Русская философия конца 19 века

Автор работы: Елена Беляева, 16 Августа 2010 в 09:14, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития наметилась тенденция формирования единой цивилизации, возрастает планетарное единство человечества. Происходит глобализация социальных, культурных, техногенных процессов, что наряду с положительными фактами несет и отрицательную нагрузку, получившую название глобальных проблем современности. Исходя из этого философы настоящего рассматривают их с точки зрения причин возникновения и возможностей и перспектив выживания человечества в целом Глобальные проблемы, прежде всего экологические экономические, демографические, привели к тому, что встал вопрос о поиске новых путей развития современной цивилизации, Современные философы отмечают: «Земля не в состоянии давать пристанище такому типу общества, которое мы строим на ее поверхности с помощью науки и техники» (Ч. Берг, 1979 г.). Объективно возникла необходимость пересмотра человечеством своих отношений с окружающей средой – все эти причины подвигли ученых современности обратиться к творчеству деятелей науки и культуры предшествующего периода с целью найти и наметить пути решения возникших задач; к рассмотрению трудов русских философов конца XIX в.

Работа состоит из  1 файл

Русская философия конца ХIХтилд.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

Осознанное  управление эволюцией, высшая цель одухотворения  мира показывается у Федорова в последовательной цепочке задач: это регуляция «метеорических» (космических) явлений; превращение стихийно-разрушительных природных сил в сознательно направляемые; создание нового типа организации общества – «психократии» на основе сыновнего, родственного сознания («сыновнего долга»); работа над преодолением смерти и преобразованием физической природы человека; бесконечное творчество бессмертной жизни во Вселенной.  

Таким образом красной нитью понятий, лежащих в основании учения, проходят три основных: «общее дело», «регуляция природы», «долг сынов», а основной идеей, которая соединяет и цементирует все его религиозно-философское мировоззрение, является идея патрофикации (воскрешения отцов). Одна из особенностей «Философии общего дела» это использование разнообразных методов введения и обоснования идеи патрофикации: богословского, оккультного, мистического и естественнонаучного. Естественнонаучный акт регуляции природы приобретал в учении Федорова религиозно обосновываемую цель, отождествляемую с «общим делом» как выявлением сродства или объединении усилий живущего человечества для воскрешения отцов. С богословской точки зрения, регуляция природы является направлением общей цели; с точки зрения психологии — содержанием цели; с точки зрения космологии — выявлением и привлечение средств для осуществления «общего дела». Для выполнения этих грандиозных целей философ обратиться к всеобщему познанию, опыту и труду в рамках реального мира, реальных средств и возможностей при уверенности, что эти пределы будут постепенно шириться, доходя до того, что пока кажется еще совсем нереальным. Н. Федоров, обосновывая свои взгляды по регуляции природы приводил в пример, опыты общественного деятеля и ученого начала XIX века В.Н.