Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:39, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Работа состоит из  1 файл

Ответы по философии ИДЕАЛ.doc

— 408.50 Кб (Скачать документ)

9. Проблема человека. Основные характеристики человеческого бытия.

 

Проблема человека — одна из самых важных для всей философии. Вопрос о природе человека является предметом специального раздела философского знания — антропологии. Антропология – учение о сущности и природе человека, о смысле его жизни, о специфически человеческом способе бытия. Социология исследует целое, т.е. общество, антропология – его составную часть, человека.

Человек - общественное существо, являющееся высшей ступенью развития органической природы.

Человек оказывается  проблемой для самого себя, когда  задает себе вопрос о смысле собственного существования, границах своего бытия, об отличии от себе подобных, от всех живых существ.

Проблема человека в  философии встала в центре со времен Сократа (до него в центре была природа). А потом начался процесс антропологизации философии.

Существует множество  определений сущности человека: человек  разумный, человек трудящийся, человек  общающийся, человек, живущий в соответствии с моралью, человек играющий.

Человек – есть существо проблематичное, зыбкое и неопределенное.

Поворот в этой области  философии осуществил Сократ. Его  заслуга состоит в том, что  он: 1) заявил, что главной проблемой  философии является человек; 2) главное  не тело в человеке, а его душа. «Познай самого себя».

Познание человека, его  души – оказалось сложной задачей. И через 2000 лет другой философ  Э. Кант заявил, что все философские  проблемы сводятся к ответу на один единственный вопрос: Что есть человек?

Сложность увидели уже  в античном мире и попытались ответить на вопрос.

Ответ: человек и природа  – единство, гармония, целостность. Т.е. человек и природа близкие  родственники. Но такой ответ породил  другой вопрос: « А в чем же состоит это единство?» 

Три способа ответа:

1)Демокрит. Он предложил материалистический способ, утверждая, что человек материален, он состоит из атомов, включая его душу, так же как и вся природа.

2)Платон. Единство человека  и природы состоит в том,  что они оба идеальны, они берут  свое начало в мире идей.

3)И. Христос. Сущность человека и природы едины т. к. созданы Богом, а человек создан по образу и подобию божьему.

Все эти способы признавали гармонию человека и природы.

Первые признаки кризиса  в истине концепции единства обнаружили еще в 17 веке, появилась новая концепция, дисгармонии.

Впервые мысль об отделении  человека от природы высказал Б. Паскаль. Отстаивая мысль о дисгармонии  он писал: « Это вечное молчание безграничность пространств ужасает! Человек одинок во Вселенной, он заброшен в этот чуждый ему огромный бездушный мир. Человек всего лишь мыслящий тростник который одиноко колышется в бескрайней вселенной». Эта концепция представляет собой антропологическое следствие вывода Н. Коперника.

Кант с его теорией  познания « О вещи в себе» представил весь мир как некий огромный айсберг, который предстает перед человеком в виде своей верхушки, а со всей остальной частью человек не может сблизиться. Это тайна. Кант: «Две тайны волнуют меня более всего: а) Звезды и б) Сам человек».

Русская философия внесла крупный вклад в разработки учение о человеке. Представители: а. Хомяков, И. Киреевский, Л. Лопакин и др..

Основные положения  их антропологической концепции:

1). Центром философского  исследования является проблема  человека.

Потому что: т.к. проблема природы это дело ни столько философии, сколько научная

проблема Бога. Это  дело ни столько философии, сколько  религии

философия этими проблемами занимается, но они не главные, а  занимается она ими, чтобы подойти  к проблеме человека

2). Русская философия  отмечает, что проблемы человека занимается не только философия, но наука и религия. Однако они занимаются ей иначе. Различия состоят в том, что все науки занимаются человеком экспериментально. Философия же занимается проблемой человека, используя более глубокий, рациональный метод. С помощью именно рационального метода можно найти наиболее глубокую истину.

Человеческое  бытие — реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений.

Бытие — главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.

Понятие Бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота

 

11.  Образ человека  в различных культурах.

 

Проблема сущности человека и связанная с ней тема самопознания являются ключевыми в философии. Вопрос о природе человека является предметом специального раздела философского знания — антропологии.

Софисты первыми обратили внимание на человека, заявив, что истина о мире, космосе не существует сама по себе. «Человек есть мера всех вещей, сущих — что они существуют, не сущих — что они не существуют», — писал Протагор. Античность создала идеал разумного человека, соразмерного упорядоченному космосу. Человек, по Демокриту, — это часть природы, и, как вся природа, он состоит из атомов.

В концепции Аристотеля человек рассматривается как  существо общественное, государственное, политическое. Человек, по Аристотелю, — это общественное животное, наделенное разумом. Социальность и разумность — две основные характеристики, отличающие его от животного.

В средние века человек  рассматривается прежде всего, как  часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем  самом, как оно выражено в христианстве, сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога». Цель его бытия — спасение души и соединение с Богом. Отношения с миром и другими людьми имеют смысл только в качестве средств восхождения в Царство Божье. Главная задача для человека состоит в том, чтобы приобщиться к богу и обрести спасение в день страшного суда.

Эпоха Возрождения, опираясь на идеи и ценности Античности, создала свой идеал свободной и гармоничной личности. В философии этого времени на первый план выходит тема жизни и деятельности человека в мире ради достижения счастья.

В философии  Нового времени и Просвещения  человек рассматривается прежде всего как субъект рационального  познания и опосредованной этим познанием  деятельности, целостная личность редуцируется до гносеологического субъекта. Разум утверждается в качестве главной способности человека, с помощью которой он может обрести свободу и счастье, выступает источником и предпосылкой остальных характеристик личности. Новое время и Просвещение рассматривают человека как механизм, который может быть полностью исследован и познан — в нем нет тайны.

