Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:39, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
Процесс познания есть бесконечный процесс восхождения от живого созерцания к абстрактному мышлению. Чувственное и рациональное познание находятся в неразрывном единстве. Оба эти моментах познании являются отражением внешнего мира в сознании человека. Содержанием чувственного и рационального познания является материальный мир. Живое созерцание и абстрактное мышление есть лишь различные формы познания одной и той же объективной реальности.
Без живого созерцания немыслимо абстрактное мышление. В свою очередь без абстрактного мышления познание материального мира - невозможно. Органы чувств дают нам достоверные знания о материальных вещах только в неразрывной связи с мышлением и практикой. Наоборот, абстрактное мышление без чувственного познания и практики не может дать истинных знаний.
Наука явл-ся одной из форм духовной культуры общества, а её развитие – важнейшим фактором обновления всех основных сфер жизнедеят-ти человека
Непосредственные цели науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действит-сти, т.е. в широком смысле её теоретическое отражение.
Это позволяет науке выполнять основные познавательные функции:
— описание
— объяснение
— предсказание явлений (на основе выявленных закономерностей)
НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ - качественное изменение науки, вызванное изменением ее предмета, методов эксперимента и теоретического описания.
Вселенная от атомов до человека — совокупность неделимых и неизменных частиц, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенное действие сил в пустом пространстве. Любые события предопределены законами классической механики. Мир, все тела построены из твердых, однородных, неизменных и неделимых корпускул — атомов. Основа механистической картины мира: движение атомов и тел в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Свойства тел неизменны и независимы от самих тел. Природа — машина, части которой подчиняются жесткой детерминации. Синтез естественнонаучного знания на основе редукции (сведения) процессов и явлений к механическим.
Механическая картина мира дала естественно научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Ее недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования (химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в. она утратила статус общенаучной.
30. Особенности и основные направления современной НТР.
Нау́чно-техни́ческая револю́ция (НТР) - коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.
Черты НТР
Составные части НТР
Эпоха НТР наступила в 40-50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие ее главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.
Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание их, революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за два - три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных, постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий. Новые крупные научные открытия и, изобретения 70-80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ - начале XXI вв.
Соврем этап обществ развития хар-ся обострением противоречий м/у общ-вом и природой. Использование нов технич средств превратило чел-ую деят-ть в силу, кот превосходит по масштабу действие стихийных сил природы.
Техника (греч. «технэ» — искусство, мастерство, умение). Понятие «техника» встречается уже у Платона, Аристотеля.
Техника понимается как совокупность технических устройств, различных видов технической деятельности по созданию этих устройств, совокупность технических знаний.
В истории техники обычно выделяют три основные ступени ее развития: орудия ручного труда (инструменты); машины (на уровне механизации); автоматы (на уровне автоматизации).
Этапы развития технических знаний:
— донаучный: последовательно формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические, но научные знания в технической практике используются нерегулярно.
— зарождение технических наук (со второй половины XVIII в. до 70-х гг. XIX в.): происходит, во-первых, формирование научно-технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук и, во-вторых, появление первых технических наук.
— классический (до середины XIX века): характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий.
— современный: характерно
осуществление комплексных
Состояние науки и техники на каждый момент времени характеризуется общим уровнем развития науки и техники, то есть всей совокупностью знаний и технических возможностей, накопленных предыдущим развитием. Эту совокупность Вернадский назвал ноосферой, или сферой разума. Он пришел к выводу, что развитие ноосферы есть закономерный, природный процесс, не зависящий от воли и желания отдельных людей.
Преемственность развития науки и техники. Суть его в том, что любое новое достижение науки и техники обязательно опирается на предыдущие.
Второе важное условие развития науки и техники - взаимовлияние между различными областями науки и техники. Суть его в том, что толчком к развитию какой-либо области науки или техники очень часто становится достижение иной, подчас весьма далекой, области.
«Труд – первое основное усл-е всей человеческой жизни, труд создал самого человека» - Ф.Энгельс впервые создал философскую, естественно - научную концепцию о том, как происходил процесс превращения человекообразных обезьян в человека.
В своем сочинении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» выделил следующие этапы в образовании человека:
Энгельс писал: «Много сотен тысячелетий существовала высокоразвитая порода человекообразных обезьян. Они были сплошь покрыты волосами, имели бороды и остроконечные уши и жили стадами на деревьях. Под влиянием своего образа жизни они стали отвыкать от помощи передних конечностей при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. «Этим, - говорит Энгельс, - был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку».
В начале неразвитая рука, постепенно приспосабливается для различных операций. С помощью руки наши предки начали использовать в качестве орудий, случайно оказавшиеся под рукой, простейшие предметы природы для защиты от хищников или захвата добычи, собирания плодов, ягод.
Эта их деятельность относилась к разряду «первых животнообразных инстинктивных форм труда».
Что представляют собой наиболее древние орудия? Это орудия охоты, рыболовства, домашней обработки продуктов, для изготовления одежды.
Развитие труда по необходимости способствовало наиболее тесному сплочению членов общества. Так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности. Стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу. Появилась членораздельная речь.