Природа и назначение женщины в Исламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 19:33, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы состоит в выделении основных философских идей по теме «Природа и назначение женщины в исламе».

Общая цель работы конкретизируется следующими задачами:

кратко рассмотреть ключевые моменты ислама как одной из трех мировых религий (историю возникновения, роль Корана, и ислам в современном мире);
проанализировать происхождение и назначение женщины в исламе;
обозначить особенности взаимоотношений женщин и мужчин в исламе;
показать роль мусульманской женщины в социальной сфере на примере аспектов брак и развод, экономическое положение,
показать роль сознания и бессознательного в человеке;
выделить основные идеи духовного мира мусульманской женщины и с этой целью рассмотреть внутренний и внешний хиджаб.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3


Глава I. Ислам как одна из трех мировых религий

§ 1. История возникновения ислама………………………………….7

§2. Коран и его роль в жизни мусульман……………………………..9
§3. Ислам в современном мире……………………………………….10
Глава II. Женщина в исламе.

§1. Происхождение и назначение женщины в исламе…………….13

§2. Отношения женщин и мужчин…………………………………...19

§3. Социальная сфера жизни мусульманской женщины…………...21

3.1. Брак и развод…………………………………………………….21

3.2. Экономическое положение женщины…………………………28

§4. Духовный мир мусульманской женщины: внутренний и

внешний хиджаб………………………………………………….36


Заключение…………………………………………………………...41

Библиография ……………………………………………………….43

Работа состоит из  1 файл

Природа и назначение женщины в Исламе.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание

 

     Введение…………………………………………………………………..3 

     Глава  I. Ислам как одна из трех мировых религий

     § 1. История возникновения ислама………………………………….7

     §2. Коран и его роль в жизни  мусульман……………………………..9

     §3. Ислам в современном мире……………………………………….10

     Глава II. Женщина в исламе.

     §1. Происхождение и назначение женщины в исламе…………….13

     §2. Отношения женщин и мужчин…………………………………...19

     §3. Социальная сфера жизни мусульманской женщины…………...21

       3.1. Брак и развод…………………………………………………….21

       3.2. Экономическое положение женщины…………………………28

     §4. Духовный мир мусульманской женщины: внутренний и

            внешний хиджаб………………………………………………….36 

     Заключение…………………………………………………………...41

     Библиография ……………………………………………………….43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы исследования. В современном мире более полмиллиарда женщин соблюдают требования исламских норм, т.к. проживают в обществах, в которых действуют религиозные каноны. Во многих мусульманских странах роль женщины в семейной и общественной жизни, а так же состояние женских прав в целом рассматриваются через зеркало религии.

     Иными словами, контекст прав женщин определен  на основе шариата, интерпретируемого  мусульманскими богословами - традиционалистами посредством государственного законодательства. Влияние религиозной догматики зачастую имеет серьезные отрицательные последствия для социально – правового статуса женщин в этих странах.

     Вопрос  о статусе женщины в исламе и в мусульманском обществе не является ни новым, ни окончательным  решенным. Несмотря на многочисленные исследования в западной, мусульманской и отечественной науке, освещение многих проблем, касающихся этой темы, не отличается объективностью. Пожалуй, ни одна тема не привлекает к себе такого внимания и не обрастает таким количеством ложных представлений, толкований и не отличается такой степенью непонимания, как вопрос о статусе женщины в исламе. В историческом и социально-экономическом аспектах эта тема настолько неисчерпаема, что в рамках курсовой работы представляется возможным рассмотреть лишь некоторые основные вопросы этой сложной проблемы.

     В современных условиях, на наш взгляд, проблема философского, религиоведческого и исторического анализа данного вопроса актуальна, т.к. положение женщины в исламе является не только мерилом цивилизованности того или иного общества, но и свидетельством потенциала его эволюционного развития, своеобразным барометром, определяющим перспективы преобразований. В период подъема общественного сознания в России в целом, возрастание интереса в нашей стране к религиозным и морально-этическим нормам изучение проблемы, связанной со статусом женщины в исламе, приобретает особую актуальность. Причем обращение к этой теме вызвано не только актуальностью этой проблемы в контексте диалога различных цивилизаций, но и необходимостью адекватного освещения ключевых положений, характеризующих статус женщины в исламе, показа несостоятельности многих мифов, порожденных в последние годы в условиях возрастающего общественного и научного интереса к религии и религиозной практике.

