Русская философия второй половины XIX - начала XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 06:52, реферат

Описание

Когда речь идет о философском знании, следует иметь в виду, что глубина и содержательность философии не зависит от хронологический даты ее появления: ценность философии определяется содержанием ее собственной истории, ее собственного времени. Как бы мы ни старались удлинить историческое время русской философии, все равно она появляется много позже, нежели философия Эллады, или Древнего Китая, или Индии.

Содержание

. Введение …………………………………………………………..

2. Становление, особенности и этапы развития русской философии…

3. Философия русского Просвещения XVIII в……………………..

4. Славянофилы и западники………………………………………....

5. Русская философия второй половины XIX - начала XX вв……..

6. Философия русского космизма…………………………………….

7. Заключение………………………………………………………….

8. Список используемой литературы………………………………....

Работа состоит из  1 файл

История развития философии в России.docx

— 63.96 Кб (Скачать документ)

Содержание:

1. Введение …………………………………………………………..

2. Становление, особенности и этапы развития русской философии…

3. Философия русского Просвещения XVIII в……………………..

4. Славянофилы и западники………………………………………....

5. Русская философия второй половины XIX - начала XX вв……..

6. Философия русского космизма…………………………………….

7. Заключение………………………………………………………….

8. Список  используемой литературы……………………………….... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. Когда речь идет о русской философии, встает вопрос, неизбежный при любом историко-философском исследовании: является ли русская философия, оригинальной и в чем это проявляется, или же она является лишь талантливой популяризацией, просветительством, "выпавшим" из академической западной традиции и познакомившим мировую общественность с содержанием периферийного мышления по вопросам русской самобытности, облеченного в нестрогие формы полемики и культурно-философской эссеистики.

Существует  мнение: поскольку византийская культура пришла на Русь в христианских переводах, постольку греческая философская  мысль, традиции интеллектуализма не дошли  до нее; распространение христианства означало приобщение к вере, но не к  философии. Русь вошла в церковную  структуру Византии, но в культурном, философском отношении была ограничена языковым барьером. Поэтому творческое развитие, философская рефлексия  могли опираться только на собственные  мыслительные ресурсы. Хотя отдельные  таланты появились рано, но в целом  до XIX века русская философия есть либо бледное подражание византийским образцам, либо - некритичное копирование западных книг.

Суть  противоположной точки зрения заключается  в том, что византийское христианство ко времени крещения Руси "забыло о человеке", стало утверждать рабскую этику, несовместимую с  христианским гуманизмом.

Русь  же после крещения с жаром неофита (новообращенного) восприняла самую  суть христианства - идею подобия человека Богу, в образе Иисуса Христа снизошедшему в мир и испившему полную чашу человеческих страданий. Это и обусловило будущие особенности русской  духовности с ее культом жертвенности, "больной совести", непротивления  злу, а также специфику философии, главным предметом которой стала  христианская онтология человека, этика  в формах "пламенной публицистики".

Концентрация  внимания на уникальности русской философии, проявляющейся в основном в освоении ею религиозно-практического опыта  средствами и формами философствования, ведет к утверждению "особого  пути" и противопоставлению русской  философии западной, утверждению  мнимой несовместимости отечественной  философской традиции (определяемой как "живое христианство", "философия  страдания и прозрения") с традицией  рациональной рефлексии Западной Европы.

Когда речь идет о философском знании, следует иметь в виду, что глубина  и содержательность философии не зависит от хронологический даты ее появления: ценность философии определяется содержанием ее собственной истории, ее собственного времени. Как бы мы ни старались удлинить историческое время русской философии, все  равно она появляется много позже, нежели философия Эллады, или Древнего Китая, или Индии. Другое дело, что  философия как определенное миропонимание, как картина мира и человеческого  бытия всегда играла существенную роль в древней и средневековой  Руси. И хотя ее роль была менее значительной, чем, скажем, в древнегреческой культуре или в Европе V-XII вв., она была принципиально  иной, т.е. в большей мере совпадала  с судьбой собственной страны. 
 
