Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:20, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

Ответы.doc

— 392.00 Кб (Скачать документ)

 

 

9.   Философия Нового времени и характерные черты ее онтологии и гносеологии.

.Особенности фил-ии нового времени. Проблема метода познания в фил-ии новых времен.(эмпиризм и рационализм).

Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном. Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных, изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации, количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление. Основные представители: Ф.Бекон, Р.Декарт

 

 

 

 

 

10. Классическая немецкая философия (Кант, Гегель, Фейербах).

В конце XVII - н. XIX  вв.  Германия  приближалась  к  буржуазной  рев-ции.  Ф. рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную  роль  в  формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук. Кант   -основоположник   нем.   классич.   идеализма.   Разработал    концепцию происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности.  Считал,  что решению таких проблем  в  Ф.  как  проблемы  бытия,  морали  и  религии  должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а только  так  как он нам является. Утверждал существование некоего предмета вне нашего  сознания, к-рый  он  наз.  вещь  в  себе  ("ноумен").  Но  последняя  с  другой  стороны, принципиально   непознаваема,    являясь    потусторонней    нашему    сознанию (трансцендентной).  Два  периода  творчества  -  докритический  и  критический. Докритический:  идеи  нерегулярного  происхождения  вселенной  из   туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль играют исследования, а не индукция и не дедукция. Критический: критика классич.  разума,  практическая теория познания, этика, эстетика и теория о целесообразности. Фихте - отрицал агностицизм Канта, его представление о вещи в себе.  Предлагает объект "Я" и субъект "не Я". В основе мира лежит какое-то конкретное  "Я".  Мир можно познать через интеллектуальную интуицию. Метод  познания:  истину  можно вывести с помощью тезиса, антитезиса и синтеза. Тезис -высказывание, антитезис - противоположное высказывание, синтез = тезис +  антитезис.  Антитезис  нельзя вывести из тезиса. Субъективный идеалист. Гегель  -  все,  что  существует,  существует  в  мышлении.  В  основе  мира  - абсолютная идея - мировой разум. В своем  развитии  идея  проходит  три  этапа, потому что активна: 1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует объективно; 2) идея выходит во вне и  создает  природу;  3)  идея  в мышлении, развитие ее - в духе. Фейербах  -  материалист.  Выступал  против  идеалистической  системы  Гегеля. Показал,  что  идеализм  является  теоретической  основой  религии.  Критически оценивал агностицизм  Канта.  Обосновал  материалистическую  теорию  отражения. Ощущения не отделяют нас от внешнего мира, а связывают  нас  с  ним.  Оно  есть образ объективного мира

 

11. Постклассическая европейская философия Х1Х-ХХ вв.

Марксизм включает в себя 3 составные части:

-     философия

-     политическая экономия

-     теория социализма

Возник в середине 19 в., создан Марксом при участии Энгельса, как продолжение учений величайших мыслителей прошлого.

Исторические предпосылки:

1.   Соц. –экономические: бурное развитие капитализма, развитие промышл. пролетариата и рост его революционности, обострение соц. антагонизмов между пролетариатом и буржуазией.

2.   Идейно-теоретические. Его непосредственные источники: немецкая классич. фил-фия, англ. полит. экономия, англ. и фран. утопический социализм.

3.   Естественнонаучные. 3 группы научных открытий: закон сохранения и превращении энергии; теория клеточного строения организма; теория биологической эволюции Дарвина

Основные идеи:

1.   Органическое соединение материализма и диалектики в единую теорию диалектического материализма

2.   материалистическое понимание общества и его истории

3.   перед философией становится новая задача: не ограничиваться объяснением мира, а вырабатывать методологию его преобразования на началах соц. справедливости и разумной организации общества для свободного и гармоничного развития чел-ка

4.   Марксизм первым открыто признал классовый хар-р своего учения

5.   В отличии от других фил-фов, стремившихся создать законченные теории марксизм определяет себя как  учение которое:

-     «дает не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования и метода для этого исследования» (Энгельс)

-     в ходе развития науки и обществ. практики должно постоянно развиваться и актуализироваться на дискуссионной основе.

 

12. Философия экзистенциализма.

Философия «существования ».Основатель- Серен Кьеркегор. Недоверие к разуму. Впервые об экзистенциализме заговорили в конце 20 – х годов 20 века. Многие считали это направление философии бесперспективным, но вскоре оно выросло в крупное идейное движение. Условно это движение разделяется на 2 направления: атеистическое ( представители – М. Хайдеггер в Германии, Ж. –П. Сартр, А. Камю во Франции) и религиозное – К. Ясперс(германия), Г. Марсель – Франция.

Экзистенциализм – философиское выражение глубоких потрясений, постигших общ- во во время кризисов 20-х, 40-х гг. Экзистенциалисты пытались постигнуть человека в критических, кризисных ситуациях. Они сосредоточились на проблеме духовной выдержки людей, заброшенных в иррациональный, вышедший из под контроля поток событий.

Создание человека, живущего в 20 веке отличается апокалиптическим страхом, ощущением покинутости, одиночества. В задачу экзистенциализма входит сознание новых определений предсмета философии, её задач и возможностей новых постулатов. Философия – это переживание  вечного в конечном существовании. Переживание вечного – переживание любви, веры, тоски, страха.

. Фундаментальная онтология, согласно Хайдеггеру, должна начать с вопроса о бытии, т.е. о смысле бытия. Он обосновывает необходимость и актуальность новой постановки вопроса о бытии. Постепенно господствующим стало менние, что вопрос о бытии вообще излишен, ибо:

1. Бытие – самое общее понятие, которое охватывает всё сущее

2. Понятию бытия нельзя дать определение, но неопределимость бытия напротив принуждает к вопросу о его смысле.

