Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:11, контрольная работа
Представления о пространстве и времени не всегда так сильно зависели от физико-геометрических знаний, как это характерно для сегодняшнего сознания, что дает повод задуматься о том, а не являются ли они также моментом исторического развития, который, возможно, будет преодолен, и не рано ли мы отбросили те представления о них, которые господствовали в более ранние моменты человеческой культуры.
Пространство и время как атрибуты бытия. Основные философские концепции пространства и времени.
Общие и специфические, топологические и метрические свойства пространства и времени.
Формы и уровни пространственно-временных отношений в материальном мире.
Список использованной литературы.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Ульяновская
государственная
Кафедра философии, социологии и истории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
Тема: «Пространство и время»
Выполнила студентка 2 курса
экономического факультета
заочного отделения ПСО
специальность «Финансы
и кредит»
Гришина Светлана
Николаевна
№ зачетной книжки 11219
Ульяновск 2013
План работы
Список использованной литературы.
Представления о пространстве и времени не всегда так сильно зависели от физико-геометрических знаний, как это характерно для сегодняшнего сознания, что дает повод задуматься о том, а не являются ли они также моментом исторического развития, который, возможно, будет преодолен, и не рано ли мы отбросили те представления о них, которые господствовали в более ранние моменты человеческой культуры.
Человек всегда
живет в неком пространстве, осознавая
свою зависимость от таких его
характеристик, как размеры, границы,
объемы. В первобытном сознании,
проникнутом представлениями
Понятия пространства и времени всегда оказывались в центре внимания философов, особенно когда речь шла о моделировании общего представления о мире, т.е. построении онтологической системы. Указанные сложности в понимании категорий пространства и времени придают данной проблеме широкий комплексный характер и не могут быть сведены лишь к их физическим интерпретациям. Поэтому философское понимание пространства и времени, с одной стороны, всегда сопряжено с развитием наук (и не только физики), а с другой стороны, осуществляется в рамках общего онтологического и гносеологического подхода. Остановимся на различных интерпретациях данных понятий в философии и науке.
Пространство понималось как:
- абсолютная протяженность, пустота, в которую включались все тела и которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, Ньютон);
- протяженность
материи и эфира (Аристотель, Декарт,
Спиноза, Ломоносов) или форма
бытия материи (Гольбах,
- порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);
- комплекс ощущений
и опытных данных (Беркли, Мах)
или априорная форма
Время трактовалось как:
- длительность
существования и мера
- форма проявления абсолютной вечности, как преходящая длительность (Платон, Августин, Гегель);
- абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной (Ньютон);
- относительное свойство вещей, порядок последовательности событий (Лейбниц);
- форма упорядочивания
комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах)
или априорная форма
Основные философские
Большинство данных представлений о пространстве и времени можно свести к двум основным концепциям.
Субстанциальная концепция.
В научной модели мира, начиная с Ньютона и Галилея, время и пространство рассматриваются как особого рода сущности, как некоторые нетелесные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от других материальных объектов, но оказывают на них существенное влияние. Они представляют собой как бы вместилище тех материальных объектов, процессов и событий, которые происходят в мире. При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство как абсолютная протяженность. На данную трактовку пространства и времени опирался Ньютон при создании своей механики. Данная концепция превалирует в физике вплоть до создания специальной теории относительности.
Реляционная концепция.
Пространство и время в ней рассматриваются как особого рода отношения между объектами и процессами.
Физика, как и любая иная наука, дает описание мира, опираясь лишь на те знания и представления, которые она может обобщить на данном этапе. Полнота научной картины мира часто базируется на введении сил и представлений, которые являются не чем иным, как идеальными конструкциями, созданными вследствие недостаточности физического обоснования.
Так, ньютоновская физика вводит понятие эфира в качестве особой универсальной среды. Считалось, что эфир пронизывает все тела и что им заполнено пространство. С помощью этого понятия, как казалось, удавалось объяснить все известные тогда явления в физическом мире, на нем строились физические теории (например, волновая теория света). При этом физики долгое время просто игнорировали тот факт, что сам эфир оставался недосягаемым для физического эксперимента. Дабы обосновать реальное существование эфира как особой светоносной среды, возникла идея проверить относительно него скорость Земли. Начиная с 1881 г. Майкельсон, сначала один, а затем, с 1887 г., совместно с Морли, ставит с этой целью серию опытов ("опыты Майкельсона-Морли"). Результат оказался негативным.
