Технические знания
воплощаются не только через техническую
деятельность в разного рода технических
устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках
и так далее., поскольку без налаженного
механизма продуцирования, накопления
и передачи знаний никакое техническое
развитие в нашем современном обществе
было бы невозможно.
Это отчетливо
понимал уже в конце XIX века немецкий инженер
Франц Рело, выступивший в 1884 г. в Вене
с лекцией «Техника и культура»: «Не вещи
или изобретения, но сопровождающие их
идеи представляют то, что должно вызвать
изменения, новшества... У нас пробило себе
дорогу сознание, что силы природы при
своих действиях подчиняются определенным
неизменным законам, законам природы,
и никогда, ни при каких обстоятельствах
не бывает иначе».
Приобщение
к технической цивилизации не
дается одной лишь покупкой совершенных
технических устройств – оно должно прививаться
воспитанием, обучением, передачей технических
знаний. Доказательством этому служит,
по мнению Рело, современный ему Китай,
«где весь отличный европейский материал
приобретенный покупкою, оказывается,
по-видимому бесполезным перед правильным
нападением...» западных стран. Но это же
относится и к промышленной сфере. Как
только Китай отошел от традиционной схемы
«закупки» на Западе машин и перешел к
перестройке всей экономической образовательной
и технологической сферы, сразу же наметился
отчетливый технический и экономический
рост.
Техника относится
к сфере материальной культуры.
Это – обстановка нашей домашней
и общественной жизни, средства
общения, защиты и нападения,
все орудия действия на самых
различных поприщах. Так определяет
технику на рубеже XIX - XX столетий
П.К. Энгельмейер: «Своими приспособлениями
она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость,
она сокращает расстояние и время и вообще
увеличивает производительность труда.
Наконец, облегчая удовлетворение потребностей,
она тем самым способствует нарождению
новых... Техника покорила нам пространство
и время, материю и силу и сама служит той
силой, которая неудержимо гонит вперед
колесо прогресса». Однако, как хорошо
известно, материальная культура связана
с духовной культурой самыми неразрывными
узами. Например, археологи именно по остаткам
материальной культуры стремятся подробно
восстановить культуру древних народов.
В этом смысле философия техники является
в значительной своей части археологией
технических знаний, если она обращена
в прошлое (особенно в древнем мире и в
средние века, где письменная традиция
в технике еще не была достаточно развита)
и методологией технических знаний, если
она обращена в настоящее и будущее.
Сегодня к
сфере техники относится не
только использование, но и
само производство научно-технических
знаний. Кроме того, сам процесс
применения научных знаний в
инженерной практике не является
таким простым, как это часто
думали, и связан не только
с приложением уже имеющихся,
но и с получением новых
знаний. «Приложение состоит не
в простом приложении наук
к специальным целям, – писал
немецкий инженер и ректор
Берлинского политехникума А.
Ридлер. Раньше, чем делать такое приложение
надо принять во внимание условия данного
случая. Трудность применения заключается
в правильном отыскании действительных
условий данного случая. Условно принятое
положение вещей и пренебрежение отдельными
данными условиями обманывают насчет
настоящей действительности. Только применение
ведет к полному пониманию; оно составляет
высшую ступень познания, а общее научное
познание составляет только предварительную
ступень к нему... Знание есть дочь применения.
Для применения нужно умение исследовать
и изобретательность».
Таким образом,
современная техника, и прежде
всего техническое знание, неразрывно
связаны с развитием науки.
Сегодня этот тезис никому
не надо доказывать. Однако в
истории развития общества соотношение
науки и техники постепенно
менялось.
ХХI век может
быть охарактеризован как всё расширяющееся
использование техники в самых различных
областях социальной жизни. Техника начинает
всё активнее применяться в различных
сферах управления. Она реально начинает
воздействовать на выбор тех или иных
путей социального развития. Эту новую
функцию техники иногда характеризуют
как превращение её в социальную силу.
При этом усиливаются мировоззренческие
функции техники и её роль как непосредственной
производительной силы.
Современная
философия техники рассматривает
развитие технического познания
как социокультурный феномен.
И одной из важных её задач
является исследование того, как
исторически меняются способы
формирования нового технического
познания и каковы механизмы
воздействия социокультурных факторов
на этот процесс. Философия
техники не ставит своей обязательной
задачей чему-то учить. Она
не формулирует никаких конкретных
рецептов или предписаний, она
объясняет, описывает, но не
предписывает. Философия техники
в наше время преодолела ранее
свойственные ей иллюзии в
создании универсального метода
или системы методов, которые
могли бы обеспечить успех
для всех приложений во все
времена. Она выявила историческую
изменчивость не только конкретных
методов, но и глубинных методологических
установок, характеризующих техническую
рациональность.
