Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:13, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

ответы философия.docx

— 235.97 Кб (Скачать документ)

 

     Трудно подчас  провести разграничительные линии  между этими взглядами. Постоянно  взаимодействуя друг с другом  и в процессе этого взаимодействия, испытывая взаимовлияния, претерпевая  серьезную эволюцию эти взгляды в своей совокупности, отражают стремление человеческой мысли философски осмыслить такой сложный феномен, каким является техника, понять ее сущность, тенденции развития, роль в нашей жизни, перспективы технического прогресса. В разнообразии этих взглядов выражается гордость человечества своими достижениями и его испуг, радость и опасения, надежды и отчаяние.

 

     Как уже  отмечалось, философия техники изучает  технику с различных сторон  и выражает интересы различных  социальных и профессиональных  слоев общества. Один ценностный подход будет у конструктора, другой у того, кто эту технику использует в процессе производства, третий у ученого, видящего в технике материализацию научных знаний, четвертый у политика, пятый у религиозного человека и т.д. Все различные аспекты и ценностные подходы в осмыслении техники находят свое интегрированное выражение в философии техники в сравнительно молодой истории, которой существуют более или менее оформленные направления. В современной философии техники можно выделить четыре крупных направления: сциентистское, социологическое, антропологическое и религиозное. Они последовательно анализируют взаимосвязь техники с наукой, обществом, человеком и верой.

 

     Первое направление  – сциентистское ( от англ. science – наука) возникает еще в 70-х годах Х1Х века. Техника рассматривается как практическая реализация научных знаний. Делается философский анализ системы «наука-техника», проводится гносеологическое исследование проблем техники, технического творчества и технического знания. Техника начинает рассматриваться как всякий способ человеческой деятельности, применяющий методы научного познания.

 

     Второе направление  – социологическое. Оно анализирует  взаимоотношения техники и общества. Это направление делится на  две ветви. Первая – техницизм  утверждает всемогущество "научно-технической  рациональности", совершенствование  которой само по себе должно  разрешить социальные и политические  проблемы современного общества. Вторая – антитехницизм, возникший еще в 20-х годах ХХ века. Техника предстает как злой гений человечества, источник всех его бед. В зависимости от конкретной социально-политической и экономической обстановки техницизм и антитехницизм последовательно сменяют друг друга. Так, после второй мировой войны разворачивается гуманистическая критика техники, ставится вопрос о кризисе личности и ее судьбе в современном технизированном обществе.

 

     Третье направление  – антропологическое ( от гр.anthropos – человек). Свою проблематику это направление сформулировало еще в 30-е годы нашего столетия. Техническая среда рассматривается как способ существования человека. Философский анализ технической деятельности сочетается с данными антропологии, психологии, физиологии и других наук, изучающих человека. Исследуя технику как необходимый атрибут человеческого бытия, это направление философии техники часто идет по пути биологизации техники. Источник всякого технического творчества оно видит исключительно в деятельности человека как биологического существа, рассматривает технику как реализацию каких-то качеств и способностей, присущих природе. Человек, таким образом, техникой восполняет свою биологическую недостаточность.

 

     Четвертое направление – религиозная философия техники. Оно является попыткой найти в религиозной вере спасение от технического пессимизма. Религиозные интерпретации техники возникли в начале ХХ века и с большей активностью стали реагировать на противоречивые тенденции научно-технического развития и его амбивалентные последствия. Стремяcь осмыслить научно-технический прогресс с позиций христианства, это направление рассматривает технику как воплощение сверхъестественной сущности – Бога. Любая техническая система воплощает универсальную «упорядоченность» природы в соответствии с божественной целью. Изобретение рассматривается как «свободное» совпадение человеческой инициативы с волей бога, а технический прогресс – как реализация развивающегося с непреклонной логической необходимостью божественного интеллекта. Вера в Бога придает смысл человеческой деятельности, формирует чувство ответственности и защищает людей от возможных злоупотреблений техникой, будит в них совесть.

 

     В последнее  время иногда в роли Бога  выступают пришельцы из далеких миров. Эрих фон Деникин, к примеру, утверждает, что развитие человечества осуществляется по «плану», заложенному в людях «богами-астронавтами». Авторы технических изобретений, пишет он, только мнят себя творцами. В действительности же сами того не ведая они извлекают из глубин своей генетической памяти информацию, унаследованную от «богов-астронавтов». Появление новых идей наверняка было запрограммировано с момента сотворения человека. [3, с. 105-108]

 