Основоположник немецкой классической философии И. Кант ставит человека в центр философских  исследований. Для него вопрос «Что такое человек?» является основным вопросом философии, а сам человек — «самый главный предмет в мире».

 

 

  1. Гносеология как раздел философского знания.

 

Гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – учение) – учение о знании, о познании.

Некоторые философы считают, что Гносеология занимает доминирующее положение среди всех философских наук и всех философских проблем; называют Гносеологию царицей философии. Задача  Г - выяснение природы человеческого познания, его осн законом-й, определение целей и возм-ей челов-ого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной деят-ти, анализирует структуру чел-ого знания, основные свойства знания (Что есть истина важнейший вопрос Г), роль биолог и соц-х факторов познания, исследует закон-ти развития чел-го знания и т.д. Основной вопрос - познаваем ли мир в принципе? Ответы на этот вопрос даёт: 

  • оптимизм - мир познаваем, границ познания нет, необходимо лишь время и средства.
  • агностицизм - мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия.
  • скептицизм - мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение.

Термин «гносеология»  был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века; «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй. Термин «эпистемология» более узкий, чем «гносеология», эпистемология рассматривает строго научное познание.

Познание вообще и  научное познание в частности  сделалось предметом особо пристального внимания философов задолго до появления  «эпистемологии/гносеологии».

Античная философия

  • Одним из первых эпистемологическую проблему ставит Парменид, вводя различия между истиной и мнением. Истина — это знание бытия, поэтому её главными критериями являются непротиворечивость, постоянство и вечность. Сократ разрабатывает один из первых методов познания — диалектику — прояснение идеи в процессе диалога. Истина здесь выступает в качестве консенсуса. Аристотель закладывает основы рационализма, разрабатывая такой метод познания как аналитика.

Философия средневековья

  • Философия средневековья рассматривает знание как благодать, исходящую от Бога. Бог себя обнаруживает в творении и в откровении, поэтому эпистемология становится герменевтикой — искусством истолкования Библии. Ориген разрабатывает учение о трёх уровнях понимания. Схоласты разрабатывают концепцию дедуктивного способа получения знания.

Новоевропейская философия

  • В новоевропейской философии осуществляется т. н. гносеологический поворот, т. е. вопросы познания становятся центральной темой философии. Здесь конкурируют традиции рационализма (Декарт, Лейбниц) и эмпиризма (Локк, Юм), первая из которых продолжает схоластическую традицию дедуктивного познания, а вторая утверждает тезис, согласно которому всякое знание происходит из опыта.

Немецкая классическая философия

  • Кант ставит вопрос о предпосылках знания, то есть о сфере трансцендентального и отрицает возможность адекватного познания мира.
  • В гегелевском понимании вопроса логика целиком и полностью, без иррационального остатка, покрывает собою все поле проблем познания, не оставляет за пределами своих границ ни образов созерцания, ни образов фантазии. Она включает их рассмотрение в качестве внешних (в чувственно воспринимаемом материале осуществленных) продуктов деятельной силы мышления, ибо они — то же самое мышление, только опредмеченное не в словах, суждениях и умозаключениях, а в чувственно противостоящих индивидуальному сознанию вещах (поступках, событиях и т. д.). Логика целиком и без остатка сливается здесь с теорией познания потому, что все остальные познавательные способности рассматриваются как виды мышления, как мышление, ещё не достигшее адекватной формы выражения, ещё не созревшее до неё.

 

38. Категория «закон» в философии и науке.    

 

Закон – необходимая, общая, устойчивая связь между явлениями. Закон выражает связь между явлениями, предметами, составными элементами данного предмета. Важнейшей чертой закона является всеобщность, т.е. закон природы ил и общества присущ всем без исключения явлениям определенного класса. Закон действует всегда и везде, в прошлом, настоящем, будущем, там, где есть необходимые условия для его проявления.

Законы разделяются  на:

  1. Законы функционирования (выражает существенную необходимую связь м-у сосуществующими в пространстве вещами и явлениями, при которой изменение одних явлений вызывает вполне определенное изменение других).
  2. Законы развития (показывают тенденцию изменения развития) – пример: общество закономерно развивается от одной ОЭФ к другой.

Законы м.б.:

  1. Частными (действующими в ограниченной области и изучаемыми отдельными конкретными науками) – естественный отбор, законы миханики;
  2. Общими (изучаемыми рядом наук и действующими в нескольких областях действительности, например закон сохранения энергии);
  3. Всеобщие универсальные законы или законы диалектики – у этих законов предельно широкий диапазон, они действуют и в макро- и в микромире, в космосе, они являются законами развития общества, человека, природы, сознания.

Также законы подразделяются на :

  1. Динамические законы - выражают строгую однозначную количественную зависимость м-у явлениями и фиксируются математическими формами.
  2. Статические законы – не поддаются математическому выражению, зависимости между величинами носят вероятностный неоднозначный характер (сфера социальных отношений).

 

 

2. Структура познавательной деятельности

 

Познание — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

Познаваемость мира — принципиальная возможность человека неограниченно развивать и углублять свои представления о мире, относительно верно отражать сущность природы и общественной жизни.

Термин гносеология  происходит от греческих слов γνώσις — знание, и λόγος — учение, слово, и означает «учение о познании».

Особое значение для  гносеологии имеет вопрос «Познаваем ли мир?».

Субъект познания — это носитель познавательной, предметно-практической и оценочной деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"