Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Философия".
На заре зарождения
римской философской
15, Античность,,Софисты
Софисты (от
греч. sophistes — умелец, изобретатель, мудрец,
лжемудрец), термин, которым в древнегреческой
литературе обозначали: 1) умных, изобретательных,
искусных, знающих людей, иногда людей
специальной профессии; 2) в узком смысле
— учителей мудрости и красноречия, философов
2-й половины 5—1-й половины 4 вв. до н. э.,
которые впервые в Греции стали преподавать
своё искусство за деньги. Наиболее значительными
С. были Протагор, Горгий, Гиппий, Продик,
Антифонт, Критий. С. не представляли собой
единой группы ни по социально-политической
ориентации (например, Протагор тяготел
к рабовладельческой демократии, а Критий
был врагом демократии), ни по отношению
к предшествующей древнегреческой философии
(Протагор опирался на идеи Гераклита,
Горгий и Антифонт — на идеи элейской
школы и т.п.), ни по их собственным философским
идеям. Можно выделить некоторые общие
черты философии С. — перемещение философских
интересов из сферы натурфилософии в область
этики, политики, теории познания. С. призывали
изучать самого человека и его субъективные
особенности, часто доходя при этом до релятивизма и субъективизма. Идеи
С. вошли в древнегреческую философию
как её необходимый составной элемент,
их влияние заметно не только у Сократа,
Платона и Аристотеля, у представителей мегарской
школы и киников, но и во всей философии
эллинизма, включая неоплатонизм.
16, Античность,,Сократ
Сократ (Sokrates) (470/469 до н. э., Афины, — 399, там же), древнегреческий философ. Сын ваятеля; проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был казнён (принял яд цикуты), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. С. не оставил после себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников — Ксенофонта и Платона, в большинстве диалогов которого С. выступает как главное действующее лицо.
С. был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки определённых вопросов и методического нахождения ответов на них. К. Маркс назвал С. "олицетворением философии", "воплощённой философией" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 99; их же, Из ранних произведений, 1956, с. 199). Считая неудовлетворительной древнюю натурфилософию, С. обратился к анализу человеческого сознания и мышления. Тяготея к объективному идеализму, он был далёк ещё от гипостазирования общих понятий в виде самостоятельных сущностей. Так его изображает Аристотель, приписывающий С. индуктивное учение о переходе от текучей действительности к общим понятиям, а также учение об определении понятий, впервые дающем возможность познавать сущность каждой вещи (ср. характеристику С. в ранних диалогах Платона). Признание действия родовых сущностей в окружающей действительности превращалось у С. в учение об общем и универсальном разуме или об отдельных богах-умах. Вопреки уверениям Ксенофонта, учение С. имело мало общего с народной религией, хотя он и не отрицал её. Учение С. о промысле и провидении решительно порывало с наивным политеизмом и приобретало вид философской телеологии.
17, Античность,Сократические школы.Мегарики.Евклид
МЕГАРСКАЯ ШКОЛА, мегарики – одна из сократических школ, основана Евклидом из Мегары, существовала на протяжении IV – начала III в. до н.э. Принято выделять три этапа существования Мегарской школы в связи с тем, что ближайших сторонников Евклида называли «мегариками», потом – «эристиками» (греч. «спорщики»), а позднее – «диалектиками», потому что эти философы представляли свои логические аргументы в форме вопросов и ответов. К «мегарикам» относят Евклида и Стильпона, к «эристикам» – Евбулида и Алексина, к «диалектикам» – Диодора Крона.
Основное внимание в раннем учении Мегарской школы (Евклид) было сосредоточено на этике (влияние учения Сократа о едином благе) и метафизике (влияние учения элеатов о едином бытии); позднее – исключительно на логике («эристики» и «диалектики»), что также можно возвести к тем же источникам – сократовскому методу вопросов-и-ответов и парадоксам Зенона Элейского. После Евклида этической проблематикой более всего занимался Стильпон, который доказывал самодостаточность добродетели для счастья. Школа была известна разработкой 1) логических парадоксов, в т.ч. софистических уловок (Евбулид); 2) модальной логики (Диодор Крон и Филон); 3) теории правильной импликации (Диодор и Филон).
Наибольшую известность приобрели логические парадоксы мегариков, особенно приписываемые Евбулиду: Лжец (истинно или ложно высказывание «Я лгу?»), Покрытый (Знаешь ли ты покрытого покрывалом человека? – Нет – Но это твой отец. Следовательно, ты не знаешь своего отца), Рогатый и ряд других. Также известен т.н. «главный аргумент» Диодора Крона, согласно которому возможное определялось как то, что истинно или в настоящем, или в будущем.
Важны две линии влияния мегарских идей. 1) Мегарики и Аристотель: в Метафизике Аристотель критикует анонимных «мегариков» за неверное учение о возможности (Met. IX 3). 2) Мегарики и стоики: неоспоримо влияние Мегарской школы на формирование стоической пропозициональной логики (стоик Зенон учился у Диодора Крона). Стоики и «диалектики» были создателями новой, не-аристотелевской, логики, в которой за базовые единицы были приняты не предикаты, а целые высказывания.
(ум. после 369 до н.э.)
– древнегреческий философ, последователь
Сократа, основатель Мегарской школы.
По преданию, именно к Евклиду приехали
искать убежища афинские друзья Сократа (в том числе и Платон),
устрашенные его казнью. Как все видные
сократики, Евклид писал сократические
диалоги: Ламприй, Эсхин, Феникс,
Критон, Алкивиад и О
любви (не сохранились). Взгляды Евклида,
по мнению античных доксографов, сформировались
под влиянием не только Сократа, но и Парменида: существует только
одно благо, лишь называемое разными именами:
иногда мудростью, иногда богом, а иногда
умом и прочими наименованиями, а противоположное
благу он отрицал, заявляя, что его не существует.
.
18, Античность, Сократические школы.Мегарики.Софизмы
Софи́зм (от греч. σόφισμα, «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость») — ложное умозаключение, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Это отличает его от паралогизма и апории, которые могут содержать непреднамеренную ошибку либо вообще не иметь логических ошибок, но приводить к явно неверному выводу. Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное.
Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше.
По-видимому, первыми,
кто понял важность семиотического анализа
софизмов, были сами софисты. Учение о
речи, о правильном употреблении имён Продик считал важнейшим. Анализ
и примеры софизмов часто встречаются
в диалогах Платона. Аристотель написал
специальную книгу «О софистических опровержениях»,
а математик Евклид — «Псевдарий» — своеобразный
каталог софизмов в геометрических доказательствах.
Сочинение «Софизмы» (в двух книгах) написал
ученик Аристотеля Феофраст (D.L. V. 45). В средние века
в Западной Европе составлялись целые
коллекции софизмов. Например, собрание,
приписываемое английскому философу и
логику XIII века Ричарду
Софисту,
насчитывает свыше трехсот софизмов. Некоторые
из них напоминают высказывания представителей
древнекитайской школы имён (мин цзя). Аристотель называл софизмом «мнимые
доказательства», в которых обоснованность
заключения кажется верной и обязана чисто
субъективному впечатлению, вызванному
недостаточностью логического или семантического
анализа. Убедительность на первый взгляд
многих софизмов, их «логичность» обычно
связана с хорошо замаскированной ошибкой — семиотической: за счёт метафоричности
речи, омонимии или полисемии слов, амфиболий и пр., нарушающих однозначность
мысли и приводящих к смешению значений
терминов, или же логической: подмена основной
мысли (тезиса) доказательства, принятие
ложных посылок за истинные, несоблюдение
допустимых способов рассуждения (правил
логического вывода), использование «неразрешённых»
или даже «запрещённых» правил или действий,
например деления на нуль в математических
софизмах (Последнюю ошибку можно считать
и семиотической, так как она связана с
соглашением о «правильно построенных
формулах»).
19, Античность, Сократические
школы.Киренаики.Аристипп.
Кирена́ики — представители греческой философской школы, последователи Аристиппа из Кирены.
Киренаики или киренцы, последователи школы, основанной в IV в. учеником Сократа, Аристиппом из Кирены. По учению этой школы, единственная цель в жизни — наслаждение (гедонистическая или эвдемонистическая точка зрения), которое и является высшим благом, добродетель — умение господствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями. Также представители данной школы выступали против изучения природы. Философия киренаиков оказывала и прямое разрушительное действие на человека: поскольку невозможно достичь в этом мире всей полноты наслаждений, то лучше свести счеты с жизнью (Гегесий). Впоследствии Киренская школа перешла в эпикурейскую.