35 лет и в 353 г. был избран епископом. Почти единственный из западных богословов (как поначалу Афанасий — среди восточных) он не симпатизировал арианству и был сослан во Фригию (Малая Азия). При императоре Юлиане Иларий вернулся на родину. Тринитарные воззрения Илария суммированы в трактате «О Святой Троице», написанном в защиту Никейского Символа веры. Особая заслуга Илария — согласование греческой тринитарной терминологии с гораздо менее развитой латинской и определение принципов перевода греческих терминов: προσωπον, υποστασις и ουσια латинскими persona, substantia и essentia.
Известный
ритор Марий Викторин обратился
в христианство уже в зрелом возрасте
(ок. 355). Знаток неоплатонизма, он во многом
содействовал его утверждению на
латинской почве. Главные сочинения
Викторина — «О Троице против Ария»,
комментарии на Послания ап. Павла,
переводы и комментарии «Введения»
Порфирия, «Категории» и «Об
Амвросий,
епископ Медиоланский (ок. 340-397) родился
в христианской семье (отец его был
префектом Галлии) и получил юридическое
образование. Поначалу Амвросий избрал
светскую карьеру, занимал крупный
пост в Медиолане (Милан). В 374 г. он неожиданно
для себя самого был избран епископом
Медиоланским и вскоре приобрел репутацию
выдающегося духовного
Деятельность
Илария, Мария Викторина и Амвросия,
способствовавшая развитию латинской
теологии и теологической лексики,
укоренению неоплатонических идей, подготовила
появление Августина. Аврелий Августин
(354-430) родился в Тагасте (Северная
Африка), получил хорошее риторическое
образование и испытал большое
влияние матери-христианки. Августин
был натурой впечатлительной
и тонкой, но вместе с тем порывистой
и энергичной. Поначалу он избрал для
себя риторическое поприще и думал
о карьере адвоката. В молодости
ему пришлось пережить увлечение
манихейством (дуалистическим учением,
напоминающим гностицизм). Со временем,
однако, внутренние перемены и внешние
обстоятельства привели Августина
к христианству. В середине 80-х
годов IV в. он слушал проповеди Амвросия,
не без влияния которого вскоре стал
христианином. В Медиолане и Риме
Августин познакомился с некоторыми
сочинениями неоплатоников в
переводе Мария Викторина. В 386-388 гг.
появились его первые философские
сочинения — «Против
Вероятно,
самый универсальный