Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:20, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

Ответы.doc

— 392.00 Кб (Скачать документ)


1.   Предмет философии, понятия и содержание.

Перед каждым человеком возникают проблемы мировоззренческой ориентации человека, такие как: 1.осознание своего места в жизни 2.осознание своей роли в обществе (коллективе) 3.определение своей цели жизни 4. определение смысла своей жизни. В результате возникает социальная и личная ответственность, а это в свою очередь вытекает в мировоззренческую культуру каждого человека. В итоге получается такая схема: анализ во времени → философия→ размышление над проблемами переосмысления. При рассмотрении понятия философии необходимо определить, о чем философские вопросы. Они не о самих объектах, а об отношениях с ним человека. Следовательно, основа философского сознания заключается в ответах на вопросы: - что я могу знать? (что меня интересует), - что должен знать? (чем я занят), - на что я могу, надеется? (только на себя). Но, как известно все зависит от судьбы. А, следовательно, судьба и предназначения человека и человечества связаны с миром, который в свою очередь подразделяется на материальное  (ощущаемое) и духовное (невидимое), между которыми всегда идет спор. Основной смысл философии. Родиной философии является Древняя Греция, она появилась 2,5-3 тысячелетия назад. Именно в Др. Греции философия приобретает значение результата осознания человеком самого себя. Философия от греч любомудрие , мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, места в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.

Философствование подразумевает ответы на вопросы: осознание себя, познание себя, желание разобраться в себе. Но, несмотря на то, что меняются знания человека о мире, философские вопросы остаются вечными.

Философия как реализация полноты жизни человека. Философия – это и наука и искусство и практическая деят-ть, т.к. философия – это ценность истины, ценность красоты и ценности добра. Таким образом,  в каждом общ-ве у людей складываются те или иные представления о сущ. действительности, т.е. опред мировоззрение. Одной из важнейших форм мировоззрения явл философия, она ищет ответы на такие вопросы: как устроен мир в целом, как относится к миру человек, как он познает этот мир, как он действует в этом мире. Т.о. предметом философии явл изучение общих принципов мироустройства и отношения человека к этому миру. В нутрии философии опред как многопроблемное соотношение «мир – человек». Идя, по пути познания человек проходит три основных этапа: 1.Обретение ясности цели, 2.Развеяние сумрака сомнения, 3.Преодаление непонимания. Соловьев говорил: «Философия – это стремление к духовной ценности чел существования…» (книги, театр, церковь, картины).

2.   Специфика философского знания и его функции в обществе.

Основные функции философии мировоззренческая и методологическая.

Мировоззренческая функция предусматривает формирование жизненных позиций, убеждений и идеалов людей и реализуется на двух уровнях: логико-рассудочном и эмоционально-образном.

Методологическая ф-я проявляется в обеспечении научного и социального познания выверенными правилами, нормами и методами исследования.

Помимо двух основных ф-й философия исполняет социально-аксеологическую, культурно-воспитательную, прогностическую ф-и, а также функцию критики, призванную противостоять догматизму.

Философия есть поиск и нахождение чел-ком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Структура философского знания и методы философских исследований.

Философия является наиболее адекватным средством самосознания и духовного самоопределения человечества . За две с лишним тысячи лет она выступала во многих ипостасиях : от заботы о смерти и средства уподобления богу у Платона до науки наук и орудия революционного переустройства мира у Гегеля и Маркса. Но во всех случаях и во все времена у философии были и остались, естественно, общие характерные черты. Философия    имеет возможность отвечать на такие вопросы, на которые в принципе нет и не может быть однозначного ответа. В философ отвечать на них выпало на  долю ее аксиологической функции и соответств раздела философского знания. За свою историю философия пережила три основных периода (онтологический, гносеологический и аксиологический), и сменила три ведущие тенденции, каждая из которых вызрела в предыдущей и осталась в содержании последующей. Онтология (ontos-бытие,   logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего. Гносеология (gnosis-знание,    logos-учение) – учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы  природы познания и его возможностей. Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология включает в себя  следующие главы и отделы: Психология познавания – изучает субъективно-индивидуальные процессы познавания. Логика знания – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. (пр. логика отношений) Критика познания – анализирует соотношение между элементами объективными и субъективными. Общая история познания,  эволюция познания. Общая история познания,  эволюция познания. Аксиология  (axios – ценность) – учение о ценностях. Современные  философы отказываются от построения многоступенчатых классификаций, поскольку для философии нет запретных тем.

