Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:39, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Работа состоит из  1 файл

Ответы по философии ИДЕАЛ.doc

— 408.50 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем каждый из самобытных культурно-исторических типов народов развивается по своим особым законам.

В 1871 г. в книге «Россия  и Европа» он подверг критике  общепринятую концепцию деления  всемирной истории на Древнюю, Среднюю, Новую и выделил следующие  культурно-исторические типы: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, ново-семитический, или аравийский, германо-романский, или европейский, американский (мексиканский и перуанский).

Каждый  из культурно-исторических типов проходит в своем развитии три периода:

  1. этнографический (древний), который начинается с момента отделения племени от родственных с ним племен и обретения способности к самобытной деятельности;
  2. политический (государственный), когда народы выходят из чисто этнографической формы бытия, строят свое государство и обеспечивают политическую независимость;
  3. цивилизационный, который, как правило, обеспечивается толчком извне и дает народам возможность реализации своих духовных идеалов в науке, искусстве, общественном благоустройстве и личном благосостоянии.

 

 

17. Основные категории  социальной философии марксизма

 

Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века.

В творчестве Маркса выделяют два периода:

  • Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.
  • Поздний Маркс — в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.

В теч жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие производственные отнош-я, кот-ые соответствуют определ-й ступени развития их матер-ных производит сил. Особое знач-е марксизм придаёт классам и классовой борьбе как движущей силе истории, начиная с рабовладельческого общ-ва. Классовая борьба  - объективный закон исторического процесса. К.Маркс проведя изучение исторического процесса, представил всю историю человечества как закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций. ОЭФ - это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности (разл. стороны жизни общества), функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.

Структура ОЭФ характеризуется  категориями базис и надстройка. Эти категории определяют то, каким образом производственные отношения определяют иные стороны социальной жизни и как эти последние воздействуют на экономическое развитие общества. Ленин говорил, что сущность материалистического понимания истории «состоит в том, что общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми». Базис – совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, определяющую систему идеологических форм социальной жизни людей. Надстройка – совокупность идей и идеологических отношений, а также закрепляющих их учреждений и организаций, свойственных данному обществу.

В базис входит следующее: отношения собственности орудий труда, экономические отношения различных производств (различные отрасли), отношения внутриклассовые, отношения распределения.

Определяющей  стороной способа произв-ва явл-ся производит силы и производственные отнош-я. Так же категория марксизма - Классы – большие группы людей различ-ся: 1.месту в историч опред сис-ме обществ пространства, 2. по их отношению к средствам произв-ва, 3.по роли в общетв орг-ции труда, 4.по способам получения и размерам обществ богатства. Причины возникн-я классов: разделение труда, рост разделения первобытной общины.

 

 

 

18. Человек в системе  социальных связей (основные сферы  жизни общества)

 

Человек – общественное существо, кот-ое явл-ся высшей ступенью развития органической природы. Общество есть сложно структурированное целое, объединяющее всех людей.Основное предназначение общ-ва состоит в обеспечении выживания человека как вида. Поэтому основными элементами общ-ва, рассматриваемого в качестве системы, выступают те сферы, в кот-ых осущ-ся совместная деят-ть людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизв-во их жизни.

Основными видами общественно необходимой человеческой деят-ти явл-ся экономическая, социальная, политическая, духовная деят-ть. Области осуществления этих видов деят-ти называются экономической, социальной, политической и духовной сферами или подсистемами общ-ва.

Экономическая сфера - это область осущ-я хозяйственной деят-ти общ-ва, охватывающая отнош-я, возникающие в процессе произв-ва, распределения, обмена и потребления материальных благ. Являясь одной из основных подсистем общ-ва, она также может быть рассмотрена в качестве самостоятельной системы. Элементами экономической сферы являются материальные потребности, экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности, экономические рес-сы (источники произв-ва благ), хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации).

Социальная сфера - это область возникновения и функционирования взаимосвязей людей друг с другом. Социальная система состоит из социальных групп, социальных связей, социальных институтов, социальных норм, ценностей социальной культуры

Политическая  сфера охватывает отнош-я, связанные с взаимодействием гос-ва, партий, политических организаций по поводу власти и управления, это область осущ-я между людьми отношений власти и подчинения. Главными элементами политической системы общ-ва выступают политические организации и институты (гос-во, политические партии, общественные организации, СМИ), нормы политического поведения и политической культуры, политические идеологии.

