Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
39. Движение, пространство, время.
Главный вопрос философии во все времена был вопрос: Что явл первоосновой мира? Существовало несколько точек зрения: Одни считали, что это вода, др – земля, третие – огонь, а, следовательно, и само понятие материи рассматривается по разному: 1.Метафизическое понимание материи отождествляет материю с каким – либо конкретным видом, это приводит к выводам, что материя неизменна, материя окончательна и при этом исключ те виды и формы материи, кот пока неизвестны человеку, т.е. опасны для науки. 2.Деалектно-
40. Идея развития и ее роль в философии.
Движение – это любое взаимодействие и изменение материальной системы в природе и общ-ве. По Энгельсу – это движение абсолютно, т.к. оно есть всегда и везде в мире. В зависимости от хар-ра и рез-та изменений различают два основных типа движений: 1.Движение, при кот сохраняется качественная определенность данная материальной системой, 2.Движение с изменением его качественного состояния – это и есть развитие. Т.е. развитие – это движение к новому, кот связано с особыми изменениями, для кот хар-но: 1.Необратимость и неповторимость того, что появилось вновь, т.е. появление принципиально нового; 2.Опред направленность изменений; 3.Особенность развития сост в том, что оно не всегда осущ по прямой линии, а иногда и наблюдаются отступления назад. Существуют две тенденции развития: 1.Прогресс – это развитие с восходящей тенденцией, когда у системы наблюдается рост. Здесь наблюдается степень целостности и более высокий уровень орг-ции; обладает устойчивостью и жизнеспособностью; ей хар-на функциональная эффективность. 2.Регресс – это развитие с нисходящей тенденцией, когда у материальной системы наблюдается спад. Здесь происходит распад ранее существующей структуры; снижается устойчивость и жизнестойкость сущ структуры; уменьшается число полезных функций. Прогресс и регресс взаимосвязаны,т.к. любое реальное развитие связано с переплетением прогресса и регресса. Таким образом, это понятие относительно.
41. Законы диалектики и их значение в философии.
Закон отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики. У всех предметов, процессов, явлений реальной действительности можно обнаружить опред раздвоение на противодействующие друг другу полярные факторы, т.е. противоположности. Т.о. противоположности – это св-ва, стороны, силы или тенденции объектов, кот противостают друг другу. Например плюс-минус, горячее-холодное, верх-низ и т.д.
Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос почему происходит развитие.
1. Явлениям действительности (как в природе, так и в общ-ве, и мышлении) присуще диалектические противоположности, кот с одной стороны сущ в единстве, т.е. явл частями того или иного целого, неразрывно связаны между собой, взаимопредполагают и дополняют друг друга, а с др стороны взаимоотталкиваются, т.е. взаимоисключают и отрицают друг друга , противостоят и противодействуют друг другу, сталкиваются и борятся друг с другом. Отсюда следует: диалектические противоположности сущ в сложных и переменчивых отношениях противоречивого единства или диалектического противоречия.
2. Между противоположностями развивается взаимодействие и отношение диалектического противоречия, т.е. отношения единства и борьбы. Диалектическое противоречие – это взаимоотношение между диалектич противоположностями, кот сущ в единстве и борьбе между собой.
3. В результате такого взаимодействия и взаимопереходов одной противоположности в др данное противоречие разрешается.
4. Явление переходит в новое качественное состояния (в нем развиваются новые противоположности и новый процесс их взаимодействия.
Значение: Раскрывает внутренний источник развития явлений.
Закон перехода количественных изменений в качественные:
1.Две стороны предмета- качество и количество тесно взаимосвязаны и в пределах меры сущ в единстве .Мера –тот интервал кол изменений в предмете, в рамках которого предмет остается соамим собой , в своем качестве.
2.В процессе движения мат объекта в нем постоянно происходит эволюционные кол изменения, при переходе меры они вызывают кач изменения-СКАЧОК( это революционный преход объекта из одного качественного состояния в другое, например превращение воды в пар, может протекать как интенсивно так и постепенно
3.Новое качество предмета происходит в результате скачка .Оно:а) закрепляет в нем новые кач характеристики б) устанавливает новую меру для единства кач-ва и кол-ва
Этот закон раскрывает внутренний механизм всякого развития в мире и отвечает на вопрос Как происходит развитие?
Кач-во- это такая определенность объекта, кот. указывает на его принадлежность к опр типу вещей, отличая от других объектов.Кач-во –совокупность всех существенных специфических свойств присущих предмету
Кол-во – это характеристика предметов, процессов, явлений по величине и степени проявления того или иного свойства
Закон отрицания отрицания означает , что развитие природы, общества и познания происходит :а) как бесконечная цепь диалектич отрицания старого новым на сонве приемственности( с усранением отжившего но с сохранением и развитием всего жизнеспособного) б) как частичное повторение старого, но уже на более высокм уровне и в новых осовременненых формах в) как в целом поступательное движение, но не по прямой и не по кругу, а по ломаной спирали.
Значение:развитие осущ по спирали и отвечает на вопрос каким образом происходит развитие.
42. Диалектика как наука о развитии.
Диалектика с греч искусство творческого спора. Диалектика – это такое мышление и миропонимание, при кот реальная действительность рассматривается во всей ее сложности и многогранности, в процессе изменения и развития действительности. Основными проблемами диалектики явл изучение процесса развития, его движущие силы и закономерности. Движение материального мира подчиняется опред законам. Законы – это такие существенные, необходимые и устойчивые связи между явлениями, кот вызывают в мире опред течения событий. Законы бывают: 1.частные, т.е. конкретных наук, 2.общие, 3.всеобщие, т.к. они действуют в природе, общ-ве и мышлении. К ним относятся законы диалектики, т.е. 1.Закон единства и борьбы противоположностей, 2.Закон перехода количественных изменений в качественные. 3.Закон отрицания отрицания
43. Прогресс и регресс в общественном развитии.
Движение – это любое взаимодействие и изменение материальной системы в природе и общ-ве. По Энгельсу – это движение абсолютно, т.к. оно есть всегда и везде в мире. В зависимости от хар-ра и рез-та изменений различают два основных типа движений: 1.Движение, при кот сохраняется качественная определенность данная материальной системой, 2.Движение с изменением его качественного состояния – это и есть развитие. Т.е. развитие – это движение к новому, кот связано с особыми изменениями, для кот хар-но: 1.Необратимость и неповторимость того, что появилось вновь, т.е. появление принципиально нового; 2.Опред направленность изменений; 3.Особенность развития сост в том, что оно не всегда осущ по прямой линии, а иногда и наблюдаются отступления назад. Существуют две тенденции развития: 1.Прогресс – это развитие с восходящей тенденцией, когда у системы наблюдается рост. Здесь наблюдается степень целостности и более высокий уровень орг-ции; обладает устойчивостью и жизнеспособностью; ей хар-на функциональная эффективность. 2.Регресс – это развитие с нисходящей тенденцией, когда у материальной системы наблюдается спад. Здесь происходит распад ранее существующей структуры; снижается устойчивость и жизнестойкость сущ структуры; уменьшается число полезных функций. Прогресс и регресс взаимосвязаны,т.к. любое реальное развитие связано с переплетением прогресса и регресса. Таким образом, это понятие относительно.
44. Религия о смысле человеческого существования.
Христианство утверждает, что Бог действительно сотворил человека по Своему Образу и дал ему не только бытие, но и задание, цель: стать богоподобным, достойным Божественной славы и блаженства.
Но поставленный во главе творения человек впал в грех — преслушание воли Божией, которое привело его к смерти тела и опустошению души.
Только во Христе восстанавливается истинное первоначальное назначение мира и человека, кроткая земная жизнь которого должна стать теперь временем очищения души от пороков и страстей верой во Христа по благодати через покаяние, молитву, дела милосердия, стяжания в себе духовного сокровища — Духа Святого Божия.
Единство со Христом во всей полноте может ощущать лишь тот, кто принадлежит к Телу Христову — Его Святой Церкви, исполняет Евангельские заповеди.
Бог не вторгается насильно в человеческую жизнь, необходимо, чтобы человек сам захотел встречи с Ним. Жить вместе с Богом можно только в любви. Если же человек не хочет принимать в расчет никого, кроме себя, то он не сможет встретиться с Богом.
Бесконечная жизнь в любви с Богом как раз и соединяет в себе то, к чему стремятся все люди — полноту жизни и вечность. Ведь именно этим обладает Бог — полнотой Божественной жизни и вечностью. И все это Он дарит тем, кто Его любит. Он хочет подарить их каждому, но может это дать только тому, чье сердце для этого открыто.
УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ
Многие философы, такие как Платон, Аристотель, Кант, В.Соловьев в поисках смысла жизни пришли к тому, что необходимым условием его существования являются Бытие Бога и бессмертие человеческой души. Если есть Бог и если душа бессмертна, то смысл человеческого существования состоит в том, чтобы вечно жить в любви с Богом, посвящать Ему свою жизнь и наполнять свою жизнь Его жизнью.
На убежденности в том, что эти условия выполняются, основываются многие религии, хотя содержат они разные представления о том, как возможно общение человека с Богом. Мы живем в век диалога культур, и поэтому у того, кто хочет найти смысл жизни в общении с Богом, совершенно естественно возникает вопрос о выборе веры. Сделанный выбор может стать определяющим Для всей жизни.
Что поможет нам выбрать верный путь? Будем внимательны, постараемся понять, насколько полно и глубоко осуществляется связь с Богом в различных вероисповеданиях, рассмотрим, что дает, что открывает человеку тот или иной религиозный опыт: Бога или иллюзию?
45. Религия и современность.
Взаимоотнош между религией и фил исторически изменчивы и разнообразны. Если мат линия фил противопоставляет себя религ мировоззрению, то различные направл идеалист фил неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда даже призается различие между фил и рел как отдельными формами общ сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.
Однако и в Европ культуре взаимоотнош между рел и фил неоднозначны. В античности рел представления входили в состав фил в качестве ее необход компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя фил.
Действит расчленение фил и рел на обособленные формы произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени. Фил, как и зародившаяся в то же время новоевроп наука, е сразу вступила в идеолог конкуренцию с рел, между ними как бы были разделены сферы влияния. при сохранении обнако верховного авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от бога, а др от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем е вмешивается в события мира, и поэтому чел может и должен познавать прир и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в истор реальность вне зав-ти от бога.
Впоследствии фил постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально претендовать на замещение центрального места религиии. Согласно макрксизму, религия есть остаточная форма общ сознания, кот будет сохраняться до тех пор, пока вследствии развития соц-эконом структур общества состороны др форм общ сознания и прежде всего со стор самой фил не будет предложеа система ценостей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании устойчивых религ представлений.