Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:13, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

ответы философия.docx

— 235.97 Кб (Скачать документ)

 

     Технические знания воплощаются не только через техническую деятельность в разного рода технических устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках и так далее., поскольку без налаженного механизма продуцирования, накопления и передачи знаний никакое техническое развитие в нашем современном обществе было бы невозможно.

 

     Это отчетливо понимал уже в конце XIX века немецкий инженер Франц Рело, выступивший в 1884 г. в Вене с лекцией «Техника и культура»: «Не вещи или изобретения, но сопровождающие их идеи представляют то, что должно вызвать изменения, новшества... У нас пробило себе дорогу сознание, что силы природы при своих действиях подчиняются определенным неизменным законам, законам природы, и никогда, ни при каких обстоятельствах не бывает иначе».

 

     Приобщение  к технической цивилизации не  дается одной лишь покупкой совершенных технических устройств – оно должно прививаться воспитанием, обучением, передачей технических знаний. Доказательством этому служит, по мнению Рело, современный ему Китай, «где весь отличный европейский материал приобретенный покупкою, оказывается, по-видимому бесполезным перед правильным нападением...» западных стран. Но это же относится и к промышленной сфере. Как только Китай отошел от традиционной схемы «закупки» на Западе машин и перешел к перестройке всей экономической образовательной и технологической сферы, сразу же наметился отчетливый технический и экономический рост.

 

     Техника относится  к сфере материальной культуры. Это – обстановка нашей домашней  и общественной жизни, средства  общения, защиты и нападения,  все орудия действия на самых  различных поприщах. Так определяет  технику на рубеже XIX - XX столетий П.К. Энгельмейер: «Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новых... Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса». Однако, как хорошо известно, материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. Например, археологи именно по остаткам материальной культуры стремятся подробно восстановить культуру древних народов. В этом смысле философия техники является в значительной своей части археологией технических знаний, если она обращена в прошлое (особенно в древнем мире и в средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита) и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее.

 

     Сегодня к  сфере техники относится не  только использование, но и  само производство научно-технических  знаний. Кроме того, сам процесс  применения научных знаний в  инженерной практике не является  таким простым, как это часто  думали, и связан не только  с приложением уже имеющихся,  но и с получением новых  знаний. «Приложение состоит не  в простом приложении наук  к специальным целям, – писал  немецкий инженер и ректор  Берлинского политехникума А.  Ридлер. Раньше, чем делать такое приложение надо принять во внимание условия данного случая. Трудность применения заключается в правильном отыскании действительных условий данного случая. Условно принятое положение вещей и пренебрежение отдельными данными условиями обманывают насчет настоящей действительности. Только применение ведет к полному пониманию; оно составляет высшую ступень познания, а общее научное познание составляет только предварительную ступень к нему... Знание есть дочь применения. Для применения нужно умение исследовать и изобретательность».

 

     Таким образом,  современная техника, и прежде  всего техническое знание, неразрывно  связаны с развитием науки.  Сегодня этот тезис никому  не надо доказывать. Однако в  истории развития общества соотношение  науки и техники постепенно  менялось.

 

     ХХI век может быть охарактеризован как всё расширяющееся использование техники в самых различных областях социальной жизни. Техника начинает всё активнее применяться в различных сферах управления. Она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию техники иногда характеризуют как превращение её в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции техники и её роль как непосредственной производительной силы.

 

     Современная  философия техники рассматривает  развитие технического познания  как социокультурный феномен.  И одной из важных её задач  является исследование того, как  исторически меняются способы  формирования нового технического  познания и каковы механизмы  воздействия социокультурных факторов  на этот процесс. Философия  техники не ставит своей обязательной  задачей чему-то учить. Она  не формулирует никаких конкретных  рецептов или предписаний, она  объясняет, описывает, но не  предписывает. Философия техники  в наше время преодолела ранее  свойственные ей иллюзии в  создании универсального метода  или системы методов, которые  могли бы обеспечить успех  для всех приложений во все  времена. Она выявила историческую  изменчивость не только конкретных  методов, но и глубинных методологических  установок, характеризующих техническую  рациональность.