Духовная  сфера охватывает отнош-я, связанные с развитием общественного сознания, науки, культуры, искусства, это область создания и освоения духовных благ. Элементами духовной сферы являются духовные потребности как источник духовной деят-ти общ-ва, ср-ва осущ-я духовного произв-ва, а также субъекты духовной деят-ти. Духовные ценности - главный элемент духовной сферы – сущ-ют в виде идей, и материально воплощаются в виде языка, произведений искусства и т д.

  Каждая из этих сфер в свою очередь может быть рассмотрена как система, состоящая из определенных элементов, находящихся в постоянном взаимодействии.

  • экономическая сфера включает в себя производственные учреждения (заводы, фабрики), учреждения транспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п.,
  • политическая -  гос-во, партии, профсоюзы, молодежные, женские организации и т.п.,
  • социальная - классы, страты, социальные группы и слои, нации и т.п.,
  • духовная - наука, искусство, мораль, религия и т.п.

    Все эти сферы находятся во взаимной диалектической связи и взаимодействии.

 

19. Понятие социальной  структуры общества

 

Вопросам изучения социальной структуры общества уделяли большое  внимание философы разных времен и  поколений. Так, уже в период развития античной философии древнегреческий философ Платон выделял в социальной структуре общества следующие сословия: философы, которые управляют государством, воинов, которые охраняют его от врагов, и работников (крестьян и ремесленников, которые поддерживают государство материально).

В европейской философии XVII-XVIII века изучению проблем социальной структуры общества много внимания уделяли такие философы, как Гоббс, Фурье, Руссо и т.д. Немецкий философ  Гегель в своих трудах, прежде всего  в "Философии права" развернул глубокую и всестороннюю картину социальных отношений, которая была затем всесторонне развита в трудах Маркса и Энгельса.

Общество представляет собой совокупность элементов.

Определенный порядок  этих элементов – структура (профессиональная, этническая, демографическая, классовая и др.)

Соц струк-ра – совокуп-ть взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также соц институтов и отнош-й между ними.

Понятие «социальная  структура» общества отражает объективное  деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства.

Системность и целостность  социальным отношениям как особому  типу общественных отношений придают  потребности и интересы социальных групп.

Элементами  социальной структуры являются:

  • человек, как совокупность социальных статусов и ролей;
  • социальные группы; Социальная группа - это совокупность людей, объединяющихся и взаимодействующих между собой и другими членами общества ради достижения совместных целей, реализации сходных интересов и потребностей.
  • социальные общности; Социальные общности – это реально существующие совокупности людей, характеризующиеся устойчивыми признаками, отличающиеся относительной целостностью и выступающие самостоятельным субъектом исторического и социального действия, поведения.

Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе.

Социальная структура  выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и  т.д., указывая на различное положение  людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная и т.д. система. Таким образом, социальная структура – это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

 

 

20 Теория стратификации

Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация - распределение общественных групп  в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака). 
Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а затем известный американский социолог П. Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Он выделил в обществе 3 стратификационные структуры: экономическую, профессиональную, политическую. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочение социальных слоев и имеет русский понятийный аналог - расслоение по какому-то критерию (богатство, власть, престиж и т.д.).
Стратификация - расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям (стратам) по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.
Стратификация отражает социальную неоднородность, расслоение общества, неодинаковость социального положения его членов и социальных групп, их социальное неравенство.

Стабильность иерархической  структуры общества зависит от удельного  веса и роли среднего слоя или класса. Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше (в количественном отношении) средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, мировоззрения граждан, избегая при этом крайностей, присущих противоположным силам.

В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку  отдельные люди и образуемые ими  общности, как правило, стремятся  занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные (априорные, институциональные) позиции, называют социальной мобильностью. Социальная мобильность (вертикальная: восходящая и нисходящаяp; и горизонтальная) - совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной структуре общества.

 

 

21. Способ производства  и его структура

 

Способ производства (нем. Produktionsweise) — в историческом материализме: этап исторического развития, характеризующийся определённым образом жизни на основе определённых технологий. Одну сторону способа производства составляют производительные силы, другую — производственные отношения.

Способ производства является основой общественно-экономической формации (ОЭФ). ОЭФ - это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности (разл. стороны жизни общества), функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.

Структура ОЭФ характеризуется  категориями базис и надстройка. Эти категории определяют то, каким образом производственные отношения определяют иные стороны социальной жизни и как эти последние воздействуют на экономическое развитие общества. Базис – совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, определяющую систему идеологических форм социальной жизни людей. Надстройка – совокупность идей и идеологических отношений, а также закрепляющих их учреждений и организаций, свойственных данному обществу.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"