Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:20, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

Ответы.doc

— 392.00 Кб (Скачать документ)

Тревожной чертой современного культурного поля является формирование слоя промышленников, бизнесменов, которые в принципе не заинтересованы в нормальном развитии российского государства, его экономики и культуры, наживающие немалые дивиденды на продолжащемся хаосе.

Интересным для изучения является так называемый феномен “новых русских”, которые первыми разорвали прежнюю структуру культурной ментальности и оказались в неком свободном полете, вне каких-либо культурных и нравственных ограничений. Для культурологов в этом вопросе важно понять, являются ли “новые русские” той кастой, которая сможет совершить культурный прорыв, радикально способствуя преобразованию всей российской культуры для существования в новых цивилизационных условиях.

Исследование феномена “новых русских” необходимо и потому, что они являются элементом современной российской субкультуры и существенно влияют сегодня не только на экономику России, но и на ее политику и культуру.

Аксиологическая (ценностная) сторона бизнеса вполне исчерпывается шкалой денежных эквивалентов. Даже такие, казалось бы, чисто этические понятия как “порядочность”, “честность”, ”справедливость” в мире предпринимательства трансформируются в чисто рационально-экономические категории: “порядочность” партнера понимается в качестве одного из гарантов получения прибыли и не более того.

Нынешнее поколение российских “деловых людей” в своей основе также формируется по остаточному принципу. Прежде всего, это люди не способные к реализации своей интеллектуальной собственности, к конструктивной, созидательной деятельности, и вследствие этого, выброшенные обществом на периферию духовно-культурной жизни.

Так или иначе, но поколение “новых русских” объединяет нравственный нигилизм, полная неспособность к духовной деятельности, монетаристская психология.Лучшей иллюстрацией нищеты внутреннего мира носителей монетаристской философии являются многочисленные российские клубы, увеселительные заведения, получившие широкую популярность среди представителей “ново-русского” предпринимательства.

Серьезной отрицательной стороной современной культурной ситуации является отсутствие позитивной программы дальнейшего развития России, которая была бы одобрена социальным большинством Конечно, культура, а точнее учреждения культуры продолжают свое существование, и люди по-прежнему посещают театры, и т.д. В научном мире существуют самые разные концепции выхода из современного культурного кризиса, однако сложность заключается в том, и это общемировая тенденция, что гуманитарные науки утратили возможность влиять на культурные процессы, поэтому сегодня судьба культуры во всем мире, а не только в России, зависит от экономической и политической элиты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55. Кризис современной цивилизации.

человечество подошло в состоянии проявляющегося со всей очевидностью кризиса своей цивилизации, который складывается из экологического, социального, демографического и еще скрытого, но уже обретающего черты экономического кризиса;

Современная цивилизация,

уже давно и полностью перешла на единые технологии все более изощренного разрушения экосистем и естественных сообществ организмов, деформации и направленных изменений окружающей среды. Научно-технический прогресс, скорость которого на 5 порядков превышает скорость создания новых "технологий" биосферы

Жестокое столкновение человека с биосферой происходит по всем направлениям и выражается в упомянутых аспектах общего эколого-социального кризиса. Это столкновение цивилизации с биосферой - следствие того, что цивилизация не принимает во внимание законы целого, законы биосферы, поскольку учет их действия требует долгосрочных и сверхдолгосрочных мер, противоречащих краткосрочным и среднесрочным интересам.

Человек является разрушителем не только окружающей среды, но и самой жизни, так как на себя и небольшую группу организмов, его окружающих (домашних животных и "домашних" паразитов), он перевел около 40% чистой первичной продукции биоты, обрекая, таким образом, на голод и вымирание огромное количество биологических видов. Кроме того, он разрушает и деформирует естественные экологические ниши организмов и собственную экологическую нишу.

