Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 06:52, реферат
Когда речь идет о философском знании, следует иметь в виду, что глубина и содержательность философии не зависит от хронологический даты ее появления: ценность философии определяется содержанием ее собственной истории, ее собственного времени. Как бы мы ни старались удлинить историческое время русской философии, все равно она появляется много позже, нежели философия Эллады, или Древнего Китая, или Индии.
. Введение …………………………………………………………..
2. Становление, особенности и этапы развития русской философии…
3. Философия русского Просвещения XVIII в……………………..
4. Славянофилы и западники………………………………………....
5. Русская философия второй половины XIX - начала XX вв……..
6. Философия русского космизма…………………………………….
7. Заключение………………………………………………………….
8. Список используемой литературы………………………………....
Гносеологический аспект всеединства нашел выражение в концепции «цельного знания». Соловьев полагал, что начала мироздания могут быть описаны в философии и науке. Наряду с логической мыслью он признает интуицию и нравственный элемент познания. «Цельное знание» предстает как интуитивное образно-символическое постижение мира, основанное на нравственных усилиях личности.
Общественная история трактуется Соловьевым как история отношений бога и человечества. Их соединение есть завершение эволюции человечества, превращение его в богочеловечество. Смысл истории он видит в том, чтобы вывести одухотворенное человечество к богу, преодолевая
1) искушение плоти
2) искушение духа
3) искушение
власти. Лишь благодаря божественному
откровению человечество
Философия русского зарубежья
Возникновение
русской эмиграции стало
развивалось направление, получившее название философии русского зарубежья. Деятельность ее представителей осуществлялась в двух направлениях: идеалистическая метафизика и философская антропология.
Многие
русские философы-изгнанники создали
труды, обогатившие мировую
Первая
волна философской эмиграции
была представлена в основном сторонниками
идеалистических и
Бердяев
считал философию чистым творчеством
в отличие от науки, которая всегда
должна приспосабливаться к
В качестве первоначальности он выдвигает историю и природу. Они вечны и включают в себя несотворенную свободу. Все зло в мире истекает из этой свободы. Зло представляет своего рода испытание благого Бога, посланного людям. В итоге - Бог мир создает, Себя в мире проявляет, но не управляет миром. Человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение, а Богу нужен человек как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу. Правда, достичь такого результата человек может лишь через катастрофу, конец света, Страшный Суд. В результате наступит новый мир - вечное царство свободы и духа, человеческое бессмертие.
Одним
из оригинальных русских мыслителей
первой половины XX века был И.А. Ильин
(1883-1954), чье творчество занимает особое
место в философии русского зарубежья.
Его основными работами являются
«Религиозный смысл философии. Три
речи», «О сопротивлении злу силою»,
«Путь духовного обновления», «Философия
как делание». В них он изложил
свои философские идеи, считая, что
создание философских систем является
мнимой задачей. На передний план он выдвигал
практические запросы жизни, задачи
духовного становления
Философия,
по Ильину, является «опытной наукой»,
«особым философским опытом», который
дается только через самоотождествление
духа с предметом. Поскольку предметом
философии является бог, постольку
она исследует все в меру его
божественности. При этом «философия
должна
найти доступ к научному знанию о сущности Божества». Саму возможность философского познания мыслитель тесно увязывает с потребностью в духовном обновлении и возрождении. Истинным предметом философии является начало духа, которое обнаруживается в неживой и живой природе, в человеке и его творениях. Он считал, что философия может выступать в качестве науки, но при условии соблюдения «особого духовно-религиозного опыта и особого описательного художества».
Смысл философии состоит, по Ильину, в познании бога и божественной основы мира. Это осуществляется в ходе изучения истины, добра и красоты, исходящих от Бога. Он являлся последовательным проводником идей русского православия. Его философия религии обращена на познание путей духовной свободы, укрепления веры.
Работы
Ильина способствуют пробуждению подавляемого
десятилетиями национального
Значительный
интерес представляет книга Ильина
«О сопротивлении злу силою», где
резко критикуется учение Толстого
о не сопротивлении. По мнению философа,
не всякое применение силы является насилием,
поскольку последнее есть произвольное,
безрассудное принуждение, исходящее
от злой воли или направленное ко злу.
