Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 19:33, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в выделении основных философских идей по теме «Природа и назначение женщины в исламе».
Общая цель работы конкретизируется следующими задачами:
кратко рассмотреть ключевые моменты ислама как одной из трех мировых религий (историю возникновения, роль Корана, и ислам в современном мире);
проанализировать происхождение и назначение женщины в исламе;
обозначить особенности взаимоотношений женщин и мужчин в исламе;
показать роль мусульманской женщины в социальной сфере на примере аспектов брак и развод, экономическое положение,
показать роль сознания и бессознательного в человеке;
выделить основные идеи духовного мира мусульманской женщины и с этой целью рассмотреть внутренний и внешний хиджаб.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава I. Ислам как одна из трех мировых религий
§ 1. История возникновения ислама………………………………….7
§2. Коран и его роль в жизни мусульман……………………………..9
§3. Ислам в современном мире……………………………………….10
Глава II. Женщина в исламе.
§1. Происхождение и назначение женщины в исламе…………….13
§2. Отношения женщин и мужчин…………………………………...19
§3. Социальная сфера жизни мусульманской женщины…………...21
3.1. Брак и развод…………………………………………………….21
3.2. Экономическое положение женщины…………………………28
§4. Духовный мир мусульманской женщины: внутренний и
внешний хиджаб………………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………...41
Библиография ……………………………………………………….43
Введение……………………………………………
Глава I. Ислам как одна из трех мировых религий
§ 1. История возникновения ислама………………………………….7
Глава II. Женщина в исламе.
§1. Происхождение и назначение женщины в исламе…………….13
§2. Отношения женщин и мужчин…………………………………...19
§3. Социальная сфера жизни мусульманской женщины…………...21
3.1. Брак и развод…………………………………………………….21
3.2. Экономическое положение женщины…………………………28
§4. Духовный мир мусульманской женщины: внутренний и
внешний хиджаб………………………………………………….36
Заключение………………………………………
Библиография
……………………………………………………….43
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном мире более полмиллиарда женщин соблюдают требования исламских норм, т.к. проживают в обществах, в которых действуют религиозные каноны. Во многих мусульманских странах роль женщины в семейной и общественной жизни, а так же состояние женских прав в целом рассматриваются через зеркало религии.
Иными словами, контекст прав женщин определен на основе шариата, интерпретируемого мусульманскими богословами - традиционалистами посредством государственного законодательства. Влияние религиозной догматики зачастую имеет серьезные отрицательные последствия для социально – правового статуса женщин в этих странах.
Вопрос о статусе женщины в исламе и в мусульманском обществе не является ни новым, ни окончательным решенным. Несмотря на многочисленные исследования в западной, мусульманской и отечественной науке, освещение многих проблем, касающихся этой темы, не отличается объективностью. Пожалуй, ни одна тема не привлекает к себе такого внимания и не обрастает таким количеством ложных представлений, толкований и не отличается такой степенью непонимания, как вопрос о статусе женщины в исламе. В историческом и социально-экономическом аспектах эта тема настолько неисчерпаема, что в рамках курсовой работы представляется возможным рассмотреть лишь некоторые основные вопросы этой сложной проблемы.
В современных условиях, на наш взгляд, проблема философского, религиоведческого и исторического анализа данного вопроса актуальна, т.к. положение женщины в исламе является не только мерилом цивилизованности того или иного общества, но и свидетельством потенциала его эволюционного развития, своеобразным барометром, определяющим перспективы преобразований. В период подъема общественного сознания в России в целом, возрастание интереса в нашей стране к религиозным и морально-этическим нормам изучение проблемы, связанной со статусом женщины в исламе, приобретает особую актуальность. Причем обращение к этой теме вызвано не только актуальностью этой проблемы в контексте диалога различных цивилизаций, но и необходимостью адекватного освещения ключевых положений, характеризующих статус женщины в исламе, показа несостоятельности многих мифов, порожденных в последние годы в условиях возрастающего общественного и научного интереса к религии и религиозной практике.
Степень разработанности проблемы. Статус женщины в исламе многими исследователями признан одной из наиболее спорных и вместе с тем серьезных проблем не только для самих мусульманок, но и тех, кто имеет отношение к сфере защиты прав женщин в мусульманском мире. Этому посвящено большое количество книг, монографий, коллективных сборников, научных статей, публицистических очерков, богословских текстов и т.д.
Наряду с другими проблемами в отечественной исламоведческой литературе статус женщины в исламе, особенно в 50-60 г. XX в. рассматривали такие известные ученые как Бартольд В.В., Климович Л.И., Иманзаде С., Пальванова Б., Вагабов М.В., и ряд других авторов1.
Можно заметить, что исследованием данной проблемы в основном занимались ученые из регионов традиционного распространения ислама на территории бывшего СССР. Теоретические исследования этих авторов во многом детерминированы состоянием прав и свобод женщины в обществах с высокой степенью религиозности.
