Природа и назначение женщины в Исламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 19:33, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы состоит в выделении основных философских идей по теме «Природа и назначение женщины в исламе».

Общая цель работы конкретизируется следующими задачами:

кратко рассмотреть ключевые моменты ислама как одной из трех мировых религий (историю возникновения, роль Корана, и ислам в современном мире);
проанализировать происхождение и назначение женщины в исламе;
обозначить особенности взаимоотношений женщин и мужчин в исламе;
показать роль мусульманской женщины в социальной сфере на примере аспектов брак и развод, экономическое положение,
показать роль сознания и бессознательного в человеке;
выделить основные идеи духовного мира мусульманской женщины и с этой целью рассмотреть внутренний и внешний хиджаб.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3


Глава I. Ислам как одна из трех мировых религий

§ 1. История возникновения ислама………………………………….7

§2. Коран и его роль в жизни мусульман……………………………..9
§3. Ислам в современном мире……………………………………….10
Глава II. Женщина в исламе.

§1. Происхождение и назначение женщины в исламе…………….13

§2. Отношения женщин и мужчин…………………………………...19

§3. Социальная сфера жизни мусульманской женщины…………...21

3.1. Брак и развод…………………………………………………….21

3.2. Экономическое положение женщины…………………………28

§4. Духовный мир мусульманской женщины: внутренний и

внешний хиджаб………………………………………………….36


Заключение…………………………………………………………...41

Библиография ……………………………………………………….43

Работа состоит из  1 файл

Природа и назначение женщины в Исламе.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

     Дата  переселения в Медину считается  у мусульман начальной точкой отсчета истории ислама и мусульманского летоисчисления (по лунному календарю). За десять лет с момента хаджа до смерти Мухаммеда (622 – 732 гг.) Медина стала не только центром распространения новой религии, но и ядром арабо-мусульманского государства, охватившего вскоре огромные территории в Азии и Северной Африке. В состав мусульманского государства вошла и Мекка (630 году). Этому городу суждено было играть особую роль в истории ислама: Он был превращен из капицы племенных богов в храм единого Бога – Аллаха. 

     §2. Коран и его  роль в жизни мусульман

         

     При жизни пророка его высказывания, воспринимались как прямая речь Аллаха, они передавались преимущественно устно и систематических записей их, видимо, не вели. Лишь спустя два десятилетия после смерти Муххамеда было собрано и переписано произнесенное им в проповедях, что и составило текст священной книги мусульман Корана (с арабского – то, что читают, произносят), впоследствии канонезированой. Коран состоит из 114 глав (сур) каждая из которых состоит из определенного количества стихов.

     На  основе Корана мусульманские богословы разработали Шариат (с арабского – «правильный путь») – комплекс принципов и правил поведения, обязательных для каждого мусульманина.

     Наиболее  краткая формула, содержащая основную мысль учения Муххамеда, - нет никакого божества кроме Аллаха4, и Муххамед - его посланник.

     Вера  в единого бога и пророчество составляют один из пяти «столпов» мусульманского вероучения. К их числу  относятся также обязательная молитва (салит, намаз), совершаемая пять раз в день в строго определенное время, пост (саум, ураза) в  течение месяца по лунному календарю   (рамадан), налог в пользу бедных и неимущих (закят) и паломничество в Мекку (хадж) к храму Кааба.

     Основные  черты мусульманского культа в частности  предписаний, зафиксированных в  пяти «столпах», сложившихся при  жизни Мухаммеда, в мединский  период. В Медине возникло первое мусульманское  культовое здание – мечеть (первоначально это был дом пророка).

     В мединских сурах Корана зафиксированы  основные предписания для мусульман, касающееся их повседневной  жизни (пищевые запреты и прочие), семейных отношений, наследования имущества, правил торговли, раздела добычи, внесения и распространения налогов и так далее; были названы наиболее тяжкие грехи – ростовщичество, пьянство, азартные игры, супружеская неверность.

     §3. Ислам в современном  мире

 

           В современном  мире ислам занимает второе место по численности последователей  (более 800 миллионов человек), большую часть мусульман (90%) составляют сунниты. Шииты составляют большинство, лишь в Ираке и Иране.  Из более 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 33 странах мусульмане составляют большинство населения. В ряде государств Азии и Африке ислам признан государственной или официальной религией, в некоторых слово «исламский» включено в  их название.