     Подводя итог  рассмотрения возникновения и  развития философии техники, отметим,  что в этом сложном и многоплановом  процессе многие исследователи,  к примеру, Карл Митчем [4, с.32-53], прослеживают две явно выраженных традиции. Исторически первая – инженерная философия техники, которая рассматривает технику в субъективном аспекте ее возникновения и указывает, что является ее субъектом, деятельным носителем. Эта традиция представляет собой попытку техников и инженеров выработать некоторую философию своей сферы деятельности. Первое выражение этой традиции восходит к Ньютону, к его натуральной философии и к «механической философии» Р. Бойля. Шотландец Э.Юр выдвинул другой термин-словосочетание «философия производства»(1835 г.). Через 40 лет после Э.Юра выражение «философия техники» использовал Э.Капп в своей теории органопроекции: «в орудии человек систематически воспроизводит самого себя», поэтому «собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа - изогнутый палец становится прообразом крючка, горсть руки - чашей; в мече, копье, весле, совке, граблях, плуге и лопате нетрудно разглядеть различные позиции и положения руки, кисти, пальцев, приспособление которых к рыбной ловле и охоте, садоводству и использованию полевых орудий достаточно очевидно. К этой традиции принадлежат и труды П.Энгельмейера, А. Дюбуа-Реймана, Э.Чиммера, Союза немецких инженеров.

 

     Инженерная  философия техники дает анализ техники как бы изнутри, интерпретацию технического бытия человека в прагматическом мире. Именно это техническое бытие является для этой традиции главным для понимания других типов человеческого мышления и действия. Вникая во различные детали техники и технические процессы инженерная философия техники вольно или невольно отодвигает на второй план изучение связей техники с другими аспектами человеческого бытия.

 

     Вторая традиция  выражена в гуманитарной философии  техники, которая рассматривает  технику в объективном аспекте  ее возникновения и представляет собой совокупность усилий ученых, литераторов, религии и философии (т.е. гуманитарных сфер сознания). Она пытается осмысливать технику в гуманитарном аспекте, в ее связи со всем спектром человечески духовных ценностей и действий, отдавать предпочтение гуманитарному началу перед техническим. Эта традиция зарождается уже в романтическом движении, в "Рассуждении о науках и искусстве» Жан Жака Руссо, находит свое продолжение в философии экзистенциализма и близких к ним философов – А.Бергсона, К. Ясперса, Г.Марселя, Г.Маркузе. Особенно ярко эта традиция представлена работами Л.Мэмфорда в его мифе о машине, первого профессионального философа, обратившегося к проблематике философии техники, Хосе Ортеге-и-Гассета, М. Хайдеггера, Ж.Эллюля. При этом особо подчеркивается значимость человеческой интерпретации - его способности творческого отношения к миру. Так, утверждая, что человек не «делающее», а «мыслящее» существо, Мэмфорд пишет: «Если бы внезапно исчезли все механические (технические) изобретения последних пяти тысячилетий, это было бы катострофической потерей для жизни. И все же человек остался бы человеческим существом. Но если бы у человека была отнята способность интерпретации..., то все, что мы имеем на белом свете, угасло бы и исчезло быстрее, чем фантазии Просперо, и человек очутился бы в более беспомощном и диком состоянии, чем любое другое животное: он был бы близок к параличу» [4, с.32]. Ортега также обращает внимание на то, что человеческая природа есть некий сырой материал, из которого та или иная личность должна что-то творить для себя и техника может рассматриваться как известный вид человеческого проектирования. [3, с.115-123].

 

     Итак, в современной  философии техники можно выделить  четыре крупных направления, которые  последовательно анализируют взаимосвязь  техники с наукой, обществом, человеком  и верой.

 

     Таким образом,  философия по своему содержанию  была всегда плюралистична. В этом ее величайшая сила, позволяющая отразить объект во всех его аспектах и существующие в обществе умонастроения во всем их многообразии. Это полностью относится к философии техники. Ее предмет настолько сложен и практически значим, что не может быть в ее исследовании один прав, а все остальные неправы.

ВЫВОДЫ

 

     ХХI век может быть охарактеризован как всё расширяющееся использование техники в самых различных областях социальной жизни. Техника начинает всё активнее применяться в различных сферах управления. Она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию техники иногда характеризуют как превращение её в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции техники и её роль как непосредственной производительной силы.

 

     Современная  философия техники рассматривает  развитие техническое познание  как социокультурный феномен.  И одной из важных её задач  является исследование того, как  исторически меняются способы  формирования нового технического  познания и каковы механизмы  воздействия социокультурных факторов  на этот процесс. 

 

     В данной  творческой работе доказано, что  философия техники не ставит  своей обязательной задачей чему-то  учить. Она не формулирует никаких  конкретных рецептов или предписаний,  она объясняет, описывает, но  не предписывает. Философия техники  в наше время преодолела ранее  свойственные ей иллюзии в  создании универсального метода  или системы методов, которые  могли бы обеспечить успех  для всех приложений во все  времена. Она выявила историческую  изменчивость не только конкретных  методов, но и глубинных методологических  установок, характеризующих техническую  рациональность. Современная философия  техники показала, что сама техническая  рациональность исторически развивается  и что доминирующие установки  технического сознания могут  изменяться в зависимости от  типа исследуемых объектов и  под влиянием изменений в культуре, в которые техника вносит свой  специфический вклад. 

