Природа и назначение женщины в Исламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 19:33, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы состоит в выделении основных философских идей по теме «Природа и назначение женщины в исламе».

Общая цель работы конкретизируется следующими задачами:

кратко рассмотреть ключевые моменты ислама как одной из трех мировых религий (историю возникновения, роль Корана, и ислам в современном мире);
проанализировать происхождение и назначение женщины в исламе;
обозначить особенности взаимоотношений женщин и мужчин в исламе;
показать роль мусульманской женщины в социальной сфере на примере аспектов брак и развод, экономическое положение,
показать роль сознания и бессознательного в человеке;
выделить основные идеи духовного мира мусульманской женщины и с этой целью рассмотреть внутренний и внешний хиджаб.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3


Глава I. Ислам как одна из трех мировых религий

§ 1. История возникновения ислама………………………………….7

§2. Коран и его роль в жизни мусульман……………………………..9
§3. Ислам в современном мире……………………………………….10
Глава II. Женщина в исламе.

§1. Происхождение и назначение женщины в исламе…………….13

§2. Отношения женщин и мужчин…………………………………...19

§3. Социальная сфера жизни мусульманской женщины…………...21

3.1. Брак и развод…………………………………………………….21

3.2. Экономическое положение женщины…………………………28

§4. Духовный мир мусульманской женщины: внутренний и

внешний хиджаб………………………………………………….36


Заключение…………………………………………………………...41

Библиография ……………………………………………………….43

Работа состоит из  1 файл

Природа и назначение женщины в Исламе.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

       Позже, на исходе первого десятилетия  XX в., тема угнетенного положения  второй половины нации получила отражение в творчестве крымскотатарского поэта и драматурга Усеина Шамиля Тохтаргазы (стихотворение "Судьба и женщина") и его соотечественника, товарища по движению "младотатар" поэта Асана Чергеева (баллада "Судьба").

     Самой серьезной предпосылкой мусульманского феминизма 1917 г. стал наметившийся в конце XIX – нач. XX ст. в тюркских сообществах Центральной России, Поволжья, Приуралья, Крыма и Закавказья решительный поворот к светскому образованию. В учебные курсы конфессиональных учебных заведений стали вводить общеобразовательные предметы. Одно из важнейших новшеств – открытие школ для девочек (и девушек). На родине самого известного популяризатора светского образования И. Гаспринского в течение шести лет успешно действовала алуштинская смешанная (для мальчиков и девочек) школа под руководством Асана Сабри Айвазова. В 1904 г. она была закрыта по требованию клерикалов, препятствовавших ее работе с первого дня существования.

     Революционные события февраля и марта 1917 г. положили начало интенсивному развитию общенационального и феминистического движений в Крыму. Первая общенациональная акция в поддержку революции - созыв большого собрания представителей городов и сел, национальных и религиозных организаций полуострова 27 марта в кинотеатре "Баян " г. Акмечети (Симферополя). Известно об участии в нем, по меньшей мере, двух женщин-учительниц. Позже, в середине апреля, в Бахчисарае был проведен женский митинг, на котором избрали городской женский революционный комитет во главе с Шефикой Гаспринской, дочерью Исмаил-Бея Гаспринского. "Этот митинг стал знаменательным началом изменения в положении тюркской женщины ", - писала Ш. Гаспринская. - Впервые в истории тюрок и ислама женщина оказалась призванной к общественной жизни, выпрямила спину и сказала себе: "И я пойду ". В 1917 г., выступая на митингах и в печати, она указывала на две основные причины дискриминации женщин, над которыми должны были задуматься крымские татарки: отсутствие права на родину и ошибочное толкование ислама. Бахчисарайский митинг стал отправной точкой для движения, охватившего весь Крым. Уже в апреле женские комитеты появились в Акмечети, Гезлеве (Евпатории), Кафе (Феодосии), Керчи, затем – в других городах, многих аулах всех уездов. 24 апреля состоялось многолюдное собрание мусульманок Акмечети. Учрежденный в тот же день "Комитет женщин Акмечети " стал исполнять функцию координирующего центра всех женских комитетов полуострова. Помимо ведения просветительской деятельности, комитеты были призваны обеспечивать в случае необходимости реализацию политических, религиозных и бытовых прав женщин.

          Движение крымских татарок за  эмансипацию стало составной  частью общероссийского феминистического  движения мусульманок и было  связано с ним идейными и  организационными узами, личными контактами многих участниц. Очень важным этапом в становлении идейных основ движения и его консолидации стал Всероссийский съезд мусульманок, состоявшийся в Казани с 24 по 27 апреля. Помимо делегаток из внутренних областей России, в его работе участвовали представительницы Крыма (Диляра Булгакова и Ильгамия Туктарова), Кавказа, Казахстана, Литвы, Сибири и Туркестана (всего 77 делегаток).

