Природа и назначение женщины в Исламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 19:33, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы состоит в выделении основных философских идей по теме «Природа и назначение женщины в исламе».

Общая цель работы конкретизируется следующими задачами:

кратко рассмотреть ключевые моменты ислама как одной из трех мировых религий (историю возникновения, роль Корана, и ислам в современном мире);
проанализировать происхождение и назначение женщины в исламе;
обозначить особенности взаимоотношений женщин и мужчин в исламе;
показать роль мусульманской женщины в социальной сфере на примере аспектов брак и развод, экономическое положение,
показать роль сознания и бессознательного в человеке;
выделить основные идеи духовного мира мусульманской женщины и с этой целью рассмотреть внутренний и внешний хиджаб.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3


Глава I. Ислам как одна из трех мировых религий

§ 1. История возникновения ислама………………………………….7

§2. Коран и его роль в жизни мусульман……………………………..9
§3. Ислам в современном мире……………………………………….10
Глава II. Женщина в исламе.

§1. Происхождение и назначение женщины в исламе…………….13

§2. Отношения женщин и мужчин…………………………………...19

§3. Социальная сфера жизни мусульманской женщины…………...21

3.1. Брак и развод…………………………………………………….21

3.2. Экономическое положение женщины…………………………28

§4. Духовный мир мусульманской женщины: внутренний и

внешний хиджаб………………………………………………….36


Заключение…………………………………………………………...41

Библиография ……………………………………………………….43

Работа состоит из  1 файл

Природа и назначение женщины в Исламе.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

     Жена  является другом и помощником своего мужа, будучи вместе с ним ответственной  за дела семьи, физическое и эмоциональное  благосостояние ее членов и воспитание детей. Она должна подчиняться мужу, если только он не требует от нее непокорности Богу, в этом случае она не должна ему подчиняться, он же со своей стороны должен быть внимательным и заботиться об ее благополучии. Она также отвечает за должное состояние дел в хозяйстве своего мужа, за соблюдение своей чести, достоинства и порядочности, она обязана хранить свою красоту только для того мужчины, с которым состоит в браке.

     В исламе женщина, замужняя или нет, считается человеком со своими собственными правами, а не просто приложением к мужу. Так, например, она имеет полное право владеть и распоряжаться своим имуществом и заработком даже после вступления в брак, а, вступив в него, она имеет право сохранить свою фамилию, не принимая фамилию мужа. Но если она сама пожелает взять фамилию мужа - это ее право. Западный стереотип относительно мусульманской женщины как о всего лишь домашней рабыне, с утра до ночи занятой приготовлением пищи, стиркой и присмотром за детьми, лишенной духовности, интересов, не имеющей право на собственную жизнь, а также возможности конструктивно участвовать в жизни общества, в исламских учениях, не имеет под собой оснований.

     Ислам признает, что женщины обладают более  тонкой, чувствительной и эмоциональной  натурой, чем мужчины, и мужчины  должны обходиться с ними соответственно.

     Хотя  женщины чаще всего выполняют работу по дому, поскольку для них такая забота более естественна, ислам не принуждает их к этому. Муж должен помогать жене в работе по дому, чинить свою одежду и принимать участие в домашнем труде. И хотя мать, прежде всего, занимается воспитанием своих детей, ислам не требует от нее заниматься этим весьма важным делом одной. Должное воспитание детей - обоюдная обязанность мужа и жены, и, несмотря на то, что большая часть ежедневных занятий с детьми чаще всего выпадает на долю жены, муж - это человек, наделенный в семье высшей властью, отвечающий не только за благосостояние, но и за поведение всех членов семьи. Муж и жена должны вместе создавать в доме исламскую атмосферу и находить нужный подход к воспитанию детей, поддерживая в этом друг друга.

     Рассматривая  исламскую семью, женщина, в первую очередь, это праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага.

     Супружество - это особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие предписания  обязанностей и прав мужа и жены, где муж - это глава семейства, а жена хозяйка дома.

     Однако  не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры.

     Ислам повелевает, чтобы семья основывалась на взаимной любви, уважении и согласии, чтобы её члены совместно делили хорошее и плохое в жизни, чтобы муж и жена были тесно связаны узами верности.

     Ислам разрешил и многожёнство ради сбережения как мужчины, так и женщины. Даже противники ислама свидетельствовали благотворное воздействие его положений, легализующих многожёнство. Эти положения сохранили исламский мир от эпидемии проституции. Как было отмечено в одном статистическом сборнике ООН18, исламские страны в меньшей степени затронуты волной проституции благодаря допущению многожёнства.

     Ислам разрешил многожёнство при условии справедливого отношения к жёнам. Он не предписывает женщине разрывать связи со своими родными, как это делалось в прошлом у многих народов. Наоборот, он повелевает ей поддерживать с ними связь и не прерывать её. Женщина имеет право навещать своих родственников и ближних, узнавать, как они живут, ибо они воспитывали её до замужества.