Абсолютно ясно, что человек столкнулся с общесистемным "заболеванием" биосферы, но поскольку цивилизация - часть биосферы, находится внутри нее и не может без нее существовать, системное "заболевание" поразило и нашу цивилизацию в том смысле, что включились жесткие обратные связи, которые будут разрушать цивилизацию, ставшую источником системной "болезни" биосферы.

Глубинная основа милитаристского уклона научно-технического прогресса - распад генома: в генетической программе человека, как и у всех родственных ему видов (крупных передвигающихся растительноядных млекопитающих), записан запрет на убийство особей своего вида. Ощущение этого запрета реализовано в библейской заповеди "не убий", о которой все знают, но которая слишком часто не соблюдается, так как у многих ответственная за это часть генома распадается.

 

 

56. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества.

Каждый человек, семья или группа людей, как и любое общество в целом, всегда имеют свои проблемы. Но есть в мире такая особая группа проблем, кот не оставляют равнодушными ни одного думающего обитателя нашей планеты. Это – так называемые глобальные проблемы. Таковыми они считаются потому, что это наиболее насущные проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов, они взаимосвязаны и  для своего решения требуют коллективных усилий мирового сообщества. Их можно условно разделить на следующие четыри основные группы: 1.Социально-политические проблемы здесь выделяют задачи обеспечение мира и международной безопасности: предотвращение ядерной войны, прекращение гонки вооружений, разоружение, мировое разрешение всех конфликтов, искоренение насилия, установление между народами отношений доверия и добрососедства, партнерства и сотрудничества. 2.Социально-экономические проблемы: необходимость преодоления соц-эк и культурной отсталости многих развивающихся стран, обеспечение чел-ва природными и продовольственными ресурсами и рационализация их потребления, эффективность освоения рес-ов Мирового океана и космоса, демографической ситуации, особенно в развивающихся странах. 3.Социально-экологические проблемы, особо актуальные такие, как уменьшение загрязнения воздушного и водного бассейнов, предотвращение глобальных изменений климата, разрушения почв, уничтожение лесов, обеднение животного и растительного мира, проблема переработки растущих отходов и др. 4.Проблемы человека сост задачи ликвидации голода и нищеты, беженства и бродяжничества, эпидемических заболеваний и нездорового образа жизни, невежества и бездуховности людей, обеспечение демократических прав и свобод каждого гражданина, проблема преступности и др форм девиантного поведения. 

 

 

 

57. Глобальные проблемы современности.

Каждый человек, семья или группа людей, как и любое общество в целом, всегда имеют свои проблемы. Но есть в мире такая особая группа проблем, кот не оставляют равнодушными ни одного думающего обитателя нашей планеты. Это – так называемые глобальные проблемы. Таковыми они считаются потому, что это наиболее насущные проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов, они взаимосвязаны и  для своего решения требуют коллективных усилий мирового сообщества. Их можно условно разделить на следующие четыри основные группы: 1.Социально-политические проблемы здесь выделяют задачи обеспечение мира и международной безопасности: предотвращение ядерной войны, прекращение гонки вооружений, разоружение, мировое разрешение всех конфликтов, искоренение насилия, установление между народами отношений доверия и добрососедства, партнерства и сотрудничества. 2.Социально-экономические проблемы: необходимость преодоления соц-эк и культурной отсталости многих развивающихся стран, обеспечение чел-ва природными и продовольственными ресурсами и рационализация их потребления, эффективность освоения рес-ов Мирового океана и космоса, демографической ситуации, особенно в развивающихся странах. 3.Социально-экологические проблемы, особо актуальные такие, как уменьшение загрязнения воздушного и водного бассейнов, предотвращение глобальных изменений климата, разрушения почв, уничтожение лесов, обеднение животного и растительного мира, проблема переработки растущих отходов и др. 4.Проблемы человека сост задачи ликвидации голода и нищеты, беженства и бродяжничества, эпидемических заболеваний и нездорового образа жизни, невежества и бездуховности людей, обеспечение демократических прав и свобод каждого гражданина, проблема преступности и др форм девиантного поведения. 

 

58. Футурологические концепции будущего человечества.

Люди всегда стремились заглянуть в свое будущее, делали прогнозы развития общ-ва. Современное прогнозирование часто наз футурологией, т.е. наукой о будущем развитии чел-ва или отдельных сфер его жизни. Вывод футурологов имеет практическое значение для политики. Ориентируясь на них и сопоставляя предлагаемые альтернативные решения тех или иных проблем гос-ва могут определять наиболее оптимальные пути движения общ-ва, тормозить развитие негативных явлений и, наоборот, усиливать благоприятные тенденции. В прогнозировании исп два основных взаимосвязанных метода: эксполяцию и моделирование. Метод эксполяции предполагает продолжение в будущем существенных тенденций. Например, прогнозируя будущую численность и структуру населения, отталкиваются от сложившихся темпового прироста, от уже происходящих в общ-ве процессов урбанизации, сближение соц слоев увеличения доли среднего класса и т.д. Метод моделирования предполагает построение различных теоретических моделей. Эти модели описывают варианты будущих состояний соц процессов. Среди футурологов есть свои пессимисты и оптимисты. Первые из них (представители «Экологического пессимизма»), рисуют «катастрофические» картины будущего с неизбежной гибелью чел-ва. Оптимисты же возлагают большие надежды на человеческий разум и научно-техническую революцию («научно-технический оптимизм», кот по их прогнозам могу решить многие острые проблемы и обеспечат соц прогресс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

59. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.

концепция однолинейного прогрессивного развития. Неотвратимая поступь мирового духа. Представители первой группы: Гегель, Маркс считали, что  история человечества едина, все народы – кто раньше, кто позже – идут к единой цели. Только цели каждым мыслителем предлагались разные.

Гегель – чел деятелность слагается из деятельности отдельных людей, каждый человек преследует свои собственные интересы, а в результате возникает нечто такое, о чем люди и неподозривали, суммирование всех воль и стремление всего приводит к совершенно иному результату, чем ожидал каждый отдельный человек. Люди явл орудием чего того более высокого и далекого, о чем они ничего не знают. Мировой разум их направляет. Цель всемирной истории – познание Мировым духом самого себя. Мирдух выражается в духе каждого народа, те народном духе. Он не успокоиться пока не узнает что он собой представляет, когда узнает уступает дорогу более молодым народам.

Древний восток – младенческое состояние, Греция – юность, Рим – зрелость, германский мир – старость, исполненная силы и разума.

Восток – люди не осознали свободы, безропотное подчинение власти отца, императора. Здесь нет морали и чувства чести, различия между рабством и свободой. Перед императором все рабы. По Гегелю это характерно Китаю, Индии.

Греция – радостна и привлекательна. Дух искусства, полная демократия и настоящая любовь к свободе.

Рим – исчезает свобода индивидуальности как органический элемент культуры, закладываются формальные основы свободы человека, покоящиеся на праве частной собственности. Римское право впервые ввело положение о неприкосновенности частной собственности и тем самым заложило юр основы свободы.

Германский мир – германцы приняли христианство. Человек –высшая ценность гарантия свободы -  совр Европ государство с конституцией, с правами человека. Государство (Гегель) – шествие бога по земле.

Вся история у Гегеля – история постоянного прогрессивного развития мирового разума, кот выступает в форме духов отдельных народов. Человечество как по ступенькам (ступенька – достижение свободы отд стран и народов) поднимается к светлому царству свободы.

