Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Философия".
Свобода человека
как индивидуальности являлась для
философии Возрождения одной
из главных проблем. Хотя пути достижения
свободы и равенства
Эпоха XVII в.: первые буржуазные резолюции в Нидерландах и Англии. Радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании.
Развитие науки определяли мануфактурное производство, рост мировой торговли, мореплавание, военное дело. Идеал человека – предприимчивый купец и любознательный ученый. Передовые европейские государства, стремясь к военному и экономическому господству, поддерживают науку: образование академий наук, научных обществ (Лондонское королевское общество – Р. Бойль, основоположник новых химии и физики, И. Ньютон; в Париже – Естественно-научная академия).
В науке –
опытно-экспериментальные
Научные исследования
объединяются в одном экспериментально-
Ведущая наука – Механика (о движении тел), сыгравшая огромное методологическое значение в формировании философско-мировоззренческих взглядов XVII в.
Философия связана с социальной почвой не только через естествознание, но и через религиозное мировоззрение, государственную идеологию. Ученые обращались к Божественному всемогуществу, «первотолчку», «мировому разуму». Соотношение материализма и идеализма, теизма и атеизма не является жесткой альтернативой «или… или». Философия согласовывает естественно-научную картину мира с существованием трансцендентной личности – деизм, концепция «двух истин» – «божественной» и «природной». С новой силой начинается полемика: чем является основа подлинного знания – разум или опыт?
Итак, в XVII в. в
Европе возникла новая философия
на идеях самоценности разума и важности
целенаправленного
Выделяют два основных направления:
1) эмпиризм. Чувственный опыт – единственный источник знаний:
А) идеалистический эмпиризм (Д. Беркли, Д. Юм). Опыт – совокупность ощущений и представлений;
Б) материалистический (Ф. Бэкон, Т. Гоббс). Источник чувственного опыта – внешний мир;
2) рационализм.
На первом плане – логическое
основание науки, разум –
Основные идеи философии Нового времени.
1. Автономно мыслящий субъект.
2. Методическое сомнение.
3. Индуктивно-эмпирический метод.
4. Рационально-дедуктивный
метод, интеллектуальная
5. Гипотетико-дедуктивное построение научной теории.
6. Новое юридическое мировоззрение: обоснование и защита прав гражданина.
Мыслители. Ф. Бэкон (1561 -1626). Индукция – от частного к общему. «Знание – сила» Р. Декарт (1596-1650), французский математик, физик – картезианство, дуализм – Бог – причина всего, не более. Субстанция: материя – протяженность.
Томас Гоббс (1588- 1679), англичанин. Природа – совокупность протяженных тел. Люди равны и воюют за свои права, деспотическая власть лучше войны.
Барух Спиноза (1632-1677), нидерландец. Монизм: все происходит из единой субстанции – материи либо духа.
Готфрид Лейбниц (1646-1716), немец. Мир происходит из монад – духовных элементов бытия.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Эпохой Просвещения называют 18 век. К этому
времени был накоплен огромный научный
материал в различных сферах. В социально-экономическом
отношении эпоха Просвещения - это эпоха
падения феодализма и становление капитализма
в странах Западной Европы .
Сущность эпохи выражается в отрицании
критики феодальной собственности, сословной
привилегии, критики деспотической монархической
власти, критики религиозных суеверий,
предрассудков.
Эпоха просвещения охватила ряд стран:
Англию - Джон Локк, Толанд, Беркли, Юм.
Францию - Вальтер, Руссо, Гольбах, Дирго.
Германию - Лессинг, Гердер, Кант.
Россию - Новиков и Радищев.
Идеология просвещения отражает интересы
нового класса. Особенности просветительской
идеологии заключается : В убежденности
решающей роли просвещения и знания в
общественном развитии. Движущей силой
в человеческой истории считается человеческий
разум, прогресс просвещения. Просветители
поют гимн человеческого разума и надеются,
что с помощью разума можно решить все
социальные проблемы. Гельвеций например,
все болячки человека видел в невежестве
людей. Просветители надеялись на просвещенного
монарха и распространения знаний. Надежды
носили утопический характер.
Во Франции в 18 веке шла острая борьба
между феодализмом и возникшими в его
недрах капиталистическими отношениями.
Антифеодальное движение, в конечном счете,
привело к буржуазной революции 1789-94 года.
