Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Философия".
Диалектика у Г. — концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом веществ, стихий — огня, воздуха, воды и земли. Здесь выступает у философа знаменитый образ реки, в которую нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она всё новая. Становление возможно только в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую, в виде единства уже сформировавшихся противоположностей. Так, у Г. едины жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Противоположности пребывают в вечной борьбе, так что "раздор есть отец всего, царь всего". В понимание диалектики Г. входит и момент относительности (относительность красоты божества, человека и обезьяны, человеческих дел и поступков и т. п.), хотя он и не упускал из виду того единого и цельного, в пределах которого происходит борьба противоположностей.
10, Античность . Элеаты. (Ксенофан.Парменид.Зенон.
Элеаты, элейская
школа, греч. философск. школа, основан.
в Элее, в южн. Италии. Ксенофаном (см.); главн. представители: Парменид (см.), Мелисс и Зенон (см.). Э. учили о единстве
всего сущего (“природа и Бог — едины”),
об иллюзорности воспринимаемого чувствами
мира явлений. Элейская школа — представители
др.-греч. филос. школы в «Великой Греции»
(город Элея); Ксенофан, Парменид и Зенон,
в Ионии — Мелисс Самосский. Э. завершили
формирование антич. философии, подняв
ее до абстрактных проблем бытия и небытия,
бытия и мышления и отодвинув на второй
план как мнимые физические и физико-математические
картины мира (милетская
школа, Гераклит, Пифагор и пифагорейцы). Отвергнув
допущение о существовании небытия как
немыслимого и несказанного (Парменид), Э. установили, что
«из ничего никогда не может возникнуть
нечто» (Мелисс). Существует только
бытие. Оно едино и неподвижно, ибо множество
и изменение, возникновение, перемещение
предполагают существование небытия,
что невозможно. Зенон доказывал единство
и неподвижность бытия от противного:
при попытке осмыслить множество и движение
мысль заходит в тупик. Последующие философы
синтезировали учение Э. о в сущности неподвижном
мироздании с учением Гераклита о его
изменчивости и текучести, признав неизменность
лишь основ («корни вещей» Эмпедокла, атомы
Демокрита, идеи Платона) и множественность
остального.
11,Античность.
Пифагор.Пифагорейский
союз, «акусмат», «математ»,
Филолай,Аристарх- самосский
Пифагор родился в Сидоне, Финикия, около 570 года до нашей эры В Кротоне (Южная Италия) Пифагор основывает школу – пифагорейский союз. Только тех, кто прошел многие ступени знаний, Пифагор называет своими ближайшими учениками и допускает во двор своего дома, где беседует с ними. Отсюда пошло понятие «эзотерический», то есть находящийся внутри.
Пифагорейцы занимаются геометрией, математикой, гармонией, астрономией. Пифагор одним из первых заявляет, что Земля имеет форму шара, а Солнце, Луна и прочие планеты имеют собственную траекторию движения.
В возрасте примерно 60 лет Пифагор женится на Феано, одной из своих учениц. У них рождается 3 детей (два сына и дочь), и все они
становятся последователями своего отца.
Пифагор принимает большое участие в политической жизни Кротона. По его инициативе создается аристократический правящий орган – «Совет трехсот». Пифагор сам возглавляет его в течение примерно 25 лет. Постепенно «Совет трехсот» распространяет свое влияние и на соседние города.
Примерно в 500 году до нашей эры в Сибарисе вспыхивает восстание против правления аристократической партии. Поговаривают, что поводом послужил отказ Пифагора принять в свою школу некого богатого, но недостойного гражданина, а тот из мести спровоцировал бунт. После восстания начинаются гонения на пифагорейцев.
О смерти Пифагора известно мало, существует как минимум три версии ухода великого ученого. Несомненно одно – это случилось из-за преследования пифагорейцев. По сохранившимся данным, Пифагор прожил около 100 лет. Воспоминания о Пифагоре дошли до нас благодаря тем немногим его ученикам, которым удалось бежать из Южной Италии в Грецию.
К последователям Пифагора и его учения относили себя Алкмеон, Парменид, Платон, Евклид, Эмпедокл, Кеплер
В акусматах (изречениях) Пифагора содержатся обрядовые наставления: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. Родным городом Филолая считается Кротон в Южной Италии; иногда называется также Тарент. Учеником Филолая был Архит Тарентский; среди учеников Филолая упоминается ряд последних пифагорейцев, которых ещё видел Аристоксен.
Филолай продолжил исследования математических оснований музыки, начатые другими пифагорейцами. В первой книге трактата «О природе» (фрагмент 6а по Дильсу-Кранцу) содержится, возможно, самое древнее дошедшее до нас специальное определение гармонии. Согласно Филолаю, «гармония» (речь идёт об интервале октавы) называется так потому, что это первый консонанс, который возникает из скрепления (ἁρμονία по-гречески — скрепа, скрепление) двух других основных консонансов — кварты и квинты. Именно потому октава и называется «гармонией» (ἁρμονία... ἐκ συμφωνιῶν συμφωνία ἡρμόσθη). В этом же фрагменте он определяет диесу как остаток от вычитания трёх тонов из квинты или двух тонов из кварты, то есть в трактовке Филолая диеса — то же, что малый пифагорейский полутон, или лимма. Фрагменты (6b, A26 по Дильсу-Кранцу) о делении целого тона, включённые в трактат «Основы музыки» Боэция (кн. III, гл. 5 и 8), в современной науке (К.Хафмен) считаются неаутентичными.
древнегреческий астроном, математик и философ III
века до н. э.,
впервые предложивший гелиоцентрическую
систему мира
и разработавший научный метод определения
расстояний до Солнца и Луны и их размеров.
Аристарх является одним из основоположников тригонометрии. В сочинении «О размерах
и расстояниях…» он доказывает, в современных
терминах, неравенство sin α / sin β < α / β
< tan α / tan β[21]. По Витрувию, он усовершенствовал солнечные
часы (в том
числе изобрёл плоские солнечные часы)[22]. Аристарх занимался
также оптикой, полагая, что цвет предметов
возникает при падении на них света, то есть что краски
в темноте не имеют цвета[23]. Полагают, что он ставил
опыты по определению разрешающей способности
человеческого глаза[24].
12.
Античность.Эмпедокл.
Эмпедокл (Empedokles)
из Акраганта (Агригента) (около 490 — около
430 до н. э.), древнегреческий философ, врач,
политический деятель, глава партии демократов.
Испытал влияние пифагорейцев (см. Пифагореизм) и Парменида. В поэме "О природе"
Э. развил учение о четырех вечных и неизменных
элементах — огне, воздухе, воде и земле,
из сочетания которых в различных пропорциях
образуются все вещи. Соединение и разделение
элементов обусловлено существованием
двух сил — Любви и Вражды, попеременное
преобладание которых определяет цикличность
мирового процесса. В период господства
Любви элементы слиты вместе, образуя
огромный однородный шар — Сферос, пребывающий
в покое; преобладание Вражды приводит
к обособлению элементов. Мир, в котором
мы живем, относится, по Э., к одной из промежуточных
стадий. Описание происхождения живых
существ в период возрастающего могущества
Любви содержит моменты, предвосхищающие
идею естественного отбора. Значительное
внимание Э. уделял проблемам анатомии
и физиологии. Интересен предложенный
им механизм дыхания, а также теория "пор
и истечений", служившая для объяснения
ощущений и содержащая зачатки атомистических
представлений. В поэме "Очищения"
Э. изложил религиозно-этическое учение
о метемпсихозе (переселении душ). Явился
основоположником сицилийской медицинской
школы.
13, Античность,Анаксагор
14,
Античность,Левкипп.Демокрит,
Левкипп (Léukippos) (5 в. до н. э.), древнегреческий философ-материалист, один из создателей древней атомистики. О жизни Л. известно очень мало. Он был современником Зенона Элейского, Эмпедокла и Анаксагора. Родиной его называли Милет, Элею, Абдеру. Вероятно, он учил в Абдере, где жил его ученик Демокрит, фигура которого как создателя завершенной системы атомистики полностью заслонила его учителя. Сочинения Л, не сохранились. Одновременно с Эмпедоклом и Анаксагором Л. выдвинул идею множественности элементов существующего. Придерживаясь идеи Парменида о неизменяемости и качественной однородности сущего, Л. для объяснения разнообразия предметов утверждает существование относительного небытия, т. е. наличие пустоты, разделяющей всё сущее на множество элементов. Свойства этих элементов зависят от ограничивающего их пустого пространства, различаются они по величине, фигуре, движению, но все элементы мыслятся как однородные, непрерывные и потому неделимые (atomoi). Вслед за философами ионийской школы Л. считает движение внутренне присущим атомам. По-видимому, к Л. можно отнести и отдельные черты разработанной впоследствии Демокритом атомистической космологии. Демокрит (Dēmókritos) [р. около 460, Абдера (Фракия), — умер около 370 до н. э.], древнегреческий философ-материалист, один из первых представителей атомизма. Из сохранившихся отрывочных сведений о жизни Д. известны его многочисленные путешествия в разные страны (в том числе в Египет, Вавилонию, Иран, Индию, Эфиопию), энциклопедический характер его познаний: Д. занимался всеми существовавшими тогда науками — этикой, математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией музыки и т.д. Из многочисленных сочинений Д. (Диоген Лаэртский насчитывает их до 70) до нас дошло только около 300 фрагментов. Многие авторитетные античные источники восхваляют простоту, ясность и красоту стиля Д., по своей поэтичности приближающегося к стилю Платона.
Историческое
место философии Д. определяется
переходом древнегреческой
Тит Лукре́ций Кар (лат. Titus Lucretius Carus, ок. 99—55 до н. э.) — римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура. Кончил жизнь самоубийством, бросившись на меч.