          Съезд объявил о политическом  и социальном равенстве женщин  и мужчин, необходимости распространения  на женщин избирательного права, необязательности хиджаба, несправедливости калыма (выкупа за невесту) и многоженства. Ставшее неоспоримым фактом и явлением общероссийское движение мусульманок за эмансипацию должно было координировать избранное съездом Временное Центральное бюро мусульманок России, местом пребывания которого делегатки определили Москву. Решения женского съезда были адресованы в первую очередь Всероссийскому всеобщему мусульманскому съезду, приоритет которого над собой признал казанский съезд. Всеобщий съезд должен был признать или отвергнуть пожелания собравшихся в Казани мусульманок.

     Этот  прогресс и эта культура до сих  пор стоят на одном месте, так  как до сих пор женщины, составлявшие половину населения, не могли приобщаться  к занятиям мужчин. Не имея прав, не имея возможности оказывать влияние на движение по пути прогресса, они были преградой развитию культуры, тормозили прогресс. И, напротив, теперь к делам управления, к реформаторской деятельности должны быть привлечены новые творческие силы - силы женщин-мусульманок ". Профессор Котляревский, знакомый с политическими реалиями Турции, высказал особое удовлетворение наличием динамично заявивших о себе и признаваемых обществом феминистических настроений мусульманок: "Нам очень радостно видеть, какое место занимают на вашем съезде женщины. Вы знаете, господа, что Восток долго ломал голову над этой проблемой, так же, как до сих пор - Европа. Когда европейские исследователи Востока писали о предстоящем подъеме культуры Востока и пытались давать оценки, то они терялись перед этой проблемой. И, наконец, эта проблема разрешилась. Слава и почет мусульманам России! Ведь они сделали то, что не смогли сделать идущие впереди тюрки Турции ".

       Бурные дискуссии съезда по  женскому вопросу закончились  принятием решения о подтверждении казанских резолюций. Съезд также счел возможным дополнить их отдельным XI пунктом, в котором подчеркнул равенство мужчин и женщин без какого-либо изъятия (казанские резолюции подразумевали сохранение традиционной, закрепленной в Коране и шариате асимметрии между мужчинами и женщинами в вопросах наследования и свидетельствования на суде) и указал на необходимость решительного искоренения многоженства.

          Тем не менее, значительная  часть феминисток и их союзников  среди мужчин испытывали после  съезда серьезную озабоченность в связи с тем, что лидерам женского движения не удалось обеспечить свое представительство в Милли Шура (всероссийском мусульманском Национальном Совете) и особенно в связи с неприятием некоторых решений съезда его консервативной частью. Но, тем не менее, его беспрецедентные решения относительно прав женщин и беспрецедентное же избрание женщины (Мухлисы Буби) в коллегию кадиев послужили мощным стимулом для дальнейшего организационного строительства феминистического движения, осмысления прав и свобод женщин в печати и иных формах дискуссий, реализации декларированных прав, усовершенствования старых и апробации новых форм экзистенции. Большую роль в этих процессах сыграла мусульманская периодика, поднявшаяся в течение нескольких месяцев на новый уровень развития, – с взрывообразным увеличением количества и расширением географии изданий, внедрением новых тем, рубрик и немыслимой ранее свободой слова.

          Женщины объединялись и начинали  действовать. Преобладающим типом  организации стали комитеты женщин, низовые ячейки всего общероссийского движения, бравшие на себя просветительские функции и осуществлявшие посильную помощь нуждающимся членам. В городах рядом с ними возникали благотворительные общества. Действовавшие старые общества меняли акценты в своей деятельности, осваивая идейный и этический багаж эмансипации. Росло число просветительских обществ. Решения собраний мусульманок и смешанных собраний, прошедших одной волной по административным образованиям этих регионов почти во всех известных случаях включали требование эмансипации женщин. Замечательной иллюстрацией такого рода инициатив является формулировка задач женских комитетов Крыма, которую активистки озвучили 24 июня на общекрымском съезде делегатов татарских комитетов: "…Объединить всех татарок для освобождения их от векового рабского состояния и возбудить в крымской татарке дух гражданки-матери свободной демократической России для воспитания молодого подрастающего поколения ". Активистки объявили, что будут неуклонно и настойчиво проводить в жизнь решения казанского женского и московского всеобщего съездов.

          Аналогичные цели были заявлены  в июльской политической платформе  казанских мусульманских общественных  организаций. Помимо уравнения  женщин и мужчин во всех правах, платформа требовала предоставления женщинам отпуска по родам, исключения их занятости на вредных производствах.

     Крымским  феминисткам удалось провести своих  представительниц в муниципальные  органы. Вторая специфическая черта  крымскотатарского феминизма заключалась в большем внимании женщин к своим правам в сфере религиозной обрядности, и прежде всего к праву посещать публичные намазы в мечети. Не получившее отдельной формулировки ни в казанских, ни в московских решениях это право – при большом противодействии мулл – было обеспечено в Крыму уже в ходе праздничного месяца Рамадан (июнь – начало июля) 1917 г.