Отсюда следовало два вывода, которые выглядели парадоксально, так как и тот и другой противоречил науке того времени:
1. Земля неподвижна.
2. Эфира нет.
В 1905 г. А. Эйнштейн излагает свою специальную теорию относительности, отрицая при этом существование эфира. Из данной теории следовал целый ряд выводов относительно пространства и времени, которые уже существовали в философии в рамках реляционных представлений. Главный вывод заключался в том, что пространство и время должны трактоваться как взаимосвязанные. Все в мире происходит в пространственно-временном континууме. Следующий вывод: пространство и время относительны и зависят от систем отсчета. И наконец, что проблема установления одновременности событий решается через конвенцию - соглашение по процессу синхронизации часов с помощью светового сигнала. Таким образом, в философском плане пространство и время суть важнейшие атрибуты бытия, представляющие собой на конкретном уровне системы физических отношений между объектами. Позже в общей теории относительности пространство и время связываются также с другими материальными свойствами, например с тяготением, с распределением массы.
В новой физической теории пространство и время трактуются с позиции реляционной модели, как более адекватной современным физическим представлениям. Мы обращаем внимание именно на момент выбора модели для интерпретации, так как в современной физике существуют и представления, базирующиеся на модернизированном понимании субстанциальной концепции. Итак, с реляционных позиций время - это форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний различных систем. А пространство - форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность различных систем.
Пространство и время имеют целый ряд атрибутивных, т.е. неотъемлемых, свойств.
Атрибутивные свойства пространства:
- протяженность,
т.е. рядоположенность и
- непрерывность,
которая проявляется в
- относительная
дискретность (прерывность), которая
обеспечивает относительно
- трехмерность,
которая носит всеобщий
Атрибутивные свойства времени:
- длительность,
т.е. последовательность
- необратимость,
означающая, что время протекает
из прошлого через настоящее
к будущему. Прошлое - все те
события, которые
Существует также и статическая концепция, согласно которой прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно, а следовательно, между ними возможно и взаимодействие.
Однако пространство и время - это не только физические понятия, но и особые феномены культуры. Поэтому их понимание в большой степени зависит от исторических и иных социокультурных условий.
Из общих свойств материи быть объективной реальностью следует:
Пространство и время существуют вне и независимо от сознания человека, т.е. они объективны. Свойство абсолютности вытекает из признания тезиса о том, что бытие вне времени есть такая же бессмыслица, как и бытие вне пространства. Человеческие представления о пространстве и времени относительны. Из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаясь к ней.
Так как существуют различные толкования понятия формы в отношении пространства и времени к движущейся материи, нет единодушия по поводу того, какие свойства пространства и времени имеют универсальный характер. Выяснение универсальных свойств пространства и времени связано с большими трудностями и предельными экстраполяциями всеобщих законов движения материи. Всякие суждения на этот счет отражают существующий уровень наших знаний и могут претерпевать существенные изменения в будущих теориях в соответствии с диалектикой абсолютного и относительного в научном познании. Познание развивается по линии преемственности объективных истин и интеграции достоверного содержания научных теорий. Многие современные теории об общих свойствах пространства и времени, проверенные и подтвержденные практикой и системой доказательств современной теории, сохранят свое значение и в будущей научной картине мира.
Пространство и время имеют не только общие характеристики, но и специфические свойства, которые относятся только к пространству или только ко времени, что позволяет рассматривать их как разные атрибуты материи.
Наряду с такими свойствами, как прерывность и непрерывность, противоречивость, к наиболее общим свойствам пространства и времени относят:
Мнение об универсальности таких свойств пространства и времени, как прерывность и непрерывность, трехмерность пространства, не может быть обосновано логически, хотя принципиально предположение об универсальности этих свойств не противоречит принципам диалектического материализма.