4

4 Общие закономерности развития философии Востока и Запада

Развитие философии на Востоке и Западе при всей ее самобытности и специфичности имеет ряд общих закономерностей. Философская мысль, во-первых, и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. Для мифологии свойственна неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин. Она объясняет мир и все явления в нем действием богов и героев. Но в мифологии впервые в истории человечества ставится и ряд собственно философских вопросов: как возник мир и как он развивается; что такое жизнь и смерть, и другие. философия Запада и Востока зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. Так, возникновение философии в Древней Индии относится примерно к I тысячелетию до н.э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. В Китае философия возникает в VI—V вв. до н.э., когда там начался процесс классового расслоения общества: разорение общинников и рост экономической и политической мощи новых земельных собственников и городских богачей. философия Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям. Она исследует такие явления, которые человека волнуют всегда: «как хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать» . А чтобы эти ценные плоды получить, человек должен овладевать философской мудростью: ему следует научиться разбираться в таких проблемах, как мир и его познание, человек и природа, смысл жизни человека и др. И восточная, и западная философия древнего мира интересовались проблемами добра и зла; прекрасного и безобразного; справедливости и несправедливости; дружбы, товарищества, любви и ненависти; счастья, наслаждения и страдания

мировоззренческий характер философского знания — также закономерность развития философии Запада и Востока. Хотим мы этого или нет, но философские идеи, взгляды, теории, системы являются либо идеалистическими, либо материалистическими, а иногда эклектическими (соединениями этих двух типов мировоззрений). Идеализм представлен в философии древнего мира Запада и Востока в своих двух разновидностях: как объективный и как субъективный идеализм. В философии Востока — это философия «йоги», буддизма, джайнизма, конфуцианства, даосизма. В западной философии — это философия Пифагора и Пифагорейского союза, элейская философия, а также философия Сократа, Платона и др.

Представители: Гераклит, Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель, Конфуций, Лао – Цзы.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Философия Древней Индии и ее главные философско-религиозные направления.

Инд. Ф-я мысль –древнейшая в мире.Осн.школы: джайнизм, буддизм, адживика. ЕЕ история начинается с Вед(“ведение,знание”), возникших, по видемому, между 1-2 тысячилетиями до н.э. .Веды состоят из 4 сборников гимнов, песнопений, магич.заклинаний, молитв и т. п(санхиты, брахманы, араняки и упанишады).Собственно полное влззрение Др.Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые проблески фил.подхода прослеживаются уже в сборниках ведических гимнов. По форме Упанишады обычно представляют диалог  мудреца-учителя с учеником, либо с человеком ищущим истину. Среди многих вопросов о природе, человеке и познании в Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Центральный вопрос в теории познания Упанишад-разделение знания нана 2 вида: низшее и высшее. Низшее зн-е- это зн-е эмпирической действительности, которое считается з-ем отрывочным, фрагментарным=>неистинным. Высшее зн-е –это зн-е духовного абсолюта, кот.рассматривается как восприятие бытия в его целостности и главным средством приобретением которого служит мистическая интуиция;Именно это зн-е дает власть над миром.Осн-м источником фил.мысли более позднего –эпического периода явл. Обширная эпическая поэма “Махабхарат”, кот.состоит из 18 книг, повествующих о борьбе за власть между двумя родами. Особо важную роль в становлении ф. сыграла математика(в несколько меньшей степени астрономия). Мат-ка в др.Индии , особенно такие ее разделы, как арифметика, алгебра, достигла очень больших результатов(достаточно указать на появление здесь позиционной системы счиления и введения нуля)

 

6. Философия Древнего Китая и ее основные школы.

В Китае процесс зарождения философии наз” эпохой борющихся царств”. Первые философы бродяги критиковали мифологию. Знаменитые древнекитайские ф-фы : Конфуций и Лао-дзы.В этот период сложилисось 6 школ: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, инь янь, имён. Для др.Китая характерна опора на священные книги-“пятикнижие”. Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа ЯНЬ и ИНЬ олицетворяют два взаимодополняющие начала(муж. и жен.). Лао-дзы учил, что каждая вещь, достигнув определенной степени развития, превращается в свою противоположность: неполное-полным, кривое –прямым). Эта смена протиположностей рассматривалась как всеобщая закономерность движения вещей, как единый поток, как вечное возникновение и исчезновение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.   Философия античности натурфилософского, классического и эллинистического периодов.