     Во  многих странах, где распространен  ислам, действуют мусульманские политические партии и общественные организации, нередко играющие важную роль в политической жизни. Существуют и целая сеть международных  исламских организаций (Организация исламской конфедерации, лига исламского мира и другие), действующих как на государственной, так и на неправительственной основе. Некоторые из них сосредоточили свою деятельность в религиозной  - культурной сфере, часть – в политической, некоторые в сфере экономики.

     Ислам распространен и среди значительной части населения нашей страны. При этом подавляющая их часть - сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений, с центрами в крупных городах нашей страны. Действуют мусульманские институты и ряд средних учебных заведений (медресе).

     В России, в ее современных пределах ислам появился в X веке, но только при императрице Екатерине II был официально признан царским правительством. В 1789 году в Оренбурге было утверждено Духовное управление, занимавшееся делами Российских мусульман.

     Со временем ислам приобрел статус мировой религии. Более 800 млн. человек исповедуют ислам в разных странах мира. Странами с почти стопроцентным мусульманским населением являются Афганистан, Алжир, Иран, Ливия, Мавритания, Марокко, Сомали, Турция и все государства Аравийского полуострова. К странам, в которых мусульмане составляют около или более 90%, относятся Египет, Гамбия, Гвинея, Индонезия, Ирак, Иордания, Нигер, Пакистан, Сенегал, Таджикистан и Тунис. В Азербайджане, Бангладеш, Туркменистане и Узбекистане 85% населения – мусульмане. Больше половины населения мусульмане составляют в Албании, Чаде, Казахстане, Киргизстане, Ливане, Малайзии, Мали, Судане и Сирии. Население Индии на 14% мусульманское, большое число мусульман проживает в России и Китае. Значительные мусульманские общины имеются в Боснии и Герцеговине, Македонии, Югославии и на Филиппинах. Многие мусульмане живут в различных странах Африки. В Нигерии они составляют почти половину населения, мусульманские общины имеются в Эфиопии, Танзании, Кот-д'Ивуаре, Камеруне и Буркина-Фасо.

      Вероятно, ни одна религия в наши дни не привлекает такого внимания и не вызывает столько споров, как ислам. Его можно назвать самой сильной и жизнеспособной религией современности. В то же время несомненная и постоянно растущая угроза, которую принято именовать «исламским терроризмом», заставляет все большее число людей во всем мире взирать на ислам со страхом и непониманием. Отнюдь не соглашаясь с квалификацией ислама как «религии вражды и ненависти», нельзя в то же время игнорировать тот неоспоримый факт, что большинство актов международного террора в последнее время совершается мусульманами, и то, что в качестве обоснования или приводится необходимость защиты ислама. Что-то явно неладно – если не с самим исламом как религией, то, во всяком случае, с отношением его «защитников» к современному миру.

     Материал  главы позволяет сделать ряд  выводов.

     Зародившись в VII веке нашей эры, ислам прошел стадию становления во время которой сформировались основные религиозные тексты. Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммаду через своего ангела Гавриила. Подобно тому, как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя в Книге — в Коране. Второй источник мусульманского вероучения — Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммада как источник материала для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммада по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях. Хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и т. н. опоры — перечня передатчиков данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность.

     Характерная особенность мусульманской религии  состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад – все это должно быть подчинено целиком религиозным законам. 
 
 

Глава II. Женщина в исламе. 

     Ислам оказал более положительное воздействие

     в плане улучшения  положения женщины,

     чем многие наши европейские  законы

     Гюстав  Флобер5

     §1. Происхождение и назначение женщины в исламе 

     В достоверном хадисе излагаются слова  пророка: «Если человек верует в Аллаха и последний день, то, увидев какое-либо дело, пусть говорит по-доброму, либо пусть молчит, а женщин считайте для себя заветом и обходитесь с ними хорошо. Женщина создана из ребра, а ребро искривлено сверху. Если ты захочешь выпрямить его, то сломаешь, а если оставишь в покое, то оно останется искривленным. Обходитесь с женщинами хорошо».6

     Хава (Ева) – первая женщина, жена первого  человека, была создана из самого Адама. Хава была сотворена из плоти Адама, так же как и Адам был создан из праха земного. В сотворении Хавы из плоти Адама есть ясное доказательство большой близости женщины к мужчине, поскольку она по своей сути есть часть его.

