Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Философия".
Геге́сий (греч. Ἡγησίας) Киренский или Александрийский (около 320 до н. э. — около 280 до н. э.) — древнегреческий философ, представитель Киренской школы, ученик Аристиппа.
Исходя из главного положения Киренской школы, что истинное благо и цель жизни есть удовольствие, и исследуя с этой точки зрения действительные условия человеческого существования, Гегесий приходил к отрицательным результатам. Удовольствие или недостижимо, или обманчиво, и решительно перевешивается страданием. Благоразумие не может обеспечить счастья, потому что мы не имеем истинного познания о вещах и легко можем обманываться во всех своих расчётах. Если же счастье недостижимо, то безумно к нему стремиться; нужно ограничиться свободой от зла, то есть от страдания, а это всего лучше достигается равнодушным отношением ко всему (греч. άδιαφορία), между прочим — к чужим проступкам и злодеяниям. Так как высшее благо есть удовольствие и все его желают, то никто намеренно не бывает злым, и негодовать на зло значит только понапрасну нарушать свое душевное спокойствие. Когда же невозможно бывает достигнуть равнодушия, когда страдание оказывается нестерпимым, то есть действительное лекарство — смерть.
20, Античность, Сократические школы.Киники.Антисфен.Диоген Синопский
Киники (греч. kynikói, от Kynósarges — Киносарг, холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками; лат. cynici — циники), одна из так называемых сократических философских школ Древней Греции. Её представители (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определённого образа жизни. Главное, что от них осталось в сознании последующих поколений,— это не трактаты, которые они писали, а преимущественно анекдоты: бочка Диогена, его просьба к царю Александру Македонскому: "Отойди и не засти мне солнца"; брак Кратета, осуществляемый прямо на площади, и т.п. Примитивность кинического философствования, поражающая при сравнении с виртуозной диалектикой платонизма и аристотелизма, — лишь оборотная сторона стремления всецело сосредоточиться на одной и притом, возможно, более простой идее. Мыслить по-кинически — только средство; цель — жить по-кинически.
Учение К., созданное в условиях кризиса античного полиса людьми, не имевшими своей доли в гражданском укладе жизни (основатель кинизма Антисфен был незаконнорождённым), обобщает опыт индивида, который может духовно опереться лишь на самого себя, и предлагает этому индивиду осознать свою извергнутость из патриархальных связей как возможность достичь высочайшего из благ: духовной свободы. Последовав примеру Сократа, К. довели до его установки до небывалого радикализма и окружили атмосферой парадокса, сенсации, уличного скандала; недаром Платон назвал Диогена "Сократом, сошедшим с ума".
Диоген Синопский (Diogénes Sinopéus) (около 404—323 до н. э.), древнегреческий философ, ученик основателя школы киников Антисфена, развивший его учение в направлении наивного материализма. Д. С. отвергал цивилизацию, в частности государство, объявлял культуру насилием над человеческим существом и требовал, чтобы человек вернулся в первобытное состояние. Себя он объявлял гражданином мира, проповедовал общность жён и детей. Своё безразличие к морали и общественности Д. С. доводил до полного равнодушия к любым неудобствам жизни; согласно историческому анекдоту, Д. С. жил в бочке.
21, Античность,Платон.Учение об идеях.Гносеология
Учение об идеях - диалог Платона, посвящённый проблеме идеального государства. Написан в 360 г. до н. э. С точки зрения Платона, государство является выражением идеи справедливости. В диалоге впервые отчётливо определяются философы как люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе (идея). Государство Платона состоит из трех сословий:
Правители-философы в ходе 50-летнего образования, совершенствуют свою особую одаренность. В их лице мудрость должна объединиться с властью. В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших.
Учение Платона о познании
неотделимо от его учения о бытии, от его
психологии, космологии и мифологии. Учение
о познании оборачивается мифом. По мнению
Платона, душа наша бессмертна. До того,
как она вселилась на землю и приняла телесную
оболочку, душа будто бы, созерцала истинно
сущее бытие и сохраняла знание о нём.
Человек будет знать, не учась ни у кого,
а только отвечая на вопросы, т. е. почерпнёт
знание в самом себе, следовательно, вспомнит.
Поэтому, суть процесса познания, по Платону,
состоит в припоминании душой тех идей,
которые она уже когда-то созерцала. Платон
писал, что «и раз в природе всё друг другу
родственно, а душа все познала, ничто
не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь
одно, - люди называют это познанием –
самому найти и всё остальное, если только
он будет неутомим в поисках». Поэтому
природа души должна быть сродни природе
Истинное значение даёт только мышление.
Мышление же – это независимый от чувственных
восприятий, абсолютно самостоятельный
процесс припоминания. Чувственное восприятие
порождает лишь мнение о вещах. В связи
с этим процесс познания определяется
Платоном как диалектика, то есть искусство
вести устную речь, искусство ставить
вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания.
Другими словами, это разумное постижение
истинно сущих родов бытия или идей - «совершеннейшее
знание». Диалектика Платона – путь или
движение мысли через неистинное к истинному.
Вызвать душу к размышлению может такое
впечатление или такая мысль, которые
заключают в себе противоречие. «То, что
воздействует на ощущения одновременно
со своей противоположностью, я определил
как побуждающее, - говорит Платон, - а что
таким образом не воздействует, то и не
будит мысль». Первая половина задачи
диалектического, в платоновском смысле,
исследования состоит в определении однозначного,
точно фиксированного определения «вида».
Необходимо, по словам самого Платона,
«охватывая всё общим взглядом, возводить
к единой идее то, что повсюду разрозненно,
чтобы, давая определение каждому, сделать
ясным предмет поучения». Вторая половина
той же задачи состоит в том, чтобы «разделять
на виды, на естественные составные части,
стараясь при этом не раздробить ни одной
из них». «идей».
22,
Античность.Платон.Этика.
Плато́н (др.-греч. Πλάτων) (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.
Философия Платона
почти вся пронизана этическими
проблемами: в его диалогах рассматриваются
такие вопросы как: природа высшего
блага, его осуществление в
Задача человека в том, чтобы возвыситься над беспорядком (несовершенным чувственным миром) и всеми силами души стремиться к уподоблению богу, который не соприкасается ни с чем злым («Теэтет»); в том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить её на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным («Федон»). Платону характерна и примиряющая эвдемоничекая позиция, которая излагается в диалогах «Филеб» и «Законы».
Во всех произведениях
Платона подразумевается
Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик».
Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.
Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов. По Платону существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Любая вещь является лишь отражением своей идеи, может стремиться к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен изучать идеи, а не сами вещи. Это относится и к государству, Платон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, хотя бы потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.
23, Античность, ,Сущность вещи.Форма и материя
Форма (лат. forma, греч. μορφή) — понятие философии, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи. В соотношении с содержанием, форма понимается как упорядоченность содержания — его внутренняя связь и порядок. В соотношении с материей, форма понимается как сущность, содержание знания о сущем, которое есть единство формы и материи. При этом, пространственная форма вещи — есть частный случай формы как сущности вещи.