          Позже крымскотатарское женское движение продолжало свою интенсивную сугубо феминистическую деятельность, хотя в других регионах в связи с приближающимися выборами в Учредительное собрание и региональные представительные органы оно в значительной мере оказалось подчиненным общеполитической конъюнктуре. В середине августа в Крыму состоялся региональный женский конгресс, в работе которого участвовали 30 делегаток. Основной доклад прочитала Ш. Гаспринская. Она вновь напомнила своим единомышленницам о насущной необходимости освоения женщинами своих прав в исламе и призвала их эффективно использовать эти права для преодоления дискриминации и несправедливости в текущей жизни. После трехдневных дискуссий конгресс утвердил Программу и Устав движения, принял обширный реестр решений-пожеланий по актуальным социальным (учреждение женских гимназий, мусульманских библиотек, родильных домов для мусульманок и многое другое) и политическим проблемам. Ввиду неполного решения вопроса, он потребовал, чтобы для женщин всегда были открыты двери мечетей и подтвердил правомерность резолюции московского съезда о равных правах женщин и мужчин (без категоричности XI пункта московской резолюции).

     Открытие  женской учительской школы им. Исмаила Гаспринского, школы изящных  искусств, Национального музея 3 ноября 1917 г. стали результатом сотрудничества общенациональных и женских организаций.

          О высоком статусе феминистического  направления в крымскотатарском национальном движении свидетельствует включение женщин (3 человека из 7) в состав крымскотатарской делегации, принимавшей участие в работе Съезда народов России (Киев, сентябрь).

     Апогеем стремительного продвижения крымских татар к разрешению женского вопроса в политико-правовой области стало включение в Конституцию республики Крым в декабре 1917 г. положения о равенстве мужчины и женщины.

          На двести - триста шагов была способна лететь по абсолютной прямой стрела средневекового татарского воина, двести-триста дней существовала первая республика крымских татар. Республика сентиментальных воинов. Республика джигитов, сумевших извлечь базовые ценности справедливого общества из своего прошлого, из своего непреходящего кодекса – Корана, из освоенных ими при помощи просветителей универсумов бытия. Преклонение перед матерью и любовь к женщине стали для мусульманина источником, критерием и важнейшим качеством созидавшегося им общества. Женщины же, опиравшиеся на беспрецедентную поддержку своих братьев, мужей и отцов, показали себя достойными такой любви и такого товарищества.

     Исламская женщина намного лучше застрахована материально и меньше обременена претензиями на ее собственность. Собственность, принадлежавшая ей до замужества, не переходит к мужу, и она даже сохраняет свою девичью фамилию. Она не обязана нести расходы на семью из этой собственности или из своих доходов после замужества. Таким образом изучение права наследования в общих рамках мусульманского законодательства, раскрывает не только справедливость законов ислама, но и избыток сочувственного отношения к женщине.  
 
 

     §4.Духовный мир мусульманской женщины: внутренний и внешний хиджаб. 

     "И  скажи женщинам  верующим:

     пусть они потупляют  свои взоры,

       и хранят целомудрие,

     и пусть не показывают своих украшений,

       разве только то, что видно из  них.

       И пусть набрасывают  свои покрывала  на разрезы на  груди.

     Кроме своих мужей, отцов  своих

     отцов своих мужей и  сыновей своих,

     и сыновей своих  мужей (от прежних  браков),

     иль своих братьев  иль племянников своих (от братьев и сестер),

     своих прислуг или подруг иль тех,

       которыми владеют  правы руки,

     иль слуг-скобцов, иль  маленьких детей".22 

     
  • Внешний хиджаб

     Понятие "хиджаб" на самом деле не однозначно по своей сути и имеет глубокий смысл.

     Арабское слово "хиджаб" означает "перегородка, преграда". Это то, чем мусульманка как бы окружает свое сознание, сердце и душу. Это не просто кусок ткани и он служит не только как одежда, прикрывающая и согревающая тело. Это занавес застенчивости, скромности и благопристойности.

     Одеяние женщины-мусульманки состоит из рубахи (дираа), накидки (джилбаба) и головная накидка (химар).

     1. Дираа представляет собой длинную  рубаху, которая прикрывает все  тело женщины, за исключением  лица, головы и ладоней. Рукава дираа не были чересчур широкими. Дираа должна закрывать ноги женщины полностью, даже если при этом часть материи будет касаться земли. Дираа должна закрывать тело женщины по всей его длине. Не разрешается ношение платьев ниже колен и прикрывание лодыжек толстыми черными чулками или длинной и высокой обувью. Все это не допускается.

Информация о работе Природа и назначение женщины в Исламе