     Мусульманский брак представляется не романтичным союзом в голливудском духе, а кровным и телесным родством двух человеческих личностей. Это совсем не означает, что такой родственный союз полностью гарантирует идеальные отношения. Но любые трения или противоречия между супругами разрешаются внутри самой семьи при помощи смягчающего влияния общества, а не путем расторжения брака и разрушения семейной ячейки, что гораздо сложнее и пагубнее, чем стремление приспособиться к характеру своего супруга (супруги) и проявить терпимость (за исключением особых случаев, когда развод не только желателен, но и необходим). Благодаря всем присущим ему предосторожностям мусульманский брак - это чаще всего стабильный и жизнеспособный институт.

     Ислам называет развод самой ненавистной  Аллаху вещью из всех тех, что Им разрешены. Это самый последний  шаг, процедура, к которой прибегают  только после того, как все попытки  помирить супругов закончились безуспешно.

     Брак, по исламу, является священным и не может быть расторгнут без основательных причин. Супругов наставляют употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода.

     Как последнее средство, ислам признает развод, но он предупреждается всеми возможными способами. Сначала следует сказать о признании развода. Ислам признает право обоих супругов прекратить их отношения. Религия дает право мужу совершения талак19, более того, в отличие от Иудаизма, наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна под названием " Хул’20".

     Если  муж развелся со своей женой, то он не имеет права потребовать назад  подарки, данные ей как свадебный дар.

     Если  жена хочет расторгнуть брак, то она должна вернуть свадебные подарки своему мужу. Возвращение свадебных даров в этом случае является компенсацией для ее мужа, который хотел бы сохранить ее при себе, в то время как жена оставила его.

     Коран учит мусульманина не брать назад подарков, подаренных супруге, кроме как в том случае, если она сама является инициатором расторжения брака.

     В некоторых случаях, мусульманка  желала бы сохранять брак, но должна требовать развода по основательным  причинам, к которым относятся: жестокость мужа, оставление ее без всякой причины, невыполнение мужем супружеских обязанностей; если ее муж в тюрьме; если он путешествует и подолгу не живет со своей супругой; если муж укрывается от власти и т.п. В этих случаях мусульманский суд расторгает брак.

     Иными словами, в исламе женщине предлагается некое равноправие: она может прекратить брак посредством процедуры Хул‘ и может добиться развода. Упрямством муж не сможет привязать к себе жену-мусульманку.

     Ислам борется с разводами. Пророк говорил своим последователям так:  
"Из всех дозволенных действий, развод более всего ненавистен для Всевышнего".21

     Мусульманин не может развестись с женой только потому, что она ему разонравилась. Коран наставляет мусульман хорошо относиться к женам даже в том случае, если чувства мужа к жене остыли или он не любит ее.

     Подводя итог, следует сказать, что ислам предлагает супружеским парам, испытывающим трудности и напряжение в браке, наиболее практические советы для сохранения брака. Если один из партнеров подрывает брак, то другому рекомендуется в соответствии с Кораном делать все возможное, чтобы сохранить священные узы. Если ни один из способов не приводит к результату, то, по Исламу, супругам рекомендуется расстаться дружески и мирно.

     Ислам разрешает развод, но рассматривает его как крайнюю меру. Лучше предотвратить развод, внимательно относясь к выбору будущего супруга и серьезно настроившись прилагать все усилия к тому, чтобы брак состоялся, чем использовать расторжение брака в качестве “средства излечения себя” от неудачного брака. Вопреки широко распространенному мнению о том, что развод — это всего лишь три раза произнесенное “Талак! Талак! Талак!”, он имеет несколько видов, но опять-таки Ислам искренне советует приложить максимум усилий к достижению примирения. Малолетние дети обычно остаются с матерью, но отец несет ответственность за их содержание. При назначении опеки в первую очередь руководствуются интересами детей.

     Подводя итог, следует сказать, что ислам  предлагает супружеским парам, испытывающим трудности и напряжение в браке, наиболее практические советы для сохранения брака. Если один из партнеров подрывает брак, то другому рекомендуется делать все возможное, чтобы сохранить священные узы. Если ни один из способов не приводит к результату, то, по исламу, супругам рекомендуется расстаться дружески и мирно. 

     3.2 Экономическое положение женщины

     До 19 века женщина в Европе считалась  существом, с которым никто не считался. Например, обсуждался вопрос, есть у женщины душа или нет. Если душа все-таки есть, то она человеческая или звериная? Если все же предположить у нее наличие человеческой души, то ее социальное положение по отношению к мужчине является рабским или несколько выше?!