 
 
 
 

Становление, особенности и  этапы развития русской  философии. Русская философия является важнейшей составной частью мировой философской мысли. Имея почти тысячелетнюю историю, она складывалась постепенно и оформилась лишь в XVIII в. До этого философские идеи и положения не были институционально оформлены и входили в качестве специфических компонентов в другие формы общественного сознания. Сегодня русская философия представляет собой многообразие течений, школ, учений, для которых характерен повышенный интерес к теме духовности как важнейшей характеристике бытия человека и общества.

Своими  корнями русская философия уходит во времена Киевской Руси и Московского  царства. На ее становление значительное влияние оказали не только византийское православие, но и языческие традиции славян, представляющие собой довольно богатый культурный пласт. Вместе с  христианством Русь получила от Византии и православную философия, постепенно выделяя ее в самостоятельную  область знаний. Правда, православная философская традиция смогла укорениться  в нашей стране, лишь приобретая национальный характер и усваивая культурные традиции русского народа. В ходе развития философии в ней отразился  сложный и противоречивый характер отечественной истории, особенности  культуры и национального самосознания россиян.

Среди первых мыслителей, которые начали разрабатывать философско-религиозные  проблемы, можно назвать митрополита  Иллариона (XI в.). В трактате «Слово о  законе и благодати» он рассматривал вопросы истории человечества и  закономерностей его изменения, считая причиной этих процессов смену  форм религии. Противопоставляя Ветхий завет (иудаизм) и Новый завет (христианство), автор выводит два различных  принципа общественного устройства: «закон» и «благодать». На первом основывается  

подчинение  народов друг другу, на втором - их полное равноправие. Киевская Русь, по его  мнению, основывается на принципе «благодати». Это положение служит ему для  теоретического обоснования государственной  самостоятельности и международного значения русской жизни. Илларион полагал, что христианизация Руси является завершающим  этапом распространения этой веры и  рассеивания «тьмы бесослужения»  с помощью «слова ангельского» и  крещение открыло людям путь к  жизни вечно, к истине и благодати.

Теме  природы человека посвящена «Молитва»  Иллариона, где подчеркивается ее греховность  и нестойкость. Эти качества устремляют человека к «земному» и порабощают его «заботами житейскими». Именно поэтому для спасения человека требуется  его обращение к богу, который  воплощает в себе совершенное, великое  и благое.

Значительно фигурой того времени был епископ  Кирилл Туровский (ок.1130-1182). Он стремился  обосновать земной смысл нравственности, которая заставляет людей достойно жить в мире. Отречение от него рассматривается  как аморальное явление. Туровский  первым на Руси предложил учение о  естественном происхождении разума. Он считал, что если тело первично по отношению к душе, то, значит, в  таком порядке они и сотворены. Вслед за порядком творения должно идти и познание: сначала познание природы, а затем познание бога. Человек  имеет собственный разум, который  в состоянии постичь и «стройный  разум» - целостное знание о мире и Боге.

В XIV-XV вв. в недрах самого православия возникали  различные еретические учения. Среди  них наиболее значимым было то, которое  зафиксировано в оригинальном источнике  древности, в «Молении Даниила Заточника». В этом произведении воспеваются  разум и мудрость как высшие человеческие добродетели, ученость и справедливость противопоставляются  

богатству, внешнему блеску боярства и лицемерию  духовенства. Для автора «един смыслен» ценнее государству, чем десять «властелин без ума». Являясь человеком религиозным, Даниил Заточник в то же время высказывает  некоторые антиклерикальные идеи, нападая  на духовенство. О монахах и попах  он писал, что «ангельский имея на себе образ, а блудный нрав; святительский  имея на себе сан, а обычаем похабен». В этой работе отстаивается сильная  политическая власть и высказывается  тревога о судьбах родины перед  лицом надвигающейся внешней  опасности.

Для русской  культуры начала XVI в. была характерна дискуссия по проблемам богословия. Особое влияние на нее имел исихазм - учение основанное византийским богословом и философом Григорием Паламой. Представлению о непостижимости божественной сущности исихасты противопоставляли  утверждение о том, что бог  является человеку через энергию  сущностей. Исихазм прочно вошел  в русскую религиозно-философскую  традицию. Под его влиянием в высших кругах православной церкви образовались два направления - иосифляне и  нестяжатели.