Философия античного мира. (Учение Гераклита, Ксенофана, Парменида, Роль Зенона в развитии теоретического мышления, учение Демократа, Сократа). Великим диалектиком античного мира являлся Гераклит Эфесский (ок.520-460 гг. до н.э). Согласно его воззрениям переход явлений из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которое он называет вечным «всеобщим логосом», т.е единым общим для всего существования законом. Гераклит учил, что мир не создан никем из Богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнём, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. ( основной труд  «О природе»). Гераклита можно считать основоположником учения о познании. Он первый стал различать чувственное и рациональное познание. Ксенофан – основатель школы элеатов. Свой главный труд «О природе» написал виде поэмы. Первоначалом мира считал землю, полагая что всё рождается от земли и всё в землю уходит. Он также считал что люди сами создают Богов по своему образу и подобию – «каков человек, таков и Бог».Ксенофан придерживался позиций тантеизма, и по его мнению, Бог есть абсолютный, вечный, бесконечный двигатель. Парменид,  в отличии от Гераклита говорил, что ничто не меняется. Бытиё есть то, что охватывается мыслью. Небытиё (ничто) не существует, т.к о нём нельзя мыслить и говорить. Парменид различал понятия «истина» и «мнение». Мнение – это внутреннее противоречие, чувственная видимость. Истина – мысленный мир, мир единого и вечного бытия. Зенон  яркий представитель субъективной диалектики. Считал что существует лишь то, что можно доказать. Он сформулировал 40 апорий (неразрушимых затруднений), многие из которых получили широкую известность. Рассуждения Зенона, построенные на развитии теоретического мышления, а диалектические взгляды Гераклита впоследствии были использованы Гегелем, а также марксистами при создании диалектического материализма. Демократ (460-370 гг. до н.э) был учёным  - энциклопедистом, крупнейшим представителем атомистического направления в философии. Демократ написал около 70 сочинений, но ни одно из них не дошло до нас в полном виде. Основу философских размышлений Демократа составляет идея, которая в самом общем виде уже появилась в древневосточной культуре,  которая как полагают историки была воспринята от его учителя Левкиппа, но он разработал его дальше в целостную концепцию. Он считал, что существует бесконечное множество миров; одни миры возникают, другие гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты, которое находится между мирами и атомами. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Число атомов в мире бесконечно. Они отличаются друг от друга по 4 признакам: по форме, по величине, по порядку, по положению. Демократ утверждал, что любая вещь имела свою причину. Основа причин – основа человеческих действий. В греческой философии поворот от космоса к человеку совершил Сократ, для которого главными философскими вопросами стали вопросы: человеческой жизни и смерти, смысл человеческого существования, предназначение человека, природа истины, справедливости, мужества и др. нравственных добродетелей. Проблематика, получившая свой импульс от Сократа заняла важное место в философской мысли. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.   Развитие   философской   мысли   Средневековья   и   ее   основные   религиозно-философские направления.

Вообще, в  средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику  и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов, которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и, прежде всего, на идеи Платона.

В патристике выделяется три этапа: 1) апологетика (II-III вв.)Объектом осмысления христианских апологетов являлись многочисленные мифологические образы и представления религиозного сознания, частично заимствованные из ближневосточных, греческой и римской религий, частично заново сформировавшиеся в христианском сознании под влиянием новых социальных и духовных факторов.

2) классическая патристика (IV-V вв.), систематизировавшая христианское учение;

3) заключительный период (VI-VIII вв.), стабилизировавший догматику.

Схоластика представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.       Схоластика прошла три этапа своего развития: 1) ранняя форма (XI-XII в.в.); 2) зрелая форма (XII-XIII в.в.); 3) поздняя схоластика (XIII-XIV вв.). Главная отличительная  особенность схоластики состоит в том,  что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии.

В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе общих понятий, являются ли общие понятия продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.

Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к ослаблению авторитета церкви и священного писания. Согласно номиналистам,  общие понятия - только имена;  они  не обладают  никаким  самостоятельным существованием.

Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование. Предметы природы представляют лишь формы проявления общих понятий. Под реализмом подразумевалось учение,  согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, а не  единичные  предметы.  Согласно  средневековым   реалистам, универсалии существуют до вещей. И только благодаря этому  человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"