     Степень разработанности  проблемы. Статус женщины в исламе многими исследователями признан одной из наиболее спорных и вместе с тем серьезных проблем не только для самих мусульманок, но и тех, кто имеет отношение к сфере защиты прав женщин в мусульманском мире. Этому посвящено большое количество книг, монографий, коллективных сборников, научных статей, публицистических очерков, богословских текстов и т.д.

     Наряду  с другими проблемами в отечественной  исламоведческой литературе статус женщины в исламе, особенно в 50-60 г. XX в. рассматривали такие известные ученые как Бартольд В.В., Климович Л.И., Иманзаде С., Пальванова Б., Вагабов М.В., и ряд других авторов1.

     Можно заметить, что исследованием данной проблемы в основном занимались ученые из регионов традиционного распространения ислама на территории бывшего СССР. Теоретические исследования этих авторов во многом детерминированы состоянием прав и свобод женщины в обществах с высокой степенью религиозности.

     Самое широкое отражение тема статуса  женщины в исламе находит в  зарубежных научных исследованиях, причем речь идет не только о мусульманских странах, но и странах запада, особенно США и Великобритании. В первую очередь, это связано с интересами политических институтов этих государств в мусульманском мире, а так же с наличием в них довольно многочисленных исламских диаспор. Можно сказать, что в этой области сложились целые школы научной мысли, в рамках которых одни авторы оправдывают те или иные аспекты положения женщины в мусульманском мире, другие подвергают их критике.

     Можно отчетливо наблюдать наличие взаимоисключающих научных подходов, мнений и суждений в рамках одной и той же проблемы. Например, некоторые авторы из мусульманских стран говорят о достижениях ислама в вопросе определения и поддержания статуса женщины в мусульманском обществе.2

     Другие же подвергают критике некоторые положения социально-правового статуса женщины в исламе. Многие современные авторы проводят поверхностное сравнение между положением женщины в шариате и ее статусом в доисламский период истории, между шариатом и римским правом, пытаясь доказать, что положение женщины в исламе намного лучше.3

     Цель  и задачи работы

     Цель  настоящей работы состоит в выделении основных философских идей по теме «Природа и назначение женщины в исламе».

     Общая цель работы конкретизируется следующими задачами:

  • кратко рассмотреть ключевые моменты ислама как одной из трех мировых религий (историю возникновения, роль Корана, и ислам в современном мире);
  • проанализировать происхождение и назначение женщины в исламе;
  • обозначить особенности взаимоотношений женщин и мужчин в исламе;
  • показать роль мусульманской женщины в социальной сфере на примере аспектов брак и развод, экономическое положение,
  • показать роль сознания и бессознательного в человеке;
  • выделить основные идеи духовного мира мусульманской женщины и с этой целью рассмотреть внутренний и внешний хиджаб.
 

     Методологические  принципы и  методы исследования.

     В работе использовались следующие методы: исторический, сравнение, анализ и синтез, герменевтический.

     Объект  и предмет исследования.

     Объектом исследования являются религиозные первоисточники ислама, монографии, и статьи, посвященные истории и философии ислама.

     Предметом исследования является природа и назначение женщины в исламе.

     Научная новизна исследования. Обобщение исследовательского материала по заявленной проблематике работы.

     Структура курсовой работы представлена данным введением, двумя главами, состоящими из 7 параграфов, заключением и списком использованной литературы.

      

     На  защиту выносятся  следующие тезисы:

  1. Развитие духовных и нравственных качеств женщины тесным образом связано с её назначением. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция – сохранение человеческого рода. Наиболее добродетельными качествами являются: равнодушие к мирским благам, верность и преданность, забота о доме и детях, терпение, и многие другие.
  2. В мусульманской концепции семья считается главной ареной самореализации женщины, главной, но не единственной, что зависит и определяется ее потребностями, амбициями. Полноценная работа в семье означает не столько исполнение домашних обязанностей, которые, как правило, выполняет старшая из незамужних дочерей, сколько сложную работу по обеспечению семейной гармонии и стабильности, воспитанию детей, участию в жизнедеятельности семейного клана и поддержки мужа.
  3. Главной ролью женщины в исламском обществе является материнство. Женщина зарабатывает себе на пропитание и достойное существование семейным трудом. Обязанностью женщины является воспитание детей, и в этом смысле ее обязанности по отношению к детям выше, чем обязанности отца.
 

