Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:39, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
Это, наряду с трудом, явилось вторым важным моментом в образовании человека.
12. Бытие общества — предмет социальной философии.
Социальная философия - важнейшая область философского знания, нацеленного на осмысление состояний и процессов жизнедеятельности людей в обществе. Будучи составной и неотъемлемой частью философии, она, естественно, несет в себе все общие черты, присущие этому знанию, но одновременно имеет и ряд особенностей, отличающих ее объект и предмет исследования.
Социальная
философия как философская
Социальная философия анализирует не только отношения и связи общества с иными сферами окружающей и охватывающей людей реальности, осмысливая общие проблемы бытия природы и человека, но изучает и специфические закономерности проявления общественной жизнедеятельности людей, которые характерны именно для нее как особой формы бытия мира в целом. Это означает, что социальная философия представляет интегральный взгляд на мир бытия людей в целом, недоступный ни одной, кроме нее, форме знания об обществе.
Предметом социальной философии является не знание всеобщего и целого о бытии мира, возможностях и способах его осмысления, а знание всеобщего о целостности общественного (коллективного, совместного) бытия, об условиях и факторах его развития. Все это определяет и основную проблему социальной философии - вопрос о том, что есть общество, или, что то же самое, какова его природа (основания) и закономерности существования и развития.
Бытие — главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира.
13. Общественное бытие и общественное сознание и их соотношение.
Общественное бытие - это материальные условия жизни общества и материальные отношения людей друг к другу и к природе. Атрибутом (неотъемлемым свойством) материальных отношений является их объективность: они возникают в процессе становления и развития общества и существуют независимо от общественного сознания.
Общественное сознание - это сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие.
Общественное бытие и
14. Закономерности развития в природе и обществе: общее и различное
Объективные законы развития общ-ва, историч развития выступают как законы деят-ти людей и их обществ отношений, т.к. различные виды деят-ти и обществ отношений составляют основное содержание историч процесса и определяют его направленность. Их объективная суть определяется, тем, что они направлены на удовлетворение объективных потребностей людей, используя для этого те способы и средства, кот располагает общ-во. Ситуация постоянно повторяется: изменяя мир ради удовлетворения своих потребностей, люди создают новые ситуации, в кот появляются нов потребности, а так же нов средства и способы их удовлетворения. Т.е. процесс носит необходимый, существенный и повторяющийся, то есть закономерный характер. Различное: з-ны природы не зависят от чела, з-ны общ-ва устанся челом. Общее: з-ны природы и общ-ва чел исп-ет себе во благо.
15. Материалистическое, идеалистическое и натуралистическое понимание истории
Материалистическое понимание истории
Материалистическое понимание
истории - по Ф.Энгельсу - концепция, согласно
которой определяющим моментом в
историческом процессе является производство и воспроизводство экономических
условий и материальных отношений, детерминирующих
все идеологические, общественные отношения.
Принцип первичности общественного бытия
и вторичности общественного сознания
является коренным принципом материалистического
понимания истории.
Для решения основного
вопроса философии
Общественное бытие - это материальные условия жизни общества и материальные отношения людей друг к другу и к природе. Атрибутом (неотъемлемым свойством) материальных отношений является их объективность: они возникают в процессе становления и развития общества и существуют независимо от общественного сознания.
Понятие общественного сознания выработано К. Марксом и Ф. Энгельсом в процессе материалистического объяснения истории и определяется в диалектической взаимосвязи с понятием общественного бытия. Проанализировав всю предшествующую историю, К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу, что общественное сознание есть отражение общественного бытия. "... Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание".
Во второй половине XIX - начале XX века наряду с историческим материализмом (а в известной степени и в противовес ему) возникает ряд новых социально-философских парадигм, нематериалистических, т.е. идеалистических.
До середины XIX в. в философии господствовали идеалистические концепции двух видов:
С позиции исторического субъективизма развитие общества объясняется действиями великих людей: королей, императоров, крупных политических, религиозных или военных деятелей. Их замыслы и расчеты, их ошибки и поражения приводят к тому или иному историческому событию. Совокупность таких событий определяет ход истории. К историческому субъективизму можно отнести волюнтаризм
С позиции исторического объективизма решающую роль в истории играют надличностные силы: божественная воля, абсолютная идея, мировой дух. К историческому объективизму можно отнести фатализм.
Натуралистическое понимании истории
В качестве общенаучной предпосылки выступили выдающиеся успехи биологии, превратившие ее к середине XIX века в лидера естествознания (открытие клетки, закона естественного отбора и борьбы за существование, достижения физиологии).
Наиболее распространенные школы биологического направления:
К.Маркс и Ф.Энгельс постоянно подчеркивали огромное значение природных условий для темпов и характера развития общества. Однако при этом они всегда указывали, что сами по себе эти условия оказывают влияние на общественную жизнь не прямо, а косвенно, через существующий способ производства, через “средства и способы труда”.
“...Натуралистическое понимание истории, – отмечал в этой связи Ф.Энгельс, – как оно встречается, например, в той или другой мере у Дрейпера и других естествоиспытателей, стоящих на той точке зрения, что только природа действует на человека и что только природные условия определяют повсюду его историческое развитие, – страдает односторонностью и забывает, что и человек воздействует обратно на природу, изменяет ее, создает себе новые условия существования. От “природы” Германии, какой она была в эпоху переселения в нее германцев, осталось чертовски мало. Поверхность земли, климат, растительность, животный мир, даже сами люди бесконечно изменились, и все это благодаря человеческой деятельности, между тем как изменения, происшедшие за это время в природе Германии без человеческого содействия, ничтожно малы” .
16. Формационный и цивилизационный подход к жизни общества
К сер. XIX вв. К. Маркс и Ф. Энгельс разрабатывают материалистическое понимание истории, центральное место в котором занимает учение об общественно-экономических формациях. Понятие «формация» характ-ет конкретно-исторический тип общества, складывающийся на господствующем способе произв-ва с присущим ему базисом и возвышающейся над ним идеологической надстройкой. Каждая формация представляет собой особую ступень в историческом развитии общества.
В основе ОЭФ лежит определенный способ производства. Всего было выделено 5 способов производства и, соответственно, 5 формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
Способ производства включает в себя две стороны: производительные силы, выражающие отношения людей к природе, и производственные отношения, выражающие отношения людей друг к другу.
Производительные силы.
Отношение людей к природе, то есть степень ее познания характеризуется, прежде всего, тем, с помощью каких орудий люди трудятся. Именно орудиями труда определяется материально-техническая база общества. Так, ремесленные орудия характеризуют феодальную формацию, машины — капиталистическую, а комплексно-механизированное, полностью автоматизированное производство составляет материально-техническую базу коммунизма (!). Экономические эпохи различаются по тому, какими орудиями трудятся люди.
Сущность цивилизационного подхода заключается в том, что история человечества подразделяется на несколько совершенно самостоятельных образований - локальных цивилизаций, каждая из которых имеет собственную самостоятельную историю, отличается неповторимостью исторических явлений, уникальностью культурно-исторических событий. Критерием для классификации цивилизаций является культура (материальная и духовная).
Особо выделяются цивилизационные концепции Данилевского, Шпенглера, Тойнби.
Каждая цивилизация проходит 4 стадии:
Н.Я.Данилевский
Цивилизационный подход наметился еще в XIX в. в трудах русского социолога и естествоиспытателя Н.Я. Данилевского (1822-1885). Он исходил из идеи локальных, обособленных «культурно-исторических типов», или «самобытных цивилизаций», которые проходят в своем развитии стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели.