Природа и назначение женщины в Исламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 19:33, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы состоит в выделении основных философских идей по теме «Природа и назначение женщины в исламе».

Общая цель работы конкретизируется следующими задачами:

кратко рассмотреть ключевые моменты ислама как одной из трех мировых религий (историю возникновения, роль Корана, и ислам в современном мире);
проанализировать происхождение и назначение женщины в исламе;
обозначить особенности взаимоотношений женщин и мужчин в исламе;
показать роль мусульманской женщины в социальной сфере на примере аспектов брак и развод, экономическое положение,
показать роль сознания и бессознательного в человеке;
выделить основные идеи духовного мира мусульманской женщины и с этой целью рассмотреть внутренний и внешний хиджаб.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3


Глава I. Ислам как одна из трех мировых религий

§ 1. История возникновения ислама………………………………….7

§2. Коран и его роль в жизни мусульман……………………………..9
§3. Ислам в современном мире……………………………………….10
Глава II. Женщина в исламе.

§1. Происхождение и назначение женщины в исламе…………….13

§2. Отношения женщин и мужчин…………………………………...19

§3. Социальная сфера жизни мусульманской женщины…………...21

3.1. Брак и развод…………………………………………………….21

3.2. Экономическое положение женщины…………………………28

§4. Духовный мир мусульманской женщины: внутренний и

внешний хиджаб………………………………………………….36


Заключение…………………………………………………………...41

Библиография ……………………………………………………….43

Работа состоит из  1 файл

Природа и назначение женщины в Исламе.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

     2. Химар представляет собой кусок  материи, которым женщина покрывает  голову.

     3. Джилбаб является третьим элементом  женского одеяния, который мусульманка  обязана носить, находясь вне  пределов своего дома. Он представляет собой накидку, которая закрывает тело женщины поверх дираа и химара. Цель ношения джилбаба состоит в том, чтобы скрыть красоту женщины в целом и в частности размеры ее головы, а также форму плеч. Джилбаб весьма похож на аба23, которое носят в наше время иракские женщины.

     К одежде мусульманки предъявляется ряд требований:

     1) открывать при чужих, не относящихся к категории Махрам, женщина может только лицо и руки;

     2) джилбаб24 не должен облегать тело;

     3) ткань должна быть достаточно плотной, ничуть не прозрачной, не оставляющей ни единой возможности угадать контуры фигуры или цвет кожи или волос;

     4) джилбаб должен подчеркивать скромность, которую символизирует хиджаб. Он не может быть ярким, привлекающим к себе внимание;

     5) джилбаб не должен походить на одежду людей другой религии: например, отражающую последний "писк" моды; или напоминающую одежду каких-нибудь группировок, например "байкеров";

     6) не походить на мужскую одежду, так чтоб с трудом можно было разобрать: женщина это или мужчина;

     Одежда  мусульманки, называемая хиджабом, должна обладать определенными качествами и отвечать ряду условий, что является абсолютно необходимым:

     1) Женская одежда должна скрывать  все тело женщины за исключением  
лица и ладоней. Закрывать лицо необходимо только в одном случае - если на нем присутствует краска или макияж. Во всех остальных ситуациях закрывать лицо необязательно. При желании женщина может закрывать лицо, выходя из дому, однако это необязательно. Тело же закрывать следует в обязательном порядке как вне дома, так и в его стенах, если там присутствуют чужие мужчины (все, кроме мужа и ближайших родственников женщины, для которых она неприкосновенна).

     2) Женское одеяние не должно  быть прозрачным и материал  для него следует подбирать  плотный, через который нельзя  рассмотреть цвет кожи или нижнюю одежду.

     3) Одежда должна быть широкой  и просторной, а не узкой и  облегающей. Материя.

     4) Женское одеяние не должно  быть похожим на одежду немусульманок.  Это одно из обязательных требований, продиктованное стремлением сохранить  исконный облик женщины-мусульманки.

     5) Женская одежда не должна походить  на мужскую, либо на одежду  юношей. Ислам не дозволяет этого,  так как это несовместимо с  женственностью и особым характером  личности женщины.

     6) Женская одежда не должна быть  вызывающей и бросающейся в  глаза. Из этого следует, что необходимо избегать покупать дорогую и роскошную одежду подобного рода, то есть вызывающую.

     7) Женская одежда не должна быть  окуренной благовониями или надушенной, если в ней женщина собирается  выйти из дома. Допускается ношение  одежды, окрашенной желтяницей /дикий шафран/, которую мужчинам одевать запрещается.