     Данный  хадис представляет собой наставление  и поучение, обращенное именно к  мужчинам в их отношении к женщинам. Употребление в хадисе слова «искривление» является образным, чтобы подчеркнуть особенность характера женщины. И если требуется оказать воспитательное воздействие на женщину, то со стороны мужа необходима мягкость и тактичность. В противном случае ребро может сломаться, а «сломать» женщину значит развестись с ней.7

     Итак, что же имеется в виду под природой женщины помимо вопроса о ее происхождении? Это совокупность определенных качеств духовных и социальных, которые присущи только женщине.

     В доисламские времена женщины являлись собственностью мужчин, и их положение было немногим лучше участи домашних животных: к примеру, вдовы были тогда всего лишь частью общего наследства, и наследник сам решал, то ли ему жениться на них, то ли попросту продать. Ну а арабы-бедуины вообще считали рождение девочки большим горем и нередко либо приносили этих несчастных в жертву своим мнимым языческим «божествам», либо просто зарывали живьем в песок, чтобы не тратиться на воспитание.

     Причем  такая жестокость по отношению к  женскому полу наблюдалась в те далекие времена практически повсеместно.

     Большинство людей думает, что любая религия  направлена на подчинение женщины мужчине. Любое вероучение патриархально, создавалось, утверждалось и развивалось мужчинами. Оно рассматривает женщину как существо несовершенное, приземленное, потому более греховное, зависимое, нуждающееся в контроле. Такое заблуждение возникло оттого, что изучалась не сама религиозная концепция роли женщины, а ее реализация в определенные исторические периоды8. В рабовладельческом, феодальном и буржуазном обществах отношения собственности, социальные структуры и институты опирались на власть и диктат отца, главы рода и семейства. Они нуждались в религиозно-богословском оправдании патриархата.

     Ислам более чем другие религии, всегда воспринимался как царство мужского духа. Для того чтобы понять специфику исламской идеи равенства мужчин и женщин, нам следует обратиться к первоисточникам – Корану и хадисам, так как они и по сей день являются базой для определения положения женщины в семье, в обществе, в экономических, правовых и межличностных отношениях.

     Ислам, в отличие от других монотеистических религий, с самого начала совершенно определенно утверждает равенство  мужчин и женщин. Это утверждение  записано на скрижалях Корана. Мужчины и женщины являются равным творением Всевышнего, созданы для того, чтобы выполнять равные обязанности, главной из которых является ибада – религиозное поклонение. Их ожидает равное загробное воздаяние. В исламе отсутствует идея вины женщины за грехопадение. В отличие от иных монотеистических религий, на представителях рода человеческого не лежит роковая вина первородного греха, так как Аллах прощает людей и возвращает их в первоначальное состояние чистоты – фитра9.

     В вероучении ислама религиозность человека является фундаментом его жизненного пути. Религиозность, благочестие – главные характеристики человека, которые пронизывают все виды взаимоотношений в социуме, служат мерилом личности. Мужчина и женщина в исламе оценивают свое жизненное предназначение, опираясь на догматы Корана. Поэтому различия между мужчиной и женщиной в исламе, их жизненные цели, различные права и обязанности, отношения, которые складываются между ними в процессе жизнедеятельности, строятся на религиозных принципах, носят сакральный характер.

     Если  целью западного феминизма является обретение женщинами аналогичных  с мужчинами прав во всех социальных сферах, то ислам видит свою задачу в том, чтобы женщины смогли в полной мере выполнить свое женское предназначение. Причем в исламе женское предназначение рассматривается даже выше, чем мужское.

     В мусульманской концепции семья  считается главной ареной самореализации женщины, главной, но не единственной, что зависит и определяется ее потребностями, амбициями. Полноценная  работа в семье означает не столько исполнение домашних обязанностей, которые, как правило, выполняет старшая из незамужних дочерей, сколько сложную работу по обеспечению семейной гармонии и стабильности, воспитанию детей, участию в жизнедеятельности семейного клана и поддержки мужа. Женщина, мать, выступает как полная домоправительница. В ее распоряжении все домочадцы – всю домашнюю работу выполняют дочери и невестки, сыновья и муж осуществляют закупки, за младшими детьми присматривают старшие дети. Женщина занимается тем, что распределяет ежедневные обязанности, следит за своевременным исполнением молитвы и других ритуалов, принимает гостей. В ее руках находится семейный бюджет, она определяет все повседневные расходы.

Информация о работе Природа и назначение женщины в Исламе