3.Бытие принимается как сомо собой разумеющееся понятие.

 

 

13. Русская философия Х1Х-ХХ вв.

Оригинальные поиски рус. философской мысли продолжались на протяжении 16-18 вв. Эти поиски проходили в атмосфере противоборства 2-х тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь. Наиболее четкое теоретическое и общественно-политическое оформление эти две тенденции получили в 40 — 60-х годах XIX в. Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую—западники. Оригинальным русским философско-идеологическим течением является славянофильство. Славянофилы опирались на «самобытников», на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его peлигиозной и культурной самобытности и даже исключительности. У славянофилов важным методологическим принципом для разработки ключевого понятия их религиозно-философских воззрений служит сочетание свободы и необходимости, индивидуального и церковного начала.

Одной из важных тем размышлений славянофилов была тема гармонического сочетания соборных истин и рассудочных положений, религиозной жизни и светской философии. Славянофилы подвергли резкой критике распространенный в русском православии тезис о существовании непримиримого противоречия между религией и философией. Славянофилы отстаивают тезис о принципиальном отличии развития России от всей западной цивилизации. И здесь на передний план выходит религиозное начало. Западные народы, извратив символ веры, тем самым предали забвению соборное начало. А это, в свою очередь, породило недостатки европейской культуры и прежде всего, распад общества на эгоистических индивидов, преследующих свои меркантильные интересы. Россия же, опираясь на православную духовную основу, идет своим особым путем, который должен привести ее к мировому лидерству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Проблема сущности человека в истории философии.

Проблема человека в современной философии С незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, тем более источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и богов! В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу. Перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень с богами. Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Есть основания утверждать, что проблем человека, как и всякая подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему, которую нам надо только разрешать, но не надо решить окончательно. Кантовский вопрос: Что такое человек? остается по-прежнему актуальным. В истории философской мысли известны различные к исследованию проблемы человека. Одни философы пытались (и пытаются сейчас) открыть некую неизменную природу человека (его сущность). Они исходят при этом из мысли, что знание таковой позволит объяснить происхождение мыслей и поступков людей и тем самым указать им формулу счастья. Но среди этих философов нет единства, ибо каждый из них в качестве сущности видит то, что не видит другой, и таким образом здесь царит полная разноголосица. Достаточно сказать, что в Средние века сущность человека виделась в его душе, обращенной к Богу, в эпоху Нового времени Б. Паскаль определял человека как мыслящий тростник, философы-просветители 18 века усматривали сущность человека в его разуме, Л.Фейербах указывал на религию, в основе которой видел любовь, К. Маркс определял человека как социальное существо - продукт общественного развития и т.д. Следуя этим путем, философы открывали все новые и новые грани человеческой натуры, но это не приводило к прояснению картины, а скорее усложняло ее.

 

15. Философия о происхождении человека и его сущности.

В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:

1. натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину, возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного отбора.

б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел человек.

в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить вечное существование Земли. Это не верно, чел-к вечно существует в природе, космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.

2. идеалистическая. Наиболее четко выражена Гегелем. В предке чел-ка  “дремал”мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке выразилось в становлении ознания, прямой походке и развитии правой руки. Культурные ценности формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей, сознание - продукт мрового разума..

3. выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С момента появления мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка и общ-ва. Общ-во выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало антропосоциогенез. Труд. теория говорит о том, что, благодаря труд. деят-ти появляется человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек стал производить орудия труда и с их помощью материальные ценности.

появл. речи и языка. С помощью орудий труда общаться нельзя. Вырабатывается язык слов, в членоразд. речи, звуках фиксир-ся символы. Символы в матер. смысле - слова и графич. изображение - это средство изобрет. человеком для общения . Слово - инструмент к формированию людского коллектива. Слово позволило вынести внутр. мир формирующегося человека во вне и сделать внутр. наглядным.

 

 

 

 

 

 

 

16. Проблема биологического и социального в человеке.

Казалось бы, никакой проблемы, заслуживающей серьезного разговора, тут нет. Казалось бы, все просто – человек, с одной стороны, представляет собою биологический организм, особь вида Гомо Сапиенс, а с другой – всегда выступает как член того или иного социального организма, как представитель общества на определенной ступени его развития, стало быть – как представитель определенного класса, профессии, той или иной социальной группы. Чтобы понять это обстоятельство, не нужно быть ни философом, ни врачом. Это так же очевидно, как и тот факт, что Волга впадает в Каспийское море.

Почему же в науке на протяжении столетий вновь и вновь возникает такой вопрос, почему снова и снова вспыхивают споры по поводу того, в каком именно отношении находятся между собою эти две стороны, эти два, так сказать, аспекта жизнедеятельности человеческого существа? Не есть ли этот спор надуманный и не имеющий никакого отношения к реальной проблематике, в тиски которой человек оказывается то и дело зажат?

По-видимому, нет. И проблема возникает именно потому, что человек – это не «с одной стороны – социальное, а с другой – биологическое существо», которое можно расчленить – хотя бы мысленно – на эти две стороны, а существо в буквальном смысле слова диалектическое.

Это значит, что любое социальное отправление, любое действие, любое проявление социальной жизни в человеке обеспечиваются биологическими механизмами, прежде всего – механизмами нервной системы. С другой же стороны, все биологические функции организма человека до такой степени подчинены выполнению его социальных функций, что вся биология становится здесь лишь формой проявления совсем иного по природе начала.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"