Современная
философия техники показала, что
сама техническая рациональность
исторически развивается и что
доминирующие установки технического
сознания могут изменяться в
зависимости от типа исследуемых
объектов и под влиянием изменений
в культуре, в которые техника
вносит свой специфический вклад.[3,
с.125-128]
Философия
техники не нужна ремесленнику,
не нужна при решении типовых
и традиционных задач, но подлинная
творческая работа, как правило,
выводит на проблемы философии
и методологии. Именно этим
задачам и служит философия
техники.
Итак, техника
должна быть понята:
- как совокупность
технических устройств, «артефактов»
от отдельных простейших орудий
до сложнейших технических систем;
- как совокупность
различных видов технической
деятельности по созданию этих
устройств – от научно-технического
исследования и проектирования
до их изготовления на производстве
и эксплуатации, от разработки
отдельных элементов технических
систем до системного исследования
и проектирования;
- как совокупность
технических знаний – от специализированных
рецептурно-технических до теоретических
научно-технических и системотехнических
знаний.
3 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ
ТЕХНИКИ
Философия
техники ориентирована на две
основные задачи. Первая задача
– осмысление техники, уяснение
ее природы и сущности – была вызвана
кризисом не столько техники, сколько
всей современной «техногенной цивилизации».
Постепенно становится понятным, что кризисы
нашей цивилизации – экологический, эсхатологический,
антропологический (деградация человека
и духовности), кризис культуры и другие
– взаимосвязаны, причем техника и, более
широко, техническое отношение ко всему
является одним из факторов этого глобального
неблагополучия. Именно поэтому нашу цивилизацию
все чаще называют «техногенной», имея
в виду влияние техники на все ее аспекты
и на человека, а также глубинные технические
истоки ее развития .
Вторая задача
имеет скорее методологическую
природу: это поиск в философии
техники путей разрешения кризиса
техники, естественно, прежде
всего в интеллектуальной сфере новых
идей, знаний, проектов. Приведем один
пример. Многие философы техники связывают
с техникой и техническим развитием кризис
нашей культуры и цивилизации. Известно,
что каково объяснение болезни – таковы
и рецепты по ее излечению. Так М. Хайдеггер
предлагает, чтобы человек осознал, что
он давно уже сам стал «поставом» и превратил
природу в «постав». Мэмфорд призывает
разрушить Мегамашину. Многие философы
не верят, что проблемы, порожденные техникой,
можно решить опять же с помощью техники,
пусть даже более гуманной и совершенной.
Наоборот, Дж.Мартин, признавая, что «сегодня
нам легче уничтожить нашу планету, чем
ликвидировать нанесенный ей ущерб», тем
не менее, считает, что хотя «эта проблема
создана технологией, однако, единственное
ее решение – не сдерживать технологию,
а всячески развивать ее. Отказаться от
технологии или остановить ее дальнейшее
развитие, – считает он, – значит обречь
мир на невиданные лишения... Необходимо
выбрать и развивать те технологии, которые
находятся в гармонии с природой». Полемизируя
с подобным подходом, Скалимовски пишет:
«Техника превратилась для нас в физическую
и ментальную опору в столь извращенной
и всеобъемлющей степени, что если мы даже
осознаем, как она опустошает нашу среду,
природную и человеческую, то первой нашей
реакцией является мысль о какой-то другой
технике, которая может исправить все
это». Итак, одни философы полагают, что
технику (технологию) необходимо гуманизировать,
сделать сообразной природе и человеку,
другие уверены, что любая попытка гуманизировать
современную техногенную цивилизацию,
внедряя в нее в большей степени, чем прежде,
человеческие ценности, обречены на провал,
поскольку система способна проявить
по отношению к таким косметическим операциям
исключительную стойкость. Характерно,
что обе полемизирующие стороны выдвигают
в поддержку своих взглядов достаточно
убедительные аргументы.
Если предположить,
что философия техники все
же решает две указанные выше
центральные задачи (осмысление
природы и сущности техники,
а также поиски путей и способов
выхода из кризиса, порожденного
техникой и техногенной цивилизацией),
то ее статус – это скорее философия, дополненная
частной методологией, а также междисциплинарными
исследованиями и разработками. В этом
случае философия техники является полноценной
неклассической философской дисциплиной.
Поэтому в философию техники мы включаем
прикладные задачи и проблемы, такие как
определение основ научно-технической
политики, разработка методологии научно-технических
и гуманитарно-технических экспертиз,
методология научно-технического прогнозирования,
проектирования и др.
Выделим основные
разделы:
история техники;
философские
вопросы техники и технического
знания;
методология
и история технических наук;
методология
и история проектирования и
инженерной деятельности.