     8) Одежда женщины не должна быть  сама по себе украшением,  
привлекающим внимание других, даже если при этом соблюдаются все остальные требования, предъявляемые к одежде.

     В приделах скромности, описанных выше, мусульманка может свободно разнообразить гардероб и проявлять свой вкус.

     На  самом деле ношение Хиджаб не представляет собой какой-то особой проблемы. Надо сказать, что общество в целом  становится все более и более  привычным к мусульманским женщинам, носящим Хиджаб. Ныне таких женщин можно встретить на улицах, в магазинах и в офисах фирм, на телевидении и в других средствах массовой информации. Это уже не так “странно”, как было, скажем, десять лет назад.

  • Внутренний хиджаб

     Внутренний хиджаб обусловливает границы поведения. Мусульманки, живущие в немусульманском обществе, являются олицетворением культуры ислама для окружающих людей. Или, как сказал наш Пророк (мир ему и благословение), - послами ислама. Именно поэтому мусульманка, носящая хиджаб, прикладывает все свои усилия к тому, чтобы выработать в себе достойные манеры, избегать легкомысленного поведения в форме кокетства или игривости. Общаясь с мужчинами, она ведет себя достойно, разговаривает ни тихо, ни громко, избегает шутливого тона и мягкой, вкрадчивой манеры в разговоре. Её общение с противоположным полом сводится до минимума, не обходимого для делового общения. Оно полезно, конструктивно и не беспредметно.

     Среди немусульман все еще сохраняется  убеждение, что мусульманские женщины носят хиджаб просто потому, что они рабски следуют традиции, и это убеждение так сильно, что платок считается символом притеснения. Освобождение и независимость женщины, как думают многие немусульмане, невозможны без снятия хиджаба.

     Такое мнение разделяют и "мусульмане", чьи знания об Исламе крайне ограниченны или вообще отсутствуют. Привыкшие к атеизму и религиозному эклектизму, к смешению всего и вся, они не способны понять и постичь, что Ислам универсален и вечен. Что женщины во всем мире, в том числе и неарабки, принимают Ислам и носят хиджаб, подчиняясь религиозным требованиям, а не из-за неверного измышления по поводу "традиции".

     Путь, которому следуют обнаженные (или  почти обнаженные) люди, удаляет  у них чувство стыда и низводит их до статуса и уровня животных. В Японии женщины употребляют косметику, только когда они выходят на улицу, и практически не придают значения тому, как они выглядят и смотрятся у себя дома. В Исламе жена будет стараться выглядеть красивой для своего мужа, и ее муж будет стараться хорошо выглядеть для своей жены. Существует скромность даже между мужем и женой, и это украшает взаимоотношения.

     Мусульмане  обвиняются в щепетильности и чрезмерной чувствительности по поводу человеческого тела, но степень сексуального преследования женщины, которое происходит в наши дни, утверждает справедливость и правильность ношения скромного платья. Так же, как короткая юбка может послать сигнал, что ее носительница является доступной мужчинам, хиджаб дает громкие и ясные сигналы: "я запрещена для тебя".

     Итак, сама идея «Хиджаб» охватывает не только предметы гардероба. Хиджаб – это жизненная позиция. И хотя одежда играет важную роль, мусульманка всегда помнит, что быть мусульманской женщиной – это нечто большее, чем просто ношение платка или длинного платья. Ношение хиджаб напоминает о том, что мусульманские женщины обязаны вести себя по нормам Ислама всегда, - где бы они не находились. Стиль одежды требует целостной жизненной позиции и соответствующей манеры поведения. А такое поведение является идеальным для мусульманской женщины. Это – жизненная позиция Хайя (скромность, стеснительность, застенчивость), которую Пророк назвал частью веры. Носит мусульманская женщина хиджаб или нет – она должна стремиться утвердить для себя исламский стиль в поведении, ведь модель одежды – это всего лишь один из элементов бытия мусульманок.  

     Заключение.

     В заключении можно сделать ряд  выводов по тематике нашего исследования. Происхождение женщины в исламе фактически напоминает христианские идеи на этот счет только с несколько измененными именами. Вместо Евы – Хава, но сюжетная линия самого мифа о происхождении женщины та же. Она сотворена из ребра Адама, что является свидетельством и доказательством большой близости женщины к мужчине, поскольку она по своей сути есть часть его. Если требуется оказать воспитательное воздействие на женщину, то со стороны мужа необходима мягкость и тактичность. В противном случае ребро может сломаться, а «сломать» женщину значит расстаться с ней.