 

     Техника дает человеку поистине огромное расширение реального видения мира. Не удивительно, что сейчас, как никогда прежде, бурно развивается астрономия, опирающаяся на достижения современной науки. Благодаря транспорту человек преодолевает пространственные ограничения.

 

     Техника открыла  перед человеком новый мир  - мир дизайна. Технический объект  должен быть уже не просто  целесообразным, как это требовалось  от него в прошлом. Он должен  гармонично войти в интерьер  человеческого жилища и при  этом отвечать возросшим требованиям  безопасности пользования им.

 

      Таким образом,  современная техника оказала  воздействие на все сферы жизни  общества: революционные изменения  претерпела сфера материального  производства; даже по сравнению  с первой половиной ХХ века, значительно изменилась социальная  структура развитых стран мира; сложное и противоречивое, далеко  не всегда положительное воздействие  оказала современная техническая  цивилизация на политические  системы большинства стран мира; получили развитие новые виды  искусства и т. д. Техника  коснулась всех сфер жизни.  Она существенно изменила самого  человека, своего творца и ... заложника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32 Соотношение философии науки и философии техники

 

В философии техники при  решении проблемы  соотношения  науки  и  техники  сформировались  следующие основные модели: 1) Линейная, которая рассматривает технику  как прикладную науку, т.е. анализирует  технику в качестве простого  приложения науки. Так, О. Майер считает, что границы между наукой и  техникой произвольны, и что практически  применимого критерия для различения науки и  техники попросту не существует. В конце XX  века  линейная модель подверглась серьезной критике как слишком упрощенная, так как утверждает, что наука и техника представляют различные функции, выполняемые одним и тем же сообществом: за наукой признается  функция производства знания, а за техникой – лишь его применение. Главное различие между наукой и техникой – лишь в широте кругозора и в степени общности проблем: технические проблемы более узки и более специфичны. Наука и техника составляют различные сообщества, каждое из которых различно осознает  свои  цели и систему ценностей. Сегодня линейная модель технологии как прикладной науки, т.е. модель, постулирующая линейную, последовательную траекторию – от научного знания к техническому открытию и инновации – большинством специалистов признана упрощённой. 2) Эволюционная, которая процессы развития науки и техники рассматривает как автономные, но скоординированные процессы, т.е. анализирует процессы развития науки и техники как автономные, независимые друг от друга, а проблему их соотношения решает следующим образом: a) полагает, что наука на некоторых стадиях своего развития использует технику инструментально для получения собственных результатов, или наоборот – техника использует научные результаты в качестве инструмента для достижения своих целей; б) техника задаёт условия для выбора научных вариантов, а наука в свою очередь – технических. Первая точка зрения подчёркивает, что технический прогресс руководствуется прежде всего эмпирическим знанием, полученным в процессе развития самой техники, а не  теоретическим знанием, привнесенным в нее извне научным исследованием. Вторая точка зрения рассматривает технику как прикладную науку, а прогресс в ней – в качестве простого придатка научных открытий. Такая точка зрения является односторонней. Но не менее односторонней, по-видимому, является и противоположная позиция, которая акцентирует лишь эмпирический характер технического знания. Совершенно очевидно,  что современная техника немыслима без глубоких  теоретических исследований,  которые проводятся  сегодня не  только в естественных, но  и в особых – технических – науках. В эволюционной модели соотношения науки и техники выделяются три взаимосвязанные,  но  самостоятельные сферы: наука, техника и производство (или – более широко – практическое использование). Внутренний инновационный процесс происходит в каждой из этих сфер по эволюционной схеме. 3) Инструментальная, где наука рассматривается как прикладная, ориентирующаяся на развитие технических достижений, т.е. утверждает, что наука развивается, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов, и представляет  собой  ряд попыток исследовать способ функционирования этих инструментов.  4) Опережающая, рассматривающая технику науки как постоянно обгоняющую технику повседневной жизни, т.е. утверждает, что техника науки, т.е. измерение и эксперимент, во все времена обгоняет технику повседневной жизни. 5) Технизации науки, утверждающая, что до конца XIX в. регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно характерно для современных технических наук. Модель технизации науки является наиболее реалистической и исторически обоснованной точкой зрения, утверждая, что вплоть до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но это характерно для технических наук сегодня. В течение XIX века отношения науки и техники частично переворачиваются в связи со «сциентификацией» техники. Этот переход к научной технике не был, однако, однонаправленной трансформацией техники наукой, а их взаимосвязанной  модификацией. Другими словами, «сциентизация техники» сопровождалась«технизацией науки».

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"