Самое широкое отражение тема статуса женщины в исламе находит в зарубежных научных исследованиях, причем речь идет не только о мусульманских странах, но и странах запада, особенно США и Великобритании. В первую очередь, это связано с интересами политических институтов этих государств в мусульманском мире, а так же с наличием в них довольно многочисленных исламских диаспор. Можно сказать, что в этой области сложились целые школы научной мысли, в рамках которых одни авторы оправдывают те или иные аспекты положения женщины в мусульманском мире, другие подвергают их критике.
Можно отчетливо наблюдать наличие взаимоисключающих научных подходов, мнений и суждений в рамках одной и той же проблемы. Например, некоторые авторы из мусульманских стран говорят о достижениях ислама в вопросе определения и поддержания статуса женщины в мусульманском обществе.2
Другие же подвергают критике некоторые положения социально-правового статуса женщины в исламе. Многие современные авторы проводят поверхностное сравнение между положением женщины в шариате и ее статусом в доисламский период истории, между шариатом и римским правом, пытаясь доказать, что положение женщины в исламе намного лучше.3
Цель и задачи работы
Цель настоящей работы состоит в выделении основных философских идей по теме «Природа и назначение женщины в исламе».
Общая цель работы конкретизируется следующими задачами:
Методологические принципы и методы исследования.
В работе использовались следующие методы: исторический, сравнение, анализ и синтез, герменевтический.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются религиозные первоисточники ислама, монографии, и статьи, посвященные истории и философии ислама.
Предметом исследования является природа и назначение женщины в исламе.
Научная новизна исследования. Обобщение исследовательского материала по заявленной проблематике работы.
Структура курсовой работы представлена данным введением, двумя главами, состоящими из 7 параграфов, заключением и списком использованной литературы.
На защиту выносятся следующие тезисы:
Глава I. Ислам как одна из трех мировых религий
Ислам – самая молодая из мировых религий, возникшая в VII веке в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожья (монотеизма) и пророческих миссий, свойственных христианству и иудаизму, а также некоторым другим верованиям народов Ближнего Востока и Средиземноморья.
Под влиянием внешних и внутренних факторов складывались новые формы общественных и хозяйственных отношений, новые идеи верования привлекали все большее число племен, медленно, но необратимо вытесняя прежние верования в многочисленных племенных богов. Проповедники христианства и иудаизма все более широко утверждали идеи о едином Боге (а, следовательно, и о единстве перед ним всех его последователей); с которыми тесно переплетаются проповеди занифов, представителями аравийского монотеизма, предвестников ислама, проповедавших от лица единого Бога – Аллаха.
Одним из важнейших, хозяйственных и идейных центров Аравии того времени была Мекка. Крупный город на пересечении главных торговых путей, в котором располагалась святыня, почитавшееся большинством племен, - языческий храм Кааба (от арабского «куб» - храм, имеющий прямоугольную форму), окруженный изваяниями различных племенных богов. Именно в Мекке и были произнесены первые проповеди новой религии – ислама, провозглашенные его основателем пророком Мухаммедом.
Мухаммед родился в Мекке в 570 году в семье Абдуллаха из племени курейш. Рано осиротел, (отец умер через месяц после рождения сына, мать – на шестом году жизни Мухаммеда), он воспитывался в семье деда, а затем в семье дяди Абу Талиба. Родственники Мухаммеда принадлежали к мекканской аристократии (будущий пророк возводил свою родословную от основателей города), но не имели значительного состояния, и мальчику приходилось немало трудиться в детские и юношеские годы: он пас скот, участвовал в снаряжении торговых караванов, а позже сопровождал их. В двадцать пять лет, Мухаммед поступил в услужение к богатой мекканской вдове Хадидже и вскоре женился на ней, занялся самостоятельной караванной торговлей.
Во время поездок по торговым делам, да и в самой Мекке Мухаммед часто встречался с христианскими монахами, иудеями, халифами, беседовал, спорил с ними. Как гласит предание, нередко он удалялся в пещеру в окрестностях Мекке, где подолгу постился и предавался раздумью.
В возрасте сорока лет
Слухи о новом пророке и содержании его проповеди стали, чрезвычайно быстро распространятся в Мекке и за ее пределами. Однако большинство мекканцев отнеслись к ним сначала с насмешкой, а потом и с прямой враждебностью. На протяжении почти сорока двух лет община первопоследователей ислама (с арабского - предание себя Аллаху, покорность воле Аллаха) - мусульмане (арабский «мусулм» - предание себя Аллаху) испытывала унижения и преследования. Тяжелое положение Мухаммеда довершила смерть Хадиджи и в особенности Абу Талиба, который как старейший рода все же оказывал покровительство пророку. Дальнейшее пребывание в Мекке становилось невозможным.
Пятнадцатого июля 622 года Мухаммед со своими последователями переселился (совершил хадж) в город Ярсиб, позднее названный Мединой.
Если в Мекке Мухаммед был лишь посланником Аллаха, духовной главным главой небольшой общины, то в Ярсибе (Медине) проявились его незаурядные дарования оратора, трибуна, политического и военного руководителя.