"Великая Французская революция".
Буржуазия из экономического господствующего
класса превратилась в класс политически
господствующий. Важнейшую роль в подготовке
революции сыграли Ламетри (1709-1751), Гельвецкий
(1715-1778), Дидро (1713-1784), Гольбах(1723 - 1789).
Становление капиталистических отношений
- это процесс совершенствования производственных
сил (средств производства). Он мог происходить
только в органической связи с развитием
науки, если в средние века наука выступала
служанкой богословия, то в 18 веке она
становится необходимой для развития
промышленности и торговли. Наука восстает
против церкви и освобождается от бога.
Вместе с этим совершенствовалась методология
научного познания (Философия). Идеологи
молодой буржуазии выступают против существующих
религиозных идеалистических идей, создают
материалистические концепции. Французская
философия 18 веке материалистична, развитие
капитализма вызвало к жизни не только
новые научные и философские, но и политические,
правовые, художественные воззрения.
Заслуга французских мыслителей : заключается
в критике метаницизма и метафизики своих
предшественников, непосредственных и
отдаленных.
Основные положения французского просвещения.
1. Учение о материи. Материю французские
мыслители рассматривают единую реальность,
бесконечной в пространстве и времени.
Материя отождествляется с природой (различная
материя) и рассматривается состоящей
из атомов (Гольбах) и молекул (Ламетри,
Дидро). Материя - это вся природа она существует
сама по себе, ее никто не сотворил она
является всего, будет существовать и
действовать вечно. Природа - это колоссальная
мастерская. Материя отождествляется
с веществом и существует, состоит из бесконечного
множества материальных тел. Однако встречаются
и абстрактные представления о материи,
согласно Гольбаху материя - это все то
что каким либо образом воздействует на
органы чувств.
2. Представления о движении и развитии.
Движение французские материалисты рассматривают
всеобщим атрибутивным свойством материи.
Материя и движение органически взаимосвязаны
между собой. Нет материи без движения,
а движения без материи. Выдвинули идею
о самодвижении. Гольбах вслед за Спинозой
(1632-1677) и Голандом считает, что природа
находится в состоянии вечного движения,
источник ее изменений находится в ней
самой. Таковой источник - взаимодействие
материальных объектов. Недостаток Гольбаха
в том, что он не смог решить проблему самодвижения
отдельных тел. Источник движения он видел
во внешнем воздействии (т.е. механицизм).
По Гольбаху во вселенной солнца гаснут
и покрываются твердой корой, (звезды превращаются
в планеты) планеты гибнут и рассеиваются
в пространстве. Земля как и другие планеты
возникла естественным путем и за время
своего существования пошла или испытала
существенные изменения.
Мыслители анализировали проблему происхождения
жизни. Жизнь порождается природой без
вмешательства каких либо внешних сил.
По мнению Дидро, минералы приводят к возникновению
растений, растения порождают животных,
животные порождают человека. Дидро анализирует
проблему видообразования: первый вид
порождает другой.
3. Учение о познании. Французские философы
правильно считали, что процесс познания,
есть процесс отражения внешнего мира
человеком, в процессе воздействия внешнего
мира на человека. Такое понимание познания
не в состоянии было объяснить многие
факты: 1) почему различные объекты природы
отражаются людьми в разное время. В чем
дело? Французы не могли понять, что процесс
познания органически связан с материальной
действительностью людей. Человек познает
мир лишь преобразуя его. Это можно изобразить
следующим образом. Субъект воздействует
на окружающий мир. ● ●
2) В теории познания французы были сенсуалистами
(сенсуал - ощущение). Источником знаний
они считали органы чувств. Она не признавали
качеств специфики абстрактного мышления,
т.е. не проводили грань между чувством
мышления и абстрактным. По их мнению в
наших знаниях нет ничего, что прошло бы
через органы чувств. С позиций сенсуализма
они подвергли острой критике концепцию
врожденных идей Декарта.
4. Ценными являются взгляды философа на
человека, как продукт общественной среды,
воспитания. По их мнению, какова среда
таков и человек. (проявление механицизма).
Гельвецкий видит в человеке существо,
из которого благодаря воспитанию можно
сделать все что угодно. Природная данность
темперамента по его мнению не препятствует
возможности его изменения в любом направлении.