Каразина, выступавшего с конкретными проектами управления погодой. От подобных, еще несовершенных опытов человечество, по мере накопления знаний, необходимо перейти к овладению всеми земными процессами, превратить свою планету в полностью управляемый космический корабль. Человечество перестает быть пассивным наблюдателем, оно активно начинает преобразования. Регуляция рассматривается так же с продовольственной и санитарной сторон. Санитарный вопрос Федоров показывает как всеобъемлющий «вопрос об оздоровлении Земли и притом всей, а не какой-либо отдельной местности. «Восстановление здоровья телесного и душевного всего рода человеческого, освобождение от болезней не только хронических и эпидемических, но и от наследственных, органических пороков - вот в чем заключается содержание санитарного вопроса…». Продовольственный вопрос рассматривается и решается посредством овладение атмосферными явлениями, регуляцию метеорических процессов. Здесь речь идет о регуляции, когда «ветры и дожди обратятся в вентиляцию и ирригацию земного шара, как общего хозяйства»; об управлении движением самого земного шара, овладении энергией солнца, о поиске новых источников энергии. Философ уже в конце ХIX века предсказал глобальные проблемы человечества - истощение земных ресурсов при все большем увеличении численности населения, и т. д. и предложил единственный выход - завоевании человеком новых мест обитания, преобразование сначала Солнечной системы, а затем и дальнего космоса. Разрабатывая проект регуляции, Федоров сразу же исходил из тезиса о неотделимости Земли от космоса, о тонкой взаимосвязи всего происходящего на нашей планете с процессами во Вселенной. «Сельское хозяйство, чтобы достигнуть обеспечения урожая, не может ограничиваться пределами земли, ибо условия, от коих зависит урожай, или вообще растительная и животная жизнь на земле, не заключаются только в ней самой. Если верно предположение, что солнечная система есть переменная звезда..., а с сим явлением находится в связи весь метеорический процесс, от коего непосредственно зависит урожай или неурожай, - в таком случае весь теллуросолярный процесс должен бы войти в область сельского хозяйства». В процессе регуляции должен изменяться и сам человеческий механизм перестраивая мир вокруг себя разум трансформирует и собственную природу человека (психофизиологическая регуляция) Таким образам процесс питания превратится в «сознательно творческий процесс - обращения человеком элементарных, космических веществ в минеральные, потом, растительные, и, наконец, живые ткани», то, что Вернадский назвал позднее будущей автотрофностью человека, т. е. умением поддерживать и воссоздавать свой организм, не уничтожая другой жизни, как растение, из самых простых природных, неорганических веществ. Расширение влияния человека в мире, овладение стихийными процессами человек осуществляет прежде всего за счет искусственных орудий труда, продолжавших и заменявших его органы – то есть при помощи технических средств и машин, однако мощь техники все больше нарастает по сравнению с мощью машин и этот разрыв становится пугающим, поэтому, как считал Федоров, развитие техники не может быть главной целью, она лишь вторична. Необходимо сосредоточить усилия на собственных органах человека, на их развитие и изменение. Это и есть основная задача психофизиологической регуляции. «Человеку будут доступны все небесные пространства, все небесные миры только тогда, когда он сам будет воссоздавать себя из самых первоначальных веществ, атомов, молекул, потому, что тогда только он будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы…». 