Глава  I. Ислам как одна из трех мировых религий

     §1. История возникновения  ислама

     Ислам – самая молодая из мировых религий, возникшая в VII веке в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожья  (монотеизма) и пророческих миссий, свойственных христианству и иудаизму, а также некоторым другим верованиям народов Ближнего Востока и Средиземноморья.

     Под влиянием внешних и внутренних факторов складывались новые формы общественных и хозяйственных отношений, новые идеи верования привлекали все большее число племен, медленно, но необратимо вытесняя прежние верования в многочисленных племенных богов. Проповедники христианства и иудаизма все более широко утверждали идеи о едином Боге (а, следовательно, и о единстве перед ним всех его последователей); с которыми тесно переплетаются проповеди занифов, представителями аравийского монотеизма, предвестников ислама, проповедавших от лица единого Бога – Аллаха.

     Одним из важнейших,  хозяйственных и идейных центров Аравии того времени была Мекка. Крупный город на пересечении главных торговых путей, в котором располагалась святыня,  почитавшееся большинством племен, - языческий храм Кааба (от арабского «куб» - храм, имеющий прямоугольную форму), окруженный изваяниями различных племенных богов.  Именно в Мекке и были произнесены первые проповеди новой религии – ислама, провозглашенные его основателем пророком Мухаммедом.         

     Мухаммед  родился в Мекке в 570 году в семье Абдуллаха из племени курейш.  Рано осиротел,  (отец умер через месяц после рождения сына, мать – на шестом году жизни Мухаммеда), он воспитывался в семье деда, а затем в семье дяди Абу Талиба. Родственники Мухаммеда принадлежали к мекканской аристократии (будущий пророк возводил свою родословную от основателей города), но не имели значительного состояния, и мальчику приходилось немало трудиться в детские и юношеские годы: он пас скот,  участвовал в снаряжении торговых караванов, а позже сопровождал их. В двадцать пять лет, Мухаммед поступил в услужение к богатой мекканской вдове Хадидже и вскоре женился на ней, занялся самостоятельной караванной торговлей.

     Во  время поездок по торговым делам, да и в самой Мекке Мухаммед часто встречался с христианскими  монахами, иудеями, халифами, беседовал, спорил с ними. Как гласит предание,  нередко он удалялся в пещеру в окрестностях Мекке, где подолгу постился и предавался раздумью.

        В возрасте сорока лет Мухаммеду  впервые стали являться видения,  слышаться голоса, со временем эти явления, сначала испугавшие его, все более частыми, а услышанные речи – все более определенные. Первые,  кому поведал Мухаммед об этом, были его ближайшие родственники и друзья, уверовавшие, что слышанное и произнесенное Мухаммедом – слова Бога (Аллаха), а сам Мухаммед, таким образом, посланник Божий (расул Аллаха), призванный нести людям пророческие мысли.

     Слухи о новом пророке и содержании его проповеди стали, чрезвычайно  быстро распространятся в Мекке  и за ее пределами. Однако большинство  мекканцев отнеслись к ним сначала с насмешкой, а потом и с прямой враждебностью. На протяжении почти сорока двух лет община первопоследователей ислама (с арабского - предание себя Аллаху, покорность воле Аллаха) - мусульмане  (арабский «мусулм» - предание себя Аллаху) испытывала унижения и преследования. Тяжелое положение Мухаммеда довершила смерть Хадиджи и в особенности Абу Талиба, который как старейший рода все же оказывал покровительство пророку. Дальнейшее пребывание в Мекке  становилось невозможным.

     Пятнадцатого  июля 622 года Мухаммед со своими последователями переселился (совершил хадж) в город Ярсиб, позднее названный Мединой.

     Если  в Мекке Мухаммед был лишь посланником  Аллаха, духовной главным  главой небольшой  общины, то в Ярсибе (Медине) проявились его незаурядные дарования оратора, трибуна, политического и военного руководителя.             

Информация о работе Природа и назначение женщины в Исламе