Здесь недооценивать активность человека,
принижение его творческих потенций, из
человека можно слепить все что возможно.
Субъект Среда. Вопрос о роли среды мыслители
не могли правильно решить, понять от чего
зависит характер среды, и что такое среда.
Они понимали, что общественная среда
зависит от прогресса человеческого разума,
т.е. людей в силу этого они оказывались
в заколдованном кругу. Среда оказывает
влияние на человека, а человек оказывает
влияние на среду. Нужно было этот круг
где-то разорвать в конечном счете философы
приходят к выводу, что мнения людей правят
миром. Вывод идеалистический (мнения
правят миром.)
5. Во взглядах на общество мыслители стояли
не идеалистических позициях, по их мнению,
ход истории определяется умственным
прогрессом - прогресс знаний, науки, морали,
искусства. Причина самого умственного
прогресса, а именно материальное правительство
оставалось для них неизвестным. Заслуга
французских мыслителей состояло в : подчеркивании
активной роли идей в жизни общества. Оказывает
влияние на жизнь общества наука, религия.
6. Французские ученые вели решительную
борьбу с идеализмом и религией. Гольбах
например называл философские систему
Беркли самой абсурдной философской системой.
Философия Беркли заключается: Беркли
- эпископ, крупнейший представитель субъективного
идеализма, он рассматривает мир как комплекс
ощущений. Французские мыслители дали
глубокую критику религии, по их мнению,
бога не существует, бог это плод фантазий
людей, представления о боге появились
в результате незнания людьми причин колоссальных
явлений. Французские мыслители не могли
раскрыть социальные факторы религии,
что религия появилась как угнетенная,
управления людьми.
7. Преувеличивали роль личности в истории.
Ход истории продукт деятельности царей
и.т.д
Философия Канта
оказала колоссальное стимулирующее
воздействие на всю последующую
европейскую и, в особенности, немецкую
мысль. Характер кантовской постановки
проблем философии и их решения вызвали
сильное желание лучше выразить подлинные
завоевания его мысли и преодолеть свойственные
ему ошибки. Первым, кто предпринял такую
попытку был И. Фихте.
Иоахим Фихте (1762 - 1814) родился в бедной крестьянской семье. Несмотря на материальные тяготы, которые ему пришлось пережить, чрезвычайно способный юноша сумел получить образование. Рано определился и его философский интерес. Вышедший в свет очерк "Опыт критики всякого откровения" (1792), вдохновленный "Критикой чистого разума", заслужил одобрительный отклик самого Канта. Убежденность Фихте в том, что ему открылся подлинный смысл кантовской философии, который следовало бы донести до самого автора этой философии, привела в конечном счете к публичному отказу Канта от своего ученика. С 1794 г. начинается академическая карьера Фихте. Он сближается с романтиками и увлеченно, вариант за вариантом, разрабатывает свою основную философскую концепцию "Наукоучения". Громкую славу приносят Фихте его публичные речи, обращенные к германскому народу и посвященные теме его национального самоопределения и достоинства в современную эпоху. Умер Фихте в Берлине, будучи ректором университета, заразившись тифом от жены, ухаживавшей за больными солдатами в госпитале. Обманчивая видимость,
внушающая мысль о Фридрих Шеллинг (1775 - 1854) родился в семье пастора. После обучения в Тюбингеме (где он познакомился с Гегелем), а затем в университетах Лейпцига и Дрездена, где изучал естественные науки, двадцатитрехлетний Шеллинг приступает к работе в Йенском университете, где вскоре (1799) сменяет ушедшего из него Фихте. В 1800 г. выходит принесшая ему прочную славу "Система трансцендентального идеализма". Философская эволюция Шеллинга уже после выхода этой книги претерпела целый ряд существенно отличных друг от друга этапов. Шеллинг прямо исходит из принципа тождества духа и природы, понимаемых всего лишь как разные проявления единой деятельной сущности - Абсолютного или Бога. В его философии оживают пантеистические системы Дж. Бруно и Спинозы, переосмысленные в свете возможностей, рожденных идеей трансцендентализма Канта и ее развитием в философии Фихте. Абсолютное тождество Шеллинга есть первоначальная, а не производная сущность. Сила, изливающаяся в природе, по существу тождественна с той силою, которая обнаруживается в духовном мире, с той лишь разницей, что в первом случае она должна бороться с перевесом реального, а во втором случае - с перевесом идеального. Чрезвычайная
близость сферы природы и сферы
искусства, натурфилософия и философия
искусства в глазах ряда его современников
расценивалась как смешение задач поэзии
и науки. Существенно иным способом стремится
реализовать принцип тождества идеального
и реального Вильгельм Георг Фридрих Гегель.
Георг Вильгельм
Фридрих Гегель (1770 - 1831) родился в
Штутгарте. После окончания богословского
факультета Тюбингенского университета,
где он изучал философию и теологию, им
избирается не церковное, а светское поприще.
С 1793 по 1799 гг. он учительствует сначала
в Берне, а затем во Франкфурте. В 1801 г.
Гегель получает приглашение от дружившего
с ним со студенческих лет Шеллинга, добившегося
уже известности и славы, в Йенский университет.
Здесь же он защищает диссертацию "Об
орбитах планет" и подготавливает свою
первую печатную работу "Различие между
системами философии Фихте и Шеллинга".
В Йене Гегель работает над одним из основных
своих трудов "Феноменология духа"
(1807). В этой работе он формулирует основные
принципы своей философии. В 1808 г. Гегель
принимает предложение быть ректором
гимназии в Нюрнберге. Этот период в его
жизни оказался особенно плодотворным.
Он завершает свой главный труд "Наука
логики" (1816). После непродолжительной
работы в Гейдельбергском университете,
где им была издана "Энциклопедия философских
наук", открывается последний - Берлинский
- период творчества, время широкого признания
философа, время славы и почета. В это время
Гегель издает "Философию права"
и читает большие лекционные курсы, среди
которых история философии, эстетика и
философия религии (изданы посмертно).
Умер Гегель в Берлине во время эпидемии
холеры. Процесс развития, обусловленный противоречием, принимает у Гегеля форму трехтактного движения, хорошо освоенного уже Фихте. Первой ступенью здесь является тезис, затем, его противоположность - антитезис, и, наконец, третья ступень - синтез. В конечном пункте противоположные моменты сохраняются в своем единстве как внутренние моменты синтетического целого. Господство так называемой триады позволяет также обозреть гегелевскую философскую систему в целом. "Познать разум
как розу на кресте Это гегелевское
кредо в понимании отношения
философии и действительности прекрасно
гармонирует с его высочайшей
оценкой государства, "как действительности
нравственной идеи", "реализации
свободы" и т.п. Государство, по гегелевскому
определению, как действительность субстанциальной
воли, которой оно обладает в возведенном
в свою всеобщность особенном самосознании,
есть в себе и для себя разумное. Это субстанциальное
единство есть абсолютная неподвижная
самоцель, в которой свобода достигает
своего высшего права, и эта самоцель обладает
высшим правом по отношению к единичным
людям, чья высшая обязанность состоит
в том, чтобы быть членами государства.
Государство в отношении индивида обладает
первичной реальностью. Оно есть объективный
дух, и потому "сам индивид обладает
объективностью, истиной и нравственностью
лишь постольку, поскольку он член государства.
Тем самым Гегель возвышает откровенно
этатистскую позицию как единственно
верную. Отклоняя все концепции государства,
которые исходят из отдельных индивидов
как от своей отправной точки (теория договора
и пр.), Гегель делает заключение относительно
таких концепций, что их рассудочные выводы
неминуемо уничтожают "в себе и для
себя сущее божественное, его абсолютный
авторитет и величие". В свободе, по
гегелевскому убеждению, надо исходить
не из единичности и самосознания единичности.
Главное - сущность самого самосознания,
и она "независимо от того, знает ли
об этом человек или нет, реализуется в
качестве самостоятельной силы, в которой
отдельные индивиды не более, чем моменты:
государство - это шествие Бога в мире;
его основанием служит власть разума,
осуществляющего себя как волю". Таким предстает
в гегелевской характеристике ход
мировой истории. Государства, народы
и индивиды служат бессознательными
орудиями и органами внутреннего дела
мирового духа По общему смыслу и пафосу гегелевской философии она явилась завершением всего предшествующего развития не только в сфере собственно философской, но и в глобальном историческом смысле, так как Дух осознал самого себя как единственно сущее, как начало и конец всего. Темы истории
и развития были введены гегелевской
философией в духовную культуру Европы
начала XIX в. с исключительной силой.
