Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Философия".
3) сохранение естественной среды обитания;
4) увеличение эффективности производства;
5) правильное
использование ресурсов
6) развитие внутренних (интеллектуальных, сенситивных (чувственных), соматических (телесных)) способностей человека.
В то же время
широко распространяются не новые, но
модернизированные
Новое видение мира основано на мистических переживаниях, особых состояниях сознания, особом языке, описывающем реальную загробную жизнь в специальных понятиях.
1. Общее понятие и характерные черты русской философии.
Русская философия
– феномен мировой философской
мысли. Ее феноменальность заключается
в том, что русская философия
развивалась исключительно
Характерными
чертами русской философии
сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой);
целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
большая роль проблем морали и нравственности;
конкретность;
широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Основы предмета русской философии составляли:
проблема человека;
космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
проблемы морали и нравственности;
проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
проблема власти;
проблема государства;
проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);
проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);
философия XVIII в.;
философия XIX в.;
русская и советская философия XХ в.
2. Ранняя русская философия (период ее зарождения и раннего христианства).
Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX – XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).
Основными темами ранней русской философии были:
моральные и нравственные ценности;
объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;
государство;
право;
природа.
Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:
Иларион (основное произведение – «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);
Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);
Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания);
Филипп
Пустынник (основное произведение –
«Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения
души и тела, плотского (материального)
и духовного (идеального).
3. Русская философия XII – XVII вв.
Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и философии приходится на XIII – XVII вв.
Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:
сохранение русской духовности;
христианство;
борьба за освобождение;
устройство государства;
познание.
Среди видных философов данного периода:
Сергий Радонежский (XIV в. – философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;
Философий (XVI в.) – также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим – Константинополь – Москва;
Максимилиана
Грек (1475 – 1556) – отстаивал морально-
Андрей
Курбский (1528 – 1583) – был идеологом
оппозиционной социально-
Нил Сорский, Вассиан Патрикеев – выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосифлян» - сторонников сохранения прежних церковных устоев);
Аввакум и Никон – также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон – за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Авакум – за сохранение старых обрядов;
Юрий Крижанич (XVII в.) – выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.
4. Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).
Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии:
философию эпохи петровских реформ;
материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.
К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.
Основной направленностью их философии была социально-политическая:
вопросы устройства монархии;
императорской власти, ее божественности и нерушимости;
прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);
войны и мира.
Также философы данного направления занимались и иными вопросами – познания, нравственных ценностей и др.
Основными
представителями
М.В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии.
Также Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («копрускул», то есть атомов) – материальных монад.
Отношение М.В. Ломоносова к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.
В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.
На
последовательно
5. Основные направления русской философии XIX в.
Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:
декабристское;
монархическое;
западническое и славянофильское;
революционно-
атеистическое;
теологическое;
философию космизма.
Более подробно данные направления рассматриваются в вопросе 29.
6. Основные направления русской философии ХХ в.
Русская (и советская) философия ХХ в. представлена, главным образом:
философией марксизма-ленинизма;
философией космизма;
естественно-научной философией;
философией «русского зарубежья».