Основной трудностью
является следующее противоречие предмета
«философия техники»: с одной стороны,
техника должна «распредмечиваться»,
исчезать как таковая, уступая место определенным
формам деятельности, ценностям, духу,
аспектам культуры и т.п.; с другой стороны,
подобное «распредмечивание» приводит
к исчезновению специфики нашего объекта
– техники, когда техника предстает перед
исследователем как глубинный и глобальный
аспект всякой человеческой деятельности
и культуры, а не нечто субстанциальное,
что, в общем-то мы интуитивно имеем в виду,
мысля технику. В связи с этим возникает
дилемма: является ли техника самостоятельной
реальностью, именно техникой, а не инобытием
чего-то другого, или же техника – всего
лишь аспект духа, человеческой деятельности
и культуры.
Основной трудностью
является следующее противоречие предмета
«философия техники»: с одной стороны,
техника должна «распредмечиваться»,
исчезать как таковая, уступая место определенным
формам деятельности, ценностям, духу,
аспектам культуры и т.п.; с другой стороны,
подобное «распредмечивание» приводит
к исчезновению специфики нашего объекта
– техники, когда техника предстает перед
исследователем как глубинный и глобальный
аспект всякой человеческой деятельности
и культуры, а не нечто субстанциальное,
что, в общем-то мы интуитивно имеем в виду,
мысля технику. В связи с этим возникает
дилемма: является ли техника самостоятельной
реальностью, именно техникой, а не инобытием
чего-то другого, или же техника – всего
лишь аспект духа, человеческой деятельности
и культуры.
Как же философы
оценивают современную технику?
Прежде всего, они констатируют,
что на протяжении последнего
столетия технику либо прославляли,
либо презирали, либо взирали
на нее с ужасом. Почти исчез «прометеевский
восторг» (выражение известного немецкого
философа К.Ясперса) перед техникой, хотя
дух изобретательства это не парализовало.
«Детская радость» перед техникой стала
уделом «примитивных народов» (выражения
того же Ясперса). Вместе с тем, техника
открывает перед человеком новый мир,
новые возможности существования в нем.
Сравним, например, возможности изучения
иностранного языка с помощью книг-самоучителей
и с помощью компьютерных лазерных дисков.
Или подготовку рукописи книги с помощью
шариковой ручки и компьютерного редактора
текстов. Как говорится, комментарии излишни.
[3, с.154-160]
К. Ясперс
так суммировал все сказанное
выше: «Реальность техники привела
к тому, что в истории человечества
произошел невероятный перелом, все последствия
которого не могут быть предвидены и не
доступны даже для самой пылкой фантазии.
Но очевидно следующее: техника - только
средство, сама по себе она не хороша и
не дурна. Всё зависит от того, что из нее
сделает человек, чему она служит, в какие
условия он ее ставит. Весь вопрос в том,
что за человек подчиняет ее себе и каким
образом он проявит себя с ее помощью.
Техника не зависит от того, что может
быть ею достигнуто, то есть это не самостоятельная
сущность, это скорее триумф средств над
целью». [2, с.28]
Отметим, что
важным для философии техники
является и формирование тех
идеалов, которыми руководствуются
люди в своей технической деятельности
и общество в технической политике.
Философия техники стремится
выйти за пределы чисто философских
рассуждений и дать практическое
решение актуальных вопросов
– что такое техника, какова
роль человека в развитии и
функционировании техники, сущность
технической деятельности, соотношение
техники с культурой, взаимосвязь
техники с политикой, дает критику
технократизма, рассматривает группу
этических проблем ( в том числе проблемы
ответственности инженеров), взаимосвязь
науки и техники, научной и технической
деятельности и знания.
4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
ТЕХНИКИ
Возникнув
в конце ХIХ века философия техники
в процессе своего дальнейшего развития
включала в свое содержание большую палитру
взглядов, которые порой сходились друг
с другом, а порой основывались на прямо
противоположных принципах. Одни из них
относятся к так называемому технократическому
направлению. Они видят в технике определяющую,
да пожалуй, и единственную, причину всех
социальных изменений. Подобные утверждения
основываются на принципе технократического
детерминизма. С точки зрения других техника
имеет свою логику развития, независимую
от социума. Для одних будущее человечества
под воздействием научно-технического
прогресса предстает в радужном свете:
техника в процессе своего развития автоматически
разрешит все социальные коллизии, создаст
общество изобилия, ликвидирует унижающий
человека не творческий и физически тяжелый
труд и обеспечит радостную творческую
жизнь. Другие, напротив, видят в технике
демона, подчиняющего себе человека: эра
человека сменится эрой роботов, произойдет
интеллектуальное вырождение индивидов,
моральная деградация личности. Одни взгляды
связывают прогресс техники с развитием
науки, рационального познания. Другие,
напротив, уповают на Бога высший иррациональный
дух.