Вместе с тем его учение оказалось
последним грандиозным |
.Иррационалистическая философия XIX века
Иррационалистическая
философия возникает в период
господства идей классической философии
в Западной Европе. Она восстает,
бросает вызов клас-сической философской
традиции, критикуя узость и односторонность
рациона-лизма, его неспособность дать
ответы на вопросы, которые ставит жизнь
в про-цессе человеческой деятельности.
С появлением иррационалистической фило-софии
происходит радикальное изменение философской
проблематики, пере-смотр проблемы смысла
человеческого существования, места человека
в мире, его отношения к Богу, к смерти
и бессмертию, к его предназначению.
При жизни идеи иррационалистических
философов (А Шопенгауэра,. С.Кьеркегора,
C. Ницше) не нашли отклика, были встречены
враждебно, с нена-вистью; однако после
их смерти они стали чрезвычайно актуальны,
получили широкое распространение. Актуальность
иррациональной философии опреде-ляется,
прежде всего, развитием гуманистического
воззрения на мир и роль че-ловека в современной
цивилизации; осознанием кризиса европейской
культуры; такими факторами, как (демократизация
общественной жизни; существенное влияние
науки на общество, не способное использовать
свои достижения на благо человечества;
динамичность и агрессивность в мире,
поглощение и уничтожение традиционных
культур. Актуальность идей иррациональной
фи-лософии объясняется тем, что она обращена
к проблемам повседневной жизни человека,
исследует присущие всем состояния отчаяния
и абсурда, страха и смерти, смысла и бессмыслицы,
несвободы и свободы, ответственности,
выбора и творчества. Кроме того, иррациональная
философия находит живой отклик в сердцах
и умах людей в силу того, что отказалась
от специфически- академиче-ского, категориального
языка философии, вышла "из берегов
философии на широкое поле культуры и
ценностей". Категориальная система
разнообразна, выходит за пределы чисто
философского содержания, затрагивает
этику, эсте-тику, этнографию, психологию,
педагогику, литературу и искусство. Иррацио-нальная
философия внесла существенный вклад
в формирование новой фило-
софской картины мира и стиля мышления,
обратив свое внимание на ограни-ченность
классической философии, науки и практики.
Она создала новый обра-зец философствования,
дала импульс для развития культурологии,
психологии, психоаналитики, сделала возможным
возникновение нового литературного жанра
под названием "Философская проза".
Иррационалистическая философия - своеобразный
элемент западноевро-пейской философии.
Она есть результат генезиса иррациональных
идей в про-странстве культуры. Для выяснения
сущности и задач иррациональной филосо-фии,
следует обратить внимание на смысловые
значения понятий "иррацио-нальное"
и "иррационализм", неоднозначно
используемые в философии.
Современная западная философия отличается от классической рядом особенностей. Классическая философия выдвинула требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования. Считалось вполне возможным постигать законы природы и общества и господствовать над ними.
Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был нанесен первый удар Французской революцией 1879 г. Террор, гражданская война заставили многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки.
Надлом классической философии произошел уже в учениях А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и их последователей. Эти выдающиеся философы показали, что познание и процесс добывания истины доступны далеко не всем и каждому, мир вовсе не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества последствиям. Если кратко определить основные тенденции современного философского мышления на Западе, то надо назвать сциентизм, антропологизм, возврат к основам мистико-религиозной философии.
В XX в. выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих со старой классической философской системой. Это, во-первых, идея изучение и анализ жизни отдельного человека над исследованием больших человеческих общностей.
Во-вторых, это движение от идеи свободного и разумного человека, способного кардинально переделать природу, общество и себя лично, к человеку, жестко ограниченному экономикой, политикой, религией и пр.
В-третьих, сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются теперь как независимая структура.
В-четвертых, активно проводится идея двух непересекающихся линий человеческого знания (научного и философского), имеющих своим конечным продуктом «научную истину» и «философскую правду».
Возникают принципиально новые философские картины мира и стили мышления. У истоков научных дискуссий стояли различные научные объединения, из них наиболее заметным стал так называемый Римский клуб, возглавляемый Аурелио Печчеи.
По мнению теоретиков Римского клуба, существует шесть новых задач человечества:
1) сохранение культурного наследия;
2) создание мировой сверхгосударственной общности;