 

     Современная  философия техники показала, что  сама техническая рациональность  исторически развивается и что  доминирующие установки технического  сознания могут изменяться в  зависимости от типа исследуемых  объектов и под влиянием изменений  в культуре, в которые техника  вносит свой специфический вклад.[3, с.125-128]

 

     Философия  техники не нужна ремесленнику, не нужна при решении типовых  и традиционных задач, но подлинная  творческая работа, как правило,  выводит на проблемы философии  и методологии. Именно этим  задачам и служит философия  техники. 

 

     Итак, техника  должна быть понята:

 

     - как совокупность  технических устройств, «артефактов»  от отдельных простейших орудий  до сложнейших технических систем;

 

     - как совокупность  различных видов технической  деятельности по созданию этих  устройств – от научно-технического  исследования и проектирования  до их изготовления на производстве  и эксплуатации, от разработки  отдельных элементов технических  систем до системного исследования  и проектирования;

 

     - как совокупность технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

3 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ  ТЕХНИКИ

 

     Философия  техники ориентирована на две  основные задачи. Первая задача  – осмысление техники, уяснение  ее природы и сущности – была вызвана кризисом не столько техники, сколько всей современной «техногенной цивилизации». Постепенно становится понятным, что кризисы нашей цивилизации – экологический, эсхатологический, антропологический (деградация человека и духовности), кризис культуры и другие – взаимосвязаны, причем техника и, более широко, техническое отношение ко всему является одним из факторов этого глобального неблагополучия. Именно поэтому нашу цивилизацию все чаще называют «техногенной», имея в виду влияние техники на все ее аспекты и на человека, а также глубинные технические истоки ее развития .

 

     Вторая задача  имеет скорее методологическую  природу: это поиск в философии  техники путей разрешения кризиса  техники, естественно, прежде  всего в интеллектуальной сфере новых идей, знаний, проектов. Приведем один пример. Многие философы техники связывают с техникой и техническим развитием кризис нашей культуры и цивилизации. Известно, что каково объяснение болезни – таковы и рецепты по ее излечению. Так М. Хайдеггер предлагает, чтобы человек осознал, что он давно уже сам стал «поставом» и превратил природу в «постав». Мэмфорд призывает разрушить Мегамашину. Многие философы не верят, что проблемы, порожденные техникой, можно решить опять же с помощью техники, пусть даже более гуманной и совершенной. Наоборот, Дж.Мартин, признавая, что «сегодня нам легче уничтожить нашу планету, чем ликвидировать нанесенный ей ущерб», тем не менее, считает, что хотя «эта проблема создана технологией, однако, единственное ее решение – не сдерживать технологию, а всячески развивать ее. Отказаться от технологии или остановить ее дальнейшее развитие, – считает он, – значит обречь мир на невиданные лишения... Необходимо выбрать и развивать те технологии, которые находятся в гармонии с природой». Полемизируя с подобным подходом, Скалимовски пишет: «Техника превратилась для нас в физическую и ментальную опору в столь извращенной и всеобъемлющей степени, что если мы даже осознаем, как она опустошает нашу среду, природную и человеческую, то первой нашей реакцией является мысль о какой-то другой технике, которая может исправить все это». Итак, одни философы полагают, что технику (технологию) необходимо гуманизировать, сделать сообразной природе и человеку, другие уверены, что любая попытка гуманизировать современную техногенную цивилизацию, внедряя в нее в большей степени, чем прежде, человеческие ценности, обречены на провал, поскольку система способна проявить по отношению к таким косметическим операциям исключительную стойкость. Характерно, что обе полемизирующие стороны выдвигают в поддержку своих взглядов достаточно убедительные аргументы.

 

     Если предположить, что философия техники все  же решает две указанные выше  центральные задачи (осмысление  природы и сущности техники,  а также поиски путей и способов  выхода из кризиса, порожденного техникой и техногенной цивилизацией), то ее статус – это скорее философия, дополненная частной методологией, а также междисциплинарными исследованиями и разработками. В этом случае философия техники является полноценной неклассической философской дисциплиной. Поэтому в философию техники мы включаем прикладные задачи и проблемы, такие как определение основ научно-технической политики, разработка методологии научно-технических и гуманитарно-технических экспертиз, методология научно-технического прогнозирования, проектирования и др.

 

     Выделим основные  разделы:

 

     история техники; 

     философские  вопросы техники и технического  знания;

     методология  и история технических наук;

     методология  и история проектирования и  инженерной деятельности.