Возможность светлого будущего. Маркс считал, что история человечества едина. Все народы должны пройти 5 общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальну, капиталистическую, коммунистическую. Все народы должны прийти к коммунизму как к светлому будущему, где не будет больше эксплуатации, нищеты, где полностью будут удовлетворены все материальные потребности людей, где люди будут управлять машинами, а в свободное время заниматься самосовершенствованием – писать стихи, читать книги, философствовать. В истории господствуют объективные, не зависящие от сознания и воли людей законы, потому что в истории есть повторения. Если есть законы, то их можно познать и можно с большей или меньшей точностью управлять историческим развитием общества: передсказать негативные последствия, выбрать оптимальный путь. Кон цель человечества – торжество разума и свободы на земле. К этой цели постепенно придут все народы. Они не идлут единым строем потому что местные особенности и неравные условия на старте. Марксистская концепция простая и лаконичная, привлекательна. Многие народы использовали ей как религию.

Стадии роста. Стадии однолинейного прогрессивного развития по Ростоу: 1) традиционное общество, вся история человечества от зарождения до возникновения капитализма. Аграрное производство. Власть у тех кто владеет землей. 2) переходное общество. Науч открытия и изобретения. Предприимчивое инициативное мышление. Начинается национализм. В Европе – буржуазная революция. 3) сдвиг, пром революция. Быстрое накопление капитала. Ускоряется развитие ведущих отраслей пром. 4) стадия зрелости. Увел нац духа. Бурно развивается автомобиле, судо и станко строение. 5) стадия массового потребления. Внимание на проблеме потребления росте благосотояния росте благосостояния населения :медицине, отдыхе, жилье, комфорте. История свобиться к совершенствованию техники.

Концепция многолинейного развития. Яспер схема мировой истории:

1) до история или «прометеевская эпоха». Возникновение речи, орудия труда, умение пользоваться огнем)человек становиться человеком. 2)существовавшие тысячилетия великие культуры древности (древнеиндийская, древнекитайская, древнеегипедская)

3) осевое время, когда полностью формируется совер человек. 4) научно-техническая эпоха. Чье преобразующее действие мы сейчас испытываем на себе.

Яспер 2 дыхания:
1)ведет к прометеевской эпохи чекрез великие культуры древности к осевому времени со всеми его последствиями 2) начинается с эпохи науки и техники, со второй пометеевской эпохи в истории человечества и может быть приведет к новому осевому времени, к подлинному становлению человека.

Чсперс за 500 лет до нэ в истории произошел поворот, кот повернул ось истории. Одновременно в Китае и индии возникли кр фил школы и вел мыслители. Суть поворота – человек начал осозновать себя стоящим перед всей целостностью мира. А раньше видел лишь кусочек.открылась чел беспомощность и ужас мира. Стоя над пропостью ставилд радикального вопроса и требовал освобождения и спасения. В эту эпоху были разработаны осн категории и заложены осн мировые религии, по сей день опред жизнь людей. Человек теперь не замкнут в себе, и думает что знает себя. Произошло открытие, кот потом нызвали личностью.настоящему предшествует бесконечное прошлое. Человеку кажется что он живет в конце истории. Народы, кот не восприняли идеи осевого времени, остались на уровне «природного» существования. Они изменяются, развиваются и деградируют, но очень медленно.

Еще одна концепция многолинейного развития явл теория Вебера. К началу 1-ого тысячилетия до нэ сложились 3 большие культурные сферы : китайская, индийская, Греко-переднеазиатская и соответствовавшие им 3 религии: конфуцианство, буддизм и греческая религия. Китай человек – часть космоса, полного богами и безличными силами. Суеверия ограничивают инициативу и свободу. Индия. Древ буддизм рассматривал весь космос как окутанную причиной сетью действительность, освободиться от этой сети можно было лишь посредством определенного, опирающего на йогу поведения и тогда только достичь возвышения в надкосмическое состояние, называемое нирваной. Только в гре религии человек был равен богам. Мог мог вступать с ними в спор, она не ограничесвала его инициативу и свободу. Отсюда гуманизм., свобода, представления о равенстве, переданные христианской религии и заложившие основы европейской цивилизации. Отсюда особый путь Европы, вырвавшейся в своем развии вперед.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"