Если  иосифляне считали, что книги  Священного писания являются мерилом  истины и единственным средством  обоснования любых теоретических  положений, то нестяжатели, напротив, считали  недостаточными слепую веру и связанную  с ней строжайшую обрядность для  достижения истины и духовного совершенствования. К нестяжателям относился Нил  Сорский (1433-1508), написавший «Большой Устав». В нем подробно рассматриваются  человеческие страсти: добродетели (пост, целомудрие, нестяжание, милосердие, вера) и пороки (блуд, чревоугодие, грехи).

Идеи  нестяжателей разделял также Максим Грек, написавший такие произведения как «Повесть об Оригене», «Платон-философ», «Беседа души и ума». Здесь он обращается к проблемам познания, проблемам человека и его  

духовного совершенства, рассматривает диалектику добра и зла. Особое значение Максим Грек придавал роли философии в духовном постижении ума и души. Для него философия - это «вещь весьма почитаемая и наибожественная».

В XVII в. исследователи обращались к анализу  исторических событий недавнего  прошлого, пытаясь философски осмыслить  проблему человека и его предназначения, проблемы власти и исторических судеб  России. Определенную роль в развитии философской мысли сыграла апокрифическая литература, в которой наряду с  мистикой и астрологией содержались  сведения по метеорологии, экономике  и т.д. Многочисленные «сборники», распространявшиеся среди населения, заключали в  себе отрывки из философских построений отцов церкви, а также античных философов. Однако отрывчатые следы  пробуждения философских интересов  укладывались в рамки религиозного мировоззрения.

Центрами  философского образования в это  время были Киево-Могилянская и  Московская славяно-греко-латинская  духовные академии. Из их стен вышли  многие видные деятели русского просвещения, а религиозная философия находила известный отклик в образованной среде русского общества.

Таким образом, первые шаги русской философии  не отмечены крупными достижениями, но влияние ее на развитие духовной культуры было значительным. Философия понималась в средневековой Руси не только как  отвлеченное теоретизирование, но и  как практическая мораль. Русская  мысль не сводится к языковым (вербальным) формам выражения, но запечатлена и  в памятниках неязыкового характера: в произведениях живописи, пластики, архитектуры и др. Так, рублевская «Троица» является не только памятником живописи, но и философско-мировоззренческим источником, своеобразной «философией в красках» (Е. Трубецкой). 

Значение  первого этапа в истории русской  философии весьма велико. Прежде всего  в его рамках создавались определенные идеи и формировался категориальный аппарат. Здесь сформировались три  основных потока отечественной философской  мысли: религиозный, нравственный и  историософский.

Русская философия является важным компонентом  мировой философии. Наряду с общими она имеет также специфические  черты, вытекающие из своеобразия развития русской культуры. Прежде всего следует  отметить, что в отличие от философии  западноевропейских стран она не могла опереться на культурное наследие античного мира. Как писал Г. Флоровский «научная, философская, литературная традиция Греции отсутствует» в древнерусском  культурном запасе. Не успев сложиться  на базе язычества, философия сразу  же оказалась в плену богословия, пришедшего из Византии вместе с православным христианством.

Другой  особенностью русской философии  является то, что она развивалась  долгое время в рамках религиозной  формы общественного сознания, исключавшей  существование нерелигиозных воззрений. Именно православное направление было всегда ведущим, определяющим в деле формирования оригинальных подходов и  решений вопросов бытия и познания. Тесная связь философии с православием проявилась в том, что ряд видных русских мыслителей посвятил свое творчество разработке всеобъемлющего христианского  мировоззрения в его православном варианте.

В-третьих, русская философия всегда была тесно  связана с жизнью, имела социальную направленность и определенную историософичность. Ее представителям был исконно присущ интерес к реальным экономическим, политическим и нравственным проблемам. Они много внимания уделяли  

вопросам  развития истории, ее смысла, размышляли о судьбе России в контексте решения  проблемы соотношения Востока и  Запада, которая явилась фоном  многих историо-философских исследований.

Информация о работе Русская философия второй половины XIX - начала XX вв