Ильин писал: «Сопротивление злу
силой и мечом позволительно
не тогда, когда оно возможно, но
когда оно необходимо, потому что
нет других средств». При этом он
подчеркивал, что только лучшие из людей
могут проводить в жизнь эту
несправедливость, не заражаясь ею,
поскольку она дурна и опасна
в духовном отношении и нужно
уметь обеспечивать противоядие
против нее.
Ильин
писал, что величайшими бедствиями
для России обернулась вера ее интеллигенции
в спасательность западноевропейских
государственных реформ. Советский
коммунизм имеет европейское
происхождение и его
Опровергая
обвинения русского народа в шовинизме,
Ильин критиковал как крайний
национализм, подминающий под себя
все народы, так и крайний
Ильин горячо выступал за подъем национального самосознания, подчеркивая, что мы не ученики Западу и не учителя. Мы должны искать «русского видения, русского содержания и русской формы». Решить эту задачу могут только свободные умы и зоркие люди. Быть русским, по Ильину, это значит не только говорить по-русски. Это значит воспринимать Россию сердцем, любить ее душой, видеть ее самобытность и понимать, что это дар Божий. Лишь только в этом случае вера в Россию может быть основой ее возрождения.
Оригинальным
направлением в русском зарубежье
было евразийство. Начало этому движению
положили следующие работы: книга
Н.С. Трубецкого «Европа и человечество»,
сборники «Исход к Востоку», «На
путях» и «Россия и латинство».
В них основоположники
Флоровский
(1893-1979) дали научно-теоретическое
Название
книги Трубецкого было как бы откликом
на книгу Н.Я. Данилевского «Россия
и Европа», где впервые была сделана
попытка возродить и обосновать
идею цикличности и закономерной
ритмичности этнических процессов.
В книге «Европа и
Евразийцы выступили как осознатели культурно-исторического «своеобразия России», которая не есть Европа и не есть Азия, а «есть как бы синтез, сопряжение этих двух культур в культуре третьей», которую они назвали евразийской.
В основу своего учения евразийцы положили следующие идеи:
1) утверждение особых путей развития России как Евразии
2) идея культуры как симфонической личности
3) обоснование общественных идеалов на основах Православия
4) создание
идеократического государства.
Утверждая
идею об особой миссии России, евразийцы
исходили из представлений об ее особом
месторазвитии: русские люди, как
и другие народы России, не только европейцы
и не только азиаты. Россия - это особый
мир, который должен быть назван Евразией.
Путь России, по их мнению, через покаяние и самопознание к реализации своей собственной сущности. Национальная идея должна слиться с православием и такая идеология должна помочь России сбросить западноевропейское иго и выработать согласие с собственной сущностью.
Высота
и напряжение ищущей мысли, острота
и значимость поставленных проблем
делают духовный опыт представителей
русского зарубежья непреходящим, а
их искания глубоко созвучными нашим
дням.
Философия русского космизма. Космическое ощущение русского народа глубокими корнями уходит в далекую древность. Вопросы, которые волновали древних славян - это фундаментальные проблемы бытия, происхождения Вселенной (белого света): Солнца, Луны и звезд. Задавались они в поэтически-образной форме:
От чего зачался нам белый свет?
От чего зачалося солнце праведное?
От чего зачался светел месяц?
Основой русского донаучного космизма являлась аграрная деятельность. В магических ритуалах, фольклорных образах выражалось стремление людей активно воздействовать на космические силы в желательном для них направлении.
Русский
космизм как научный, философский,
религиозный и культурный феномен
сложился в главных своих чертах
во второй половине XIX в., хотя термин этот
закрепился в литературе только в 60-е
годы нашего столетия. Это было связано
со значительным прорывом в теоретическом
и практическом освоении космоса, с
полетами Ю.А. Гагарина и других космонавтов.
Под их влиянием возник большой интерес
к работам основоположника
В русском космизме выделяют три основных течения:
1) религиозно-философское
2) естественнонаучное
3) литературно-художественное.
Религиозно-философское
Информация о работе Русская философия второй половины XIX - начала XX вв