 

     Основной трудностью является следующее противоречие предмета «философия техники»: с одной стороны, техника должна «распредмечиваться», исчезать как таковая, уступая место определенным формам деятельности, ценностям, духу, аспектам культуры и т.п.; с другой стороны, подобное «распредмечивание» приводит к исчезновению специфики нашего объекта – техники, когда техника предстает перед исследователем как глубинный и глобальный аспект всякой человеческой деятельности и культуры, а не нечто субстанциальное, что, в общем-то мы интуитивно имеем в виду, мысля технику. В связи с этим возникает дилемма: является ли техника самостоятельной реальностью, именно техникой, а не инобытием чего-то другого, или же техника – всего лишь аспект духа, человеческой деятельности и культуры.

 

     Основной трудностью является следующее противоречие предмета «философия техники»: с одной стороны, техника должна «распредмечиваться», исчезать как таковая, уступая место определенным формам деятельности, ценностям, духу, аспектам культуры и т.п.; с другой стороны, подобное «распредмечивание» приводит к исчезновению специфики нашего объекта – техники, когда техника предстает перед исследователем как глубинный и глобальный аспект всякой человеческой деятельности и культуры, а не нечто субстанциальное, что, в общем-то мы интуитивно имеем в виду, мысля технику. В связи с этим возникает дилемма: является ли техника самостоятельной реальностью, именно техникой, а не инобытием чего-то другого, или же техника – всего лишь аспект духа, человеческой деятельности и культуры.

 

     Как же философы  оценивают современную технику?  Прежде всего, они констатируют, что на протяжении последнего  столетия технику либо прославляли,  либо презирали, либо взирали  на нее с ужасом. Почти исчез «прометеевский восторг» (выражение известного немецкого философа К.Ясперса) перед техникой, хотя дух изобретательства это не парализовало. «Детская радость» перед техникой стала уделом «примитивных народов» (выражения того же Ясперса). Вместе с тем, техника открывает перед человеком новый мир, новые возможности существования в нем. Сравним, например, возможности изучения иностранного языка с помощью книг-самоучителей и с помощью компьютерных лазерных дисков. Или подготовку рукописи книги с помощью шариковой ручки и компьютерного редактора текстов. Как говорится, комментарии излишни. [3, с.154-160]

 

     К. Ясперс  так суммировал все сказанное  выше: «Реальность техники привела  к тому, что в истории человечества  произошел невероятный перелом, все последствия которого не могут быть предвидены и не доступны даже для самой пылкой фантазии. Но очевидно следующее: техника - только средство, сама по себе она не хороша и не дурна. Всё зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь вопрос в том, что за человек подчиняет ее себе и каким образом он проявит себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто, то есть это не самостоятельная сущность, это скорее триумф средств над целью». [2, с.28]

 

     Отметим, что  важным для философии техники  является и формирование тех  идеалов, которыми руководствуются  люди в своей технической деятельности  и общество в технической политике. Философия техники стремится  выйти за пределы чисто философских  рассуждений и дать практическое  решение актуальных вопросов  – что такое техника, какова  роль человека в развитии и  функционировании техники, сущность  технической деятельности, соотношение  техники с культурой, взаимосвязь  техники с политикой, дает критику технократизма, рассматривает группу этических проблем ( в том числе проблемы ответственности инженеров), взаимосвязь науки и техники, научной и технической деятельности и знания.

4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ  ТЕХНИКИ

 

     Возникнув  в конце ХIХ века философия техники в процессе своего дальнейшего развития включала в свое содержание большую палитру взглядов, которые порой сходились друг с другом, а порой основывались на прямо противоположных принципах. Одни из них относятся к так называемому технократическому направлению. Они видят в технике определяющую, да пожалуй, и единственную, причину всех социальных изменений. Подобные утверждения основываются на принципе технократического детерминизма. С точки зрения других техника имеет свою логику развития, независимую от социума. Для одних будущее человечества под воздействием научно-технического прогресса предстает в радужном свете: техника в процессе своего развития автоматически разрешит все социальные коллизии, создаст общество изобилия, ликвидирует унижающий человека не творческий и физически тяжелый труд и обеспечит радостную творческую жизнь. Другие, напротив, видят в технике демона, подчиняющего себе человека: эра человека сменится эрой роботов, произойдет интеллектуальное вырождение индивидов, моральная деградация личности. Одни взгляды связывают прогресс техники с развитием науки, рационального познания. Другие, напротив, уповают на Бога высший иррациональный дух.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"