Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 06:52, реферат
Когда речь идет о философском знании, следует иметь в виду, что глубина и содержательность философии не зависит от хронологический даты ее появления: ценность философии определяется содержанием ее собственной истории, ее собственного времени. Как бы мы ни старались удлинить историческое время русской философии, все равно она появляется много позже, нежели философия Эллады, или Древнего Китая, или Индии.
. Введение …………………………………………………………..
2. Становление, особенности и этапы развития русской философии…
3. Философия русского Просвещения XVIII в……………………..
4. Славянофилы и западники………………………………………....
5. Русская философия второй половины XIX - начала XX вв……..
6. Философия русского космизма…………………………………….
7. Заключение………………………………………………………….
8. Список используемой литературы………………………………....
Под космизмом
обычно понимается совокупность представлений
и понятий о мире, о бытии
человека и мира в их единстве, о
характере взаимосвязей в мировоздании
и т.д. Поскольку такой взгляд
на мир присущ любой развитой культуре,
постольку русский космизм
Русский
космизм есть по существу реакция
философов и ученых на «опустынивание»
земли и опустошение человека.
Его цель - построение мировоззрения,
способного выдвинуть на первый план
связь между жизнью и разумом,
человеком и космосом. Он ставит
проблему единства человека и космоса,
космической природы
Основные проблемы космизма:
1) связь человеческого сознания (души) и космоса
2) место разума во Вселенной
3) новая космическая этика
4) множественность разумных миров и единство всех слоев бытия
5) тема кочующего человечества
6) развитие космонавтики
7) космическая экология и др.
В русле русского космизма возник взгляд на человека не только как на общественное существо, но и как на существо космическое, эволюционирующее вместе с космосом. В нем отстаивается этическое положение о том, что высшим благом может быть только жизнь, озаренная высокой духовностью.
В отличие
от широкого распространенного постулата
механистического мировоззрения «мир
есть громадный механизм» в
Особое
место в разработке идей русского
космизма занимает Н.Ф. Федоров (1829-1903).
Главная идея его космизма - это
мотив дела, обоснованный в «Философии
общего дела». Космос для Федорова является
христианским, он не дан, а задан, поскольку
ныне является неразумным, беспорядком
и хаосом.
Такое состояние космоса является следствием падения человека и оно может быть устранено, если весь мир между людьми и богом будет освещен сознанием и управляем волей.
В проекте мыслителя основное внимание уделяется четырем моментам:
1) овладение природой
2) переустройство человеческого организма
3) управление космическими процессами
4) «воскрешение отцов», т.е. возвращение людям жизни, отнятой у них людьми или природой в процессе войн, голода, природный стихий и т.д.
Природа в силу падшести человека является его врагом. Для избежания этого необходимо заняться регуляцией природы силами науки и техники. По мнению мыслителя, человечество должно объединиться для борьбы со слепыми силами природы.
Федоров считал, что «воскрешение отцов» является высшей нравственностью, превращение догматов христианства в заповеди. Считая христианскую идею личного спасения неверной, он настаивал на соборном, всеобщем спасении.
Представителем
естественнонаучной ветви «космической
философии» является К.Э. Циолковский
(1857-1935). В своих работах «Причина
космоса», «Монизм Вселенной», «Будущее
Земли и человечества»он
Свою философию он называл «монизмом», для которого космос является живым существом, а человек - союз атомов, блуждающих во Вселенной. Обсуждая многие глобальные проблемы, Циолковский считал, что одним из возможных путей предотвращения гибели человечества является освоение космического пространства. Средством для решения этой задачи может стать, по его мнению, создание ракетно-космической техники.
Важной
составной частью космической философии
Циолковского является его «космическая
этика». Наряду с традиционными моментами
она включает в себя выработку
этических основ, необходимых для
установления контактов с инопланетянами,
признание необходимости
Таким
образом, русский космизм впервые
в истории мировой мысли стал
обосновывать идею единения людей не
на теоретических доктринах
Заключение. Своеобразие развития философии в России связано прежде всего с тем, что здесь меньшее место было уделено проблемам гносеологии, познанию в целом и пр., а на первый план выходит социально-антропологическая и нравственно-религиозная проблематика. Это позволяет объяснить факт тесного переплетения в России литературы, публицистики и философии. Это же придает импульс развитию социально-антропологической философии, в центре которой стоит учение о смысле жизни, месте человека в обществе и истории, о путях развития истории.
Временем
появления философии в России
в ее современном значении, как
отмечают многие исследователи (назовем
хотя бы такие имена, как В.В. Зеньковский
(1881 - 1962), А.И. Введенский (1856-1925), Э.Л. Радлов
(1854-1928), Г.Г. Шпет (1879-1937), А.Ф. Лосев (1893-1988)),
можно считать 1755 г. - год основания
Московского университета, т.е. эпоху
Просвещения. Однако это не означает,
что до этого периода философия
в России отсутствовала. В развитии
русской философии можно
"Подготовительный
период", или "пролог", - XIV-XVIII
вв. Философствующий человек этого
периода реализует свои мысли
в собственных деяниях и
Период
до 70-х гг. XVIII в. характеризуется
развитием светской культуры в России
под влиянием идей европейского Просвещения
и связан с
разработкой
социальных учений. В это время
живут и действуют такие
В этот период выступает и М.В. Ломоносов (1711 - 1765), с одной стороны, как крупнейший ученый и натурфилософ, а с другой - как поэт и религиозный мыслитель.
Период конца XVIII-XIX в., который А.И. Введенский называет временем "господства немецкого идеализма", характерен наиболее бурным развитием философии в России. В это время под влиянием духовных академий получает дальнейшее развитие христианская философия, а под влиянием Московского университета - светская. После войны 1812 года в Москве возникают философские кружки и работают такие мыслители, как В.Ф. Одоевский и П.Я. Чаадаев. Обсуждение перспектив развития России выливается в философскую дискуссию между западниками и славянофилами (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы). Разработкой и интерпретацией философии Гегеля применительно к российским условиям занимаются возникшие гегелевские философские кружки, разрабатывающие социальные аспекты немецкого идеализма (Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский).
В этот
период творит А.И. Герцен. Под влиянием
позитивизма и марксизма
Период
начала XX в. характеризуют как "вторичное
рождение" или "период систем".
Он действительно представляет собой
этап классического развития философии,
отличающийся созданием больших
систем, которые охватывают все стороны
бытия и человеческого
следует
отметить творчество Вл. Соловьева, разрабатывающего
вопросы метафизики: учение об идеях
и Абсолюте; гносеологию, антропологию
и эстетику; космологию - понятие "Софии".
Софийность, соборность, всеединство
на долгие годы становятся главными идеями
русской философии. Н.Ф. Федоров развивает
экзистенциально-
В начале века получают дальнейшее развитие такие направления, как религиозная философия и экзистенциализм (Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов), антропологическое направление (князья С. и Е. Трубецкие), трансцендентальная метафизика (П.Б. Струве, П.И. Новгородцев). Философия права, соотношение права, морали и нравственности, роль насилия в общественной жизни, своеобразная критическая переработка гегелевского наследия - проблемы, стоявшие в центре внимания оригинального русского мыслителя И.А. Ильина. И наконец, разрабатываются проблемы феноменологической философии в работах Г.Г. Шпета и А.Ф. Лосева. Особое место занимает в данный период такое направление в русской философии, как метафизика всеединства (Л.П. Карсавин - С.Л. Франк, П.А. Флоренский - С.Н. Булгаков).
Философия
XX в. в России проходит под знаком
господства идей марксизма (Г.В. Плеханов,
А.А. Богданов, В.И. Ленин), в этот период
происходит становление философии
диалектического и
После
революции в России наступил догматический
период бесконечной интерпретации
трудов классиков марксизма, а позже
марксизма-ленинизма и
линий
развития мировой философии, в них
обнаруживаются те же течения и тенденции.
Попыткой своеобразного ухода от
идеологии явилось развитие прежде
всего историко-философской
39
Список используемой литературы:
Информация о работе Русская философия второй половины XIX - начала XX вв