Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:39, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
К внешним функциям государства относятся:
26. Понятие духовной жизни общества. Структура общественного сознания
Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как средство ориентации в этом мире, а также взаимодействия с ним.
Общественное сознание, возникнув как результат опосредования удовлетворения жизненных потребностей человека социальными условиями бытия, приобретает значение относительно самостоятельной сферы жизнедеятельности людей. Выражаясь в целеполагании, оно превращается в предпосылку возможности реализации человеком своей жизнедеятельности. Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.
Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него общественного мнения.
Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.
Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).
Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.
Поскольку духовная жизнь общества порождается все-таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа с последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности).
27. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни
Философские проблемы природы ценностей изучает аксиология. Ценности выявляются в процессе преобразования человеком мира и самого себя; в ценностях выражается отношение человека к действительности с точки зрения должного, важного, или вредного для общества и человека.
Представление о ценностях складываются у людей в процессе социальной деятельности. Социальная деятельность человека реализуется в различных сферах жизни общества, поэтому выделяются ценности экономические, политические, моральные, эстетические и другие.
Эстетика – наука об эстетических ценностях, об исторической обусловленности эстетического богатства мира, его восприятии, оценке, освоении, о творчестве по законам красоты.
Эстетическая ценность – особое значение объекта, возникающее в процессе контакта с ним человека в ситуации эстетического восприятия и переживания.
Эстетическая ценность
носит объективный характер, но лишь
в той мере, в какой эстетическая
оценка объекта совпадает с
Эстетич чувства относятся к высшим формам душевных переживаний. Они предполагают осознанную или неосозн. способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений окруж действительности, произведений искусства. Эстетич чувства возникают в единстве с нравств. и познавательными чувствами и обогащаются в связи с ними.
Развитое эстетич чувство делает личность чел-ка индивидуально неповторимой. Эстетич сознание образует существенную составную часть духовного богатства людей.
Э. С. – это осознание
общественного бытия в форме
конкретно-чувственных и
28. Искусство как форма общественного сознания
Искусство – одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека.
Имея в виду искусство
как форму общественного
Искусство как форма общественного сознания является особым способом социально направленного формирования индивидуального сознания. Оно позволяет человеку проявить свои способности, реализовать свои возможности, развиваться эмоционально и интеллектуально, приобщаясь к общечеловеческому опыту, устремлениям и идеалам.
Искусство как форма
общественного сознания выступает
регулятором человеческого
Слово "искусство" употребляют в двух смыслах –
Искусство как самостоятельная
форма общественного сознания и
как отрасль духовного производ
Искусство реализует ряд общественных функций:
Искусство отражает действительность через форму и содержание.
29. Специфика религии как формы общественного сознания
Религия представляет собой
сложное образование. В ее структуре,
формирование которой завершилось
в период появления классового общества,
выделяют три основных элемента:
- религиозное сознание;
- религиозный культ;
- религиозные организации.
Религиозное сознание представляет собой
два относительно самостоятельных уровня:
религиозную психологию и религиозную
идеологию. Содержанием религиозной идеологии
и религиозной психологии является, прежде
всего, вера в сверхъестественное.
Религиозная психология — это совокупность
религиозных представлений чувств, настроений,
привычек, традиций, присущих верующим,
которые формируются под воздействием
носителей религиозного сознания, всего
окружения, связанного с религией.
Религиозная идеология — это система религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа.
31. Религиозные ценности и свобода совести
Религиозные ценности стали важной составляющей как образа жизни, так и образа мышления многих людей. Существенно возросли роль, авторитет и влияние религиозных организаций.
К важнейшим религиозным
ценностям следует отнести
Следует различать свободу
совести и свободу вероисповеда
Свобода совести — естественное право человека иметь любые убеждения. Свобода вероисповедания представляет собой один из центральных элементов справедливого и свободного общества и является одним из краеугольных камней демократии.
Свобода вероисповедания включает ряд элементов:
1) право исповедовать любую религию;
2) право совершения религиозных обрядов;
3) право менять религию;
4) право пропаганды религии;
5) право на благотворительную деятельность;
6) право на религиозное образование;
7) культурно-просветительская религиозная деятельность;
8) равенство перед
законом всех граждан,
Эта свобода также играет жизненно важную роль в создании и обеспечении функционирования стабильной политической системы. Естественно, властные группы заинтересованы в контроле и ограничении свободы мировоззренческого выбора, чтобы без проблем использовать индивидуальное, групповое и коллективное сознание "простого" народа.
Юридическим же измерением свободы мировоззренческого выбора является право "каждого человека" на "свободу мысли, совести и религии", как их определяет ряд основных международных правовых документов (Всеобщая декларация прав человека от 12.10.1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.) и новейших конституций (в их числе Конституция РФ), следующих их примеру.
32. Нравственные ценности и этический релятивизм
Релятивисты видят лишь то, что нравственные принципы, понятия добра и зла различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей, определенным образом связаны с интересами, убеждениями и склонностями людей, ограничены в своем значении условиями места и времени.
В конечном итоге релятивизм приводит к субъективизму в толковании нравственных понятий и суждений, к отрицанию в них объективного содержания. Релятивистским является суждение «мораль у каждого своя».