     Что касается природы женщины под которой мы понимаем совокупность определенных духовных и социальных качеств, то среди них можно выделить следующие. Это в первую очередь качества женщины, которые тесным образом связано ее назначение. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция – сохранение человеческого рода. Главной ролью женщины в исламском обществе является материнство. Женщина зарабатывает себе на пропитание и достойное существование семейным трудом. Обязанностью женщины является воспитание детей, и в этом смысле ее обязанности по отношению к детям выше, чем обязанности отца.

     В мусульманской концепции семья  считается главной ареной самореализации женщины, главной, но не единственной, что зависит и определяется ее потребностями, амбициями. Полноценная  работа в семье означает не столько исполнение домашних обязанностей, которые, как правило, выполняет старшая из незамужних дочерей, сколько сложную работу по обеспечению семейной гармонии и стабильности, воспитанию детей, участию в жизнедеятельности семейного клана и поддержки мужа.

     Стоит также отметить, что положением, которого достигли женщины в наши дни, они обязаны не доброте мужчин или природному прогрессу. Эти права были завоеваны женщинами в долгой и продолжительной борьбе только в последнее время, после двух мировых войн, и благодаря техническому прогрессу.

     Кроме этого в современном мире относительно прав и свобод современной мусульманки  существуют два основополагающих направления. Одно из них исламский фундаментализм. Его суть в том, чтобы еще больше ограничить права и возможности женщины (запрет на аборты, получение высшего образования,  предельная строгость в одежде и т.д.). Другое, бахаизм – религиозное движение возникшее в конце 19 века как одно из ответвлений мусульманства в идеологии которого женщине предоставляются не только равные права с мужчиной, но и например в вопросе получения высшего образования преимущественное право, так как она будущая мать и от того как будут воспитаны дети зависит будущее и нации и мусульманства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография 

     
  1. Аббас Махмуд Аккад. Ал – мар’а фи – л –  Кур’ан (Женщина в Коране). Бейрут.1985,с.12.,
  2. Абдаллах Шихата. Ад-Даава ал исламийа ва ал-и лам аддийни (Исламский призыв и религиозные образы). Каир.1978, с.130
  3. Бартольд В.В. Первоначальный ислам и женщина. соч.VI.М.1966,
  4. Вагабов М.В. Отношение мусульманской религии к женщине. М.1962.
  5. Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
  6. Гадиуллина Гульнара. Мир мусульманской  женщины. 2001
  7. Гульнар Балтанова. Статья «Равенство мужчин и женщин в Исламе».  2009
  8. Гульнара Нуруллина. Женщина в Исламе. 2006
  9. Иманзаде С. Религия ислам и женщина. Баку.1958,
  10. Касим Амин. Тахрир ал - мар’а (Освобождение женщины). Каир.1928,с.9,
  11. Климович Л.И. Ислам и женщина. М.1958,
  12. Коран
  13. Мухаммад Али ас – Сабуни. Тафсир айат ал – Кур’ан (Толкование аятов Корана). Бейрут.1981.
  14. Мухаммад Ахмад Муаббар аль-Кахтани. Статья «Женщина на мировом рынке рабынь» 1999г., стр.14
  15. Пальванова Б. Женщина и Ислам. Ашхабад.1965,
  16. Панова И.А. Цивилизации. Исторические судьбы. М., 2005
  17. Под ред. Грязневича П. А., Прозорова С. М. Ислам. Религия, общество, государство. Москва. "Наука". 1984
  18. Под ред. Кима Г. Ф. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Москва. "Наука". 1995
  19. Под ред. Климовича Л. И. Книга о Коране. Его происхождение и мифология. Москва.
  20. Рукайа Максуд. Ислам. – М., Торговый дом «Гранд», 2002.
  21. Сахих Муслим. Хадисы
  22.   Страны мира. 2000. Статистический справочник ООН. / Пер. с англ.  М.: Издательство «Весь Мир», 2001. — 240 с. — (Мир в цифрах).
  23. Субхи Салих. Ан–Нузум ал–исламийа (Исламские порядки). Бейрут.1965,с.51, 
  24. Флобер Г. Искушение святого Антония. (Рус. пер. 1879)
  25. Х. Баш. Права женщины в исламе. Казань. 2001
  26. Хаттаб. Худа. СПРАВОЧНИК МУСУЛЬМАНСКОЙ ЖЕНЩИНЫ. 2000

Информация о работе Природа и назначение женщины в Исламе