     Даже  в те короткие периоды, когда женщина  занимала относительно высокое социальное положение, будь то в Греции или Римской империи, это вовсе не было достижением женщин как части населения в целом, а касалось лишь ограниченного числа женщин, выступавших в роли столичных красавиц, украшавших собой любое общество и являвшихся непременным атрибутом роскошной жизни богатых людей. Однако при этом женщина абсолютно не пользовалась истинным уважением, как живое человеческое существо, обладающее чувством собственного достоинства. Экономическая ситуация феодальной эпохи, приведшая к сельскохозяйственной оседлости, обязала мужчину содержать женщин и семейство, что было вполне естественным в подобных условиях. Кроме того, женщина трудилась по дому, занималась примитивным ремеслом по переработке сельскохозяйственной продукции и, таким образом, “окупала” расходы на свое содержание.

     История борьбы женщин за свои права состоит  из ряда последовательных этапов. В  наши дни такое движение приобрело  законченные формы и стало  носить название феминизм. Однако оно  не сделало женщину более счастливой или защищенной, вознеся на уровень механического равенства с мужчиной во всем. Наоборот, это дало толчок к так называемой сексуальной революции 70-х годов, разврату и разложению нравственности в обществе. Начиная с рекламных щитов и заканчивая детскими мультфильмами, женщина преподносится как объект мужского внимания, имеющий высокую цену и уважение лишь при наличии красивой внешности.

     Некоторые нормы шариата восходят к племенным  обычаям народов доисламской  Аравии, с их кровной враждой и  вооруженными набегами. Богатство, защищаемое от набегов, часто само являлось добычей, захваченной ранее во время нападения. Наследование заключалось в перераспределении трофеев между родственниками умершего, которые обычно сражались рядом с ним. Женщины, не участвовавшие в набегах и не защищавшие имущество, ничего не наследовали.

        Какое место в мусульманской  умме отведено женщине и на  каких началах она должна строить  свои отношения с мужчиной? Многие  женщины сегодня отвечают на  эти вопросы в духе современного неоконсерватизма, и эти ответы хорошо известны. Другие полагают, что женщина по-прежнему должна стремиться к равенству с мужчиной во всех сферах жизни, что согласие с хиджабом и многоженством не составляют добродетели современной мусульманки. Так думает значительное число мусульманок постсоветских государств, но не только они. Во многих стран Азии и Африки (вне СНГ) наблюдаются точно такие же умонастроения. Существует немало организаций, которые объединяют мусульманок стран Востока, избравших путь эмансипации. "Пробуждение " мусульманки стало одним из самых ярких общественных движений современности. "Международная ассамблея арабских женщин" и Асма Асад, феминистки Амина Вадуд (публицист, философ, ЮАР), Таслима Насрин (публицист, Бангладеш), Ширин Нешат (фотограф и видеохудожник, Иран) и Мона Ханум (видеохудожник, Палестина), Ямина Бенгиги (кинорежиссер, Алжир) – с такими знаковыми именами-явлениями мусульманский мир сегодня пытается трансформировать себя в соответствии с вызовами современности. Благодаря им эмансипация женщины в умме и исламский феминизм стали приметой времени.

     Ровно сто лет назад аналогичные  движения стали приметой времени  в России. Первая русская революция 1905-1907 гг. и февральская революция 1917 г. вырастили в своей материнской  утробе первое в мире организованное в масштабе страны движение мусульманок за права женщин. Начавшись с женских благотворительных обществ в годы первой русской революции, пройдя через общества помощи раненым в годы первой мировой войны, движение за эмансипацию мусульманок заявило о себе в 1917 г. как общероссийское – со своей программой, общенациональными органами и общенациональной политикой. Одним из самых авангардных в освоении опыта эмансипации женщин-мусульманок регионов стал Крым.

     Феномен российского мусульманского феминизма, в целом, и крымскотатарского, в частности, произрос из нескольких предпосылок. Европейская общественная мысль и совокупное европейское влияние соседствуют здесь с предшествующим развитием мусульманской общественной мысли, литературы и менталитетных представлений. В крымскотатарской литературе и публицистике протест против закабаления женщины впервые был заявлен в произведениях Исмаил-бея Гаспринского и Сеида Абдуллы Озенбашлы. Сатирическая повесть "Африканские письма " (второе название "Страна амазонок ") И. Гаспринского, опубликованная в 1889-1891 гг., изображала некую африканскую страну, где "черные амазонки" под предводительством деспотичной королевы и старухи-визиря господствуют над мужчинами, людьми второго сорта, чье предназначение - ублажать доминирующий пол. Поменяв мужчин и женщин местами в Африке, И. Гаспринский оставил в силе все нравы обычаи, отягощавшие быт европейских мусульман на рубеже XIX-XX вв.

Информация о работе Природа и назначение женщины в Исламе