Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 19:33, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в выделении основных философских идей по теме «Природа и назначение женщины в исламе».
Общая цель работы конкретизируется следующими задачами:
кратко рассмотреть ключевые моменты ислама как одной из трех мировых религий (историю возникновения, роль Корана, и ислам в современном мире);
проанализировать происхождение и назначение женщины в исламе;
обозначить особенности взаимоотношений женщин и мужчин в исламе;
показать роль мусульманской женщины в социальной сфере на примере аспектов брак и развод, экономическое положение,
показать роль сознания и бессознательного в человеке;
выделить основные идеи духовного мира мусульманской женщины и с этой целью рассмотреть внутренний и внешний хиджаб.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава I. Ислам как одна из трех мировых религий
§ 1. История возникновения ислама………………………………….7
§2. Коран и его роль в жизни мусульман……………………………..9
§3. Ислам в современном мире……………………………………….10
Глава II. Женщина в исламе.
§1. Происхождение и назначение женщины в исламе…………….13
§2. Отношения женщин и мужчин…………………………………...19
§3. Социальная сфера жизни мусульманской женщины…………...21
3.1. Брак и развод…………………………………………………….21
3.2. Экономическое положение женщины…………………………28
§4. Духовный мир мусульманской женщины: внутренний и
внешний хиджаб………………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………...41
Библиография ……………………………………………………….43
Позже, на исходе первого
Самой серьезной предпосылкой мусульманского феминизма 1917 г. стал наметившийся в конце XIX – нач. XX ст. в тюркских сообществах Центральной России, Поволжья, Приуралья, Крыма и Закавказья решительный поворот к светскому образованию. В учебные курсы конфессиональных учебных заведений стали вводить общеобразовательные предметы. Одно из важнейших новшеств – открытие школ для девочек (и девушек). На родине самого известного популяризатора светского образования И. Гаспринского в течение шести лет успешно действовала алуштинская смешанная (для мальчиков и девочек) школа под руководством Асана Сабри Айвазова. В 1904 г. она была закрыта по требованию клерикалов, препятствовавших ее работе с первого дня существования.
Революционные события февраля и марта 1917 г. положили начало интенсивному развитию общенационального и феминистического движений в Крыму. Первая общенациональная акция в поддержку революции - созыв большого собрания представителей городов и сел, национальных и религиозных организаций полуострова 27 марта в кинотеатре "Баян " г. Акмечети (Симферополя). Известно об участии в нем, по меньшей мере, двух женщин-учительниц. Позже, в середине апреля, в Бахчисарае был проведен женский митинг, на котором избрали городской женский революционный комитет во главе с Шефикой Гаспринской, дочерью Исмаил-Бея Гаспринского. "Этот митинг стал знаменательным началом изменения в положении тюркской женщины ", - писала Ш. Гаспринская. - Впервые в истории тюрок и ислама женщина оказалась призванной к общественной жизни, выпрямила спину и сказала себе: "И я пойду ". В 1917 г., выступая на митингах и в печати, она указывала на две основные причины дискриминации женщин, над которыми должны были задуматься крымские татарки: отсутствие права на родину и ошибочное толкование ислама. Бахчисарайский митинг стал отправной точкой для движения, охватившего весь Крым. Уже в апреле женские комитеты появились в Акмечети, Гезлеве (Евпатории), Кафе (Феодосии), Керчи, затем – в других городах, многих аулах всех уездов. 24 апреля состоялось многолюдное собрание мусульманок Акмечети. Учрежденный в тот же день "Комитет женщин Акмечети " стал исполнять функцию координирующего центра всех женских комитетов полуострова. Помимо ведения просветительской деятельности, комитеты были призваны обеспечивать в случае необходимости реализацию политических, религиозных и бытовых прав женщин.
Движение крымских татарок за
эмансипацию стало составной
частью общероссийского
Съезд объявил о политическом и социальном равенстве женщин и мужчин, необходимости распространения на женщин избирательного права, необязательности хиджаба, несправедливости калыма (выкупа за невесту) и многоженства. Ставшее неоспоримым фактом и явлением общероссийское движение мусульманок за эмансипацию должно было координировать избранное съездом Временное Центральное бюро мусульманок России, местом пребывания которого делегатки определили Москву. Решения женского съезда были адресованы в первую очередь Всероссийскому всеобщему мусульманскому съезду, приоритет которого над собой признал казанский съезд. Всеобщий съезд должен был признать или отвергнуть пожелания собравшихся в Казани мусульманок.
Этот прогресс и эта культура до сих пор стоят на одном месте, так как до сих пор женщины, составлявшие половину населения, не могли приобщаться к занятиям мужчин. Не имея прав, не имея возможности оказывать влияние на движение по пути прогресса, они были преградой развитию культуры, тормозили прогресс. И, напротив, теперь к делам управления, к реформаторской деятельности должны быть привлечены новые творческие силы - силы женщин-мусульманок ". Профессор Котляревский, знакомый с политическими реалиями Турции, высказал особое удовлетворение наличием динамично заявивших о себе и признаваемых обществом феминистических настроений мусульманок: "Нам очень радостно видеть, какое место занимают на вашем съезде женщины. Вы знаете, господа, что Восток долго ломал голову над этой проблемой, так же, как до сих пор - Европа. Когда европейские исследователи Востока писали о предстоящем подъеме культуры Востока и пытались давать оценки, то они терялись перед этой проблемой. И, наконец, эта проблема разрешилась. Слава и почет мусульманам России! Ведь они сделали то, что не смогли сделать идущие впереди тюрки Турции ".
Бурные дискуссии съезда по
женскому вопросу закончились
принятием решения о
Тем не менее, значительная
часть феминисток и их
Женщины объединялись и
Аналогичные цели были
Крымским
феминисткам удалось провести своих
представительниц в муниципальные
органы. Вторая специфическая черта
крымскотатарского феминизма
Позже крымскотатарское женское движение продолжало свою интенсивную сугубо феминистическую деятельность, хотя в других регионах в связи с приближающимися выборами в Учредительное собрание и региональные представительные органы оно в значительной мере оказалось подчиненным общеполитической конъюнктуре. В середине августа в Крыму состоялся региональный женский конгресс, в работе которого участвовали 30 делегаток. Основной доклад прочитала Ш. Гаспринская. Она вновь напомнила своим единомышленницам о насущной необходимости освоения женщинами своих прав в исламе и призвала их эффективно использовать эти права для преодоления дискриминации и несправедливости в текущей жизни. После трехдневных дискуссий конгресс утвердил Программу и Устав движения, принял обширный реестр решений-пожеланий по актуальным социальным (учреждение женских гимназий, мусульманских библиотек, родильных домов для мусульманок и многое другое) и политическим проблемам. Ввиду неполного решения вопроса, он потребовал, чтобы для женщин всегда были открыты двери мечетей и подтвердил правомерность резолюции московского съезда о равных правах женщин и мужчин (без категоричности XI пункта московской резолюции).
Открытие
женской учительской школы им.
Исмаила Гаспринского, школы изящных
искусств, Национального музея 3 ноября
1917 г. стали результатом
О высоком статусе
Апогеем стремительного продвижения крымских татар к разрешению женского вопроса в политико-правовой области стало включение в Конституцию республики Крым в декабре 1917 г. положения о равенстве мужчины и женщины.
На двести - триста шагов была способна лететь по абсолютной прямой стрела средневекового татарского воина, двести-триста дней существовала первая республика крымских татар. Республика сентиментальных воинов. Республика джигитов, сумевших извлечь базовые ценности справедливого общества из своего прошлого, из своего непреходящего кодекса – Корана, из освоенных ими при помощи просветителей универсумов бытия. Преклонение перед матерью и любовь к женщине стали для мусульманина источником, критерием и важнейшим качеством созидавшегося им общества. Женщины же, опиравшиеся на беспрецедентную поддержку своих братьев, мужей и отцов, показали себя достойными такой любви и такого товарищества.
Исламская
женщина намного лучше застрахована материально
и меньше обременена претензиями на ее
собственность. Собственность, принадлежавшая
ей до замужества, не переходит к мужу,
и она даже сохраняет свою девичью фамилию.
Она не обязана нести расходы на семью
из этой собственности или из своих доходов
после замужества. Таким образом изучение
права наследования в общих рамках мусульманского
законодательства, раскрывает не только
справедливость законов ислама, но и избыток
сочувственного отношения к женщине.
§4.Духовный
мир мусульманской женщины:
внутренний и внешний
хиджаб.
"И скажи женщинам верующим:
пусть они потупляют свои взоры,
и хранят целомудрие,
и пусть не показывают своих украшений,
разве только то, что видно из них.
И пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди.
Кроме своих мужей, отцов своих
отцов своих мужей и сыновей своих,
и сыновей своих мужей (от прежних браков),
иль своих братьев иль племянников своих (от братьев и сестер),
своих прислуг или подруг иль тех,
которыми владеют правы руки,
иль
слуг-скобцов, иль
маленьких детей".22
Понятие "хиджаб" на самом деле не однозначно по своей сути и имеет глубокий смысл.
Арабское слово "хиджаб" означает "перегородка, преграда". Это то, чем мусульманка как бы окружает свое сознание, сердце и душу. Это не просто кусок ткани и он служит не только как одежда, прикрывающая и согревающая тело. Это занавес застенчивости, скромности и благопристойности.
Одеяние женщины-мусульманки состоит из рубахи (дираа), накидки (джилбаба) и головная накидка (химар).
1.
Дираа представляет собой