В «Философии общего дела» Федоров призывает к познанию в самом широком его понимании, к познанию, переходящему в преобразование мира и человека. Истинное знание, не отделяющееся от дела, необходимо включает в себя и нравственное чувство. Истинное просвещение у философа - это настройка всего человека на высокую гармонию его призвания, изменение и преображение всех способностей ума, души, тела. Дело регуляции природы должно быть задачей науки, но не в современном ее состоянии, когда она только «образ мира» и в своей теоретической части занимается «воспроизведением явлений жизни в малом виде» и «созерцаниями, или наблюдениями над теми условиями, от которых зависит жизнь». Такая наука лишь призрачно, мнимо, теоретически господствует над природой. Фактически же наука подчиняется основному закону природы – закону смерти. Чистая, неприкладная сторона науки равнодушна к общим бедствиям. Нужно не отказаться от мысли, а внести ее в природу; не отказаться от науки, а дать ей новое направление, объединяя все разрозненные участки ее работы, наделив их высшей целью. Поэтому главным требованием является неотделимость знания от блага, требуется внесение в научные исследования и технические изобретения ясного и нравственного критерия - высшую цель их усилий. Новая наука должна вырастать из опыта и наблюдений, производимых, как любил повторять Федоров, не кое-где, кое-когда и кое-кем, а везде, всегда и всеми, результаты которых прямо прилагаются к практическому делу регуляции. Из всего вышесказанного вытекает требование интеграции наук. «Ученые, разбившие науку на множество отдельных наук, воображают, что гнетущие и обрушивающиеся на нас бедствия находятся в ведомстве специальных знаний, а не составляют общего вопроса для всех, вопроса о неродственном отношении слепой силы к нам, разумным существам, которая ничего от нас, по-видимому, и не требует, кроме того, чего в ней нет, чего ей недостает, т. е. разума правящего, регуляции». Федоров вводит понятие «сельское знания», которое представляет собой синтез всех наук, в космическом аспекте. «В основе сельской жизни, сельского дела лежит астрономия, т. е. движение солнца по Зодиаку с его проявлением в метеорологическом процессе (конкретная физика и химия), в явлениях растительной и животной жизни». Поэтому, астрономия должна стать наукой, вокруг которой объединятся все науки и произойдет процесс космизации науки. Его мы можем наблюдать в настоящее время, когда любое мало–мальски значимое научное исследование требует участия ученых разных научных направлений. В будущем, по мнению философа, «вопрос политический заменится физическим, причем физическое не будет отделяться от астрономического, т. е. земля будет признаваться небесным телом, а звезды - землями. Соединение всех наук в астрономии есть самое простое, естественное, неученое, требуемое столько же чувством, как и умом неотвлеченным». Высшее же благо – это жизнь, жизнь в высшем ее понимании в духовном ее цвете, жизнь личностная, сохранение, развитие ее, а также возвращение в преображенном виде тем, у кого она была отнята силою обстоятельств, поэтому идея воскрешения становится центральной в творчестве философа. Воскрешение для Федорова - высшая гарантия бессмертной жизни. Нужно, чтобы «все рожденные поняли и почувствовали, что рождение есть принятие, взятие жизни от отцов, т. е. лишение отцов жизни, откуда и возникает долг воскрешения отцов, который сынам дает бессмертие» - писал Федоров. Всеобщее воскрешение означает и морализацию всей Вселенной, внесение в нее сознания. Федоров наметил и основные пути воскрешения: первый это собирание частиц праха умерших, второй непосредственно связан с понятием наследственности. Ведь каждый человек несет в себе частичку своего отца, предка, поэтому так необходимо тщательно изучать себя и свои корни – ради дела будущего воскрешения предыдущих поколений. Воскрешая жизнь, человек действительно доказывает превосходство, господство над природой, так как совершает акт сознательно направленной регуляция природного типа бытия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть  общность родовых черт космического, активно-эволюционного направления философии и научного поиска, осуществленного в России в конце ХХ в. Это и понимание восходящего характера эволюции, роста в ней разума и признание необходимости нового, сознательно-активного ее этапа, получившего название – «регуляции природы». Пришло и понимание несовершенства, «промежуточности» нынешней природы человека, но вместе - и высокое его достоинство, преобразовательная роль в мироздании. На человека теперь необходимо смотреть не только как на исторического и социального деятеля или биологический субъекта, но и на существо развивающееся, эволюционизирующее, космическое. Однако субъектом планетарного и космического преобразования признается не отдельный человек, а сборная совокупность сознательных, чувствующих существ, все человечество в единстве своих поколений. Заслуга Федорова состоит в том, что, обосновывая необходимость регуляции природы, он открыл космические перспективы развития человечества, способствовал экологизации естествознания и наметил оригинальный подход к глобальной проблематике, активно обсуждаемой в наши дни. Н. Федоров в своих разработках во многом предвосхитил эти события, которые глядят не только в современные, но и в значительно более далекие времена. В наши дни, озабоченные поисками принципиально нового типа мышления, которое могло бы открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследие русских космистов и основателя этой ветви философии Н.Федорова приобретает особую притягательную силу.  

Список  литературы

1. Радугин А. А.«Философия. Курс лекций» - М: Владос, 1995;

2. Семенова С.Г. «Николай Федоров: Творчество жизни». М.,1990;

3. «Социальная философия» - под ред. В.Н. Лавриненко – М; Культура и спорт: ЮНИТИ, 1995;

4. «Философия» - под ред.В.Н. Лавриненко, ВЗФЭИ – М: Экономическое образование, 1994;

5. Философский словарь.

Информация о работе Русская философия конца 19 века